В монастыре Сера Чже прошел девятый день учений Далай-ламы по ламриму

4-01-2014, 20:53  |  Напечатать

Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 2 января 2013 года – Кроме встреч с широкой публикой, таких как нынешние учения по ламриму, Его Святейшество Далай-лама также встречается с отдельными людьми, выделяя для этого время до начала учений, в перерывах, а иногда даже после завершения учебной сессии. Это могут быть группы людей из самых разных уголков мира или отдельные монахи и ламы. Например сегодня, перед тем, как он появился на учениях, Его Святейшество встретился с более чем сотней индийских новообращенных буддистов, а также с группой буддистов из Бутана. В ходе обеих бесед он особо отметил то, что нередко повторяет в различных частях мира: наиглавнейшей целью буддизма является преобразование наших разрушительных эмоций. Чтобы преуспеть в этом, недостаточно одной лишь веры. Буддистам 21-го века необходимо учиться, то есть читать или слушать наставления и размышлять над тем, что они узнали, пока новое знание не станет понятным. Буддисты из обеих групп, затаив дыхание, внимали словам Его Святейшества.

В монастыре Сера Чже прошел девятый день учений Далай-ламы по ламриму
Его Святейшество Далай-лама читает молитвы в начале девятого
дня учений в монастыре Сера Чже. Фото: Тензин Чойджор
В трех томах, чтение которых было начато раньше, – «Священные слова Манджушри», «Южный ламрим» и ламрим «Быстрый путь», – Его Святейшество завершил разделы, касающиеся шаматхи, но продолжал чтение наставлений о випашьяне. Он сказал, что из трех поворотов Колеса Дхармы, наивысшими являются учения о совершенной мудрости, дарованные при втором повороте Колеса. В только что прочитанной Сутре сердца, которую называют еще «Сутрой о совершенной мудрости из 25 строф», описываются Будда и Авалокитешвара, погруженные в сосредоточение. В своих начальных наставлениях Будда учил, каким образом затягивает круговорот бытия, но не говорил о том, кого затягивает этот круговорот. Сутра сердца рассказывает не только о пустоте личности, но и о том, что составляющие ее пять скандх также пусты. Его Святейшество подчеркнул, что ключевое слово здесь «также». Мы видим его в переводах Сутры сердца на тибетский язык, однако оно отсутствует в японском, корейском и вьетнамском вариантах; это слово указывает на то, что все явления так же, как и люди, не обладают самобытием. В Сутрах о совершенной мудрости говорится, что ни одно явление не обладает собственной сутью, все пусто от самобытия и является лишь обозначением, существующим условно.

«В силу неведения относительно природы вещей мы привязаны к круговороту бытия. Будда в своем сострадании различными путями подводил людей к пониманию этого. Он учил о взаимозависимом возникновении, чтобы показать, что явления лишены самобытия. Чже Цонкапа, основатель традиции гелуг, цитировал великих индийских учителей, например Нагарджуну, писавшего, что понимание пустоты играет существенную роль в преодолении неведения и страданий, вытекающих из неведения. Чтобы понять, о чем писали великие учителя, мы должны изучать философию».

«У нас есть три великих гелугпинских монастыря, где усердно и внимательно изучают логику и теорию познания. Последователи школы кадам, первые ученики Атиши в Тибете, разделили учение Атиши на три линии: линию освоения письменных источников, устную линию преемственности и линию сущностных наставлений. Три великих монастыря гелуг главным образом поддерживают линию освоения письменных источников, или, как ее называют, традицию ученых».

В монастыре Сера Чже прошел девятый день учений Далай-ламы по ламриму
Слушатели следят по тексту за учениями Его Святейшества Далай-
ламы в монастыре Сера Чже. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество подчеркнул, что каждый из нас обладает возможностью обрести пробуждение, а для того, чтобы ее реализовать, необходимо понимание пустоты. Однако в современном мире внимание людей постоянно отвлекается на множество различных вещей, поэтому сейчас нам необходимо просто понять общую структуру учения Будды.

