Далай-лама даровал во Фрайбурге посвящение Белой Тары и прочитал лекцию о светской этике

15-04-2013, 22:35  |  Напечатать

Фрайбург, Швейцария. 14 апреля 2013 г. – Утреннее солнце приветливо освещало молодую зелень, появляющуюся по берегам озера Морат, возле которого расположена гостиница, в которой остановился Его Святейшество Далай-лама. Сегодня он выехал во Фрайбург пораньше, чтобы провести подготовительные ритуалы перед посвящением Белой Тары. Завершив подготовительные ритуалы, Далай-лама собирался продолжить чтение текста Атиши «Светоч на пути к пробуждению» с того места, на котором он остановился вчера. Но, видя, что участники учений все еще продолжают прибывать, решил начать с другой темы.

Далай-лама даровал во Фрайбурге посвящение Белой Тары и прочитал лекцию о светской этике
Фрайбург. Швейцария. 14 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

«Несколько лет назад я принимал участие в межрелигиозном диалоге в Амрицаре в Индии. На этой встрече один суфийский учитель сказал, что каждая религиозная традиция старается ответить на три вопроса: что есть “я”? Есть ли у “я” начало и есть ли у него конец?»

На вопрос о том, что такое “я”, другие религии отвечают, что существует душа, которая не меняется. Но Будда называл “я” – “демоном”. Мы считаем, что “я” управляет скандхами (психофизическими совокупностями), из которых мы состоим, однако Будда говорит, что это не так. Подобно тому, как повозка – это лишь обозначение, которое мы накладываем на совокупность составляющих ее частей, так же и “я” – это лишь обозначение, накладываемое на скандхи.

На второй вопрос о том, есть ли начало у “я”, теистические религии отвечают, что “я” создано богом-творцом, так что у него есть начало. Нетеистические религии, например буддизм, утверждают, что бога-творца не существует. В буддизме говорится о потоке ума, и, изучая скандхи, мы должны установить, есть ли у этого потока ума начало. Поскольку буддизм утверждает, что все возникает в силу условий и причин, мы приходим к выводу, что у сознания нет начала. А потому и у “я”, которое является обозначением, накладываемым на эту основу, тоже нет начала.

На вопрос о том, есть ли у “я” конец, мы отвечаем с точки зрения существования прошлых и будущих жизней. Поскольку сознание безначально, мы можем говорить о прошлых жизнях. Что же касается будущей жизни, то теистические религии верят в посмертное существование в раю или в аду, однако они не предлагают детального анализа этого вопроса. У людей есть сознание, связанное с мозгом, однако при более тщательном анализе мы обнаруживаем и более тонкие уровни сознания, которые от мозга не зависят. Доказательством тому служат случаи, когда опытные буддийские практики после наступления клинической смерти остаются в состоянии так называемой посмертной медитации. Его Святейшество упомянул, что недавно в Тибете был такой случай, а также, что в тибетском сообществе в эмиграции зафиксировано порядка двадцати случаев посмертной медитации. В частности, в посмертной медитации пребывали старший наставник Его Святейшества Линг Ринпоче, а также сотый Ганден Трипа. Западная наука пока не способна объяснить этот феномен, в буддизме же говорится, что до тех пор, пока наитончайшее сознание остается в теле, тело сохраняет свежеcть даже после того, как сердце перестало биться. Таким образом мы приходим к заключению, что у потока сознания нет ни начала, ни конца, как нет и подлинно существующего я, связанного с этим потоком сознания.

Далай-лама даровал во Фрайбурге посвящение Белой Тары и прочитал лекцию о светской этике
Фрайбург. Швейцария. 14 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

Далее Его Святейшество обратился к изучаемому тексту. В нем описываются три типа личностей. Те, кто стремится лишь обрести перерождение в более высоких мирах, названы личностями низшего типа. Те, кто практикует три высших практики, а также тридцать семь факторов просветления, стремясь к достижению индивидуальной нирваны, названы личностями среднего типа. Те же, кто стремится достичь пробуждения ради блага других существ, относятся к личностям высшего типа. Его Святейшество отметил, что, порождая бодхичитту, хорошо совмещать семичастный метод причины и следствия с практикой замены себя другими. В тексте говорится о порождении вдохновенной бодхичитты, о принятии обетов бодхисаттвы и следующих за этим практиках бодхисаттвы, включающих шесть парамит (совершенств): щедрости, нравственности, терпения, усердия, медитации и мудрости.

