Далай-лама провел встречу с тибетскими студентами в Дели

30-01-2015, 15:15  |  Напечатать

Нью-Дели, Индия, 25 января 2015 года ‒ Сегодня в девять утра Его Святейшество Далай-лама выступил с короткой лекцией для трехсот студентов и преподавателей, проживающих в Тибетском студенческом общежитии в Рохини, пригороде Дели. Госпожа Церинг Долма, директор общежития, преподнесла ему традиционный белый хадак, а затем представила собравшимся.

Далай-лама провел встречу с тибетскими студентами в Дели
Его Святейшество Далай-лама выступает перед студентами
и персоналом Тибетского студенческого общежития в Рохини
в Нью-Дели, Индия, 25 января 2015 г.
Фото: Тензин Джампел(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество начал словами: «Куда бы я ни приезжал, я всегда подчеркиваю, что я и мои слушатели ‒ одинаковые люди. Если я буду представляться как Его Святейшество Далай-лама, то между нами возникнет расстояние, поскольку Далай-лама в мире только один. Все семь миллиардов людей Земли одинаковы: мы обладаем схожими умственными способностями и равным потенциалом к любви и состраданию. Нас всех родили и вскормили своим молоком матери, и все мы однажды умрем».

Его Святейшество отметил, что все семь миллиардов людей в равной мере не желают страданий и хотят жить счастливой жизнью, и у всех у нас есть на это полное право. «Вы тибетцы, ‒ добавил он, ‒ и если будете считать меня Гьялвой Ринпоче, Драгоценным Победителем, кем-то особенным, вы не увидите во мне такого же человека, как вы сами. Но вы и я равны в том, что мы тибетцы».

Затем Его Святейшество вкратце пробежался по страницам тибетской истории, и сказал, что согласно данным археологических раскопок, тибетская раса зародилась еще в Каменном веке ‒ по крайней мере 30 тысяч лет тому назад. Он сказал, что по праву гордится тибетской письменностью, создавшей прочную основу для сохранения тибетских культурных и религиозных традиций для грядущих поколений. Совсем иначе обстоит дело в странах Латинской Америки, где коренные народы не имеют собственной письменности. Его Святейшество посоветовал им разработать систему письменности на основе романской, как сделали многие до них.

Его Святейшество подчеркнул глубину и обширность тибетского буддизма, полностью охватывающего все учение Будды Шакьямуни. Он отметил в этом особую заслугу учителя Шантаракшиты, благодаря которому последователи тибетского буддизма стали обладателями богатой традиции различения философских систем Древней Индии, опирающейся на скрупулезный логический анализ. Богатство и глубина тибетского буддизма привлекает сегодня даже ученых с мировым именем. Они проявляют живой интерес к знаниям и объяснениям устройства ума и эмоций, которые могут сослужить неоценимую службу в научном поиске путей для преодоления ментальных проблем, с которыми сталкиваются люди.

Его Святейшество посоветовал юным тибетцам быть в курсе современных достижений и не забывать о родной культуре, сохраняя ее для будущих поколений, не важно, считают ли они себя буддистами или нет.

Далай-лама провел встречу с тибетскими студентами в Дели
Участница встречи задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе
на встрече со студентами и персоналом Тибетского студенческого
общежития в Рохини в Нью-Дели, Индия, 25 января 2015 г.
Фото: Тензин Джампел(офис ЕСДЛ)
В свете систематических попыток разрушить тибетскую культуру в Тибете, Его Святейшество сказал: «Сегодня, нашу религию уничтожают, и преподаванию китайского языка в Тибете уделяется гораздо большее внимание, нежели тибетского». Упомянув о богатейших знаниях по психологии, сокрытых в тибетской буддийской традиции, и об аккуратнейшем переводе буддийских произведений с санскрита, Его Святейшество призвал студентов: «Вы ‒ новое поколение тибетцев, и вы обязаны сохранить наше культурное наследие. Практикуете вы религию или нет ‒ это ваше личное дело. Но вы должны прекрасно знать культуру и традиции родной земли. Не забывайте о собственном наследии и гордитесь нашей культурой. Необыкновенно важно изучать тибетскую буддийскую науку и философию, и для этого вовсе необязательно становиться монахами или монахинями». Его Святейшество призвал юные умы: «Мы должны гордиться нашей культурой и традициями, а также родным языком. Мы ‒ великий народ».

