Его Святейшество Далай-лама прочел джатаку по случаю «Дня чудес»

27-02-2013, 09:44  |  Напечатать

Дхарамсала, Индия, 25 февраля 2013 года - Сегодня рано утром, после проведения церемонии раскаяния и очищения (соджонг) в храме Текчен Чойлинг, Его Святейшество Далай-лама спустился на первый этаж храмового комплекса и занял место на троне.

Его Святейшество Далай-лама прочел джатаку по случаю «Дня чудес»
Мастер пения руководит чтением молитв перед началом учений Его Святейшества Далай-ламы по текстам Джатак в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 25 февраля 2013 г. Фото: Тензин Пхунцок (архив монастыря Намгьял)

Он начал с того, что пояснил значение сегодняшнего дня: «Сегодня, в день полнолуния, мы вспоминаем историю о том, как Будда явил чудеса и одержал верх над соперниками. В этот день принято читать одну из джатак, рассказывающих о прошлых жизнях Будды, когда он был бодхисаттвой. Эту традицию начал Чже Цонкапа, основавший в 1409 году Великий молитвенный фестиваль Монлам Ченмо. Фестиваль проводился в Лхасе на протяжении 550 лет, и мы продолжаем эту традицию с тех пор, как ушли в изгнание в 1959 году. В определенной степени фестиваль был возрожден и в Тибете усилиями прошлого Панчена Ринпоче».

Его Святейшество спросил: «Так что же мы отмечаем?» и объяснил, когда Васубханду, воздавая почести Будде, восхвалял его за то, что он победил неведение и достиг просветления и, основываясь на обретенных знаниях, даровал учения о реальности. Существуют разные уровни явления: открытые и очевидные, а также частично скрытые, постичь которые мы можем при помощи размышлений и логических умозаключений. Если с помощью размышлений и анализа мы убеждаемся в истинности учения Будды о таких явлениях, значит, мы можем с уверенностью полагаться и на его учения о явлениях совершенно скрытых. Таким образом мы взращиваем доверие, основанное на исследовании и научном поиске, а не на слепой вере.

Подчеркнув, что все мы стремимся к удовольствию и не хотим страданий, Его Святейшество сказал, что основная причина боли, которую мы сами себе причиняем, неведение. Поэтому нам необходимо его преодолеть. В наших силах достичь свободы и избавления от страданий, для этого нужно накапливать знания, постигать абсолютную природу вещей. Мы обладаем способностью к познанию и пониманию, так как природа нашего ума – это ясность и способность к познанию. Его Святейшество посоветовал читать и слушать учения, обдумывать прочитанное и услышанное до тех пор, пока не доберемся до самой сути, а затем медитировать о том, что мы поняли. Его Святейшество напомнил, что есть учения, которые следует понимать буквально, другие же нуждаются в толковании. Будда ясно объяснил, что все вещи взаимозависимы; ничто не проявляется само по себе, независимо. Все вещи существуют лишь в силу зависимости от других факторов.

Его Святейшество Далай-лама прочел джатаку по случаю «Дня чудес»
Вид на внутренний двор главного тибетского храма, где тысячи людей собрались, чтобы выслушать учения Его Святейшества Далай-ламы по текстам Джатак. Дхарамсала, Индия. 25 февраля 2013 г. Фото: Тензин Пхунцок (архив монастыря Намгьял)

Его Святейшество сказал, что из семи миллиардов людей, населяющих нашу планету, ни один человек не хочет проблем. Почему же тогда мы все время сталкиваемся с проблемами? У нас нет целостного взгляда на мир, наш взгляд сильно ограничен. Несмотря на то, что США и Китай являются супердержавами, и у них много трудностей по той же причине. Китайским лидерам, например, нужно посмотреть на тибетский вопрос в более широкой перспективе. Вместо того чтобы упрямо навязывать собственную точку зрения, нужно действовать в соответствии с реальностью. Дэн Сяопин советовал искать истину, исходя из фактов. Это согласуется с учением Будды. Почему следует исходить из фактов? Только так можно преодолеть трудности, с которыми мы сталкиваемся.

«Если для вас важно благо других, – добавил Его Святейшество, – вы всегда будете людьми нравственными и порядочными. Даже если возникнет искушение обмануть или ввести кого-то в заблуждение, вы себя вовремя остановите. Мы очень тесно связаны с другими, и в наших интересах не причинять вреда другим».

Забывая о собственном счастье ради блага и процветания других, бодхисаттвы тем самым мудро обеспечивают и собственное благополучие. Почему нужно быть нравственными? Потому, что мы все стремимся к счастью. Если мы порядочные люди, нам можно доверять. Доверие рождает дружбу. Но только будучи честными, прямыми и открытыми, мы можем заработать доверие. Вот почему быть нравственными в наших собственных интересах.

