Его Святейшество Далай-лама рассказал о связях между внутренним развитием и изменением климата, миром и справедливостью

19-04-2012, 21:39  |  Напечатать

Сан-Диего, Калифорния, США, 18 апреля 2012 г. Утром 18 апреля, в первый день своего визита в Сан-Диего, Его Святейшество Далай-лама принял участие в заседании круглого стола, посвящённого климатическим изменениям, во время которого он в очередной раз повторил свой призыв ко всем странам ставить общие интересы защиты окружающей среды выше любых других национальных интересов. Днем Его Святейшество прочитал лекцию о взаимосвязи мира, справедливости и внутреннего развития при переполненных трибунах стадиона.

Вначале Далай-лама отправился в Калифорнийский университет в Сан-Диего, где его встретила ректор университета Мэрай Энн Фокс. Вместе с ректором Его Святейшество провел встречу с представителями средств массовой информации.

В своей вступительной речи он изложил основные положения двух своих обязательств – пропаганды общечеловеческих ценностей и пропаганды гармонии и взаимопонимания в отношениях между религиями. Говоря о своем третьем обязательстве, касающегося Тибета, Его Святейшество объяснил, что в 2011 году в этом вопросе произошли изменения, в результате которых он передал свои политические полномочия демократически избранному тибетскому лидеру.

Его главное убеждение заключается в том, что мир принадлежит человечеству, а страны – своим народам, но никак не религиозным лидерам, королям, королевам, императорам или политическим партиям. По его словам, он уже говорил однажды, что Америка принадлежит тремстам миллионам американцев, а не республиканской или демократической партиям.

С юных лет Далай-лама вслух говорил о недостатках, которые, по его мнению, существовали в системе государственного управления Тибетом. В 1950 году он принял на себя обязанности светского правителя, а 1952 году учредил комитет по реформам. И даже начинал проводить некоторые изменения. Но они были не очень успешными, поскольку Китай хотел, чтобы реформы шли по намеченному им плану.

Его Святейшество Далай-лама рассказал о связях между внутренним развитием и изменением климата, миром и справедливостью

После того, как в 1959 году Его Святейшество перебрался в свободную Индию, он смог напрямую работать над демократизацией тибетского общества. С 2001 года тибетцы начали избирать своего руководителя в ходе прямых выборов, а сам Далай-лама «наполовину ушел в отставку». Несколько позже он выразил желание полностью уйти в отставку и после того, как увидел, с каким энтузиазмом тибетцы в 2010 году избирали калон-трипу (главу тибетского кабинета министров), решил, что пришло время передать все политические полномочия избранному тибетскому лидеру. Это произошло в 2011 году.

По поводу пропаганды общечеловеческих ценностей, Его Святейшество указал на тему своего визита в Сан-Диего (напечатанную на баннере позади сцены) и сказал, что людям очень нужно развивать сострадание без границ. Сострадание заложено в человеке на биологическом уровне, но оно ограничивается заботой о семье, близких и т.д. Тем не менее, такой вид сострадания можно взять за основу: культивируя его при помощи человеческого разума и применяя научные достижения, люди могут постараться развить в себе сострадание без границ.

Такое чувство можно зародить, приучив себя думать: я хочу счастья и любви, значит другие люди желают себе того же. Благодаря такой заботе о благополучии других, в конечном итоге, можно прийти и к заботе о собственных врагах.

О пропаганде религиозной гармонии, Его Святейшество сказал, что этим вопросом он занимается, потому что он буддист. В Индии, по словам Далай-ламы, наряду с «доморощенными» религиями сосуществуют и другие религиозные традиции. Поэтому Индия – это живой пример возможности совместного проживания разных религиозных сообществ со взаимным уважением и к обоюдной пользе.

Его Святейшество сказал, что будет верен этим двум обязательствам до конца своей жизни. А причина, по которой он углубился в эти вопросы, заключается в том, что СМИ тоже играют определенную роль в пропаганде этих ценностей. Людям необходимо осознать, что подлинный источник счастья находится внутри них самих и не зависит от власти или денег. И хотя СМИ должны освещать негативные события, нужно чтобы они говорили и обо всем вышесказанном, поскольку в демократичном обществе они играют очень важную роль.

