Посвящение долгой жизни и молебен о долголетии Далай-ламы в Ле

31-07-2015, 06:17  |  Напечатать

Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 30 июля 2015 года – Утро выдалось ясным и зябким, первые лучи солнца озаряли далекие горные вершины, когда Его Святейшество Далай-лама покинул сегодня монастырь Спитук. Он и тысячи других людей направились к учебному центру «Шивацель», расположенному на другом конце долины Ле. По прибытии Его Святейшество поприветствовал лам, высокопоставленных чиновников и других гостей, а затем занял свое место на троне и начал подготовительные церемонии для посвящения Белой Тары. А тем временем внизу, у помоста, монахи приступили к философскому диспуту.

Посвящение долгой жизни и молебен о долголетии Далай-ламы в Ле
Машины на дороге в Шивацель, к месту проведения учений Его Свя-
тейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Площадь, на которой Его Святейшество уже дважды даровал посвящение Калачакры, постепенно заполнялась людьми. В конце концов здесь собралось около 50 тысяч человек, большинство расселись под зонтами, чтобы спастись от палящего солнца.

После традиционного чтения восхвалений Будде Шакьямуни, Его Святейшество обратился к собравшимся: «Сегодня мы собрались не на пикник, а чтобы узнать, как обуздывать свой ум и как обрести покой ума. Все семь миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, одинаково желают счастья и не хотят страдать. Все мы также наделены одинаковым мозгом, в котором есть раздел, отвечающий наши эмоции. В последние годы ученые обнаружили свойство нейропластичности головного мозга, означающее, что мозг способен изменяться в соответствии с полученным опытом. Поэтому так важно всерьез относиться к собственным поступкам. Люди наделены особым даром – интеллектом и умением различать. Именно эти качества лежат в основе прогресса и материального развития, которого достигло человечество. У животных таких способностей нет.

Материальное развитие и научно-технический прогресс несомненно повлияли на каждого из нас. Наше здоровье улучшилось, теперь мы живем дольше и в гораздо лучших условиях по сравнению с прошлыми веками, но стали ли мы на самом деле счастливыми? Если бы материальное развитие само по себе приносило продолжительное счастье, люди, живущие в развитых странах, должны были бы чувствовать себя полностью счастливыми. Но ведь это не так. Многих из нас продолжают одолевать тревоги и страдания. Еще одно свойство человеческого ума – способность думать о себе и своих близких, помнить о прошлом и судить о возможном будущем, что зачастую приносит еще больше беспокойства и озабоченности и озабоченности и разрушает покой нашего ума».

Посвящение долгой жизни и молебен о долголетии Далай-ламы в Ле
Его Святейшество Далай-лама дурет учения в Ле. Фото: Тензин Чой-
джор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что сегодня, несмотря на огромное богатство мира в целом, существуют гигантская пропасть между бедными и богатыми. По мнению тибетского духовного лидера, виной тому неумение думать и действовать правильно: нам не хватает истинной любви и сострадания по отношению к другим. Это большая ошибка. Согласно данным научных исследований, негативные эмоции, такие как страх, гнев и беспокойство ослабляют нашу иммунную систему, тогда как положительные эмоции – любовь, сострадание и забота о других – благотворно сказываются на физическом здоровье.

Далай-лама сказал: «Я не говорю сейчас о религиозных материях, это практические вещи, которые влияют на нашу повседневную жизнь. Все больше людей сходятся во мнении, что существующая система образования слишком сосредоточена на материальном развитии, и не оставляет места для внутренних ценностей».

Его Святейшество упомянул, что многие древние индийские традиции, в том числе буддизм, учат практикам сосредоточения и проникновения в суть вещей. Благодаря этому, они скопили огромную сокровищницу знаний об устройстве ума. Однако, добавил Его Святейшество, недостаточно просто знать о существовании этих знаний; они принесут пользу, только если мы будем применять их на практике. Он пояснил, что ему нравится разделять содержимое буддийских трактатов на три основные категории: науку, философию и религию. Буддийская религия представляет интерес только для буддистов, однако наука, особенно в том, что касается знаний об устройстве ума, а также философия могут привлечь внимание самого широкого круга людей. Любой может изучать эти разделы и получать от них пользу, поскольку они опираются на строгую логику и научные наблюдения.

