В буддизме качество важнее количества

2-04-2010, 20:07  |  Напечатать

27 марта 2006 г. по завершении учений в рамках молитвенного фестиваля Монлам Его Святейшество Далай-лама обратился к большому собранию тибетцев, проживающих в Тибете. С большим энтузиазмом он обсуждал многие вопросы. В частности, он говорил о том, что в вопросах духовного образования, дарования учений и духовной практики тибетцам необходимо в первую очередь обращать внимание на качество. Мы приводим резюме этого обращения:

Большинство из нас, тибетцев, не могут похвастаться высоким уровнем знаний. Но при этом наше сообщество, состоящее из 6 миллионов человек, питает подлинную веру в буддийское Учение, удивительную по своей глубине.

Буддизм, мудрое и глубокое учение, получил широкое распространение, передавался из поколения в поколение и так достиг расцвета. Сегодня Страна снегов, Тибет, остается практически единственным местом на земле, где можно сохранить буддийское Учение во всей его полноте, включая Махаяну, Хинаяну и Тантру. Кроме того, мы имеем возможность сохранить и распространить духовное наследие великого университета Наланда без малейшего налета примесей.

В Тибете по сей день существуют глубокие традиции и тщательно разработанная программа [монастырского] обучения, которые необходимы для всестороннего сохранения и распространения буддийских учений и практик. На протяжении тысячелетия целый народ Страны снегов хранил Учение Будды, передавая его из поколения в поколения, защищал его и распространял. Тема не менее, очевидно, что у основной массы населения уровень знаний чрезвычайно низок.

Сегодня в монастырях Тибета основное внимание должно быть уделено не количеству монахов и монахинь, но высокому качеству их обучения и строгому соблюдению дисциплины. Если же качество обучения, практики и дисциплины оказывается слишком низким, то все разговоры [о монашестве] перестают иметь всякий смысл. Огромное число монахов и монахинь ― это лишь количественные показатели, от которых нет никакой пользы. Высокое качество ― вот что имеет определяющее значение.

Я наблюдаю порой, как тибетское сообщество ценой больших усилий стремится увеличить число монахов и монахинь. Я не вижу в этом особой необходимости. Говоря начистоту, мы так часто выступаем с протестами, [привлекая внимание общественности к тому], что тибетцы становятся меньшинством в собственной стране. Речь идет о реальной угрозе, и в этом вопросе международное сообщество оказывает нам значительную поддержку. Однако перед лицом этой большой опасности мы подчас сами способствуем сокращению численности населения, увеличивая число монахов и монахинь так, что их становится слишком много. При и без того малой численности тибетского народа дальнейший рост числа монахов и монахинь, несомненно, приведет к существенному сокращению численности нашего населения.

Нам также необходимо думать о положении дел в таких местах, как Ладак. Я считаю большой ошибкой, явившейся результатом крайней недальновидности, то, что в монастырях (как в Тибете, так и за его пределами) в настоящее время слишком форсируют рост числа монахов и монахинь и при этом не уделяют внимания их обучению и дисциплине.

Мы должны обращать внимание на все аспекты сложившейся на сегодняшний день ситуации, а иначе наше время нельзя будет назвать эпохой прогресса. В своих размышлениях мы должны заглядывать вперед, мысленно возвращаться назад, смотреть вправо и влево. Мы живем в такое время, когда мы больше не можем принимать решения, основываясь исключительно на том, что мы видим прямо перед собой.

В любом случае, крайне важно поддерживать высокий уровень качества подготовки и дисциплины монахов и монахинь, и это гораздо важнее их числа. Как я говорил во время учений по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватра» (Путь Бодхисаттвы), недостаточно просто познакомиться с текстами по сутре и тантре. Если мы будем довольствоваться исполнением ритуалов ― боем барабанов, цимбал и танцами Чам, думая, что это и есть религиозная практика, но при этом не сможем объяснить, что такое Три Драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха), то велика опасность, что от наших ритуалов будет лишь призрачная польза. Следует проявлять большую осторожность в этом вопросе. Буддизм не сводится к одному лишь бою барабанов и цимбал. Подобные ритуалы никоим образом не смогут усилить нашу преданность [Трем Драгоценностям]. Существует опасность того, что у исполняемых нами ритуалов не окажется твердой основы.

Таким образом, очень важно не потерять свои корни. В тибетском сообществе повсюду можно видеть множество примеров того, как люди теряют корни и цепляются за ветви. Благородная традиция изучения тибетской буддийской философии, сохранившаяся со времен наших предков, в первую очередь должна поддерживаться нашими монастырями.

Исходя из этого, монахам и монахиням в монастырях следует заботиться о высоком качестве обучения и подготовки, равно как и о дисциплине, и при этом они должны сохранять веру в Учение и приверженность практике. Каждый должен прилагать усилия, чтобы привести к прогрессу широкие слои общества, дав ему современные знания, и тем самым способствовать более глубокому пониманию буддизма, чтобы в людях росла приверженность Учению Будды. Это один из важных моментов, на который я регулярно обращаю внимание.