На вопрос, что он думает о фотографиях в газете Los Angeles Times, на которых американские солдаты запечатлены вместе с мертвыми афганцами, Далай-лама повторил о своем полном неприятии использования силы, утверждая, что она не может быть решением. Затем он рассказал о роли принципа ахимсы или ненасилия и почему ненасилие – это реальный подход к решению спорных вопросов, добавив, что использование силы может иметь непредсказуемые последствия.

На вопрос, не свидетельствует ли отсутствие на этот раз сообщений о протестах китайцев против его визита о каком-либо прогрессе (во взаимоотношениях тибетцев с китайскими властями), Его Святейшество ответил отрицательно и предложил прессе провести более глубокое изучение этого вопроса.

После встречи с представителями прессы, Его Святейшество перешел к месту проведения круглого стола на тему «Глобальные последствия изменения климата: равновесие через всеобщую ответственность, сострадание и человеческое сознание».

Ректор Калифорнийского университета в Сан-Диего Мэрай Энн Фокс поблагодарила в своем приветственном обращении Его Святейшество за приезд от имени всего университета. И напомнила, что он был первым нобелевским лауреатом, удостоенным этой награды за усилия по сохранению окружающей среды в мировом масштабе.

Затем господин Пьер Омидьяр, основатель компании eBay, представил Его Святейшество публике, рассказав о наиболее ярких моментах его жизни и упомянув о некоторых международных наградах, которыми он был награжден.

После этого началось заседание круглого стола. Помимо Его Святейшества, в круглом столе принимали участие профессор Ричард Сомервиль, заслуженный профессор Института океанографии Скриппса Калифорнийского университета в Сан-Диего, и профессор Вирабхадран Раманатхан, заслуженный профессор атмосферных наук и климатологии, директор Центра атмосферных наук Института океанографии Сриппса Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Профессор Сомервиль коротко рассказал о необходимости снижения уровня выброса мировых отходов и подтвердил слова Его Святейшества о том, что нации отдают предпочтение своим индивидуальным интересам, вопреки общему интересу охраны окружающей среды.

Профессор Раманатхан рассказало о том, какой вклад, по его мнению, население планеты непреднамеренно производит в загрязнение окружающей среды, используя дровяные печи и т.д. Он отметил, что Его Святейшество посвятил целую главу своей книги «За пределами религий: этика для всего мира» проблемам окружающей среды, и что сострадание без границ – решение этих проблем.

В своих комментариях Далай-лама рассказал о том, как сам осознал важность окружающей среды. Он рос в Тибете, не имея никаких представлений о загрязнении окружающей среды. Говоря о чистоте тибетской природы, он привел пример того, как тибетские путешественники, испытывающие жажду, без каких-либо сомнений пьют воду прямо из ручьев. У них не возникает и мысли о том, что вода может оказаться загрязненной. Когда он стал жить в Индии, то с удивлением узнал, что вода в реке может быть непригодной для употребления.

Впоследствии, сказал Его Святейшество, он встречался с учеными и у него появился личный интерес к проблемам окружающей среды. Теперь это уже вопрос выживания всей планеты, а не просто отдельного человека.

В настоящий момент, добавил он, эта голубая планета – наш единственный дом и мы должны заботиться о нем. Люди реагируют мгновенно, когда сталкиваются с фотографиями или новостями о насилии, кровопролитии, войне или голодании. И хотя проблема изменения климата не так заметна, может быть слишком поздно что-либо менять, когда люди в городах должны будут носить маски или подвергнутся заболеваниями легких, вызванных причинением вреда окружающей среде.

Его Святейшество отметил, что человечеству необходимо осознать проблемы, связанные с окружающей средой и изменением климата, и что роль ученых в этом сложно переоценить. Он предложил создать мировое движение в духе проведенной в Копенгагене Конференции ООН по изменению климата. Далай-лама назвал недальновидными страны, которые продолжают ставить свои национальные интересы выше общемировых интересов охраны окружающей среды. Он рассказал о положении дел в Монголии, где использование угля в домашних нуждах – главная угроза здоровью людей. Обрисовав взаимосвязь между экономическим развитием и причинением ущерба окружающей среде, он рассказал о том, что в таких странах, как Индия и Китай, из-за недостатка современного оборудования, для обеспечения топливом люди вынуждены вырубать деревья.

