В Токио Далай-лама начал учения по «Сутре сердца» и сочинению Камалашилы «Комментарий к бодхичитте»

12-04-2015, 21:11  |  Напечатать

Токио, Япония, 12 апреля 2015 года – Нынешнее утро снова выдалось ясным и солнечным, и Его Святейшество Далай-лама на машине пересек Токио по относительно безлюдным в воскресное утро улицам, направляясь в женский университет Шова Джоси. Люди, ожидавшие своей очереди, чтобы войти в мемориальный зал, место проведения сегодняшних учений, очень обрадовались прибытию Его Святейшества. Многие кланялись и махали ему руками.

Его Святейшество занял свое место на сцене ровно в 9.30. Зал, вмещающий 2100 человек, был заполнен до отказа. На нынешние учения приехали 370 корейцев, 120 монголов и около 1000 китайцев, большинство с Тайваня, хотя среди них были и жители материковой части Китая.

В Токио Далай-лама начал учения по «Сутре сердца» и сочинению Камалашилы «Комментарий к бодхичитте»
Монах из Кореи читают “Сутру сердца” в начале первого дня уче-
ний Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Джигме.
«Поскольку большинство в свой практике начитывает “Сутру сердца”, мы будем ее читать на ваших родных языках, – объявил Его Святейшество в самом начале, – Пускай сегодня ее прочтут корейские монахи, а завтра японские».

После чтения сутры на корейском языке, Его Святейшество попросил вступить группу из Китая, и 1000 голосов дружно пропели «Сутру сердца» на китайском языке. Его Святейшество объяснил, что ему нравится начинать учения с чтения строфы из «Украшения ясного постижения», в которой восхваляется совершенство мудрости. Затем он прочел строфу из «Коренных строф о срединности» Нагарджуны, в которой отдается дань почтения Будде и дарованному им объяснению взаимозависимого возникновения.

«Я счастлив, что на эти двухдневные учения приехали японцы, корейцы, монголы, тайваньцы и китайцы. Этот зал принадлежит женскому университету “Шова Джоши”, и кажется очень подходящим местом для объяснения учений о совершенной мудрости, которую нередко называют матерью всех Будд. Мне также сказали, что нынешние учения будут транслироваться через интернет в 39 кинотеатров по всей Японии. Я приветствую всех, кто присоединился к нам через эту трансляцию. В буддизме говорится, что все явления подобны иллюзии. И те, кто смотрит трансляцию в кинотеатрах, вспомнят об этом, получая учения от моего иллюзорного изображения».

Его Святейшество добавил, что он вкратце пояснит «Сутру сердца» и «Комментарий к бодхичитте», в которых точно и ясно излагается понимание мудрости. Он обратил внимание на то, что понимание пустоты согласно воззрениям мадхьямаки в сочетании с бодхичиттой становится противоядием, устраняющим препятствия для знания. Он также выразил желание прочесть средний том произведения Камалашилы «Ступени медитации», который будет здесь очень уместен, поскольку в нем содержится полный обзор пути, и особый упор делается на сосредоточении (шаматхе) и проникновении в суть вещей (випашьяне). Его Святейшество также упомянул, что завтра он предполагает даровать посвящение и разрешение на практику Авалокитешвары, а также объяснения «Трех важнейших моментов», произведения, написанного Вторым Далай-ламой.

Его Святейшество начал учения, как обычно, с общего введения в буддизм. Он сказал: «В 21-м веке каждый из семи миллиардов людей Земли одинаково хочет счастья и не хочет бед и страданий. Это верно для всех людей, независимо от того, следуем мы какой-то религии или нет. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, творения наших собственных рук, и виной тому чрезмерное сосредоточение на себе и склонность смотреть на происходящее узко и недальновидно, что только усиливает наше разочарование».

В Токио Далай-лама начал учения по «Сутре сердца» и сочинению Камалашилы «Комментарий к бодхичитте»
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в стенах университе-
та Шова Джоси. Фото: Тензин Джигме.
Его Святейшество сказал, что хотя в современном мире образованию уделяется особое внимание, но оно тоже слишком смещено в сторону материальных целей, готовя школьников и студентов к материалистическому образу жизни в материалистической культуре. Наше общество делает все возможное, чтобы не замечать, какую важную роль в обретении счастья играет ум. Мы склонны к гневу и разочарованию, поскольку у нас нет мира в душе. Нам всем нужно найти опору во внутренних ценностях. Все религиозные традиции мира подчеркивают важность любви и сострадания, идеи братства, хотя их философские подходы сильно различаются.

Все религиозные традиции можно разделить на теистические, проповедующие веру в бога-творца, и нетеистические, опирающиеся на закон причинно-следственных связей. Среди нетеистических традиций только в буддизме проповедуется отсутствие независимого «я», наделенного самобытием. Буддисты верят, что нет никакого «я», отдельного от тела и ума. В рамках буддизма существует палийский и санскритский каноны. Оба канона учат Трем высшим тренировкам в нравственности, сосредоточении и мудрости, но их определение мудрости различается.

В «Сандхинирмочана-сутре» («Сутре развязывания узлов глубочайшей тайны») описываются три поворота колеса Дхармы. При первом повороте колеса были дарованы учения, сохраненные в палийском каноне, а при втором и третьем – учения санскритской традиции. Его Святейшество пояснил, что во время первого поворота колеса, Будда даровал учение о Четырех благородных истинах – о страданиях, причинах страданий, их прекращении и пути, ведущему к прекращению, которое заложило самую основу буддизма. Затем Будда подробно изложил 16 характеристик Четырех благородных истин, по четыре на каждую истину. Особое внимание он уделил объяснениям бессамостности, возможности устранить неведение и достичь прекращения страданий. Когда понимание 16 характеристик Четырех благородных истин применяется на практике, начинают действовать 37 факторов пробуждения.

