В Далхузи Его Святейшество Далай-лама даровал учения по тексту “Тридцать семь практик бодхисаттвы”

29-04-2013, 16:07  |  Напечатать

Далхузи, штат Химачал-Прадеш, 27 апреля 2013 года - Сегодня рано утром Его Святейшество Далай-лама отправился на машине из Дхарамсалы в Далхузи, наслаждаясь по пути чудесными видами. Буйно разросшиеся вдоль дороги жакарандовые деревья, покрытые ослепительными фиолетовыми цветами, сказочно смотрелись на фоне пепельного, затянутого облаками, неба. По прибытии в Далхузи, тихий городок, который был основан в 1854 году как английская горная станция, Его Святейшество приветствовали представители местной тибетской и индийской общин.

В Далхузи Его Святейшество Далай-лама даровал учения по тексту “Тридцать семь практик бодхисаттвы”
Его Святейшество Далай-ламу встречают традиционным подношением в Далхузи, куда он прибыл на празднование 50-летия Центральной тибетской школы. Штат Химачал-Прадеш, Индия. 27 апреля 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество пригласили в Далхузи на празднование пятидесятой годовщины Центральной тибетской школы. После обеда он посетил и саму школу, которая расположена выше, за городом. Около двух тысяч человек собрались послушать сегодняшние учения Далай-ламы, среди них около пятисот тибетцев, живущих в Далхузи, а также двести сорок учеников школы. К ним присоединились пятьсот семьдесят семь бывших учеников Центральной тибетской школы, которые съехались из десяти разных стран мира, ставших для них домом.

Когда Его Святейшество занял место на троне, глава местного поселения совершил тройное подношение мандалы и коротко рассказал об улучшениях, проведенных в школе.

В ответном слове Его Святейшество обратился в прошлое, ко времени основания школы: “Сегодня, чтобы отпраздновать пятидесятый день рождения Центральной тибетской школы здесь собрались многие нынешние и бывшие ученики, а также представители общественности. Когда мы уходили из Тибета, то собирались все вместе в Мисамари в штате Ассам, жаркий и влажный климат которого стал для нас настоящим испытанием. Пока мы искали более благоприятные места, отставные тибетские солдаты, монахи, холостяки и многие другие оседали здесь, в Далхузи. Среди них было и несколько великих геше (ученых монахов) и практикующих, таких как Трехор Кьерпон и Гьен Ньима Гьелцен.

Первым главой Центральной школы стал Кунделинг Ньима Гьялцен, затем в течение семи лет школу возглавлял профессор Самдонг Ринпоче. За прошедшие пятьдесят лет из стен школы вышло много славных учеников, чья жизнь сложилась весьма успешно. И поскольку в тибетском обычае благодарить тех, кому мы обязаны, многие из бывших учеников приехали сегодня сюда”.

Его Святейшество напомнил, что Центральная тибетская администрация, обращаясь к правительству Индии за помощью для обустройства на новом месте монахов, бывших настоятелей монастырей и других, оказавшихся во временном лагере в Буксе в штате Ассам, огромное внимание уделила основанию новых школ, первая из которых была открыта в Массури, а вторая в Далхузи. К тому времени уже было ясно, что отсутствие современного образования пагубно отразилось на судьбе Тибета.

“Конечно, с тех пор среди преподавателей и других заинтересованных лиц укреплялось единогласное мнение, что современной образовательной системе не достает нравственных ценностей и этики. Хотя все основные религиозные традиции говорят о любви, сострадании и терпимости, но люди не очень понимают, как справляться со своими положительными и разрушительными эмоциями. Древнее индийское учение, переведенное на тибетский язык и бережно сохраненное в тибетской литературе, очень многому может нас научить в этом отношении”.

В Далхузи Его Святейшество Далай-лама даровал учения по тексту “Тридцать семь практик бодхисаттвы”
Его Святейшество Далай-лама дарует учение в Центральной тибетской школе в Далхузи, празднующей свое 50-летие. Штат Химачал-Прадеш, Индия. 27 апреля 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество продолжил, сказав, что изучение религии не должно ограничиваться только чтением молитв; необходимо понять смысл учения, научиться применять его на практике. Он сказал, что где бы ему ни приходилось выступать в настоящее время, он всегда стремится начать с объяснения самых основ. Его Святейшество отметил, что мы все хотим счастья и не желаем страданий, и существование или не-существование будущих жизней не имеет к этому никакого отношения; это скорее вопрос работы с эмоциями. Мы можем измениться и преодолеть трудности на своем пути, но для этого необходимо использовать собственный разум.

Его Святейшество сказал, что очень важно осознать, что само наше выживание зависит от поддержки других. Гармония и мирное сосуществование в обществе опираются на внутреннее спокойствие и мир в сердце каждого человека, которым дают рождение такие общечеловеческие ценности как любовь и сострадание, и не только они: конечно, важны также доверие, честность и открытость.

