Буддийская концепция природы

25-07-2012, 15:54  |  Напечатать

Буддийская концепция природы
Его Святейшество Далай-лама поливает посаженное им деревце в "Будда парке" в Равангле, Сикким, Индия, 19 декабря 2010. Фото Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Сегодня я бы хотел поговорить о буддийской концепции природы.

Нагарджуна говорил, что система, признающая понятие пустоты, допускает также и наличие функциональности, а поскольку функциональность возможна, то возможна и пустота. Если рассуждать о природе, то природа в высшем смысле это и есть пустота. Что понимается под пустотой, или шуньятой? Не отсутствие существования как такового, но отсутствие истинного, или независимого существования. Пустота означает, что существование явлений и событий находится в зависимости от других факторов.

Говорим мы об окружающей среде или ее обитателях, и то, и другое состоит из четырех или пяти базовых элементов. Это земля, ветер, огонь, вода и пространство. Что касается пространства, то в Калачакра-тантре упоминается о так называемых атомах пространства, частицах пространства, являющихся центральным ядром всех явлений. В период своего формирования мировая система, вселенная, появляется из этого центрального ядра, из частицы пространства. В этой частице пространства мировая система растворится в конечном итоге. Именно на базе пяти элементов можно говорить об очень тесной взаимосвязи между окружающей средой и ее обитателями, существами, живущими в этой среде.

Говоря об элементах, следует также упомянуть о внутренних элементах, из которых состоят живые существа, и которые являются их неотъемлемой частью. У внутренних элементов также выделяют различные уровни: среди них есть и тонкие и грубые.

Согласно буддийским учениям, наитончайшее сознание – это единственное, что можно «создателем», оно также состоит из пяти элементов, очень тонких. Эти тонкие элементы служат необходимым условием для возникновения внутренних элементов, из которых формируются живые существа. Это, в свою очередь, служит причиной существования или эволюции внешних элементов. Таким образом, между средой обитания и населяющими ее существами имеется очень сильная взаимозависимость, или взаимосвязь.

Взаимозависимость проявляется на разных уровнях: можно говорить о зависимости явлений и событий от причинных факторов, от их собственных частей, или от концептуального ума, который фактически и «наклеивает на них ярлыки», дает им обозначения.

Темой нашей сегодняшней беседы будет взаимосвязь, или взаимозависимость, между средой обитания и населяющими ее живыми существами.

Некоторые из моих друзей говорят, что в основе человеческой природы лежит жестокость. На что я отвечаю, что с этим не согласен. Посмотрите на млекопитающих, например тигров и львов. Чтобы выжить, им приходится отнимать жизни у других животных. В силу своей природы эти млекопитающие имеют определенное сложение: острые зубы и длинные когти. У безобидных животных, вроде травоядных оленей, зубы и когти отличаются, они мягче. С этой точки зрения, мы, люди, относимся ко второй категории, не так ли? Наши зубы, ногти приспособлены для мирного существования. Поэтому я ответил друзьям, что не согласен с ними. В основе своей человеческая природа ненасильственна.

Что же касается выживания человека, то люди – это общественные животные. Для выживания нам необходимы другие люди, без них наше существование попросту невозможно. Это закон природы.

Я глубоко верю, что по своей основополагающей природе люди безобидны, поэтому и наше отношение к окружающей среде должно быть соответствующим. Я считаю, что мы должны доброжелательно относиться не только к другим представителям человеческого рода, не нанося им вреда, но и к окружающей нас среде. Я думаю, это наше нравственное обязательство, все мы должны испытывать беспокойство о состоянии окружающей природы.

Есть и другая точка зрения, согласно которой дело даже не в нравственности, или этике, а в вопросе нашего собственного выживания. Окружающая среда чрезвычайно важна не только для нашего поколения, но и для последующих поколений. Если мы будем слишком интенсивно использовать природные ресурсы, то, быть может, извлечем определенную выгоду на настоящий момент, но в долгосрочной перспективе пострадаем и мы сами, и грядущие поколения. Изменение природных условий влечет за собой изменение климата. Следствием кардинальных изменений станут смена экономических систем и многое другое вплоть до изменений, связанных с нашим физическим телом. Эффект от этих изменений более чем значителен. Если рассуждать так, то речь уже не только о нашем собственном выживании.

