В Миннеаполисе Далай-лама провел беседы о вере, мире, правах человека и взаимопонимании

2-03-2014, 09:23  |  Напечатать

Миннеаполис, штат Миннесота, США, 1 марта 2014 года – Вчера Его Святейшество Далай-Лама покинул Сан-Франциско и прилетел в Миннеаполис, где стоят сильные холода, а земля белым-бела от снега насколько хватает глаз. В Миннеаполис Его Святейшество прибыл по приглашению организаторов Форума лауреатов Нобелевской премии мира, который призван вдохновлять миротворческий процесс на примере деятельности Нобелевских лауреатов. Его Святейшество попросили сделать обращение к участникам форума в день его открытия.

В Миннеаполисе Далай-лама провел беседы о вере, мире, правах человека и взаимопонимании
Его Святейшество Далай-лама выступает на 26-м ежегодном Фору-
ме лауреатов Нобелевской премии мира. Фото: Джереми Рассел
(офис ЕСДЛ)
«Братья и сестры, – начал Его Святейшество, – куда бы я ни приезжал, к кому бы ни обращался, я всегда помню, что мы все люди, одинаковые физически, ментально и эмоционально. Из личного опыта, вспоминая себя в молодости, я знаю, что если сосредоточиваться на второстепенных различиях, например, на том, что я тибетец, буддист или даже Далай-лама, то это порождает беспокойство, которое, в свою очередь, может вести к притворству и лицемерию. Постепенно я осознал, что на базовом уровне мы все одинаковые люди. Когда мы сосредотачиваемся на второстепенных различиях между нами, мы попадаем в ловушку деления людей на своих и чужих, нам становится легче обманывать, эксплуатировать и даже убивать. Каждый из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, зависит от остального человечества. Если все человечество живет счастливо и благополучно, хорошо каждому человеку».

Его Святейшество продолжил, сказав, что мы все обладаем равными правами, ведь мы все хотим быть счастливыми, и мы все имеем на это полное право. Наши человеческие права опираются на базовое единство всего человечества. Люди – творческие существа, но чтобы творить нам нужна свобода, поэтому необходимо защищать эти права.

«Нам всем подарили жизнь матери, и мы росли, осененные материнской любовью. Это общий для всех нас жизненные опыт. Те люди, которые получали в детстве материнскую любовь и заботу, стали счастливыми взрослыми. К сожалению, иногда дети бывают нежеланными, их обделяют любовью в детстве, и их взрослую жизнь зачастую отравляют подозрительность, страх и чувство незащищенности. Практика показывает, что в детстве и юности мы высоко ценим любовь и доброту, но с возрастом их важность теряется. Частично, это результат современной системы образования, сильно смещенной в сторону материализма, пренебрегающей общечеловеческими ценностями; наше образование подталкивает нас в сторону материальных достижений. В современном обществе господствует материальная культура, в которой наши человеческие достоинства остаются в спящем состоянии».

В Миннеаполисе Далай-лама провел беседы о вере, мире, правах человека и взаимопонимании
В конференц-центре Миннеаполиса во время выступления Его Свя-
тейшества Далай-ламы на 26-м ежегодном Форуме лауреатов Нобе-
левской премии мира. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что люди – социальные животные, выживание которых, как, например, муравьев и пчел, зависит о благополучия всего сообщества, сотрудничества друг с другом. Он добавил, что ему настолько нравятся пчелы, что он даже опасается, что в следующей жизни родится пчелой. К сожалению, врач запретил ему есть много сладкого, особенно меда, поэтому Его Святейшество думает, что все же избавился от этой опасности.

Что касается образования, Его Святейшество рассказал о своих друзьях-ученых, которые всерьез обсуждают возможности внедрения нравственных ценностей в современную систему образования. Однако, если преподавание нравственности будет опираться на какую-то одну религиозную традицию, возникнут неизбежные ограничения. Хотя все религии несут послание о любви, сострадании, терпимости и прощении, они отстаивают разные философские взгляды, так что ни одна из них не может быть приемлема для всех людей без исключения. Нам совершенно необходим новый, светский подход к нравственности, который будет приемлем для всех. Его Святейшество пояснил, что он использует слово «светский» в индийской трактовке, далекой от неуважения к религии или умаления ее роли, но предполагающей равное уважение ко всем верам, а также к убеждениям неверующих. Светский подход может быть очень полезен для продвижения идей нравственности и истинных человеческих ценностей в современной системе образования, и позволит людям стать счастливее, создавать более счастливые семьи, сообщества и народы. Страх, подозрительность и недоверие ведут к гневу, который разрушает наше физическое здоровье, тогда как милосердный настрой ума поддерживает и защищает нашу иммунную систему.

Различные эпохи, страны и природные условия стали причиной различий в образе жизни и даже ментальных установок людей. Вот почему возникали разные философские взгляды. Но цель их одна: способствовать продвижению общечеловеческих ценностей и обретению счастья. Поэтому гармония, опирающаяся на взаимное восхищение и уважение между нашими религиозными традициями, бесконечно важна.

