Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»

9-07-2014, 22:38  |  Напечатать

Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 8 июля 2014 года – За строфами почтения из «Украшения из постижений» и «Коренных строф о срединности» в начале третьего дня учений, предваряющих посвящение Калачакры, последовали слова об увековечивании Дхармы.

«Проведя в трудах бессчетные кальпы, Будда наконец достиг пробужения. Пусть силой этого Дхарма долго остается в мире».

Его Святейшество заметил, что в то время, как тело, речь и ум Будды обладают множеством достоинств, его превалирующие качества – любовь и сострадание. Поэтому буддизм можно назвать системой, основанной на сострадании. Путь бодхисаттвы, опирающийся на сострадание и мудрость, ведет к обретению пробуждения. Все благое исходит от сострадания, а все дурное – результат чрезмерного себялюбия. В целом, в мире, начиная от международных конфликтов и заканчивая семейными ссорами, все трудности возникают в основном из-за крайнего эгоизма. В «Драгоценной гирлянде» есть такие слова: «Если вы заботитесь только о себе, вы не сумеете обрести даже обыкновенного счастья, не говоря уже о пробуждении». У бодхисаттвы есть два устремления: освободить всех живых существ и достичь пробуждения ради их блага.

Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Его Святейшество Далай-лама приветствует своих почи-
тателей в начале завершающего дня предварительных
учений. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество заметил, что поскольку он еще не закончил учения по «Драгоценной гирлянде», он быстро прочтет это сочинение до конца, останавливаясь в некоторых местах, чтобы объяснить отдельные строфы. Он начал с того, что пустота тоже пуста, хотя может сложиться впечатление, что отсутствие самобытия, обнаруженное с помощью анализа, само по себе может обладать самобытием. То, что мы находим, подобно миражу. Его Святейшество заметил, что понять пустоту непросто; для ее осмысления требуются время и усердие.

Шантидева отмечал, что каждый хочет обрести счастье, но немногим это удается; мы склонны разрушать счастье, как будто оно – наш враг. С другой стороны, дети всегда полны радости и ведут себя друг с другом честно и открыто. Его Святейшество рассказал, как однажды наблюдал за детьми из разных сообществ в детской деревне Песталоцци в Швейцарии. Малыши беззаботно играли друг с другом, даже не подозревая о разделении на «своих» и «чужих», которое развивается с возрастом. По мнению Его Святейшества, люди, будучи социальными животными, обладают природной, естественной потребностью в любви и нежности. Если развивать эту склонность, то мы будем жить более счастливой жизнью в более мирном обществе. Опираясь на логическое обоснование и интеллект, мы можем взрастить колоссальное чувство любви и будем желать добра даже своим врагам.

Стремясь к высшему благу, о котором упоминает сочинение, можно развивать бодхичитту двумя методами: практикуя семичастный метод причин и следствия и метода замены себя другими. Люди с развитыми способностями предпочитают второй метод, поскольку он подразумевает не только желание спасти других живых существ, но также и обрести понимание пустоты.

Его Святейшество подчеркнул, что если не брать описание ложных воззрений, то благие деяния, о которых говорит Нагарджуна в своем сочинении, можно найти и в других духовных традициях. Размышляя о них, ученики подойдут к пониманию драгоценности человеческой жизни и того, как редка выпавшая нам возможность ее прожить. Его Святейшество сказал, что в своем сочинении «Три основы пути» Чже Цонкапа объясняет, как, преодолевая влечение к удовольствиям в этой и следующих жизнях, ученик развивает решимость освободиться и зародить бодхичитту. К концу второй главы, а также в третьей главе Нагарджуна перечисляет царю, к которому он обращает свое послание, 32 основных и 80 второстепенных признаков тела Будды и добродетели, которые привели к их появлению. Его Святейшество еще раз повторил, что бодхичитта означает стремление освободить не некоторых из живых существ, а всех живых существ во всем пространстве. Бодхичитта – это твердое намерение привести их всех к освобождению.

Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Его Святейшество Далай-лама дарует предварительные
учения перед посвящением Калачакры. Фото: Мануэль
Бауэр.
Отметив важную роль образования в современном мире, а также факт, что большинство из нас в своей жизни руководствуется в основном эгоистическими мотивами, опирающимися на неверные представления о собственном «я», Его Святейшество пояснил, что, чтобы стать ламой необходимы тренировка и обучение. Он снова привел слова Чже Цонкапы, сказавшего, что, прежде чем укрощать других, учитель должен укротить самого себя. Поэтому духовному учителю недостаточно только некоторого понимания Дхармы, ему необходимы тренировки в нравственности, сосредоточении и мудрости.

Его Святейшество рассказал, как несколько лет назад китайские буддисты рассказывали ему о тибетских учителях, появившихся в Китае: они носили звучные титулы и привлекали преданных учеников. Однако позже ученики пришли в смятение, обнаружив, что больше всего этих так называемых лам интересовали деньги и секс. Они попросили Его Святейшество что-нибудь предпринять, но тот ответил, что мало чем может помочь, находясь в Индии. Он дал им совет: перед тем, как связывать себя обязательствами ученика, следует тщательно проверить учителя и убедиться, что он или она на самом деле обладают внутренним покоем, знаниями и состраданием. Следует связывать себя обязательствами с ламой только после того, как вы уверились в его достоинствах. Чтобы защитить учение, учитель должен быть открытым и честным. Нельзя вводить других в заблуждение. В китайском языке слово лама означает «живой Будда», а в санскрите используется слово гуру, означающее «тот, кто способен учить».

