Учения о перерождении в высших мирах и пробуждении

8-07-2014, 17:54  |  Напечатать

Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 7 июля 2014 года – Сегодня утром перед тем, как покинуть свою резиденцию и возобновить предваряющие 33-е посвящение Калачакры учения, Его Святейшество Далай-лама встретился с китайской делегацией, насчитывающей около 200 человек. Первым делом он поздравил их с тем, что они сумели приехать на учения, ведь путь был проделан неблизкий. Он сказал, что отношения между Тибетом и Китаем насчитывают уже более тысячи лет. В 7-м веке могущественный тибетский царь Сонгцен Гампо женился на принцессе Венченг, и она привезла с собой в Тибет статую Джово, которая по сей день остается главным объектом поклонения в Лхасе.

Учения о перерождении в высших мирах и пробуждении
Более ста тысяч человек слушают предварительные уче-
ния Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество добавил, что исторически Китай – буддийская страна, и он часто говорит, что китайцы старшие ученики Будды, а тибетцы – младшие. Однако, добавил Его Святейшество с улыбкой, по части духовного совершенствования младшие ученики добились не таких уж плохих результатов. Несколько лет назад Пекинский университет провел опрос, по данным которого в Китае на тот момент проживало около 300 миллионов буддистов, а на сегодняшний день эта цифра даже возросла и составляет около 400-500 миллионов. Его Святейшество рассказал, что недавно, находясь с визитом во Франции, Си Цзиньпин заметил, что буддизм призван сыграть ключевую роль в культурном возрождении Китая. Далай-лама добавил также, что в китайском каноне известно больше переведенных сутр, чем в тибетском Кангьюре, однако тибетский Тенгьюр насчитывает больше томов, чем китайский.

Как бы там ни было, Его Святейшество сказал, что буддийское учение содержит полное описание реальности, и чтобы быть буддистом, необходимо учиться.

«Я часто в шутку говорю китайским друзьям, – сказал Его Святейшество, – что лишь повторять имя Амитабхи недостаточно. Если вы будете полагаться только на это, ваша практика немногим будет отличаться от практик христиан и мусульман, которые стремятся попасть в рай. Будда четко объяснил, что пробуждение происходит внутри нас, в сердце».

Снова рассмеявшись, Его Святейшество вспомнил, как один из китайских высокопоставленных чиновников называл его демоном, но самому ему безразлично называют его демоном или Ченрезигом. Для Далай-ламы намного более важно быть последователем Будды.

Его Святейшество сказал своим благодарным слушателям, что ему близка идея народной республики, ведь сами эти слова окрашены в цвета равенства. Он упомянул о своих многочисленных встречах с Мао Цзэдуном, отметив, что тот был великим поборником равенства, презиравшим национализм и ханьский шовинизм. Его Святейшество добавил, что истинное равенство способно решить многие проблемы современности.

Затем Его Святейшество затронул тему, о которой часто говорит, заметив, что один миллиард триста миллионов китайцев имеют полное право знать правду. А когда они узнают, что происходит на самом деле, то будут в состоянии сами рассудить, кто прав, а кто виноват. Цензуру, властвующую в Китае, было бы невозможно ввести в Индии или Японии. Его Святейшество сказал:

Учения о перерождении в высших мирах и пробуждении
Его Святейшество Далай-лама дарует учения, предваря-
ющие посвящение Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
«Поскольку цензура сильно затрудняет для людей доступ к реальности, она безнравственна. Более того, она свидетельствует о неуважении к собственному народу. Развиваясь, Китай получает все больше возможностей внести свой вклад в общемировое сообщество, но чтобы сделать это, он сначала должен заслужить доверие и уважение всего мира».

Озаряемый теплыми лучами солнца, Его Святейшество снова отправился в павильон, где проходят учения, а песочная мандала медленно, но верно обретает свои конечные очертания. Сегодня, как и каждый день, группа ладакских музыкантов встречала Далай-ламу игрой на барабанах и местной разновидности камышовых дудочек, сорна. Его Святейшество поздоровался с ламами и организаторами, сидящими вокруг трона, приветственно помахал рукой собравшимся, занял свое место и сказал:

«Всякий раз, когда мы проводим беседы о Дхарме, всегда очень важно, чтобы учитель и ученики взращивали благую мотивацию. Нам следует принимать прибежище в Трех драгоценностях, не обременять себя такими эмоциями, как привязанность и гнев, и избегать загрязнения восемью мирскими заботами. Чтобы исповедуемая нами Дхарма стала учением махаяны, мы сами должны стать истинными последователями махаяны».

Его Святейшество сказал, что основополагающее учение Будды о Четырех благородных истинах объясняет, как мы можем выйти из круговорота бытия, устранив причины страданий. Вскоре после обретения пробуждения Будда даровал свои первые учения в Варнаси. Он преподал благородную истину о страданиях, причинах страданий, о прекращении [страданий] и о пути, который ведет к прекращению страданий. Будда объяснил, что необходимо осознать страдания, отказаться от их причин, достичь [их] прекращения и взрастить путь. Однако, как только страдания поняты, нечего больше осознавать, не от чего отказываться, нечего достигать и нечего взращивать.