В Миннеаполисе Далай-лама провел беседы о вере, мире, правах человека и взаимопонимании
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы во время 26-го
ежегодного Форума лауреатов Нобелевской премии мира. Фото:
Сонам Зоксанг
На этом Его Святейшество закончил выступление и предложил слушателям задавать вопросы. Кто-то спросил, как Далай-лама справляется с чувством уныния, и он ответил, что у него просто нет другого выбора, в шутку заметив: «Если вы хотите поскорее умереть, медитируйте о пессимизме».

Одна из слушательниц спросила о признаках сострадания, и Его Святейшество ответил, что это искренняя забота о благе других. От также пояснил, что прощение не означает смиренного принятия чьих-то злоумышленных действий, скорее, прощение означает, что мы всегда помним, что совершает это неверное действие человек. Губернатор Миннесоты задал вопрос о политике, и Его Святейшество заметил, что люди часто называют политику грязным делом, но ведь политика сама по себе не является грязной. Ей наносят урон действия непорядочных людей, и такое происходит во всех сферах человеческой деятельности, даже в религиозной практике. На вопрос, как нам не терять надежды, Его Святейшество сказал, что хотя 20-й век и был эрой невиданного ранее насилия, 21-е столетие должно стать эрой диалога. На просьбу описать современный мир всего одним словом, Его Святейшество ответил: «Запутанный», что вызвало смех в зале. В заключение, один из слушателей попросил Его Святейшество благословить собравшихся, на что тот ответил, что как буддист очень скептически относится к там называемым благословениям, и считает, что истинное благословение рождают наши хорошие поступки и добрая мотивация.

На встрече с членами Государственного совета Миннесоты по делам выходцев из Азиатско-тихоокеанского региона, Его Святейшество воспользовался случаем и пояснил, почему он удалился от политических дел.

В Миннеаполисе Далай-лама провел беседы о вере, мире, правах человека и взаимопонимании
Его Святейшество Далай-лама на встрече с членами Государствен-
ного совета Миннесоты по делам выходцев из Азиатско-тихоокеанс-
кого региона. Фото: Сонам Зоксанг
«С детства я чувствовал, что власть не должна сосредотачиваться в руках немногих людей. Я учредил комитет по реформам в Тибете, но начинание практически не принесло плодов, потому что китайцы хотели, чтобы любые реформы исходили только от них. Как только мы оказались в изгнании, мы начали демократические преобразования в нашей системе управления. В 60-х годах мы учредили собрание выборных представителей. Этот процесс увенчали первые прямые выборы руководства в 2001 году, после чего я наполовину отошел от политических дел. После выборов 2011 года я решил не только полностью снять с себя политические полномочия, но также положить конец политической роли Далай-лам в будущем».

Поблагодарив Его Святейшество за визит, члены государственного совета выразили надежду, что они увидятся с ним еще не раз.

Затем состоялась встреча с китайскими студентами, организованная Тибетско-американской студенческой ассоциацией (TASA). Собралось более трехсот тридцати студентов из 13 колледжей, среди которых было более двухсот пятидесяти китайцев и пятьдесят тибетцев. Обращаясь к молодым людям, Его Святейшество сказал, что всегда рассматривает себя просто как еще одного человека, ведь когда мы забываем о базовом единстве всего человечества, мы склонны делить людей на своих и чужих. Такой узкий, недальновидный подход становится благодатной почвой для конфликтов. Его Святейшество рассмеялся и признал, что, если бы он все еще жил во дворце Потала в Лхасе, то мог бы этого и не понять, заметив, что страшная беда, обрушившаяся на тибетцев, все же принесла некоторые новые возможности.

«Человеческие проблемы должны решаться по-человечески, – сказал Его Святейшество. – Диалог – это путь, помогающий найти согласованное, взаимовыгодное решение».

Его Святейшество объяснил, что еще в 1974 году было решено не стремиться к полной независимости Тибета. Китайская конституция закрепляет возможность автономии для регионов, а также содержит ясные положения о свободе вероисповедания. Трудности возникают из-за узко мыслящих китайских официальных лиц, не желающих претворять в жизнь закрепленные в конституции права. Его Святейшество заметил, что до событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году китайцы не выказывали поддержки делу Тибета. Те события сломали устоявшееся ложное представление о том, что тибетцы настроены против китайцев. Совершенно очевидно, что китайским лидерам нужно смотреть на происходящее шире.

Его Святейшество заметил: «Китайская народная республика может внести колоссальный вклад в мировое сообщество, но я помню слова главы Малайзии Тунку Абдулы Рахмана, который сказал мне, что Китай держит своих соседей в страхе. Ситуацию необходимо менять; Китай должен стать более открытым и прозрачным. Мы возлагаем надежды на поколение 21-го века. Наши ханьские братья и сестры держат в своих руках возможность изменить мир к лучшему. Что касается тибетского вопроса, мы должны найти мирное решение. Спасибо всем».