Его Святейшество Далай-лама рассказал о связях между внутренним развитием и изменением климата, миром и справедливостью

Его Святейшество сказал, что всеми силами старается привлечь внимание людей к тому, что мы живем во взаимозависимом мире, и что будущее каждого человека зависит от будущего других людей. А значит, нам необходимо сотрудничество, претворение в жизнь принципа всеобщей ответственности. Его Святейшество подчеркнул роль доверия, говоря о том, что без доверия нет дружбы, а без дружбы во взаимоотношениях будет преобладать крайний эгоизм. Люди должны осознать, что забота друг о друге отвечает их собственным интересам. Нужно развивать чувство единства всего человечества и хотя бы в какой-то степени заботиться о благополучии всего остального человечества и всех живых существ.

В этом месте Его Святейшество сказал, что его переводчик, Туптен Джинпа, напонил ему о том, что один из его друзей, профессор Боб Ливингстон, работал в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Он сказал, что профессор Ливингстон был очень сильно озабочен будущим планеты, и направил свои усилия на достижение мира и ядерное разоружение.

После этого участники круглого стола ответили на вопросы из зала. На вопрос об изменении отношения политических лидеров к проблемам окружающей среды Его Святейшество подчеркнул, что главный недостаток современного образования в его направленности на удовлетворение материальных нужд, в том, что оно совершенно не касается вопросов внутреннего мира. Объясняя исторические причины того, что современное образование игнорирует вопросы нравственности и этики, он одновременно отметил, что обучение должно быть хорошо сбалансированным, в нем должны учитываться и материальные, и внутренние ценности. Средства массовой информации также должны сыграть свою роль в этом вопросе. Так мы сможем вырастить новое поколение будущих лидеров, которые будут лучше понимать важность таких проблем, как изменение климата.

Затем был задан вопрос о том, каким подходом лучше всего пользоваться, имея дело с людьми, отрицающими само существование проблем окружающей среды. Его Святейшество ответил, что это зависит от вашего внутреннего к ним отношения. И добавил, что он в подобной ситуации, уважая взгляды таких людей, открыто обсудил бы их доводы. Он привел пример буддийских мастеров Наланды, которые могли вести довольно жесткие и непримиримые дебаты со своими оппонентами, но при этом сохраняли глубокое уважение к тем, кто придерживался противоположных взглядов. Мы должны осознать, что всегда будут существовать разные взгляды на вещи, сказал Далай-лама и процитировал слова профессора Боба Ливингстона, что у шести миллиардов людей на этой планете будет шесть миллиардов мнений.

Его Святейшество сказал, что Будда сознательно давал противоречивые учения, учитывая различные внутренние предрасположенности его учеников. И после этого добавил, что лучшим подходом будет вспомнить слова буддийского мастера, который сказал, что если что-то можно сделать, чтобы разрешить проблему, то надо делать это и ни о чем не беспокоиться, а если сделать ничего нельзя, то тоже ни к чему беспокоиться.

Его Святейшество отметил роль исследований и анализа, а также необходимости видеть разные уровни реальности. Он в шутку сказал, что даже если человек собирается навредить кому-нибудь, то для большей эффективности имеет смысл провести определенные исследования, выяснить реальное положение вещей и понять слабые места своего противника.

Далай-лама выразил свое уважение к науке и к ученым и сказал, что ученые открыты и обладают здоровым скептицизмом. Сомнение ведет к постановке вопросов, вопросы побуждают исследования, которые в свою очередь ведут к размышлениям, анализу и к выработке ответов.

На вопрос, уверены ли они в положительном решении проблем охраны окружающей среды, все участники круглого стола ответили утвердительно.

После обеда Его Святейшество отправился в Университет Сан-Диего, чтобы прочитать лекцию «Взращивание мира и справедливости» в Институте мира и справедливости Джоан Б. Крок. Он вышел на сцену многофункциональной арены Jenny Craig Pavilion, после выступления Пабло Сайнса Вильегаса, испанского исполнителя на классической гитаре. Гитарист поприветствовал Его Святейшество и исполнил для него один из своих номеров.

