В Ревалсаре Далай-лама даровал учения по поэме Дза Патрула Ринпоче «Сердечное сокровище просветленных»

16-07-2016, 13:28  |  Напечатать

В Ревалсаре Далай-лама даровал учения по поэме Дза Патрула Ринпоче «Сердечное сокровище просветленных»
Его Святейшество Далай-лама с монахами ньингмапинского
монастыря Огьен Херука. Ревалсар, штат Химачал-Прадеш, Индия.
13 июля 2016 г. Фото: Тензин Пунцок (офис ЕСДЛ)
Цо Пема, Ревалсар, штат Химачал-Прадеш, Индия, 13 июля 2016 года – В двенадцатилетнем цикле тибетского календаря день рождения Гуру Падмасабхавы по обычаю празднуется в год Обезьяны, и нынешний год как раз проходит под знаком Огненной обезьяны. Озеро Цо Пема, расположенное в холмах близ резиденции древних индийских царей, города Манди, традиционно связывают с именем Гуру Падмасамбхавы и учениями, которые он даровал принцессе Мандараве. Его Святейшество Далай-лама принял приглашение приехать сюда и провести учения по поэме прославленного практикующего 19-го века, последователя школы ньингма Дза Патрула Ринпоче, а также провести посвящение Ригдзин Дхондуп.

Рано утром, когда Его Святейшество выехал из Дхарамсалы, ночной ливень уже сменился моросящим дождем, а в предгорьях Кангры на голубом небе беззаботно сияло солнце. Во время короткой остановки в Хамирпуре Его Святейшество приветствовала небольшая группа тибетцев. В окрестностях озера Цо Пема его встречали сотни людей, в основном жители Гималайского региона из округов Лахул и Спити и Киннаура, а также тибетцы и немногочисленные иностранцы. Все они выстроились вдоль дороги, размахивая шелковыми белыми шарфами и дымящимися палочками благовоний в знак приветствия. У ворот монастыря Оргьен Херука школы ньингма своего духовного лидера уже ждали гостеприимные хозяева. Далай-ламу сопроводили в храм, где он поклонился статуе Гуру Падмасамбхавы и многочисленным священным изображениям на алтаре. Затем Его Святейшество, встречающие монахи и представители местной власти все вместе отведали чая и сладкого риса.

В Ревалсаре Далай-лама даровал учения по поэме Дза Патрула Ринпоче «Сердечное сокровище просветленных»
Его Святейшество Далай-лама приветствует собравшихся
перед началом учений у священного озера Цо Пема.
Ревалсар, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июля 2016 г.
Фото: Тензин Пунцок (офис ЕСДЛ)
Во второй половине дня, когда Его Святейшество занял свое место на троне под импровизированным навесом на пологом берегу озера, его слов уже с нетерпением ждали около шести тысяч человек.

Его Святейшество сказал: «Мы собрались все вместе по особому поводу в этом особом месте, близ старинного монастыря школы ньингма, основанного Дуджомом Ринпоче. Я бывал здесь много раз и очень рад приехать снова. Завтра 10-е число 5-го месяца по тибетскому календарю, поэтому утром мы совершим подношение “цог”, а во второй половине дня я дарую посвящение Ригзин Дхондуп. Существует длинная, средняя и короткая версии этого посвящения, я думаю, завтра мы остановимся на средней. Чтобы заложить основу для посвящения, я хотел бы провести церемонию зарождения бодхичитты, а перед ней даровать обеты упасаки, или мирян. Чудесно, если вы решите соблюдать все пять, если нет – принимайте лишь те, которые в силах будете исполнять.

Я также проведу учения по трактату Дза Патрула Ринпоче “Сердечное сокровище просветленных”. Патрул Ринпоче всю свою жизнь практиковал наставления, оставленные в поэме Шантидевы “Путь бодхисаттвы”; объяснения по ней я сам получил от Кхуну Ламы Ринпоче. Самая суть этой поэмы в том, что мы должны преобразовывать себя в мыслях, словах и делах, а это требует памятования, самоанализа и бдительности».

Его Святейшество поинтересовался, многие ли понимают тибетский язык и будет ли у остальных возможность услышать перевод. Он упомянул, что хотя на завтра и запланировано тантрическое благословение, истинное благословение зависит от глубины понимания тантрических учений и постижения пустоты. Он добавил, что нет более ценного произведения для преобразования ума, чем «Путь бодхисаттвы», но будет очень сложно обрести понимание пустоты, как она объясняется в девятой главе этой поэмы, если мы не изучаем также труды Нагарджуны и его последователей.

Заметив, что первые наставления о Четырех благородных истинах, которые Будда даровал в Варанаси, заложили самую основу его учения, Его Святейшество сказал, что они затрагивают бессамостность и характеристики сансары и нирваны. Он объяснил, как вещи возникают в зависимости от причин и условий. Страдания, о которых говорится в Первой благородной истине, имеют причины – и о них упоминается во Второй благородной истине. Если вы устраните причины, придет конец страданиям. Его Святейшество сказал, что позже, когда ученики Будды обрели некоторое понимание бессамостности и продвинулись на пути, великий учитель на Горе грифов близ Раджгира даровал объяснения о совершенной мудрости. «Сутра сердца», которую начитывают все последователи санскритского канона, – краткое изложение этих учений.