В Миннеаполисе Далай-лама провел беседы о вере, мире, правах человека и взаимопонимании
Его Святейшество Далай-лама на встрече с китайскими студента-
ми, организованной Тибетско-американской студенческой ассоци-
ацией. Фото: Сонам Зоксанг
Первый вопрос из аудитории задал молодой человек, потерявший за последнее время троих друзей. Он спросил о жизни после смерти. Его Святейшество ответил, что все зависит от того, как они прожили свои жизни: помогали другим или приносили вред. В любом случае, будучи их другом, он может молиться за них. Молодая китаянка сказала, что у китайцев может быть односторонняя информация, но и тибетцы зачастую слишком эмоциональны. Его Святейшество ответил, что большинство сторонников Тибета из Японии, Австралии, Новой Зеландии, США и других стран, не столько выступают за дело Тибета, сколько за дело справедливости. Но все они подчеркивают, что если тибетцы начнут прибегать к насилию, люди перестанут их поддерживать.

Он добавил: «Вы, молодые китайцы, не должны просто слушать, что вам говорит ваше правительство. У каждого из вас есть глаза и уши, используйте их. Один миллиард триста миллионов китайцев имеют полное право знать, что происходит в действительности и в состоянии рассудить сами, кто прав, а кто виноват. Поэтому цензура безнравственна и пагубна».

На вопрос о волне самосожжений, прокатившейся по Тибету, Его Святейшество повторил то, что говорил раньше. Эти события очень печальны, и с самого начала он выразил сомнения в эффективности подобных мер. Однако, это болезненный политический вопрос, а он удалился от политических дел; что бы он ни сказал, сторонники жесткой линии в руководстве Китая попытаются исказить смысл его слов.

Что касается Си Цзиньпина, Его Святейшество отметил смелость, с которой тот начал борьбу с коррупцией и вселяющие надежду рекомендации недавнего третьего пленума о необходимости поддержки бедных слоев крестьянства, а также о реформах судебной системы. Отметив перемены, происходившие в современном Китае при разных руководителях, Его Святейшество сказал, что лозунгом Ху Цзиньтао было построить гармоничное общество – идея сама по себе прекрасная, но ее претворение в жизнь не увенчалось успехом, поскольку были использованы неверные методы. Применение силы рождает страх и напряженность. Гармония может опираться только на доверие.

Одна из китаянок спросила, есть ли различия между молитвами, обращенными к Будде и к Богу. Его Святейшество посоветовал ей изучить этот вопрос самой и подарил ей экземпляр поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Он порекомендовал тщательно изучить главу 6, затрагивающую тему гнева, и главу 8 об эгоцентризме и альтруизме. Он рассмеялся и добавил, что глава 9 очень непроста для понимания, и ее следует отложить на потом.

На вопрос, как обрести внутренний мир, Его Святейшество пошутил: «Хорошо ешьте и хорошо высыпайтесь». А затем добавил: «Взращивайте душевную теплоту, она необыкновенно важна, а также учитесь, это поможет сократить разрыв между тем, какими вещи нам представляются, и тем, какова реальность на самом деле».

Затем Его Святейшество сказал слушателям, что очень благодарен за проявленный интерес и их вопросы. Представитель Тибетско-американской студенческой ассоциации поблагодарил Его Святейшество за оказанную честь и посещение их первой официальной встречи, заверив, что они планируют проводить такие мероприятия и в будущем. Он завершил встречу молитвой о долголетии Его Святейшества и об исполнении всех его желаний.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2838  |  Тэги: США, Миннеаполис
 

Расписание встреч

2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре Колеса Учения» (чо-кхор-гьи до) и «Сутре рисового ростка» (салу джанг-пе до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
Всем желающим слушать перевод учений необходимо привезти с собой радиоприемник FM-диапазона и наушники. Информация о регистрации на учения в Бодхгае на сайте www.dalailamateaching.com.

Сохраним Тибет!

В Монголии прошла конференция об институции Богдо-гэгэна
В Монголии с давних времен особым почитанием пользуется линия перерождений Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухты – духовного лидера буддистов этой страны. В 1911 г. Богдо-гэгэнVIII был интронизован как ...

Далай-лама прочел публичную лекцию в студенческом городке «Сомайя Видьявихар»
Его Святейшество объяснил, что его понимание того, как обуздывать разрушительные эмоции, восходит к древним индийским знаниям, особенно к буддийской традиции, которую великий учитель ...

Видео. В Калмыкии отметили 25-летие служения Тэло Тулку Ринпоче на посту главы буддистов республики
В Центральном калмыцком хуруле почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах Тэло Тулку Ринпоче и верховный лама Калмыкии поздравил всех прихожан и возглавил ...

Основные разделы сайта