Его Святейшество пояснил, что для практики медитации мы можем использовать любой объект, но для начинающих правильнее и полезнее всего сосредотачиваться на дыхании. Мы можем следить за вдохом и выдохом, как это делают в тайском или бирманском буддизме. Противоядие от разрушительных эмоций – это мудрость постижения пустоты, способность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. В мадхьямаке говорится, что поскольку все вещи возникают в результате причин и условий, они не обладают независимым существованием, они взаимозависимы и представляют собой всего лишь обозначения. Ближе к концу текста Его Святейшество отметил, что в тантре есть техники, позволяющие достичь объединения шаматхи и випашьяны.

Перед началом посвящения Белой Тары Его Святейшество пояснил, что оно относится к тайной мантре. Тайными называются учения, которые Будда даровал не для широкой публики, а лишь узкому кругу избранных учеников, зачастую проявившись в образе центрального божества мандалы. Точно также и тантру следует практиковать втайне. При этом важно отталкиваться от постижения пустоты и понимать символизм тантрических учений. Слово «мантра» означает защиту ума от обыденных проявлений и цепляния за них. Поскольку тантра – это путь, ведущий к быстрому достижению пробуждения, она называется колесницей тайной мантры.

Затем Его Святейшество даровал посвящение Белой Тары, основанное на чистом видении Пятого Далай-ламы.

Далай-лама даровал во Фрайбурге посвящение Белой Тары и прочитал лекцию о светской этике
Фрайбург. Швейцария. 14 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

После перерыва на обед Далай-лама прочитал лекцию о светской этике, которую он начал с привычного приветствия: «Дорогие братья и сестры, я действительно счастлив этой возможности выступить перед вами. Прошу вас, думайте о себе прежде всего как о человеческих существах, а не как о русских, немцах, французах, испанцах или тибетцах. Каждый из нас хочет жить счастливо, и у нас есть право быть счастливыми. Тем не менее, мы сталкиваемся с большим количеством трудностей, поскольку слишком много внимания уделяем второстепенным различиям между нами».

Его Святейшество сказал, что говоря о светской этике, всегда выделяет три основных момента. Первый – это, то, что объединяет нас всех: мы все рождаемся из чрева матери, и большинство из нас растут, окруженные материнской заботой. В силу этого биологического фактора нам присуща способность испытывать и проявлять заботу и любовь. Само наше выживание в первые годы жизни зависит от других. Те из нас, кто в детстве был окружен заботой, вырастая, становится более счастливым человеком, чем те, кто такой заботы был лишен. Семьи, в которых царят заботливые отношения, как правило, счастливее.

Второй момент – это то, что в каждом из нас заложена способность испытывать чувство заботы по отношению к другим. Даже самые сильные и образованные из нас все равно не могут выжить без поддержки окружающих. Так как же мы можем пренебрегать интересами других людей? Если мы проявляем добросердечие и искреннюю заботу о других, то у нас появляется больше друзей, а значит, мы можем действовать правдиво и открыто, что, в свою очередь, становится для нас источником уверенности. И третий момент – это данные научных исследований. Современные ученые сосредоточены на изучении материального мира, они интересуются тем, что можно измерить. Но сегодня все больше ученых начинают проявлять интерес к уму и эмоциям, поскольку они пришли к выводу, что здоровый ум способствует укреплению физического здоровья.

Его Святейшество спросил: «Как нам пропагандировать светскую этику? Через образование – а для этого нам понадобится создать карту ума. Пожалуйста, подумайте над тем, о чем я говорил».

В конце дня состоялась встреча Его Святейшества Далай-ламы с тибетцами, живущими в Швейцарии, и зал, рассчитанные на восемь тысяч человек, снова был полон. Далай-ламу и сикьонга Лобсанга Сенге на сцене приветствовал музыкальный ансамбль молодых тибетцев. Все присутствующие стоя прослушали тибетский государственный гимн, а затем представитель Далай-ламы в Швейцарии выступил с коротким докладом. После этого дети трогательно исполнили патриотическую песню, и Его Святейшество начал свою речь.

