В Сиднее прошел первый день учений Его Святейшества Далай-ламы по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”

15-06-2013, 21:36  |  Напечатать

Сидней, Австралия, 14 июня 2013 года – На второй день своего пребывания в Сиднее, сразу после завтрака, Его Святейшество Далай-лама отправился на встречу с более чем двумястами китайскими студентами, учеными и просто друзьями, которые с нетерпением ожидали беседы с тибетским духовным лидером. Он начал говорить по-тибетски, а переводчик переводил на китайский.

“Между нами существуют связи не только на уровне отдельных людей, но и на уровне наших народов в целом. Взаимоотношениям между тибетцами и китайцами не одна сотня лет. Политические системы приходят и уходят, но наши духовные и культурные отношения останутся неизменными”.

Снова обращаясь к прошлому, Его Святейшество сказал, что в VII-IX веках Тибет и Китай были двумя отдельными государствами, о чем есть свидетельства в китайских летописях. Но времена изменились, и современный Китай стал могущественной экономической державой, в то время как Тибет остался относительно экономически неразвитым. Поэтому для Тибета было бы выгодно входить в состав Китайской народной республики. У тибетцев есть свои неповторимый язык и богатейшая буддийская культура; все, что им нужно – это истинная автономия, которую предусматривает и закрепляет китайская конституция.

В Сиднее прошел первый день учений Его Святейшества Далай-ламы по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
Его Святейшество Далай-лама приветствует аудиторию перед
началом первого дня учений. Сидней, Австралия. 14 июня 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
В сиднейском Центре развлечений после приветствий, которых требует обычай, Его Святейшество занял свое место в кресле у края сцены. Его окружили монахи и монахини нескольких буддийских традиций. По просьбе Далай-ламы сперва была прочтена Мангала Сутта на языке пали, затем Сутра сердца на китайском, и в завершение короткая строфа на тибетском.

“Когда я читаю лекции по буддизму, то во вступлении обычно говорю несколько слов о контексте, в котором буду давать учения. На нашей планете живут семь миллиардов людей. У каждого из нас есть чувство 'я', мы все способны ощущать боль и испытывать удовольствие. Все мы обладаем врожденным желанием прожить счастливую жизнь. От животных нас отличает способность мыслить и воображение. Нам недостаточно одних только чувственных переживаний, чтобы чувствовать себя счастливыми”.

Его Святейшество сказал, что люди зачастую обращаются к религии в поисках утешения и источника надежды, на эмоциональном уровне опираясь на религиозные таинства и обряды. Есть теистические религии, в которых существует концепция творца; другие не признают творца, и мы называем их нетеистическими. В Индии возникла идея об освобождении, которое достигается с опорой на мудрость, посредством преодоления ошибочных воззрений и умерщвления плоти для очищения тела. Будда учил срединному пути, на котором мы избегаем крайностей аскезы и наслаждений. Он утверждал, что физические испытания не избавляют от ментальных препятствий, которые можно устранить только с помощью ума.

В нетеистическом направлении школы санкхья, а также в джайнизме и буддизм нет концепции творца. Но буддизм отличает утверждение о том, что не существует “я”, независимого от тела и ума. Буддизм, единственная из всех религий, считает, что личность – это лишь обозначение, наложенное на основу тела и ума. Затем Его Святейшество указал на различные уровни и степени тонкости тела и сознания. Тело сновидения значительно тоньше, чем обычное физическое тело, а тело и ум в глубоком сне еще тоньше.

Его Святейшество привел слова немецкого нейрофизиолога Вольфа Зингера, который сказал, что мозг представляет собой сеть взаимозависимых нейронов, в которой отсутствует центральная власть, что, по мнению Далай-ламы, прекрасно вписывается в буддийскую концепцию об отсутствии самобытия личности.

Согласно закону причинно-следственных связей, ответственность за то, что происходит с нами сейчас и будет происходить в будущем, лежит только на нас самих. Если мы совершаем благие действия, то пожнем добрые плоды; если нет, то результаты будут плачевными. Различие между положительными и отрицательными действиями определяется тем, несут ли они благо или вред окружающим.

В Сиднее прошел первый день учений Его Святейшества Далай-ламы по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
Первый день учений Его Святейшества Далай-ламы в Сиднее,
Австралия. 14 июня 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Обратив внимание слушателей на кажущиеся противоречия в наставлениях Будды, дарованных в разных местах в разное время, Его Святейшество рассмеялся и сказал, что это не означает, что Будда запутался или же хотел запутать других. Он давал разные наставления, поскольку у всех людей разные склонности и способности. Будда также говорил, что мы сами хозяева своей судьбы, и хотя он и преподал учение, осуществить его на практике должны мы сами.

Будда даровал учение о Четырех благородных истинах, на которое опираются все буддийские традиции. Никто не хочет страданий, но чтобы их преодолеть, недостаточно одной только веры и усердных молитв; нужно устранить причину страданий, а для этого необходимо преодолеть неведение.

“Я”, наложенное на совокупность тела и ума, нельзя обнаружить в ходе исследования. Вот поэтому мы и говорим, что личность это лишь обозначение.