Поэтому, для того чтобы достичь более ощутимых результатов и добиться успеха в вопросе защиты и сохранения окружающей среды, необходимо, прежде всего, привнести гармонию в отношения между людьми. Поскольку причиной пренебрежительного отношения к окружающей среде, от которого страдают и сами люди, служит неосведомленность о чрезвычайной значимости окружающей среды, я считаю, что необходимо, прежде всего, прививать людям эти знания. Очень важно рассказывать о значимости окружающей среды и о той пользе, которую приносит бережное к ней отношение.

И еще, я всегда подчеркиваю, как важны для нас сострадательные помыслы. Как я уже говорил, даже с эгоистической точки зрения мы нуждаемся в других людях. Проявление заботы о благополучии других, сопереживание, помощь другим, в конечном итоге оборачивается пользой для нас самих. Если же человек думает только о себе и забывает о других, то в конечном счете он сам проигрывает. Это тоже своеобразный закон природы. Думаю, он достаточно прост. Если вместо улыбки вы будете одаривать окружающих злобным взглядом, то в ответ получите то же самое. Разве не так? Если же вы проявите искренность и открытость, то такой же будет ответная реакция. Логика довольно проста.

Каждый желает иметь друзей и не иметь врагов. Обрести друзей можно только силой доброго сердца, а не денег и власти. Друзья власти и друзья денег – это нечто иное. Это не настоящие наши друзья.

Настоящий друг должен быть другом сердца. Я всегда говорю, что друзья, появившиеся в тот момент, когда вы богаты и наделены властью − это ненастоящие друзья, но друзья денег и власти. Как только исчезнут деньги и власть, эти друзья распрощаются с вами. Скажут вам: «До свидания!» Таких друзей не назовешь надежными. Истинные, верные друзья всегда разделят вашу печаль, вашу тяжелую ношу, всегда придут вам на помощь вне зависимости от того, успешны и удачливы вы или нет. Гнев — плохой помощник в поиске таких друзей, не поможет в этом одна только образованность и интеллект. Все, что нужно для этого – это доброе сердце.

Если вы хотите вести эгоистичный образ жизни, то в таком случае будьте разумными эгоистами, а не узколобыми. Ключевым моментом здесь является чувство всеобщей ответственности, в нем настоящий источник силы, настоящий источник счастья.

С этой точки зрения, если еще при жизни нашего поколения мы все доступные ресурсы, включая деревья, воду, полезные ископаемые и т.д., не заботясь о следующем поколении, о будущем, то мы сами будем в этом повинны. Наши взаимоотношения с окружающей средой можно будет назвать сбалансированными только в том случае, если подлинное чувство всеобщей ответственности укоренится в нашем сознании как основной мотивационный принцип. Это поможет нам достичь баланса во всех аспектах отношений между людьми, будь то взаимоотношения с соседями, родственниками или согражданами.

Как известно, Индия – это родина многих великих мыслителей и духовных учителей. Некоторые из этих мыслителей, такие как Махатма Ганди и другие политики, применяли благородные идеи, такие как ахимса, в политической сфере. В некотором смысле принцип неприсоединения, которому Индия следовала во внешней политике, был также связан с нравственными принципами такого рода. Я думаю, что для Индии было бы очень важно и в дальнейшем развивать эти благородные идеи и действия и способствовать их распространению.

Здесь также важно поговорить о сознании: что есть сознание, что есть ум? В западном мире в последние два столетия внимание преимущественно уделяется науке и технологиям, которые в основном имеют дело с материей.