Его Святейшество объяснил, что каждая из Четырех благородных истин обладает четырьмя признаками: непостоянство, страдание, пустота, бессамостность. Что касается непостоянства, Его Святейшество сказал, что существуют грубый и тонкий уровни непостоянства. Когда что-то просто заканчивается, это грубая форма непостоянства, а изменения, которые происходят в каждый момент времени и влияют на вещи, являются тонкой формой непостоянства, у которой есть собственные причины. Неведение, например, это цепляние за постоянное «я», хотя такого «я» не существует.

Учения о перерождении в высших мирах и пробуждении
Его Святейшество Далай-лама дарует учения, предваря-
ющие посвящение Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
Вступление на путь подразумевает упражнение в Трех тренировках – в нравственности, сосредоточении и мудрости, за которыми следует практика шести парамит, а затем и практики ваджраяны. Если сразу начать с тантры, результат будет не такой прочный. Чтобы понять, что такое освобождение, нам необходимо понять учение о совершенной мудрости. Наряду с этим, в Татхагатагарбха-сутре, преподанной Буддой во время Третьего поворота колеса Учения, говорится о врожденном уме ясного света, составляющем самую суть высшей йога-тантры. Даруя учения, Будда сначала заложил фундамент, затем возвел стены, и наконец построил крышу. Его Святейшество заметил, что некоторые тибетцы склонны начинать с крыши.

Он сказал, что Три тренировки разработаны на основе понимания бессамостности, поэтому их называют Тремя высшими тренировками. 37 факторов пробуждения содержат четыре утверждения в памятовании, четыре правильных усилия, четыре сверхъестественные опоры, пять способностей, семь факторов пробуждения, благородный восьмеричный путь. Его Святейшество объяснил, что четыре утверждения в памятовании включают памятование тела, чувств, ума и явлений (дхарм).

«Природа ума – ясность и осознанность. Поняв это, мы видим, как можно преодолеть разрушающие эмоции. В буддизме считается, что должны придерживаться определенным правилам поведения не из страха перед наказанием. Напротив, буддизм вдохновляет людей стремиться к освобождению с опорой на понимание его преимуществ».

Учения о перерождении в высших мирах и пробуждении
Монахи слушают учения Его Святейшества Далай-ламы,
предваряющие посвящение Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество заметил, что в современном мире людей больше волнуют физический комфорт и удовольствия, получаемые на уровне органов чувств, и все же любовь и сострадание в нашем сердце намного долговечнее. Начав объяснение сочинения Нагарждуны «Драгоценная гирлянда», Его Святейшество рассказал о перерождениях в высшим мирах и о высшем благе освобождения. Он еще раз повторил, что Дхарма существует, чтобы защитить нас от страданий, учит нас не причинять вред другим, а напротив им помогать, и часто выражается в призыве оставить десять недобродетельных деяний и преуспеть в десяти добродетелях. В этом свете, все неудачи возникают от чрезмерной любви к себе и от того, что мы попадаемся в ловушку трех ментальных факторов, известных как три яда. Страдания не рассеиваются повторением молитв, необходимо преодолевать неведение, неверные представления о собственном «я».

Завершив чтение первой главы «Драгоценной гирлянды», Его Святейшество сказал:

«Несмотря на возможные трудности, эти трактаты заслуживают изучения, сравнения друг с другом и попытки понять истинное значение таких идей, как пустота».

Учения, предваряющие посвящение Калачакры, будут продолжены завтра.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2248  |  Тэги: Индия, Ладак, Калачакра
 

Расписание встреч

2017.11.04 Индия, Дхарамсала
4 ноября 2017 г.
Участие в конференции «Наука, религия и мир во всем мире». Первая половина дня. Организатор: Институт Бхактиведанты (г. Карнал). Место проведения: Government College.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре поворота Колеса Учения» (чокьи кхорло корве до) и «Сутре о зависимом происхождении» (тендрел чи до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
2018.01.14 Индия, Бодхгая, штат Бихар
14–16 января 2018 г.
Трехдневные учения по сочинению Нагарджуны «Комментарий по бодхичитте» (джангчуп семдрел) и произведению Гьялсэ Тхокме Сангпо «37 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

2017.10.20
20–22 октября. Москва. Санан Матвенов. Лекции о карме с опорой на Ламрим

Санан Матвенов прочитает в Москве лекции о карме с опорой на Ламрим
Фонд «Дрепунг Гоманг Центр» приглашает 20, 21 и 22 октября на продолжение цикла лекций выпускника монастыря Дрепунг Гоманг, администратора Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды ...

Екатерина Дегтерева. Почему путешествие в Калмыкию не хуже, чем в Тибет
Есть, молиться и любить не обязательно в Тибете. Иногда добиться душевного спокойствия и избавиться от тяжелых мыслей можно гораздо ближе. На юго-востоке России расположился единственный в Европе ...

Основные разделы сайта