Завершив этими словами формальную часть беседы, Его Святейшество ответил на вопросы молодежи. Вопросов было множество, начиная с того, действительно ли тибетские благословенные пилюли полезны (оказалось, что во время лекции кто-то раздавал такие лекарства студентам), и заканчивая тем, насколько греховным будет желать смерти неизлечимо больному пациенту, чья семья находится в тяжелом финансовом и психологическом состоянии. Прозвучали также вопросы о тибетском художнике и писателе Гедуне Чопхеле, дурных и благоприятных знаках в снах, и почему в буддизме говорится, что вселенная не имеет начала. Последний вопрос коснулся путей внутреннего преобразования и преодоления отрицательных наклонностей.

Его Святейшество довольно подробно ответил на все вопросы и завершил беседу коротким объяснением двух собственных сочинений: «Обращения к семнадцати пандитам славной Наланды» и «Молитвы о распространении несектантских учений Будды Шакьямуни». Его Святейшество дал краткие пояснения о каждом из семнадцати буддийских учителей Наланды и их вкладе в развитие учения. Он поделился, что размышления о пустоте и бодхичитте на самом деле помогли ему преобразовать свой ум, поскольку они противостоят цеплянию за ошибочные воззрения об истинном существовании и крайнему эгоцентризму.

Его Святейшество подчеркнул, что уверенность в правильности учений Будды в первую очередь должна опираться на обоснованное понимание, а не просто на слепую веру. Поэтому так важно придерживаться здорового скептицизма, анализировать и исследовать учение, только на этой основе можно обрести истинную убежденность в доктрине и добиться глубоких прозрений. Мы не должны принимать учение без должной проверки, добавил Его Святейшество. Сам Будда призывал нас к этому, произнося известные слова:

О монахи и ученые мужи!
Подобно тому, как подвергают испытанию золото,
Предавая его огню, рассечению и трению, дабы определить его качество,
Так же вы должны исследовать и мои слова,
Не принимая их из одного лишь почтения ко мне.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1649  |  Тэги: Дели
 

Расписание встреч

2017.11.04 Индия, Дхарамсала
4 ноября 2017 г.
Участие в конференции «Наука, религия и мир во всем мире». Первая половина дня. Организатор: Институт Бхактиведанты (г. Карнал). Место проведения: Government College.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре поворота Колеса Учения» (чокьи кхорло корве до) и «Сутре о зависимом происхождении» (тендрел чи до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
2018.01.14 Индия, Бодхгая, штат Бихар
14–16 января 2018 г.
Трехдневные учения по сочинению Нагарджуны «Комментарий по бодхичитте» (джангчуп семдрел) и произведению Гьялсэ Тхокме Сангпо «37 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

2017.10.20
20–22 октября. Москва. Санан Матвенов. Лекции о карме с опорой на Ламрим

Санан Матвенов прочитает в Москве лекции о карме с опорой на Ламрим
Фонд «Дрепунг Гоманг Центр» приглашает 20, 21 и 22 октября на продолжение цикла лекций выпускника монастыря Дрепунг Гоманг, администратора Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды ...

Екатерина Дегтерева. Почему путешествие в Калмыкию не хуже, чем в Тибет
Есть, молиться и любить не обязательно в Тибете. Иногда добиться душевного спокойствия и избавиться от тяжелых мыслей можно гораздо ближе. На юго-востоке России расположился единственный в Европе ...

Основные разделы сайта