Визит Далай-ламы в Пуну

2-01-2015, 07:43  |  Напечатать

Пуна, штат Махараштра, Индия, 31 декабря 2014 года – Его Святейшество Далай-лама прибыл в Пуну, второй по величине город штата Махараштра, по приглашению Авинаша Дхармадхикари, основателя и директора «Чанакья Мандал Паривар», общественного благотворительного фонда, который занимается вопросами карьерного роста, подготовки студентов к конкурсам и экзаменам, успешного предпринимательства и личностного развития.

Визит Далай-ламы в Пуну
Его Святейшество Далай-лама и другие гости на торжественном
октрытии нового здания «Чанакья Мандал Паривар». Фото: Дже-
реми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество стал почетным гостем на церемонии открытия нового здания. По прибытии он торжественно открыл памятную доску и знак над входом, а затем зажег светильник в холле.

В зале собраний провели короткую медитацию под негромкое пение слога «ом». Затем, бывшие студенты и нынешние успешные предприниматели, принесли маленькие кувшинчики с водой, набранной в 29 разных источниках, от озера Манасаровар до Брахмапутры, и вылили воду в один сосуд на сцене. Три представителя отдела маркетинга рассказали о своем опыте, отметив историческое значение нынешней встречи. Ведь сегодня с ними не только Его Святейшество, церемония также знаменует факт, что строительство здания производилось исключительно на легальные средства.

«Уважаемые старшие братья и сестры, и юные братья и сестры, – начал Его Святейшество, – мне нравится, что вы называете это место храмом знания. Слишком часто в наших храмах лишь выполняют ритуалы и демонстрируют веру, но сама по себе вера – ненадежный помощник в преобразовании ума. Для этого необходимо использовать человеческий интеллект. Нужно смотреть на происходящее шире и с более дальним прицелом. Ваша страна, говоря в общем, весьма религиозна, в большинстве семей совершают ежедневные подношения и молятся Ганеше, Сарасвати и Шиве-джи. Но вера не может заменить настоящего понимания послания, которое несет религия. Чтобы обрести понимание, необходимо учиться.

Не недавнем Всемирном конгрессе индуистов в Нью-Дели я заметил, что одних только молитв и церемоний недостаточно. Сочинения учителей Наланды однозначно свидетельствуют о том, что в прошлом между учеными-философами различных школ проходили жаркие диспуты. Исторически тибетцы считают индийцев своими гуру, а себя их учениками, чела. Однако, в современной Индии чересчур большое значение придают деньгам, власти и забывают о древних ценностях и знаниях. Я постоянно призываю буддистов, с которыми встречаюсь, становиться буддистами 21-го века, что означает учиться и развивать понимание».

Его Святейшество спросил, что же делает священной воду, принесенную их разных уголков страны? И ответил, что без воды нет жизни. Большинство великих рек Азии берут свои истоки на Тибетском нагорье, и их воды поддерживают жизнь более миллиарда людей от Пакистана до Вьетнама.

Визит Далай-ламы в Пуну
Его Святейшество Далай-лама выступает с речью в «Чанакья Ман-
дал Паривар». Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что на него произвел большое впечатление девиз их организации: «Воспитывать молодое поколение с глобальным сознанием и навыками и вырастить специалистов с государственным мышлением». Это свидетельствует о приверженности практическому образованию. Он добавил, что местническое, приходское мышление, забота лишь о благе родного штата, безнадежно устарели. Пришло время подумать обо всем мире, обо всем человечестве. Экономики разных стран стали взаимозависимыми, и что крайне важно, как социальные животные, мы естественным образом зависим от себе подобных.

Еще одна уникальная черта Индии, по мнению Его Святейшества, в том, что это единственная страна мира, где гармонично уживаются все основные религиозные традиции. Иноземные религии благоденствуют здесь наравне с местными. Его Святейшество рассказал, что особое восхищение у него вызывает факт, что крошечное сообщество парсов, последователей зороастризма, пришедшего из Древней Персии, живут в Индии свободно и в полной безопасности. Он добавил, что выступая в самых разных уголках мира, часто называет Индию живым примером межрелигиозной гармонии.

Более того, в Индии, самой густонаселенной демократической стране мира, процветают стародавние обычаи ахимсы, или ненасилия, и секуляризма. Его Святейшество добавил, что бывший заместитель премьер-министра Индии Адвани рассказал ему однажды, что ни одна из древнеиндийских религиозных школ не соглашалась с воззрениями школы чарвака, отрицавшей духовность, и все же учителей этой школы, неверующих людей, называли риши, или мудрецами.

Нельзя забывать, что один миллиард жителей Земли, открыто называющие себя неверующими, остаются частью человечества. Необходимо найти подход и к ним. На встрече лауреатов Нобелевской премии мира в Хиросиме несколько лет назад было много разговоров о молитвах о мире. Когда пришла очередь Его Святейшества выступать, он заметил, что если бы мир во всем мире можно было построить с помощью молитв, мы бы уже в этом преуспели. Но одних молитв мало, нужно активно действовать. Насилие создают люди, поэтому людям его и прекращать. Его Святейшество подчеркнул, что необходимо проводить четкую грань между насилием и ненасилием, и она лежит не столько в плоскости совершаемого действия, сколько в плоскости мотивации, стоящей за ним. Мир во всем мире можно построить только с опорой на внутренний мир в сердце каждого человека.

«Вы должны постараться совместить древние индийские ценности с современным образованием, – посоветовал Его Святейшество. – Индийцы должны повлиять на весь мир, являя ему пример плюрализма, терпимости и ахимсы».