В течение многих десятилетий в Китае ― особенно во времена Культурной революции, когда уничтожались «Четыре пережитка» (старые обычаи, старая культура, старые привычки, старые идеи), ― религия и культура повсеместно подвергались гонениям. Но человеческая природа такова, что ей нужен источник веры и надежды, и потому, как мы видим, [в Китае сегодня] значительно выросло число последователей христианской веры. Увеличилось и число людей, практикующих буддизм. В последнее время особенно много людей стали проявлять интерес к тибетскому буддизму. За два минувших десятилетия многие китайцы обратили свое внимание на тибетский буддизм и теперь получают учения от тибетских лам, геше и т.д. Их число сейчас неуклонно растет.

Пример тому ― центр, который основал Кхен Ринпоче Джигме Пунцог. Среди его учеников было множество этнических китайцев. К тому же, он сумел превратить свой центр в процветающую академию. Правда, в последнее время деятельность центра пришла в упадок и, к великому сожалению, скончался и сам выдающийся настоятель. Весьма прискорбное развитие событий. Но, если говорить в целом, то многие этнические китайцы проявляют интерес к тибетскому буддизму и становятся его последователями; они также получают учения от тибетских лам, геше и т.д. Я расцениваю это как весьма позитивную тенденцию.

Ламы и геше Тибета, другие учители и распространители Учения Будды в наши дни должны всегда помнить об одном очень важном моменте: будет серьезной ошибкой распространять и даровать буддийские учения с целью извлечения денежной или материальной выгоды или ради жизни в роскоши. Кроме того, если посмотреть на это с точки зрения накопления благой и неблагой кармы, то такая деятельность будет торговлей религией. Практикующие не должны так поступать. Все люди, причастные к распространению Учения Будды, должны проявлять большую осторожность в данном вопросе. Порой, когда верующие, совершают подношения ламам или духовным учителям и выражают им знаки почтения, то те преисполняются чувства собственной значимости, и их эго раздувается. В этом нет ничего хорошего.

Дром Тонпа говорил: «Даже если все оказывают тебе высочайшие почести, лучше держать себя в смирении». Никогда не забывайте об этом. Что до меня, то я всегда помню об этом. Всякий раз, когда люди выказывают мне свое почтение, обращаясь ко мне со словами «Ваше Святейшество», я всегда усмиряю себя, напоминая себе эти строки:

Куда бы я бы ни направлялся,
С кем бы ни встречался
И какой бы ни была моя цель,
Да буду я считать себя нижайшим из всех,
Да смогу я со всей искренностью
Привести других к высочайшему [Просветлению].


Я поступаю так всегда, никогда не позволяя себе ослаблять усилия. И вы должны действовать так же.

Если говорить о печальной стороне нынешнего развития событий, то во многих странах, таких как Тайвань, Америка, европейские государства, Россия и Монголия в последнее время наблюдаются случаи, когда лже-ламы и лже-наставники из Тибета совершают поступки, несовместимые с религией. Так же и из Китая приходят сообщения о лже-учителях, прибывших из Тибета. Это настоящая трагедия.

Мы видим, что талантливые и способные наставники смиренно остаются в тени, в то время как лже-учителя, лишенные всякого стыда и полные алчности, говорят откровенную ложь, нагло надевают на себя маску религиозности, совершая поступки, несовместимые с религией, и, таким образом, наносят огромный вред репутации буддийской веры.

В свете этого каждый из нас должен старательно развивать в себе приверженность [высоким идеалам]. Особенно важно, чтобы одаренные духовные наставники брали на себя ответственность за служение религии и человечеству.


Перевод Дели Лиджи-Гаряевой
Просмотров: 5367  |  Тэги: монахи, монахини, лже-учителя
 

Расписание встреч

2017.11.04 Индия, Дхарамсала
4 ноября 2017 г.
Участие в конференции «Наука, религия и мир во всем мире». Первая половина дня. Организатор: Институт Бхактиведанты (г. Карнал). Место проведения: Government College.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре поворота Колеса Учения» (чокьи кхорло корве до) и «Сутре о зависимом происхождении» (тендрел чи до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
2018.01.14 Индия, Бодхгая, штат Бихар
14–16 января 2018 г.
Трехдневные учения по сочинению Нагарджуны «Комментарий по бодхичитте» (джангчуп семдрел) и произведению Гьялсэ Тхокме Сангпо «37 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

«Практика Круга времени – Калачакра». Новая книга изд-ва «Нартанг» А. Терентьева
Подготовленное издание представляет продолжение и завершение публикации комментариев учителя, переданных в России по практике Калачакры – Круга времени. Книга включает сокращенный метод осуществления ...

Видео. Далай-лама о трудностях в духовной жизни
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопрос журналистов о трудностях в его собственной духовной жизни. Фрагмент пресс-конференции, состоявшейся в дни Учений для России и стран Балтии в Риге. 23 ...

Гигантскую буддийскую мантру воздвигли вдоль автодороги Элиста-Яшкуль
Буддийская мантра из металлических конструкций высотой 3,5 метра была установлена вдоль трассы Элиста-Яшкуль (Калмыкия) недалеко от поселка Гашунский. "Объемная конструкция была возведена в память о ...

Основные разделы сайта