Достижение состояния Будды – это результат не только преодоления грубых и тонких внутренних препятствий; Будда также учил, как взращивать благие качества, опираясь на здравый смысл. Он показал, какие средства помогут нам пройти весь путь преобразования самих себя от начала и до конечной цели.

Из семи миллиардов людей, живущих сегодня на земле, около одного миллиарда называют себя неверующими. Однако, сказал Его Святейшество, огромное множество верующих людей на самом деле обманывают и себя, и других. В Индии в большинстве своем люди очень религиозны, но, несмотря на это, процветает коррупция. Ни одна религия не учит обижать, обманывать и эксплуатировать других, поэтому те, кто поступают подобным образом, не могут быть истинно религиозными людьми. Его Святейшество сказал, что в действительности нам нужно стремиться искренними последователями Будды или любого другого религиозного учителя, в которого мы верим. Развитие сострадания, душевной теплоты совершенно необходимо, чтобы вести нравственную жизнь.

Его Святейшество Далай-лама прочел джатаку по случаю «Дня чудес»
Его Святейшество Далай-лама покидает главный тибетский храм по окончании учений. Дхарамсала, Индия. 25 февраля 2013 г. Фото: Тензин Пхунцок (архив монастыря Намгьял)

Его Святейшество отметил, что тибетская литература насчитывает более 300 томов Кангьюра и Тенгьюра; это учения Будды и комментарии к ним индийских наставников, переведенные на тибетский язык. Его Святейшество сказал, что к этим книгам следует относиться как к учебникам, читать и изучать их, а не превращать в предмет поклонения. Посещая другие страны, Его Святейшество никогда не говорил, что буддизм лучше других религий и никогда не убеждал других людей принять буддизм; однако, самим тибетцам необходимо знать, какое бесценное сокровище скрывает тибетское буддийское наследие.

«У нас есть язык, который идеально подходит для изложения буддизма. Английский язык не всегда адекватно и точно отражает то, о чем говорит учение. В тибетском языке может и не хватает понятий для объяснения современных научных идей, но это наилучший язык для передачи буддийского учения. Мы должны знать, каким сокровищем обладаем. Золото и ценности мы храним в сейфах, но знания – это совсем другое. Знания бесполезны, если мы не применяем их, не делимся ими».

Закончив на этом вступительную часть, Его Святейшество привел слова Чже Цонкапы, восхваляющего Будду за его учения о реальности: буддизм – это путь к освобождению. Логическое размышление – часть этого пути.

Его Святейшество добавил: «В 60-е годы китайцы отвергали буддизм, как слепую веру, и предсказывали ему полное исчезновение по мере распространения научного понимания мира. Но этого не произошло. Напротив, у многих современных ученых буддизм вызывает искренний интерес, как мы видели на примере конференции института «Ум и жизнь», которая совсем недавно проходила в монастыре Дрепунг в южной Индии».

Обратившись к 29-й джатаке «Гость из Брахмалоки», Его Святейшество сказал, что Брахмалока соотносится с различными уровнями развития сосредоточения. Его Святейшество упомянул, что недавно был приглашен на [религиозное собрание] Маха Кумбх Мела в Аллахабаде и очень хотел туда поехать. К сожалению, в первый раз не удалось согласовать подходящую дату, а в другой раз, когда он уже предвкушал поездку, пришлось отложить ее из-за непогоды. Его Святейшество сказал, что и очень огорчен, поскольку мечтал побеседовать с опытными людьми, практикующими медитацию, которые, подобно буддистам, рассматривают привязанность к грубым объектам как нечто негативное.

Его Святейшество прочел джатаку и сказал в заключение, что в этой истории, благодаря встрече с бодхисатвой, царь преодолел неведение и научился смирению. По пути в свою резиденцию Его Святейшество поприветствовал множество собравшихся. Затем в храме была проведена заключительная сессия Монлам Ченмо, на которую собрались монахи, монахини и миряне.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2682  |  Тэги: Индия, Дхарамсала, джатака
 

Расписание встреч

2017.12.14 Индия, Мундгод, штат Карнатака
14 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия научно-медитационного центра монастыря Дрепунг Лоселинг. Первая половина дня.
2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

Электронная книга. "Определитель буддийских изображений"
Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981–1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: ...

Видео. Наванг Намгьял Ринпоче и Лопен Джигме Вангчук. Сострадательная деятельность Чатрала Ринпоче
2 декабря 2017 года в Москве прошла презентация новой книги "Сострадательная деятельность" о жизни великого буддийского учителя Чатрала Ринпоче. Книгу представили его прямые ученики — современные ...

В Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг
С 7 декабря по 20 января в Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг. Доктор Пемба Церинг родился 1982 году в Дхармасале, Индия. В 2001 году поступил в буддийский институт ...

Основные разделы сайта