Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже

28-12-2013, 19:22  |  Напечатать

Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 26 декабря 2013 года – Его Святейшество Далай-лама начал второй день учений по этапам на пути к пробуждению, заметив, что когда он сам получал эти учения от Куну Ламы Ринпоче, каждый новый день учений Ринпоче начинал с новой строфы восхваления Будды. В свою очередь, Его Святейшество прочел сегодня утром чудесную строфу Нагарджуны, в которой выражается благодарностью Будде за учение о взаимозависимом возникновении.

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Его Святейшество Далай-лама прибыл в монастырь Сера Чже
в начале второго дня учений. Фото: Рио Хельми
«Сострадание – это основа пробуждения, – продолжил Его Святейшество, – и различные религиозные традиции делают упор на важности сострадания, но в буддизме речь идет о великом сострадании, которое сочетается с постижением пустоты. Поскольку мы испытываем страдания различной интенсивности, совершенно необходимо осознать их причины и понять, каким образом их можно преодолеть. Вот в этом контексте мы взращиваем великое сострадание с намерением освободить всех живых существ и избавить их от страданий».

Его Святейшество посоветовал развивать понимание с помощью изучения, размышлений и медитации. Бодхисаттвы, обладающие острым умом, взращивают практику обмена себя на других, и величайшее сочинение на эту тему, без сомнений, поэма Шантидевы «Путь бодхисаттвы».

Среди буддийских традиций только в тибетском буддизме изучается логика и теория познания. Особенно много внимания этим предметам уделяют в школах сакья и гелуг. В них усердно изучают сочинения семнадцати наставников Наланды, сохраняя и распространяя таким образом знания Наланды. Главным образом традиция поддерживается в трех главных монастырях гелуг – Сера, Дрепунг и Ганден.

«Я помню те далекие дни, когда вы жили в бамбуковых хижинах, по которым гуляли холодные сквозняки. В те времена Гьен Пема Гьялцен, Кенсур Лобсанг Вангчук из Сера и Шарго Кхен и Гьен Ньима трудились не жалея сил, чтобы обеспечить сохранение монастырского образования. Они были великими учителями, и их ученики тоже стали выдающимися людьми. Ситуация была такой сложной, что я и сам хотел присоединиться к вам, но, увы, у меня совсем не было времени. Затем наступил период, когда множество монахов добиралось до вас из Тибета и укрепили учебные классы. Некоторые из тех монахов вернулись в родные места в Тибете и трудились ради распространения знаний там, и это стало великим вкладом в Дхарму. Сегодня, когда встречается меньше сведущих учителей, чем прежде, каждый из вас должен работать не покладая рук. Я хочу выразить вам свою глубокую признательность».

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня учений в
монастыре Сера Чже. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество добавил, что путешествуя по миру, он всегда ощущает уверенность в том, что изучение классических буддийских сочинений идет своим чередом в трех главных монастырях гелуг.

Заметив, что тибетский вопрос – это борьба между силой правды и силой оружия, Его Святейшество сказал: «Мы находимся в изгнании уже около шестидесяти лет, а c притеснениями сталкиваемся и того дольше. И все же тибетский дух остается непреклонным. Мы привлекли на свою сторону многих китайских писателей и интеллектуалов, и они высказали свое мнение более чем в двухстах статьях, опубликованных в Китае, и в восьмистах статьях, вышедших в других странах мира. Они поддерживают наш подход Срединного пути, ведь мы не желаем поражения одной из сторон и победы другой. Мы хотим взаимовыгодного решения. Тибетский дух остается сильным и твердым. Однажды над Тибетом снова взойдет солнце!»

Тибет начал распадаться на отдельные царства еще в IX веке, но сегодня тибетцев и Тибет объединяет буддизм – религия, а не политика. Письменные источники можно разделить на три основные категории: буддийскую науку, буддийскую философию и буддийскую религию. Если религиозные знания представляют интерес только для буддистов, то буддийские наука и философия могут принести огромную пользу всему миру в целом. Его Святейшество добавил, что уже составлен учебник по основам буддийской науки, и он будет опубликован в новом году.

«Когда Тринадцатый Далай-лама отправил нескольких тибетцев в Англию получать образование, это начинание не увенчалось успехом, потому что ему противились настоятели монастырей. Они говорили, что люди Запада наши враги, и все же, посмотрите, те, у кого есть возможность, сегодня бегут на Запад. Мы совершили много ошибок».

Говоря о важности обучения и практики, Его Святейшество привел слова Дромтонпы, говорившего, что он обучался во время практики и практиковал во время обучения. Он не разделял практику и обучение. Его Святейшество добавил, что настоятели должны строже следить за дисциплиной в монастырях, и ему бы очень хотелось, чтобы Ганден Трипа приобрел большую власть и активнее участвовал в духовных делах. Он добавил, что в программу обучения в монастырях было введено изучение естественных наук и он с нетерпением ждет, когда великие монастыри превратятся в центры обучения, такие, каким был университет-монастырь Наланда. Его Святейшество предположил, что если логика служит тому, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, она также должна применяться для устранения ошибок в наших собственных взглядах, например в буддийских объяснениях космологии; ведь всем уже очевидно, что существование горы Меру не подтверждается современными научными данными.