После этого доктор Мэри Е. Лайонс, президент Университета Сан-Диего, рассказала о задачах, стоящих перед университетом и вручила Его Святейшеству Медаль мира, сказав, что своей работой во имя справедливости Далай-лама являет живой пример величайших стремлений университета.

Затем Памелла Омидьяр, со-основатель Omidyar Network представила Его Святейшество аудитории. Рассказывая о фактах из его биографии, она отметила, что вся его жизнь была посвящена мирной жизни и наполнена пониманием межрелигиозной гармонии.

Свою лекцию Его Святейшество начал со слов благодарности в адрес университета, заверив, что для него получить медаль университета – это большая честь. Далай-лама сказал, что он простой человек и рассматривает эту медаль, как признание своего скромного вклада на службе человечеству.

Далай-лама сказал, что вдохновлен, видя, как в разных странах крепнут голоса в поддержку сострадания, мира и ненасилия. И это не просто слова, люди на самом деле прикладывают усилия в этой сфере.

Небольшая сложность заключается в понимании реального значения термина мир, добавил он. Если признать, что мир это просто отсутствие насилия, то может сложиться ситуация, когда такой мир установится, но в нем не будет никакой справедливости. Поэтому подлинный мир утверждается благодаря внутреннему миру (спокойствию) и добросердечию. Его Святейшество очертил линию, разделяющую насильственные и ненасильственные поступки, и добавил, что их можно совершать на уровне тела, речи и ума. Ненасилие это выражение добросердечия и только благодаря искренней заботе о благополучии других людей такие поступки будут служить справедливости. Любой поступок, направленный во вред, в конечном счете несправедлив.

Его Святейшество Далай-лама рассказал о связях между внутренним развитием и изменением климата, миром и справедливостью

Затем Далай-лама рассказал о двух видах сострадания. Биологическое сострадание, пояснил он, распространено не только среди людей, но и среди млекопитающих, птиц, собак, кошек и т.д. Оно проявляется в ситуациях, когда выживание детенышей зависит от заботы их родителей. Правда, Его Святейшество не уверен, обладают ли этим качеством черепахи, которые просто откладывают яйца на берегу океана и затем теряют связь со своими отпрысками.

Биологическое сострадание ограниченно и пристрастно, необъективно. С другой стороны из него при помощи тренировки ума можно взрастить безграничное сострадание. С научной точки зрения адаптивные способности головного мозга, демонстрируют нам возможности изменения ума. Существует взаимосвязь между состоянием ума и физическим здоровьем. Оптимизм и свежесть ума несут здоровью огромную пользу. Тогда как упадок духа вреден для здоровья.

Его Святейшество с удовлетворением отметил, что в разных образовательных учреждениях начали изучать внутренний мир человека и его влияние на тело. Среди тех, кто проводит эксперименты в этой области, он упомянул Висконсинский университет в Мэдисоне, Университет Эмори и Стэнфордский университет. Он посоветовал запустить экспериментальный проект, в котором детям давали бы знания о внутреннем мире с детского сада, поскольку только на такой реальной основе можно действительно сделать двадцать первый век лучше. Существует взаимосвязь между здоровым умом и здоровым телом.

Закончил Его Святейшество словами о том, что если слушатели нашли что-то полезное в его выступлении, они могут над этим подумать. С другой стороны, ничего страшного, если они ничего не нашли. Он пошутил, что в любом случае послезавтра он покинет Сан-Диего, а проблемы людей останутся с ними. И добавил, что возлагает большие надежды на Соединенные Штаты и Индию. Америка – передовая в материальном отношении и величайшая в плане демократии страна. Индия – демократия с самым большим в мире населением.

Во время сессии вопросов и ответов Его Святейшество ответил на вопрос о самых простых способах взращивания сострадания в ежедневной жизни. Он посоветовал представить себе образ самого неудобного для общения человека, который приводит вас в бешенство, и начать анализировать его. Может прийти новое понимание. Для буддистов, сказал он, все явления относительны, нет ничего хорошего или плохого. На вопрос, почему мы должны чувствовать сострадание к тому, кто совершил преступление и не раскаивается в нем, Далай-лама ответил, что у нас больше причин быть сострадательными, если мы смотрим на это с точки зрения единства всего человечества.

