Далай-лама прочел лекцию о тантре в тибетском буддизме в университете Сучи-ин

10-04-2014, 19:15  |  Напечатать

Киото, Япония, 10 апреля 2014 года – День Его Святейшества Далай-ламы начался с поездки на автомобиле из Осаки в Киото, где по прибытии в университет Сучи-ин его тепло встретил досточтимый Сугури Коузуй, декан университета и главный настоятель храма Накаяма Дера. Университет Сучи-ин берет свое начало от школы искусств и наук Сугейсучи-ин, учрежденной Кукаем или Кобо Дайси, основателем школы японского буддизма сингон-сю в 828 году до н.э. в стенах храма Тодзи в Киото. Школа стала первым образовательным учреждением в Японии, открывшим свои двери для всех учеников, независимо от их социального или экономического положения. Современный университет Сучи-ин был вновь октрыт на этом месте в 1949 году.

Войдя в переполненный зал, Его Святейшество занял свое место на сцене, у подножия статуи Махавайрочаны, окруженной по бокам изображениями мандал, и начал беседу.

Далай-лама прочел лекцию о тантре в тибетском буддизме в университете Сучи-ин
Его Святейшество Далай-лама в университете Сучин-ин. Фото: Ти-
бетский офис в Японии
«Вы попросили меня рассказать о тибетской Тайной мантре. Тибетцы начали проявлять интерес к буддизму в 7-м веке, во времена правления Сонгцена Гампо, женившегося на китайской и непальской принцессах. Обе принцессы привезли с собой статуи Будды, пробудив тем смым в тибетском правителе интерес к учению Будды. Позже Трисонг Децен, зная, что буддизм зародился в Индии, обратился именно к этой стране, чтобы почерпнуть знания о буддийском учении. Он пригласил в Тибет наставника Шантаракшиту из монастыря-университета Наланды, и благодаря его усилиям буддизм начал распространяться в Тибете. Шантаракшита стал инициатором перевода индийской буддийской литературы на тибетский язык, так что теперь у нас есть собрания Кангьюра и Тенгьюра. Шантаракшита также написал сочинение “Мадхьямака-аламкара”, которое мы будем изучать сегодня, а также “Таттвасамграха”: первый труд посвящен философским вопросам, а второй – логике и эпистемологии».

Позже в Тибет пригласили и ученика Шантаракшиты Камалашилу, который также был замечательным ученым-философом. Его перу принадлежат труд «Мадхьямака-алока» и комментарии к сочинению своего учителя «Таттвасамграха». Благодаря усилиям двух этих учителей буддизм прочно обосновался в Тибете. Посвятив в духовный сан первых монахов, Шантаракшита установил винаю традиции муласарвастивада, а в философском плане он придерживался воззрений йогачара-сватантрика-мадхьямаки, сочетающих в себе воззрения Асанги и Нагарджуны. Он сделал винаю основой, на которую опирается все учение.

Его Святейшество объяснил, что Гуру Падмасамбхава был в ответе за устранение препятствий, и сегодня его почитают, как одного из трех основателей тибетского буддизма, называя мастером [тантры], тогда как два других зовутся настоятель (Шантаракшита) и царь (Трисонг Децен).

Будучи монахом-бхикшу Шантаракшита также придерживался правил винаи, из его труда «Мадхьямака-алока» ясно, что взращивание бодхичитты, а также понимание пустоты были частью его собственных практик, тогда как другие его сочинения, например, небольшой трактат под названием «Глава о реальности», свидетельствуют о том, что он также практиковал высшую йога-тантру. Таким образом можно сказать, что он был живым воплощением традиции Наланды.

Этот подход берет начало в практиках Нагарджуны, который, опираясь на винаю, взращивал бодхичитту с помощью метода замены себя и других замены себя на других. В его трудах также раскрывается суть сутр о совершенной мудрости, объясняется пустота и практика на стадиях порождения и завершения в высшей йога-тантре. Его Святейшество заметил, что ученики Нагарджуны Арьядева и Чандракирти придерживались похожего подхода. Отсюда и произошел тибетский обычай принятия практикующими трех обетов – обетов пратимокши, бодхисаттвы и тантрических обетов.

Далай-лама прочел лекцию о тантре в тибетском буддизме в университете Сучи-ин
На лекции Его Святейшества Далай-ламы в университете Сучин-ин.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество привел в пример себя. Он монах, он обновляет свои обеты бодхисаттвы и размышляет о пустоте каждый день, а также ежедневно выполняет шесть различных практик йоги божества.

Что касается происхождения тантраяны, Его Святейшество сказал, что Четыре благородные истины лежат в основе всех буддийских учений и из них следуют 37 факторов пробуждения, которые также пристутствуют во всех буддийских традициях. В санскритском каноне мы находим учения о совершенной мудрости, дарованные на Горе Грифов ученикам, среди которых были Авалокитешвара, Манджушри и Самантабхадра. Эти учения относятся ко второму повороту колеса Дхармы и затрагивают аспекты бессамостности людей и явлений. К ним относится и «Сутра сердца», которую мы все начитываем. В ней приводится диалог между Шарипутрой и бодхисаттвой Авалокитешварой. Это учение не давалось широкой публике, а предназначалось для тех, кому чистая карма позволяла видеть и слышать Авалокитешвару и Шарипутру.