Среди мировых религий есть теистические и нетеистические. Некоторые теистические традиции, такие как христианство или зороастризм, не признают прошлых и будущих жизней, другие, например индийские религии, напротив, придерживаются веры в перерождения. Нетеистические религии учат закону причинно-следственной связи, но один только буддизм подвергает сомнению существование неизменного “я”. Многие наши проблемы возникают из-за желания зацепиться за существование отдельного, независимого “я”.

“В буддизме есть учения, которые Будда даровал открыто для всех, например учение о Четырех благородных истинах или виная, свод нравственных правил и дисциплины для буддийских монахов. Существуют учения, которые были дарованы только избранным ученикам, например учение о совершенной мудрости. Третий класс учений, к которому относится тантра, был дарован в строгой тайне. Первый вид учений, тхераваду, практикуют в таких странах как Бирма, Тайланд и Шри Ланка; второй вид учений – в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме; и только в тибетском буддизме практикуют все три класса учений”.

Обращаясь к становлению буддизма в Тибете, Его Святейшество признал значительную роль Падмасамбхавы, но при этом заметил, что основательное и глубокое изучение философии и логики было введено выдающимся наставником Шантаракшитой. Его Святейшество добавил, что суть буддизма выражается в учении о взаимозависимом возникновении и ненасильственном поведении, и это полностью согласуется с законом причинно-следственной связи. Более того, все школы буддизма придерживаются концепций взаимозависимого возникновения и ненасилия, но для понимания и практического применения этих концепций мало одной только веры, мы должны также использовать здравый смысл.

В Далхузи Его Святейшество Далай-лама даровал учения по тексту “Тридцать семь практик бодхисаттвы”
На учения Его Святейшества Далай-ламы в Центральной тибетской школе в Далхузи, празднующей свое 50-летие, собрались более двух тысяч человек. Штат Химачал-Прадеш, Индия. 27 апреля 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Обращаясь к тексту “Тридцать семь практик бодхисаттвы”, Его Святейшество сказал несколько слов об авторе, Гьялсе Тогме Сангпо, который жил и даровал учения в Тибете в четырнадцатом веке. Эпитет “гьялсе” обычно используется при обращении к принцу, но здесь он выражает почтение к сыну Будд, бодхисаттве. Его Святейшество сказал, что объяснения по этому тексту ему даровал лама из Киннаура Тензин Гьялцен. Затем он начал чтение текста, иногда останавливаясь, чтобы подчеркнуть определенные идеи, например значимость драгоценной человеческой жизни, неизбежность смерти, необходимость считаться с законом причинно-следственной связи и практиковать шесть парамит на пути к пробуждению.

В заключение Его Святейшество сказал: “Всегда будьте внимательны к тому, что делаете и заботьтесь о благополучии других. Вы услышали мои объяснения, у вас есть текст, перечитывайте его снова и снова и постарайтесь применять в своей жизни то, о чем говорит книга. Вы увидите, как знания прорастают внутри вас и вы становитесь спокойнее; это будет замечательным шагом вперед”.

Затем Его Святейшество провел церемонию зарождения бодхичитты, обратившись к знаменитой строфе, в которой мы обращаемся за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе, и выражаем пожелание достигнуть пробуждения, опираясь на заслуги, которые накопили, взращивая щедрость и другие запредельные совершенства.

Его Святейшество посоветовал: “Альтруизм следует воспитывать для собственного благополучия и ради блага других. Но необходимо также уделять внимание аспекту мудрости, который позволяет увидеть возможность освобождения. Я размышляю о бодхичитте каждый день и приложу все усилия, чтобы вспомнить о ней в свой последний час; вам тоже следует размышлять о бодхичитте, тогда вам не понадобится ничья помощь, когда придет время умереть”.

Его Святейшество даровал передачу нескольких общих мантр и в заключение посоветовал посвящать накопленные заслуги благу всех живых существ, процветанию Дхармы и благополучию тибетского народа.

Завтра в Далхузи пройдет официальное празднование по случаю пятидесятой годовщины Центральной тибетской школы.

Перевод: Ольга Селезнева
 

Расписание встреч

2017.12.14 Индия, Мундгод, штат Карнатака
14 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия научно-медитационного центра монастыря Дрепунг Лоселинг. Первая половина дня.
2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

Электронная книга. "Определитель буддийских изображений"
Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981–1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: ...

Видео. Наванг Намгьял Ринпоче и Лопен Джигме Вангчук. Сострадательная деятельность Чатрала Ринпоче
2 декабря 2017 года в Москве прошла презентация новой книги "Сострадательная деятельность" о жизни великого буддийского учителя Чатрала Ринпоче. Книгу представили его прямые ученики — современные ...

В Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг
С 7 декабря по 20 января в Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг. Доктор Пемба Церинг родился 1982 году в Дхармасале, Индия. В 2001 году поступил в буддийский институт ...

Основные разделы сайта