Во время обеденного перерыва, разделившего утреннюю и дневную сессии, Его Святейшество встретился с более чем тысячей вьетнамцев, к которым он обратился, назвав их братьями и сестрами: “Мне очень приятно встретиться здесь с моими вьетнамскими братьями и сестрами; вам пришлось пройти через трудности, подобные тем, с которыми встретились и тибетцы, и вам тоже пришлось приложить много сил, чтобы сохранить ваше богатое культурное наследие. Недавно группа вьетнамцев приезжала на мои учения в Дхарамсалу, я также встречался с вьетнамцами во Франции и Швейцарии, поэтому мелодичное звучание вашего языка стало привычным для моего слуха. Находясь в изгнании, бесконечно важно сохранять родной язык, культуру и обычаи”.

Когда около трех с половиной тысяч слушателей снова собрались в зале, Его Святейшество возобновил наставления, начатые утром. Он сказал, что корень сансары кроется в неправильном представлении о самости личности, противоядием от которого является понимание бессамостности личности. Подобным же образом и разрушительные эмоции тоже коренятся в неведении. Его Святейшество добавил, что если мы хотим преобразовать свой ум, то должны в полную силу задействовать свои умственные способности. Основополагающая природа ума – это ясность и способность познавать. Устранение препятствий на пути познания с опорой на мудрость создает основу для достижения пробуждения. Мудрость усиливается бодхичиттой, устремленностью к совершенному пробуждению ради освобождения всех живых существ, что открывает мощнейший источник для накопления заслуг.

Обратившись к тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”, Его Святейшество сказал: “Я получил устную передачу этого текста напрямую от автора, Куну Ринпоче; это было самое первое учение, которое он мне даровал. Текст рассказывает о взращивании бодхичитты, альтруистического устремления достичь пробуждения на благо всех живых существ. К этой цели ведут два основных пути. Первый из них ‒ семичастный метод причин и следствий, который учит нас думать о том, что все живущие были когда-то нашими матерями, в силу чего мы начинаем испытывать желание отплатить им за проявленную к нам доброту; а второй ‒ метод уравнивания и замены себя другими, описанный в поэме Шантидевы ‘Путь бодхисаттвы'”.

В Сиднее прошел первый день учений Его Святейшества Далай-ламы по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
На учения Его Святейшества Далай-ламы в Сиднее собрались
более трех с половиной тысяч человек. Сидней, Австралия.
14 июня 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество рассказал, что Куну Ринпоче родился в Киннауре в северной Индии, а затем отправился учиться сначала в Центральный Тибет, а потом в Дерге, в тибетскую провинцию Кхам. Он следовал несектантскому подходу, хотя его монастырь принадлежал традиции друкпа кагью. Куну Ринпоче искренне и методично взращивал бодхичитту, и в ходе аналитической медитации он ежедневно сочинял одну строфу восхваления [бодхичитты]. Впоследствии, кто-то случайно узнал об этих сочинениях и убедил его собрать и опубликовать все строфы в одной книге.

Великий практикующий Трехор Кьерпон, который, завершив собственное обучение, выбрал жизнь отшельника, видел этот текст и сказал, что автору удалось выразить самую суть многих великих классических текстов. Куну Ринпоче был хорошо знаком со всеми “большими” и “малыми” науками, а также в совершенстве владел искусством поэзии, грамматики и композиции. Когда он обучал этим навыкам других, то сочинял предложения и строфы, которые отражали содержание пяти “великих” разделов буддийского учения. Кенсур Пема Гьялцен, сам прославленный ученый и мыслитель, изумлялся глубине познаний Куну Ринпоче.

“Он жил тихой, скромной жизнью отшельника в уединенном доме своего друга в Варанаси, и именно там я, взволнованный до глубины души, получал от него эти наставления”.

Указав, что в первой строфе воздается почтение Будде, Дхарме и Сангхе, Его Святейшество напомнил, что очень важно понимать, что значат эти слова, а также, что значит обращаться к ним за прибежищем.

Его Святейшество, как он делает повсюду, где проводит учения, призвал слушателей стать буддистами двадцать первого века, сказав, что в своей практике они должны опираться не только на веру, но также на понимание и логические рассуждения.

Завтра Его Святейшество продолжит учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2158  |  Тэги: Австралия, Сидней, учения
 

Расписание встреч

2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.14 Литва, Вильнюс
14 июня 2018 г.
Публичная лекция «Искусство счастья». Первая половина дня. Организатор: Тибетский дом в Вильнюсе. Место проведения: арена Siemens. Подробнее.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Далай-лама встретился с делегатами Тибетской ассоциации женщин
Его Святейшество гордится тем, что передал свои политические полномочия демократически избранному руководству. Однако он подтвердил, что несмотря на отказ от политических полномочий он считает своим ...

Прямая трансляция. Его Святейшество Далай-лама. Интерактивное общение с вьетнамцами
22 мая состоялась прямая трансляция общения Его Святейшества Далай-ламы с вьетнамцами. Его Святейшество даровал дженанг Белого Манджушри.

Кунделинг Тацак Ринпоче дарует учения в Бурятии
7 июня по приглашению Буддийской традиционной Сангхи России в Бурятию прибудет досточтимый Кунделинг Тацак Ринпоче. Таким образом, программа официального визита Ринпоче в Россию, проходящего при ...

Основные разделы сайта