Истории об отношениях Джецуна Миларепы с Марпой и Наропы с Тилопой показывают важность отношений между гуру и учеником. То, что лама предстает перед нами в виде обычного человека, делает его доступным для нас и дарит возможность учиться.

Его Святейшество обратил внимание, что глава пятая трактата «Драгоценная гирлянда» включает объяснения семи видов гордыни, десяти ступеней бодхисаттвы и, начиная со строфы 465, в двадцати строфах излагается семичленная практика. Его Святейшество посоветовал регулярно повторять эти строфы. Их венчает описание бодхичитты:

Да буду я приносить радость
Всем живым существам, исполняя их желания.
И не мешая им, подобно земле,
Воде, огню, ветру, травам и диким лесам.

Да буду я дорог живым существам, как их собственная жизнь,
И да будут они мне дороже, чем даже моя жизнь.
Да пожну я плоды их дурных деяний,
А они – плоды моих заслуг.

Покуда остается несвободным где бы то ни было
Хоть одно живое существо,
Да пребуду я [в мире] ради него,
Пусть бы и обрел я уже высшее пробуждение.


Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Более ста тысяч человек собрались на учения Калачакры,
которые дарует Его Святейшество Далай-лама. Фото:
Мануэль Бауэр.
Завершив чтение «Драгоценной гирлянды», Его Святейшество обратился ко второму сочинению Нагарджуны – «Послание другу», снова заметив, что прочтет его очень быстро. Он указал на место в тексте, где описаны восемь мирских забот и где исследуются различные царства существ, включая царства животных, голодных духов и ад. Его Святейшество заметил, что природа сансары – всепронизывающее страдание как результат кармы и иллюзий. Поэтому, если мы хотим обрести пробуждение, мы должны медитировать о бессамостности, а пока мы в действительности этого не делаем, никаких перемен не произойдет.

В конце сочинения говорится, что в сокровищнице учений Будды нет большей драгоценности, чем его объяснения взаимозависимого возникновения. Из неведения рождается карма, а из нее приходит сознание. Отсюда появляются имя и форма, из которых возникают шесть органов чувств, рождающих контакт. Вот это двенадцать звеньев цепи взаимозависимого возникновения, которым нас учил Будда. В результате контакта возникают ощущения, а из них возникает страстное желание. Страстное желание рождает цепляние, затем становление, и результатом этого становится рождение.

Как только произошло рождение, приходит черед бесчисленных несчастий: болезни, старение, несбывшиеся мечты, смерть и распад; коротко говоря, огромное количество боли. Если не будет рождения, не будет и всей этой боли.

Его Святейшество сказал, что этот текст указывает на то, что решением является следование восьмеричному пути, а для этого необходимы памятование, усилия и нравственное поведение. Главный совет Нагарджуны царю в том, что необходимо взращивать спокойный ум, поскольку ум – это основа Дхармы. Давая на прощание слушателям совет, Его Святейшество сказал:

«Хотя у меня не было времени объяснить эти два сочинения Нагарджуны более тщательно, вы получили передачу и у вас есть книги, поэтому читайте их. Затем размышляйте о сокрытом в них смысле. Вы также можете обсуждать их между собой. Я счастлив, что в последние три дня у нас была возможность провести эту беседу о Дхарме. Будьте скромными, уважайте других и не думайте только о себе.

Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Полностью завершенная мандала Калачакры. Фото:
Мануэль Бауэр.
Послезавтра мы начнем посвящение Калачакры с вступления в мандалу и предварительных посвящений. Если во второй половине дня будет жарко, будьте осторожны, укройтесь от солнца. Миряне могут спрятаться под зонтами, а монахи и монахини могут защитить голову от солнца своими верхними одеяниями».

Во второй половине дня, как и во все предыдущие дни, Его Святейшество принял участие в молебне и ритуалах, относящихся к посвящению Калачакры. Сегодня завершилось сооружение песочной мандалы, и монахи монастыря Намгьял, так долго над ней трудившиеся, убрали свои инструменты. Молитвы и церемонии продолжатся завтра, среди прочего в первой половине дня монахи Намгьяла исполнят танец подношения, к ним смогут присоединиться и монахи из других монастырей, а также миряне.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2751  |  Тэги: Индия, Ладак, Калачакра
 

Расписание встреч

2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.14 Литва, Вильнюс
14 июня 2018 г.
Публичная лекция «Искусство счастья». Первая половина дня. Организатор: Тибетский дом в Вильнюсе. Место проведения: арена Siemens. Подробнее.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Тибет: семьям с детьми запрещено присутствие на церемониях в период священного месяца Сага Дава
Тибетским семьям с детьми школьного возраста грозит наказание за участие в церемониях в течение священного для буддистов месяца Сага Дава, который продлится до 13 июня. Официальный документ из пяти ...

Далай-лама встретился с иностранными туристами
Во дворе Цуглакханга около своей резиденции Его Святейшество Далай-лама встретился с более тысячей туристов из разных уголков Южной Азии, в том числе Индии, а также из Северной Америки, Южной ...

Далай-лама встретился с делегатами Тибетской ассоциации женщин
Его Святейшество гордится тем, что передал свои политические полномочия демократически избранному руководству. Однако он подтвердил, что несмотря на отказ от политических полномочий он считает своим ...

Основные разделы сайта