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня учений в
монастыре Сера Чже. Фото: Екатерина Суржок.
Его Святейшество возобновил чтение сочинения Третьего Далай-ламы «Очищенное золото». Заметив, что буддизм учит отличать верное от ложного, он добавил, что необходимо признать изъяны эгоцентризма, о котором говорится в «Лама Чопа»:

Хроническая болезнь себялюбия – причина всех нежеланных страданий;
Благословите меня, осознав это,
Обвинить во всём, подавить и уничтожить
Чудовищного демона себялюбия.


Нам следует обучаться практике обмена себя на других, и применять практику дарения и принятия. В связи с этим, очень полезно регулярно размышлять о сочинении «Восемь строф о тренировке ума»; Его Святейшество сам делает это ежедневно.

После обеда Его Святейшество рассказал о сосредоточении, которое практикуется по всему Тибету. В прошлом в монастыре Самье были отделения для медитации. Именно там некоторые китайские практикующие сбились с верного пути и решили, что медитация полностью удаляет из ума все концепции. Ученик Шанатракшиты Камалашила написал три тома «Этапов медитации», чтобы оспорить подобные воззрения.

Его Святейшество упомянул о своем друге из Ладакха, уверявшем, что после трех лет уединенного сосредоточения, его умственные способности начали угасать. Другие тоже рассказывали о похожих переживаниях, и Его Святейшество хотел бы знать, правильно ли они распознают вялость и возбуждение ума на тонких уровнях. Повторив слова Чже Ринпоче: «Если вы не можете обуздать собственный ум, как можете вы помочь другим укротить их умы?», Его Святейшество сообщил, что в Ченгду появилось множество так называемых лам, готовых продать Дхарму за деньги и секс.

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Молодые монахи слушают учения Его Святейшества Далай-ламы в
монастыре Сера Чже. Фото: Екатерина Суржко
Такие ламы есть не только в Азии; Его Святейшество рассказал о конференции западных буддийских учителей, которая проходила в 90-е годы в Дхарамсале, на которой были оглашены жалобы на недостойное поведение некоторых тибетских и дзен учителей. Тогда Далай-ламу спросили, может ли он чем-то помочь, и он ответил: «Будда дал им ясные наставления, если они не послушали Будду, станут ли они слушать меня?»

Его Святейшество сказал, что если прямые взыскания не возымели силы, то нужно оглашать их поведение в средствах массовой информации. Неправедное поведение того или иного ламы должно оказаться на виду. Если необходимо, дело должно быть рассмотрено в суде. Он рассказал о деле, которое рассматривал американский суд; тогда один из учеников обвиняемого ламы заявил, что если лама будет наказан или отправлен в тюрьму, Дхарме будет нанесен урон. Но Его Святейшество твердо убежден, что судебное наказание никоим образом не нанесет вреда Дхарме, а напротив, только очистит ее. Он еще раз подчеркнул, что необходимо широко оглашать подобное ошибочное поведение. Он также указал, что в тибетском сообществе люди принимают за данность, что ламы и тулку обладают мудростью и постижением. Однако сочинения по этапам на пути к пробуждению содержат четкое указание: всегда следует проверять и исследовать достоинства учителей.

Когда Его Святейшество завершил чтение «Очищенного золота», сочинения, которое является комментариями на «Малое руководство к этапам пути к пробуждению» Чже Цонкапы, он начал текст «Сущность красноречия» (Гомчен ламрим), написанный Нгавангом Дракпой; это краткое изложение сочинения Чже Цонкапы «Среднее руководство к этапам пути к пробуждению».

Снова обратившись к духу традиции Наланды, в которой важную роль играют логика и обоснование, Его Святейшество привел в пример Харибадру, чьи «Ясное толкование» является объяснением сочинения Майтрейи «Украшение ясных постижений» (Абхисамая-аламкара). Харибхадра принадлежал к линии передач, восходящей к Асанге и Васубандху, однако без малейших колебаний смог разъяснить «Украшение ясного постижения» с точки зрения мадъхьямаки, несмотря на то, что Васубандху придерживался позиции читтаматры. Атиша также учился в течение многих лет у Серлингпы, величайшего живого бодхисаттвы, жившего на Суматре. И все же он продолжал придерживаться толкования мадъхьямаки, несмотря на то, что его учитель склонялся к объяснениям школы читтаматра.

В заключение сегодняшних учений Его Святейшество заметил, что в этот день празднуется годовщина ухода Ламы Цонкапы в паринирвану.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2023  |  Тэги: учения, Карнатака, ламрим
 

Расписание встреч

2017.12.14 Индия, Мундгод, штат Карнатака
14 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия научно-медитационного центра монастыря Дрепунг Лоселинг. Первая половина дня.
2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

Электронная книга. "Определитель буддийских изображений"
Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981–1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: ...

Видео. Наванг Намгьял Ринпоче и Лопен Джигме Вангчук. Сострадательная деятельность Чатрала Ринпоче
2 декабря 2017 года в Москве прошла презентация новой книги "Сострадательная деятельность" о жизни великого буддийского учителя Чатрала Ринпоче. Книгу представили его прямые ученики — современные ...

В Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг
С 7 декабря по 20 января в Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг. Доктор Пемба Церинг родился 1982 году в Дхармасале, Индия. В 2001 году поступил в буддийский институт ...

Основные разделы сайта