Далай-лама даровал во Фрайбурге посвящение Белой Тары и прочитал лекцию о светской этике
Фрайбург. Швейцария. 14 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

«Тибетцы, монахи и монахини, молодежь и представители старшего поколения, живущие в Швейцарии, я приехал сюда ненадолго, чтобы даровать учение и встретиться с вами».

Он сказал, что тибетцы сохранили дух тех времен в VII – IX веке, когда Тибетом правили тибетские цари. Тибетцам удалось сохранить буддийскую традицию древнеиндийского монастыря-университета Наланда, а также тибетский язык, который наилучшим образом подходит для изложения буддийского учения. Он говорил о происхождении тибетского народа и его культуры, отметив, что археологические находки позволяют говорить о том, что впервые тибетцы поселились на Тибетском нагорье от четырех до десяти тысяч лет назад. Далай-лама припомнил, как однажды встретил в Гарвардском университете китайского археолога, который рассказал ему, что вопреки утверждениям китайского правительства, его находки свидетельствуют о том, что тибетский народ появился на Тибетском нагорье, а не пришел из Китая.

Его Святейшество напомнил своим слушателям, что буддизм нельзя сводить только к молитвам и ритуалам, осуществить внутренние преобразования можно только при помощи своего ума. Он призвал тибетцев быть буддистами двадцать первого века, стараться понять то, о чем говорится в буддийском учении, опираясь на собственные умственные способности.

Он пояснил, что в 2001-м году, когда тибетцы в эмиграции впервые выбрали свое руководство, он уже наполовину ушел в отставку. А затем, в 2011-м году, Далай-лама решил, что пришло время полностью передать политические полномочия выбираемому руководителю.

Он сказал: «Китай обвиняет нас в том, что мы пытаемся возродить старую систему правления, но все наоборот. В отличие от Китая мы идем по демократическому пути развития».

Его Святейшество вкратце напомнил, как менялся подход Срединного пути, отметив, что последнее обращение Тибета в ООН в 1965-м году, после трех резолюций ООН, по-прежнему остается в силе. Диалог с Китаем – это единственный путь решения проблемы, а потому с 1974-го года в подходе Срединного пути начали происходить постепенные изменения, и Китай даже сделал тогда некоторые шаги навстречу. Далай-лама подчеркнул, что подход Срединного пути основан на принципах ненасилия. Но при этом он также совершенно ясно указал на то, что еще в 1954-м году тибетцы не считали себя китайскими подданными.

Он заверил собравшихся тибетцев, что сикьонг Лобсанг Сенге продолжит говорить об этих важных политических вопросах. Напомнив о том, что первые тибетцы, приехавшие когда-то в Швейцарию, произвели на швейцарцев благоприятное впечатление как люди достойные, пусть и слегка наивные, Его Святейшество призвал членов сегодняшней разросшейся тибетской диаспоры приложить все усилия к тому, чтобы поддерживать свое достоинство и хорошую репутацию.
Просмотров: 2817  |  Тэги: Швейцария, учения
 

Расписание встреч

2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.14 Литва, Вильнюс
14 июня 2018 г.
Публичная лекция «Искусство счастья». Первая половина дня. Организатор: Тибетский дом в Вильнюсе. Место проведения: арена Siemens. Подробнее.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Далай-лама встретился с делегатами Тибетской ассоциации женщин
Его Святейшество гордится тем, что передал свои политические полномочия демократически избранному руководству. Однако он подтвердил, что несмотря на отказ от политических полномочий он считает своим ...

Прямая трансляция. Его Святейшество Далай-лама. Интерактивное общение с вьетнамцами
22 мая состоялась прямая трансляция общения Его Святейшества Далай-ламы с вьетнамцами. Его Святейшество даровал дженанг Белого Манджушри.

Кунделинг Тацак Ринпоче дарует учения в Бурятии
7 июня по приглашению Буддийской традиционной Сангхи России в Бурятию прибудет досточтимый Кунделинг Тацак Ринпоче. Таким образом, программа официального визита Ринпоче в Россию, проходящего при ...

Основные разделы сайта