Визит Далай-ламы в Пуну
Слушательница задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе. Фото:
Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Отвечая на вопросы собравшихся, Его Святейшество пояснил, как нам следует относиться друг к другу в современном мире на примере детей, непосредственных и открытых. Нужно искать пути для ограничения чрезмерного эгоцентризма, агрессии и недальновидности, которые усиливаются, когда мы становимся взрослыми. На вопрос, как развить внутренний мир с помощью медитаций, Его Святейшество пояснил, что есть два вида медитаций – шаматха, или однонаправленное сосредоточение, и випашьяна, или проникновение в суть вещей. Он добавил, что по его мнению, випашьяна, включающая аналитическую медитацию, намного мощнее и эффективнее. После выражений благодарности сделали перерыв на обед.

Дневную сессию, проходящую в зале «Ганеша Кала Крида», открыли два женских хора: первое выступление прозвучало на языке маратхи, а второе на тибетском. Затем попросили Его Святейшество обратиться к собравшимся.

«Дорогие братья и сестры, я всегда начинаю свои выступления с этих слов. Становится ясно, что большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, созданы нашими собственными руками, ведь мы чересчур сосредоточены на второстепенных различиях между нами, таких как вера, национальность, социальное положение, каста и тому подобное. Нам нужно вспомнить, что мы все одинаковые люди. Когда в больницу попадает человек, нуждающийся в помощи, его не спрашивают о социальном положении, образовании, откуда он родом и на каком языке говорит. Человеку оказывают помощь, потому что он в ней нуждается. Будучи людьми, мы все имеем право быть счастливыми, поэтому большая ошибка делить людей на своих и чужих.

Мы социальные животные, нам нужны друзья. Дружба основывается на доверии, о доверие рождается из заботы о благополучии других. Чрезмерный эгоцентризм подрывает доверие, недоверие ведет к страху, разочарованиям и гневу. Если человек думает только о себе, его будут преследовать стресс и беспокойство.

Когда я гляжу на ваши лица, я вижу перед собой людей. Таких же людей, как я сам, способных на хорошее и дурное. Во мне тоже есть склонность к раздражению, но если я ей поддамся, то потеряю покой ума. Чтобы справляться с разрушительными эмоциями, такими как раздражение, нужно понимать, как устроен наш ум и эмоции».

Визит Далай-ламы в Пуну
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в зале «Ганеша
Кала Крида». Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что по сравнению с глубокими познаниями древней индийской психологии, современная психология делает только первые шаги. Он заметил, что все мы хотим прожить счастливую жизнь, но склонны искать счастья в переживаниях, полученных с помощью органов чувств. Мы думаем, что счастье могут подарить материальные вещи, но на самом деле нам нужен покой ума.

Его Святейшество отдал должное Индской цивилизации, воспитавшей гораздо больше величайших мыслителей и философов, чем цивилизации Древнего Египта или Китая. Эти философы дали рождение традициям секуляризма и ахимсы, которые необыкновенно актуальны и сегодня.

Отвечая на вопросы из зала, Его Святейшество заметил, что отношение к таким устаревшим обычаям как кастовая система и порождаемая ей дискриминация, невозможно устранить извне. Он сказал, что менять подобные обычаи необходимо усилиями общества. Религиозные лидеры должны также поддержать перемены. С другой стороны, на плечах каждого из семи миллиардов людей Земли лежит ответственность трудиться ради мира во всем мире. Мы все – часть единого целого, и если одному из нас удается сохранять покой ума, наш внутренний мир распространится подобно кругам по воде и затронет нашу семью и друзей.

Его Святейшество сказал, что сегодня необходима светская этика, на которую люди опирались бы добровольно. Светскую этику нужно вводить через образование, и Его Святейшество повторил, что его очень впечатлила идея о храме знаний. Он посоветовал молодым людям в зале, истинному поколению 21-го века и нашей надежде на будущее: «Углубляйте свои знания, становитесь гражданами мира».

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1744  |  Тэги: Индия, Махараштра
 

Расписание встреч

2017.11.04 Индия, Дхарамсала
4 ноября 2017 г.
Участие в конференции «Наука, религия и мир во всем мире». Первая половина дня. Организатор: Институт Бхактиведанты (г. Карнал). Место проведения: Government College.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре поворота Колеса Учения» (чокьи кхорло корве до) и «Сутре о зависимом происхождении» (тендрел чи до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
2018.01.14 Индия, Бодхгая, штат Бихар
14–16 января 2018 г.
Трехдневные учения по сочинению Нагарджуны «Комментарий по бодхичитте» (джангчуп семдрел) и произведению Гьялсэ Тхокме Сангпо «37 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

Далай-лама посетил штат Манипур
Как буддийский монах я верю, что все основные религиозные традиции мира помогают людям обрести внутренний покой и мир. Они опираются на непохожие воззрения и методы, но каждая из них в силах ...

«Практика Круга времени – Калачакра». Новая книга изд-ва «Нартанг» А. Терентьева
Подготовленное издание представляет продолжение и завершение публикации комментариев учителя, переданных в России по практике Калачакры – Круга времени. Книга включает сокращенный метод осуществления ...

Видео. Далай-лама о трудностях в духовной жизни
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопрос журналистов о трудностях в его собственной духовной жизни. Фрагмент пресс-конференции, состоявшейся в дни Учений для России и стран Балтии в Риге. 23 ...

Основные разделы сайта