Прочитав строфу «Водою Будды не смываю скверны, страдания существ рукой не устраняют», Его Святейшество повторил, что доброта Будды проявилась в том, что он открыл нам знания об истинной реальности и показал путь к освобождению. Он заметил, что в основе учения Будды лежат Четыре благородные истины: страдания, их причины, прекращение [страданий] и путь к прекращению. Во время второго поворота Колеса Дхармы, Будда изложил учение о совершенной мудрости, которое подробно раскрывает смысл Третьей и Четвертой благородных истин – прекращение и путь. Во время третьего поворота Колеса Дхармы, Будда учил, что природа ума – это ясность и способность к познанию. К уму ясного света, наиболее тонкому осознанию, присущему человеку, обращаются практики тантры.

Посвящение долгой жизни и молебен о долголетии Далай-ламы в Ле
Некоторые из более 50 тысяч человек, собравшихся на учения Его
Святейшества Далай-ламы в Ле. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«По сути, главными разрушителями покоя нашего ума и причиной страданий становятся три яда, или три разрушительные эмоции, – привязанность, гнев и неведение. Мы обязаны научиться обуздывать их с опорой на наши интеллектуальные способности, взращивая мудрость. Знания, полученные из книг или лекций, которые мы не подвергли анализу, будут поверхностными. Если мы начинаем размышлять и анализировать полученную информацию, наше понимание становится стабильным и прочным, а если после этого мы проводим медитацию о том, что поняли, мы обретаем полную убежденность. Один из наиболее сильных методов применения анализа на практике, как мы видели вчера и сегодня, – это философские диспуты. Этот прием разработали в монастырях-университетах Наланда, Викрамашила и Одантапури, в основном в Наланде, и затем эта традиция тщательно соблюдалась в Тибете».

Затем Его Святейшество дал устную передачу молитвы «Обращение к семнадцати пандитам славной Наланды», сочиненной им самим. В ней за строфой, восхваляющей Будду, впервые даровавшего учение о взаимозависимом возникновении, следует восхваление трудов Нагарджуны, подробно разъяснившего эту концепцию и основавшего школу срединного пути. Далее в молитве отдается дань почтения последователям Нагарджуны – Арьядеве, Буддапалите, Бхававивеке, Чандракирти, Шантидеве, Шантаракшите и Камалашиле. Его Святейшество объяснил, что учение о взаимозависимом возникновении, о том, что все вещи зависят от других факторов и следовательно не могут быть наделены независимостью и самобытием, открывает нашим умам путь к пониманию истинной реальности.

Его Святейшество сказал, что буддийский путь характеризуется двумя аспектами – мудростью понимания взаимозависимого возникновения и пустоты (отсутствия самобытия), и методом, включающим практики любви и сострадания. Среди учителей Наланды, принадлежащих к этой линии, были также Асанга и Васубханду. За бесценный вклад в развитие логики и теории познания в молитве упоминаются имена Дигнаги и Дхармакирти, за комментарии, поясняющие сутры совершенной мудрости – Вимуктисены и Харибадры, а за разъяснения винаи, свода правил монашеской дисциплины, – Гунапрабхи и Шакьяпрабхи. Последние строки посвящены Атише, учителю, который пришел в Тибет и учил тому, как мудрость и метод, или путь глубоких воззрений и путь обширных деяний, толкуются в отношении людей трех типов духовных способностей.

Посвящение долгой жизни и молебен о долголетии Далай-ламы в Ле
Местные жители несут ритуальные подношения во время молебна
о долголетии Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойд-
жор (офис ЕСДЛ)
Завершив чтение молитвы «О зажжении трех видов веры», Его Святейшество быстро прочел сочинение «Восемь строф о преобразовании ума». Он заметил, что существуют три главных практики для тренировки ума и развития бодхичитты, среди них практика обмена себя на других. Наставления о том, как развивать бодхичитту, можно найти в трактатах всех семнадцати учителей Наланды, но особенно в поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара).