Его Святейшество пояснил, что во время первого поворота колеса Дхармы, были преподаны Четыре благородных истины, учения, дарованные для широкой публики; это событие было отмечено в исторических источниках. Второй поворот колеса имеет отношение к учениям о совершенной мудрости. При третьем повороте были дарованы учения о природе Будды и о ясном свете, который является природой ума, а также о том, как их применять. Эти учения легли в основу практик тайной мантры. Его Святейшество объяснил, что второй и третий повороты колеса учения не даровались публично, а предназначались для узкого круга избранных учеников. О них не сохранилось исторических свидетельств, которые зафиксировали лишь о события, имеющие отношение к общей структуре буддийского учения, и где не упоминаются учения, дарованные избранным ученикам.

Его Святейшество подчеркнул, что великие индийские учителя, такие как Нагарджуна и Арьядева, в результате тщательных исследований с опорой на логику и рациональные доводы пришли к выводу о подлинности санскритского канона, практик хинаяны, махаяны и ваджраяны. Он процитировал слова Чандракирти, который описал пять стадий тантры:

1. Стадия порождения
2. Стадия завершения
3. Отстранение (тела, речи и ума)
4. Иллюзорное тело и ясный свет
5. Соединение (иллюзорного тела и ясного света)

Его Святейшество сказал, что стадия порождения включает в себя визуализацию божеств. Высшая йога-тантра также предполагает принесение на путь трех тел Будды: дхармакаи (тело истины), самбхогакаи (тело блаженства) и нирманакаи (явленное тело) в процессе смерти, промежуточного состояния (бардо) и перерождения соответственно.Тогда как в сутрах говорится о том, что для достижения состояния Будды требуются три бесконечные кальпы, в тантрических текстах сказано, что состояния Будды можно достичь в течение одной жизни в одном теле.

Далай-лама прочел лекцию о тантре в тибетском буддизме в университете Сучи-ин
Его Святейшество Далай-лама вручает статую Будды досточтимо-
му Сугури Коузуй, декану униветситета. Фото: Тибетский офис
в Японии
Среди заданных вопросов был один, касающийся Кобо Дайси, который, как считается не умер в 9-м веке, а до сих пор находится в состоянии медитации. Его Святейшество спросили, что он думает по этому поводу, и он ответил, что такое вполне возможно. Есть свидетельства о великих практикующих прошлого, достигших пробуждения и остающихся в медитации до тех пор, пока следующий Будда не придет в мир, среди них есть и тибетские наставники. Далай-ламу также спросили о сострадании и о роли Авалокитешвары, на что он заметил, что сострадание, как говорят, является основой обретения состояния Будды. Он добавил, что уже упоминал о роли Авалокитешвары как одного из участников диалога в «Сутре сердца», но Авалокитешвара также считается бодхисаттвой, воплощение сострадания Будды, подобно тому, как Манджушри является воплощением мудрости Будды.

«Мы находимся в месте, связанном с именем Кобо Дайси, и в заключение, я бы хотел поблагодарить японских последователей Будды за то, что они организовали нашу встречу». Затем Его Святейшество преподнес в подарок декану университета статуэтку Будды.

Досточтимый Чидзун Суга, президент Досокаи и главный управляющий храма Дзенцудзи в Сикоку, родном городе Кобо Дайси, в своей благодарственной речи выразил признательность Его Святейшеству за визит. Он упомянул, что на эту встречу пришли последователи всех буддийских школ, и попросил Его Святейшество поддерживать отношения с университетом, тесно связанным с именем Кобо Дайси.

В заключение он сказал: «Каждый из нас возносит молитвы о Тибете и о долголетии Далай-ламы».

Затем Его Святейшество пригласили на обед, после которого он вернулся в отель. В течение следующих двух дней он примет участие в диалоге, посвященном созданию карты ума, который пройдет в Киото в рамках института «Ум и жизнь».

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2054  |  Тэги: Япония, Киото
 

Расписание встреч

2017.11.04 Индия, Дхарамсала
4 ноября 2017 г.
Участие в конференции «Наука, религия и мир во всем мире». Первая половина дня. Организатор: Институт Бхактиведанты (г. Карнал). Место проведения: Government College.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре поворота Колеса Учения» (чокьи кхорло корве до) и «Сутре о зависимом происхождении» (тендрел чи до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
2018.01.14 Индия, Бодхгая, штат Бихар
14–16 января 2018 г.
Трехдневные учения по сочинению Нагарджуны «Комментарий по бодхичитте» (джангчуп семдрел) и произведению Гьялсэ Тхокме Сангпо «37 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

В Музее Востока состоится лекция «Тибетская книга мёртвых» из цикла «Культура и искусство Тибета и Центральной Азии»
24 октября Музей Востока в Москве приглашает на лекцию «Тибетская книга мёртвых» из цикла «Культура и искусство Тибета и Центральной Азии». На протяжении всей своей истории человечество говорило о ...

Далай-лама посетил штат Манипур
Как буддийский монах я верю, что все основные религиозные традиции мира помогают людям обрести внутренний покой и мир. Они опираются на непохожие воззрения и методы, но каждая из них в силах ...

«Практика Круга времени – Калачакра». Новая книга изд-ва «Нартанг» А. Терентьева
Подготовленное издание представляет продолжение и завершение публикации комментариев учителя, переданных в России по практике Калачакры – Круга времени. Книга включает сокращенный метод осуществления ...

Основные разделы сайта