В Ревалсаре Далай-лама даровал учения по поэме Дза Патрула Ринпоче «Сердечное сокровище просветленных»
Верующие слушают учения Его Святейшества Далай-ламы
у священного озера Цо Пема. Ревалсар, штат Химачал-Прадеш, Индия.
13 июля 2016 г. Фото: Тензин Пунцок (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество заметил, что одного лишь чтения «Сутры сердца» мало; оно не принесет никакой пользы, если мы не понимаем смысла произносимых слов. Чтобы обрести понимание, мы должны в полной мере задействовать свои умственные способности. Он добавил, что согласно буддийским воззрениям, сострадание дополняется интеллектуальным поиском, или мудростью понимания пустоты. Сам Будда советовал своим ученикам исследовать его слова с опорой на логику и обоснование. Этому совету неизменно следовали великие учителя монастыря-университета Наланда.

Снова пошел дождь, и Его Святейшество попросил слушателей потесниться, чтобы все могли укрыться под навесом.

В «Сутре сердца» содержатся ясные объяснения пустоты, а также описание реальности, какова она на самом деле. В сутре говорится, что Будды прошлого, настоящего и будущего обрели пробуждение, полагаясь на совершенную мудрость. Однако, отметил Его Святейшество, невозможно обрести пробуждение лишь с помощью понимания пустоты; нами должны двигать сострадание и устремление обрести пробуждение ради блага других.

Его Святейшество сказал, что всякий раз, когда он дарует буддийские учения, он начинает с краткого введения в идею духовной жизни. Как живые существа мы все хотим жить счастливо и поистине имеем на это полное право. Его Святейшество противопоставил боль и удовольствие, переживаемые физически и ментально, подчеркнув, что мы в силах изменить отношение к физическим страданиям, если считаем, что они помогают очиститься от прошлых отрицательных деяний. Он добавил, что, разделяя людей на своих и чужих, мы себе же осложняем жизнь. С другой стороны, если мы создаем причины для счастья, то не только преодолеваем личные невзгоды, но и оказываем благое влияние на окружающих. Вот почему, добавил Его Святейшество, так важно помогать другим по мере сил, или хотя бы, если это невозможно, не причинять им вреда.

В Ревалсаре Далай-лама даровал учения по поэме Дза Патрула Ринпоче «Сердечное сокровище просветленных»
Его Святейшество Далай-лама во время учений у священного озера
Цо Пема. Ревалсар, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июля 2016 г.
Фото: Тензин Пунцок (офис ЕСДЛ)

Далай-лама подчеркнул, что все религиозные традиции мира – джайнизм, христианство, индуизм, ислам, иудаизм, зороастризм и так далее – проповедуют любовь и сострадание, и чтобы усилить и защитить эти ценности, мы должны практиковать терпимость и прощение. Его Святейшество выразил свое восхищение древней индийской традицией межрелигиозной гармонии. По его мнению, самая суть буддийского учения заключается в ненасильственном поведении и концепции о взаимозависимом возникновении.

Взяв в руки сочинение «Сердечное сокровище просветленных», Его Святейшество объяснил, что оно начинается с приветствия Трем драгоценностям. Далее в тексте говорится о том, как отказаться от чрезмерной озабоченности делами этой жизни и преодолеть неверные представления о собственном «я». Касательно практики гуру-йоги в нем утверждается, что наш наилучший учитель – это врожденный ум ясного света. Последователи некоторых направлений мадхьямаки полагают, будто вещи наделены объективным существованием, тогда как сторонники прасангика-мадхьямаки говорят, что хотя внешне вещи кажутся реально существующими, никакое объективное существование невозможно. Далее в произведении рассматриваются несходства воззрений сутр и тантр: они различаются не по объекту, а с точки зрения субъективного восприятия. Ближе к концу учений Его Святейшество обратил внимание на слова, которые подводят прекрасный итог учениям: «Что бы вы ни делали, исследуйте собственный ум».

Он сказал, что сам получил передачу и объяснения по этому тексту от Дилго Кхьенце Ринпоче.

Его Святейшество напомнил, что завтра проведет церемонию зарождения бодхичитты в рамках посвящения. В завершение он даровал обеты мирян, которые относятся к заповедям личного освобождения.

Вознеся молитвы посвящения заслуг, Его Святейшество вернулся в монастырь школы ньингма, а толпа, покидая место учений, направилась вокруг священного озера по часовой стрелке, завершая таким образом кору (ритуальный обход святыни).

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1223  |  Тэги: Далай-лама, Индия
 

Расписание встреч

2018.04.24 Индия, Нью-Дели
24 апреля 2018 г.
Публичная лекция о необходимости возрождения утраченного духовного и культурного наследия. Первая половина дня. Организатор: агентство Velocity 48. Место проведения: Индийский технологический институт Дели (IIT Delhi Auditorium).
2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

2018.05.11
11–13 мая. Санкт-Петербург. Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче. Учения и посвящение Хаягривы

Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче дарует учения в Санкт-Петербурге
Центр линии рипа школы ньингма Рипа Гесар Гацел Линг сообщает, что Дюнгсей Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче, сын держателя линии рипа тертона Кьябдже Намка Дриме Рабджама Ринпоче, во второй раз посетит ...

Далай-лама 13-14 июня посетит Литву
Литву в середине июня посетит духовный лидер Тибета далай-лама, сообщила в четверг агентству BNS представитель общественного учреждения "Дом Тибета" Рута Норкуте, сообщает Интерфакс. По словам Руты ...

Основные разделы сайта