Седьмой день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим

28-12-2015, 20:03  |  Напечатать

Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 26 декабря 2015 года – Сегодня утром голоса участников философских диспутов, проходящих ежедневно перед началом учений, звучали иначе – в диспуты вступили монахини. Когда прибыл Его Святейшество Далай-лама, прочли строфы приветствия, «Сутру сердца» и молитву линии преемственности Ламрим, затем подали чай.

Седьмой день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим
Седьмой день учений Его Святейшества Далай-ламы в монастыре
Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Философские воззрения могут различаться, – начал Его Святейшество, – но все мы абсолютно равны в желании обрести счастье и избежать страданий. Причина, по которой у нас не получается воплотить это устремление в жизнь, в необузданности наших умов. Нас одолевают беспокоящие эмоции, такие как привязанность и гнев. Искусные средства сами по себе не в состоянии противостоять подобным разрушительным эмоциям, здесь не обойтись без понимания пустоты. Нагарджуна называл Будду непревзойденным наставником, поскольку он проповедовал идеи пустоты и взаимозависимого возникновения. Идея взаимозависимого возникновения – глубочайшее наблюдение, поскольку все без исключения вещи зависят от причин и условий. Если бы мы смогли заинтересовать политиков идеей взаимозависимого возникновения, это бы расширило их довольно ограниченное мировоззрение.

Самые глубокие учения Будды содержатся в сутрах совершенной мудрости. В них излагается мудрость, которой нам необходимо овладеть – пустота и взаимозависимое возникновение.

Сегодня мы приступаем к чтению раздела трактата Шамары Пандиты, посвященного аналитической медитации (випашьяне). Как я упоминал вчера, я получил передачу этого сочинения в 60-х годах прошлого столетия от одного монаха из Голока по имени Драгпа Гьяцо. Поскольку поначалу у него самого не было передачи на раздел о випашьяне, я попросил его постараться получить необходимые объяснения. Он нашел одного монаха в преклонных годах – тому перевалило уже за 90 лет. Звали этого монаха, как оказалось, Тензин Гьяцо, и он даровал учения по разделу о випашьяне. На его долю выпало немало страданий в те тяжелые для Тибета годы. Когда ему удавалось найти еду, он ел, а все остальное время питался энергией цветов.

В начале мы все вместе вознесем молитвы Манджушри, ведь он способствует устранению всякого неведения. Постижение пустоты не только помогает нам справиться с разрушительными эмоциями и преодолеть страдания, как это сделали архаты, но также позволит нам устранить препятствия к знания, как это делали и делают Будды и бодхисаттвы».

Седьмой день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим
Монах читает текст вслед за Его Святейшеством Далай-ламой.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество продолжил, не прерываясь, читать трактат, полный наставлений как с прямым смыслом, так и нуждающихся в толковании. Незадолго до перерыва на обед, он достиг кульминационной точки текущего раздела: «Значение пустоты – взаимозависимое возникновение; значение взаимозависимого возникновения – пустота. В сочинении Чандракирти “Ясное толкование основ мадхьямаки” (Прасаннапада) говорится, что пустота – это обозначение, наложенное на взаимозависимое возникновение». На этом месте Его Святейшество оторвал взгляд от страницы с текстом, посмотрел на учеников и с улыбкой заметил: «Непросто все это, правда?»

Раздел, который Его Святейшество начал читать после обеда, был посвящен исследованию темы объекта отрицания. Когда в середине дневной сессии подали чай, Его Святейшество объявил, что намеревается провести церемонию зарождения бодхичитты и даровать обеты бодхисаттв послезавтра. Он добавил, что, вероятнее всего, церемонию зарождения бодхичитты будет проводить в соответствии с наставлениями, изложенными в сочинении Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути Пробуждения». Он объяснил, что хотя обеты индивидуального освобождения (пратимокша) и тантрические обеты должны дароваться живым учителем, обеты бодхисаттв можно взять на себя перед изображением Будды. Учитель также может даровать их с опорой на комментарий Чже Ринпоче к сочинению «Ступени бодхисаттвы» (Бодхисаттва бухми), к главе, посвященной нравственности.

Его Святейшество сказал: «Именно с такой просьбой я обратился однажды к Кьябдже Лингу Ринпоче. Серкхонг Ринпоче тоже был со мной в тот раз. Меня глубоко взволновала эта церемония, и я плакал. Я думаю, именно ее мы с вами и проведем».

Его Святейшество читал до конца дневной сессии, а в завершение сказал: «Сегодня мы прочли 55 страниц. Изрядный материал для размышлений и анализа».

Мастер пения одного из монастырей горячо и с большим воодушевлением исполнил молитву посвящения традиции Ламрим, а когда стихли последние звуки, Его Святейшество попросил его прочесть молитву «Слова истины», которую венчают такие строки:

Силой глубинной взаимозависимости пустоты и относительных проявлений,
Силой великого сострадания Трех Драгоценностей и обращенных к ним этих Слов Истины,
Силой незыблемого закона причин и следствий,
Пусть эта искренняя молитва не знает преград и будет услышана вскоре.


Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1438  |  Тэги: Индия, Билакуппе, Ташилунпо, ламрим
 

Расписание встреч

2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.
2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.

Сохраним Тибет!

2018.04.29
29 апреля – 2 мая. Москва. Друпон Церинг Ринпоче. Посвящение Будды Медицины и ретрит по садхане «Капля Нектара. Медитация и мантра Будды Медицины»

Друпон Церинг Ринпоче дарует посвящение и проведет ретрит в Северном Кунсангаре
Московский центр Дрикунг Кагью сообщает, что с 29 апреля по 2 мая Друпон Церинг Ринпоче дарует посвящение Будды Медицины и проведет ретрит по садхане «Капля Нектара. Медитация и мантра Будды ...

Японский буддийский алтарь 1918 года впервые представят в Петербурге
Санкт-Петербург. 24 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В петербургском Музее истории религии во вторник состоится презентация буддийского алтаря из японского посольства в Петрограде. Как сообщает ...

Основные разделы сайта