Затем Его Святейшество провел посвящение Белой Тары, дарующей долголетие, в ходе которого все собравшиеся во главе с ним провели церемонию зарождения бодхичитты. По завершении посвящения начался праздник подношения пуджи долгой жизни. Первым делом известные ламы, Ганден Три Ринпоче, Тхиксей Ринпоче, Тогден Ринпоче, Бакула Ринпоче и Чонгон Ринпоче поднесли Его Святейшеству мандалу. Вереница несущих подношения людей, неотъемлемая часть молебна о долголетии, насчитывала сегодня около тысячи ста местных жителей, одетых в свои лучшие наряды. Среди предлагающих подношение были также лидеры и представители мусульманских общин шиитов и суннитов, а также члены христианского сообщества.

Когда церемония подошла к концу, Его Святейшество снова сказал несколько слов. Во-первых, заметил он, он хотел научить детей и студентов использовать мантру Манджушри, повторение которой обостряет ум. Он попросил прощения у тибетцев, находящихся на площади, за то, что не смог встретиться с ними отдельно – виной тому непродолжительность нынешнего визита. И добавил, что хотя он полностью сложил с себя все политические полномочия в 2011 году после демократических выборов новых руководителей, он сделал это не потому, что потерял всякий интерес к родной стране. Он знает, что многие тибетцы в Тибете, а также в изгнании, возлагают на него свои надежды, и чувствует себя в ответе за них. Он отметил, что тибетский дух остается сильным и непреклонным, как и раньше. Его Святейшество также подчеркнул, что бесконечно важно сохранять живым тибетский язык, ведь на сегодняшний день это самый лучший и точный посредник для выражения буддийских идей. Это тем более значимо в свете высказываний Си Цзиньпина, заявившего, что буддизм призван сыграть ведущую роль в возрождении китайской культуры, а также с учетом растущего числа китайских буддистов.

Посвящение долгой жизни и молебен о долголетии Далай-ламы в Ле
Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в Ле. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшеству стало известно, что алкоголизм становится все более серьезной социальной и медицинской проблемой среди тибетцев. Он заметил, что напившись, мы не избавимся от своих неприятностей. Еще один вопрос, который подняли в беседе с ним доктора, – донорство органов, что по его мнению, прекрасное начинание. Так мы по-настоящему можем послужить людям, ведь ничего не стоит завещать свои органы другим после смерти. Вдохновляющим примером тому служит известная история о Кхангсаре Доржде Чанге, который очень просил не сжигать его тело после смерти, а оставить в горах под открытым небом. Он любил говорить, что может на его костях и не так много мяса, но оно может стать пищей хоть для нескольких птиц.

В заключение Его Святейшество похвалил ладакцев за прогресс в образовании и активное желание учиться. Он повторил, что для обретения знаний необходимо проследовать через три этапа обучения – получение информации, размышление и анализ, и затем медитацию – только так мы добьемся настоящих успехов. После обеда с гостеприимными хозяевами, местными ламами и членами местной администрации, Его Святейшество вспомнил, что пообещал подарить храму Джоканг в Ле собрание Тенгьюра – коллекцию переведенных трактатов индийских учителей. Он сказал, что пожертвует им собрание, которое хранится в его покоях в центре Шивацель-Пходранге, и надеется, что со временем Джоканг обзаведется библиотекой и станет центром обучения.

Завтра рано утром Его Святейшество улетает из Ле в Дели.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2064  |  Тэги: Индия, Ладак
 

Расписание встреч

2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре Колеса Учения» (чо-кхор-гьи до) и «Сутре рисового ростка» (салу джанг-пе до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
Всем желающим слушать перевод учений необходимо привезти с собой радиоприемник FM-диапазона и наушники. Информация о регистрации на учения в Бодхгае на сайте www.dalailamateaching.com.

Сохраним Тибет!

В Монголии прошла конференция об институции Богдо-гэгэна
В Монголии с давних времен особым почитанием пользуется линия перерождений Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухты – духовного лидера буддистов этой страны. В 1911 г. Богдо-гэгэнVIII был интронизован как ...

Далай-лама прочел публичную лекцию в студенческом городке «Сомайя Видьявихар»
Его Святейшество объяснил, что его понимание того, как обуздывать разрушительные эмоции, восходит к древним индийским знаниям, особенно к буддийской традиции, которую великий учитель ...

Видео. В Калмыкии отметили 25-летие служения Тэло Тулку Ринпоче на посту главы буддистов республики
В Центральном калмыцком хуруле почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах Тэло Тулку Ринпоче и верховный лама Калмыкии поздравил всех прихожан и возглавил ...

Основные разделы сайта