Один из присутствовавших попросил рассказать Его Святейшество о самых больших трудностях в его жизни. В ответ Далай-лама поведал о своем опыте жизни под китайским управлением. По его словам, он потерял свою независимость в шестнадцать лет и следующие девять лет жизни под пятой «китайских коммунистических братьев и сестёр были довольно тяжёлыми». Жизнь с китайцами с 1951 по 1959 годы научила его лицемерию и притворству. Но апрель 1959 года – время, когда он прибыл в Индию – освободил его от этой практики.

Он рассказал о своем визите в Китай в 1954-55 годах и о том оптимизме, с которым он возвращался в Тибет. По возвращении, он, делясь своими впечатлениями с китайским генералом, даже говорил, что избавился от страха и подозрений, с которыми уезжал в Китай.

Однако ситуация в Тибете заметно ухудшилась в конце 1955 – начале 1956 года, и им снова овладели тревога и беспокойство. Будучи тибетцем, он понимал состояние своих соотечественников и хотел делить с ними все их тревоги и заботы. В то же время, он был лишён выбора и мог лишь постараться приспособиться к китайцам. В конечном итоге, у него не осталось другого пути, кроме бегства из Тибета.

10 марта 2008 года, когда он услышал о демонстрациях в Тибете, его вновь наполнили те же чувства тревоги и безнадежности, что и 10 марта 1959 года.

Пребывая в этом состоянии, Его Святейшество визуализировал китайских «сторонников жёсткой политики» и выполнял практику «принятия и даяния», представляя, что он забирает у них гнев, страх, и недоверие и возвращает им терпение, прощение и сострадание. И хотя это напрямую не решило проблему, это помогло ему сохранить спокойствие ума.

Затем он рассказал о своей встрече с тибетским монахом, который с 1959 года провел в тюрьме 18 лет. Когда Далай-лама беседовал с ним после его освобождения и переезда в Индию, то поинтересовался, что было самым опасным в тюрьме. Его Святейшество полагал, что монах станет говорить о страхе быть убитым или что-то подобное, но монах ответил, что это был страх потерять сострадание к китайцам.

На вопрос о проблемах, которым стоит уделить внимание, Далай-лама ответил, что в наши дни их огромное множество. Он назвал Сирию, Афганистан, Пакистан и конечно тибетский вопрос. Тем не менее, есть и хорошие новости. Его Святейшество упомянул об изменении ситуации в Бирме и о том, как узнал сегодня, что власти Бирмы разрешили Аун Сан Су Чжи выезжать за пределы страны. В целом, человечество становится более цивилизованным, добавил Далай-лама.

На вопрос, оптимист ли он, Его Святейшество ответил, что в любой ситуации лучше всего оставаться оптимистом. Оптимист может попытаться найти способ решения своих проблем. В то время как пессимист на сто процентов уверен, что его ждет неудача, и поэтому не предпринимает никаких усилий.

Утром 19 апреля 2012 года Его Святейшество Далай-лама прочитает публичную лекцию «Как сохранить чувство всеобщей ответственности и сострадание в трудные времена» в Государственном университете Сан-Диего. После обеда он примет участие в заседании круглого стола «Нейронаука и рождение ума: беседа о человеческом сознании и сострадании».

Перевод Юрия Пучко
Просмотров: 1990
 

Расписание встреч

2018.04.24 Индия, Нью-Дели
24 апреля 2018 г.
Публичная лекция о необходимости возрождения утраченного духовного и культурного наследия. Первая половина дня. Организатор: агентство Velocity 48. Место проведения: Индийский технологический институт Дели (IIT Delhi Auditorium).
2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

2018.05.11
11–13 мая. Санкт-Петербург. Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче. Учения и посвящение Хаягривы

Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче дарует учения в Санкт-Петербурге
Центр линии рипа школы ньингма Рипа Гесар Гацел Линг сообщает, что Дюнгсей Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче, сын держателя линии рипа тертона Кьябдже Намка Дриме Рабджама Ринпоче, во второй раз посетит ...

Далай-лама 13-14 июня посетит Литву
Литву в середине июня посетит духовный лидер Тибета далай-лама, сообщила в четверг агентству BNS представитель общественного учреждения "Дом Тибета" Рута Норкуте, сообщает Интерфакс. По словам Руты ...

Основные разделы сайта