Сейчас ядерные физики и нейробиологи начали заниматься детальным и очень глубоким изучением частиц. В процессе исследования они обнаружили влияние, оказываемое на ход эксперимента наблюдателем, которого они иногда называют «познающим». Что значит «познающий»? Под этим термином понимают человека, например ученого. Каким образом ученый что-либо познает? Полагаю, с помощью мозга. Западные ученые все еще не в состоянии точно идентифицировать более 100 млрд. клеток мозга. Из 100 млрд. клеток на настоящий момент идентифицированы лишь несколько сотен. Что касается ума, вне зависимости от того, пользуетесь ли вы термином «ум», «особая энергия мозга» или «сознание», существует взаимосвязь между мозгом и умом, умом и материей. Это достойно особого внимания. Представители восточной философии и западной науки должны развивать диалог, выявляя взаимосвязь между умом и материей.

Сегодня наш человеческий ум в значительной мере направлен на так называемый внешний мир. Мы забываем уделять должное внимание изучению мира внутреннего.

Безусловно, научное и материальное развитие необходимо нам для выживания, для извлечения определенной пользы, для процветания. Но нам в той же мере нам необходим и спокойный ум. Ни один доктор не сможет сделать вам инъекцию спокойного ума, ни на одном рынке не купить покоя и счастья. Имея миллионы и миллионы рупий, вы можете позволить себе все что угодно, но придя в супермаркет и попросив покоя ума, вы в ответ услышите смех. Если вы скажете доктору: мне нужен не притупленный, а по-настоящему спокойный ум, то вам, скорее всего, выпишут снотворное или сделают укол. В результате вам, возможно, удастся расслабиться, но по-настоящему отдохнуть не получится.

Если вы стремитесь к настоящему покою и внутреннему равновесию, то доктор вам не поможет. И такое устройство, как компьютер, каким бы высокотехнологичным оно не было, не сможет подарить вам покой ума. Источник такого покоя − сам ум. Каждый стремится к счастью и радости. Попробуйте сравнить физическую боль и удовольствие с душевной болью и радостью. Вы обнаружите, что ум сильнее тела, он доминирует, его действие эффективней. Поэтому нужны определенные методы для достижения покоя ума, предполагающие глубокие познания о его устройстве. На мой взгляд, это очень важно.

Когда мы говорим об окружающей среде, о ее сохранении, то у этого вопроса много аспектов. Но, в конце концов, решение этой проблемы должно исходить из глубин вашего сердца. Я считаю, что ключевую роль здесь играет истинное чувство всеобщей ответственности, основанное на любви, сострадании и осознанности.

Запись выступления в Нью-Дели, Индия, 4 февраля 1992 г.
Перевод: Заяна Помпаева
Просмотров: 7352  |  Тэги: природа, окружающая среда
 

Расписание встреч

2017.04.01 Индия, Гувахати, штат Ассам
1 апреля 2017 г.
Публичная лекция «Гуманный подход к построению мира» в рамках завершающей программы празднования платинового юбилея газеты The Assam Tribune. Вторая половина дня. Место проведения: ITA Center for Performing Arts.
2017.04.02 Индия, Гувахати, штат Ассам
2 апреля 2017 г.
Публичная лекция «Древняя индийская мудрость в современном мире». Презентация автобиографического сочинения Далай-ламы «Моя страна и мой народ», переведенного на ассамский язык. Первая половина дня. Место проведения: Университет Гувахати.
2017.04.03 Индия, Дибругарх, штат Ассам
3 апреля 2017 г.
Лекция. Первая половина дня. Место проведения: Университет Дибругарха.

Сохраним Тибет!

2017.03.31
31 марта – 23 апреля. Москва. Занятия в рамках модуля «Особый Опыт Объединения» международной учебной программы «Открытие буддизма»

В Москве открыта регистрация на модуль «Особый Опыт Объединения» в рамках международной учебной программы «Открытие буддизма»
Московский центр ФПМТ «Ганден Тендар Линг» приглашает принять участие в модуле «Особый Опыт Объединения» в рамках международной учебной программы «Открытие буддизма». Образовательная программа, ...

2017.06.13
13–16 июня. Москва. Чокьи Ньима Ринпоче. Летние учения и пуджа нгаксо

Основные разделы сайта