«Достигнув понимания Дхармы и ее структуры, мы сможем понять природу круговорота бытия. Триджанг Ринпоче говорил мне, что когда нечто отвлекает его внимание, он рассматривает это как страдание. Вот таким образом наставники должны учить, а практикующие практиковать. По всему миру неуклонно растет интерес к буддизму. Нам следует поддерживать и сохранять линию преемственности индийских классиков, для чего совершенно необходимо учиться. Важно увидеть, что все, что зависит от причин и условий, является пустым».

Его Святейшество продолжил чтение «Южного ламрима» и ламрима «Быстрый путь», а затем снова обратился к «Священным словам Манджушри», ведь в каждом из этих ламримов объясняется четыре способа привлечения учеников. Его Святейшество дочитал до конца эти три сочинения и, не теряя ни минуты, принялся за чтение «Сущности нектара», до обеда завершив небольшой раздел, а после обеда продолжил чтение. Текст начинается с объяснений о том, как правильно воздавать дань уважения духовному учителю. Его Святейшество рассказал, что когда он сам впервые получал передачу и пояснения по этому тексту, то, дойдя до этого места, его наставник Триджанг Рипоче был так глубоко взволнован мыслями о доброте своего собственного учителя, что расплакался. Самое важное, добавил Его Святейшество, воплощать советы учителя в жизнь, и таким образом наша жизнь наполнится смыслом.

Завершив ламрим «Сущность нектара», Его Святейшество посчитал, что будет благоприятным знаком, если они начнут чтение трактата Жамара Пандиты по этапам пути к пробуждению, однако заметил:

«Где мы увидимся в следующий раз неизвестно, ведь никто не может знать будущего. К моей огромной радости, у меня была возможность даровать вот эти учения. У меня нет практического опыта освоения этих учений, однако я смог передать вам линию преемственности, которую сам получил когда-то».

В монастыре Сера Чже прошел девятый день учений Далай-ламы по ламриму
Монахи проводят философский диспут в присутствии Его Святей-
шества Далай-ламы. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
По настоятельной просьбе Его Святейшества последний час учений был посвящен философским диспутам. Несколько групп монахов показывали свое мастерство перед Его Святейшеством, а также в различных частях зала. В диспуте принимают участие два ответчика, они сидят на полу, и до шести монахов, которые, стоя, задают им вопросы, проверяя их познания и логику. Все диспуты начинались довольно тихо, однако страсти быстро накалились, и вскоре по всему монастырскому двору уже бушевали шумные и жаркие споры. По их завершении все, кто принимал участие в диспутах, сфотографировались на память с Его Святейшеством.

Завтра Его Святейшество дарует посвящение Авалокитешвары, начав подготовительные церемонии около половины седьмого утра. После завершения учений к собравшимся обратятся спикер Ассамблеи тибетских народных депутатов Пенпа Церинг, калон (министр) по делам религии и культуры Пема Чинджор и бывший калон-трипа (премьер-министр) профессор Самдонг Ринпоче.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2085  |  Тэги: Индия, Карнатака, Билакуппе, учения
 

Расписание встреч

2018.03.02 Индия, Дхарамсала
2 марта 2018 г.
Краткие учения по текстам Джатак (повествований о предыдущих рождениях Будды Шакьямуни). Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.

Сохраним Тибет!

Реальный ущерб от пожара на территории монастыря Джокханг в Лхасе остается неясным
Крайне ограниченная информация о пожаре, произошедшем в знаменитом монастыре Джокханг в Лхасе, не позволяет избавиться от беспокойства по поводу причин возгорания и возможного ущерба. Эксперт по ...

Видео. Тэло Тулку Ринпоче. Основы буддизма: что необходимо знать?
18 февраля 2018 года в Москве прошла встреча с почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, главой буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, которая была ...

Прямая трансляция. Учения Гьялцаба Ринпоче и Мингьюра Ринпоче перед Кагью монламом
22–24 февраля в Бодхгае состоятся учения, предшествующие Молитвенному собранию линии кагью (Кагью монламу). В утренние часы Гьялцаб Ринпоче дарует комментарий к тексту «Махамудра истинного смысла» ...

Основные разделы сайта