В Токио Далай-лама начал учения по «Сутре сердца» и сочинению Камалашилы «Комментарий к бодхичитте»
Во время учений Его Святейшеству Далай-ламе пришлось накрыть
голову полотенцем, чтобы защититься от жаркого света прожекто-
ров. Фото: Тензин Джигме.
Вернувшись после обеда, Его Святейшество объяснил, что «Сутра сердца» принадлежит к собранию произведений, известных как учения о совершенной мудрости, наиболее полное из которых – это сутра из 100 000 шлок, занимающая 12 томов. В своей самой краткой форме это учение выражается через единственный слог – «а». «Сутра сердца», как принято считать, состоит из 25 шлок. В этих строках явственно говорится, что смысл совершенной мудрости в пустоте от самобытия, что тесно переплетено с Третьей благородной истиной о прекращении страданий.

«Нагарджуна писал, что прекращение [страданий] достигается, когда мы преодолеваем разрушительные эмоции. Кхуну Лама Ринпоче, с другой стороны, говорил, и мне очень близко его объяснение, что разрушительные эмоции растворяются в пустоте. И хотя Будда изложил смысл пустоты при втором повороте колеса Дхармы, во время третьего поворота он даровал учения о природе ясного света ума».

Его Святейшество подчеркнул, что, объясняя Четыре благородные истины, Будда говорил о прекращении и освобождении в свете понимания бессамостности человека.

Один из ключевых моментов «Сутры сердца» заключается в следующих строках: «Авалокитешвара... узрел, что пять психо-физических совокупностей (скандх) также пусты от самобытия».

Необходимо обратить пристальное внимание на слово «также», которое опущено в китайском переводе, но есть в санскритском оригинале и переводе на тибетский. Оно указывает на бессамостность явлений, а не только на бессамостность человека. Когда мы говорим, что люди и явления пусты от самобытия, это не означает, что они вообще не существуют. Слова сутры «форма пуста» относятся к абсолютной реальности объекта, а слова «пустота – это форма» указывают на относительное существование. Это еще раз подчеркивается в следующем утверждении: «Пустота – не иное, чем форма, форма также не иное, чем пустота».

Как объясняет Чандракирти во «Вступлении на срединный путь», причина, по которой мы стремимся к пониманию пустоты, заключается в том, что все ошибки, недостатки и беспокоящие эмоции возникают из неверного представления о “я”, [наделенном самобытием]. Опираясь на подобные неверные представления, мы цепляемся за самобытие вещей и вырабатываем по отношения к ним беспокоящие эмоции, которые, по словам друга Его Святейшества, американского психиатра Аарона Бека, на 90 % являются нашими проекциями нашего ума.

В Токио Далай-лама начал учения по «Сутре сердца» и сочинению Камалашилы «Комментарий к бодхичитте»
Некоторые из более чем 2100 человек, собравшихся в мемориаль-
ном зале университета Шова Джоси на учения Его Святейшества
Далай-ламы. Фото: Тензин Джигме.
Его Святейшество процитировал слова Нагарджуны, который писал, что без понимания бессамостности явлений, мы не можем по-настоящему понять бессамостность человека. В заключение он процитировал слова из самой «Сутры сердца»:

Все Будды, пребывающие в трех временах, истинно совершенно пробуждались в несравненном, подлинно совершенном бодхи, опираясь на Праджняпарамиту.

Обратившись к сочинению Нагарджуны «Комментарий к бодхичитте», Его Святейшество сделал краткий обзор этого текста. В строфах 4-9 опровергаются небуддийские взгляды; в строфах 10-24 – воззрения двух низших школ буддийской мысли, а строфы 25-44 обращены к взглядам школы читтамара («только ум»). В строфе 48 Нагарджуна показывает, что понимание пустоты полностью искореняет неверные представления.

[48]
Поэтому следует постоянно созерцать эту пустоту –
основу всех явлений (дхарм),
спокойную, подобную иллюзии, лишенную основы,
разрушающую обусловленное существование.

Со строфы 63 начинаются объяснения воззрений мадхьямаки (школы «срединного пути»), венцом которых становится строфа 68:

[68]
Относительное указывается как пустое,
пустое есть относительное;
[одно] невозможно без [другого] –
так же, как произведенное и непостоянное.


Затем, начиная со строфы 72, описываются практика щедрости и взращивание бодхичитты. В них показывается, как понимание пустоты становится мотивирующим фактором для развития бодхичитты. В строфах 76-85 описывается практика обмена себя на других. Добравшись до этих строф, Его Святейшество объявил: «На сегодня все. Спокойной ночи. Увидимся завтра».

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2120  |  Тэги: Япония, Токио
 

Расписание встреч

2017.12.14 Индия, Мундгод, штат Карнатака
14 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия научно-медитационного центра монастыря Дрепунг Лоселинг. Первая половина дня.
2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

Электронная книга. "Определитель буддийских изображений"
Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981–1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: ...

Видео. Наванг Намгьял Ринпоче и Лопен Джигме Вангчук. Сострадательная деятельность Чатрала Ринпоче
2 декабря 2017 года в Москве прошла презентация новой книги "Сострадательная деятельность" о жизни великого буддийского учителя Чатрала Ринпоче. Книгу представили его прямые ученики — современные ...

В Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг
С 7 декабря по 20 января в Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг. Доктор Пемба Церинг родился 1982 году в Дхармасале, Индия. В 2001 году поступил в буддийский институт ...

Основные разделы сайта