Далай-лама завершил даровать учения по сочинению Атиши «Светоч на пути к пробуждению»

13-08-2016, 11:08  |  Напечатать

Тикси, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 11 августа 2016 года – Ранним пасмурным утром Его Святейшество Далай-лама на автомобиле отправился к месту проведения учений близ монастыря Тикси, где уже собрались тысячи людей, желающих послушать учения, получить посвящение долгой жизни и в свою очередь поднести молебен о долголетии Далай-ламе. Его Святейшество первым делом рассказал собравшимся, что на нынешние учения приехал тайский монах-бхикшу, с которым он познакомился вчера.

«Он последователь палийского канона, самого раннего собрания учений о Четырех благородных истинах и 37 факторах пробуждения, которые составляют основу всех буддийских учений. Мы, как и последователи палийского канона, тоже соблюдаем правила монашеской дисциплины, винаю. И палийская, и санскритская буддийские традиции опираются на Три корзины учений и Три тренировки – в нравственности, сосредоточении и мудрости.

Далай-лама завершил даровать учения по сочинению Атиши «Светоч на пути к пробуждению»
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня двухдневных
учений в Тикси. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Хотя учения палийского канона – краеугольный камень и нашей традиции, мы нередко смотрим на них свысока, предпочитая практики йоги божеств. Однако эти учения – фундамент, необходимый для выполнения тантрических практик. Йога божеств не принесет плодов, если мы не будем взращивать бодхичитту и мудрость понимания пустоты».

Его Святейшество добавил, что одной лишь слепой веры мало, для постижения учений Будды необходимы логическое обоснование и понимание; без них буддизм быстро придет в упадок во всем мире. Его Святейшество подчеркнул, что в отличие от традиционно принятого подхода к учениям по ламриму предпочитает начинать с випашьяны (проникновения в суть вещей), а не с важности опоры на духовного учителя. Согласно традиционному подходу считается, что несоблюдение наставлений учителя прямой дорогой ведет в ад, однако это может скорее напугать, чем вдохновить. Он добавил, что цель учений Будды о страдании и его причинах не в том, чтобы поселить в нашем сердце страх и беспокойство. Объяснения Будды об истинном прекращении [страданий], которого мы достигаем, следуя по истинному пути, – источник радости.

Его Святейшество сказал: «Я говорю с вами искренне и прямо. Что касается тибетского дела и сохранения буддийской Дхармы, мы переживаем переломный момент. Поскольку вы выказываете преданность буддийскому учению, я настаиваю, чтобы вы его изучали».

Его Святейшество заметил, что взращивание бодхичитты и мудрости понимания пустоты помогает противостоять чрезмерному эгоизму и неверным представлениям об истинной реальности. По мнению Его Святейшества, очень полезно размышлять о соответствии четырех опор памятования Четырем благородным истинам. Памятования о теле, чувствах, мыслях и явлениях ведут соответственно к постижению истин о страданиях, их причинах, прекращении [страданий] и пути [ведущему к прекращению].

Соотнесение памятования о явлениях с Благородной истиной о пути приводит в конечном итоге к прямому постижению пустоты, именно это имел в виду Нагарджуна, когда говорил: «Умопостроения прекращаются пустотой». Кхуну Лама Тензин Гьялцен пояснял, что более точно эта идея выражается словами: «Умопостроения прекращаются в пустоте». Чже Цонкапа также писал, что когда йогин находится в состоянии глубокого погружения в пустоту, все ментальные загрязнения растворяются в пустой природе его собственного ума; они не уходят куда-либо, а просто исчезают в поле пустоты.

Далай-лама завершил даровать учения по сочинению Атиши «Светоч на пути к пробуждению»
Верующие прячутся от солнца в течение второго дня учений
Его Святейшества Далай-ламы в Тикси. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
В завершение Его Святейшество сказал: «Медитация о пустоте нашего собственного ума – гораздо более сильная и важная практика, чем медитация о пустоте внешнего объекта, скажем чашки. Медитация о пустоте ума противостоит нашим собственным фундаментально искаженным представлениям о реальности. Если наше постижение пустоты идет рука об руку с бодхичиттой, мы можем достичь состояния Будды. Нам необходимы и бодхичитта, и мудрость постижения пустоты, чтобы практика йоги божеств приносила плоды».

Затем Его Святейшество возобновил чтение «Светоча на пути к пробуждению» с того места, где объясняется, как развивать устремление к пробуждению. Готовясь к церемонии зарождения бодхичитты, все вместе во главе с Его Святейшеством прочли семичленную молитву и строфу из молитвы Самантабхадры «Об устремлении к благим деяниям»:

Все заслуги, что я накопил,
Совершая простирания, подношения, раскаиваясь о сотворенном зле,
Сорадуясь, прося [Будд] даровать учения и не уходить в нирвану,
Как бы малы они ни были, я посвящаю обретению полного пробуждения.


Перед началом церемонии зарождения бодхичитты устремления и бодхичитты действия, Его Святейшество даровал всем желающим обеты мирян. За ними последовали обеты бодхисаттв, и Его Святейшество попросил собравшихся повторить за ним три раза строфу:

Я принимаю прибежище в Трех драгоценностях,
Раскаиваюсь в каждом недобродетельном деянии,
Сорадуюсь добродетели живых существ,
Я удерживаю в своем уме пробуждение.


Его Святейшество призвал своих слушателей задуматься о глубоком смысле обетов бодхисаттв, пока все вместе произносили:

Зародив устремление к достижению высшего пробуждения,
Я буду заботиться обо всех живых существах.
Следуя великолепной практике бодхисаттв,
Пусть стану я Буддой на благо всех существ!


Ученики должны знать о 18 коренных и 46 второстепенных нарушениях, избегать которых обязывают обеты бодхисаттв. Однако, подчеркнул Его Святейшество, все эти правила по сути сводятся к обузданию собственного эгоизма. Он добавил, что ему очень повезло, ведь на его учениях тысячи людей зарождают бодхичитту вдохновения, принимают обеты бодхисаттв и отваживаются на великие практики бодхисаттв.

Далай-лама завершил даровать учения по сочинению Атиши «Светоч на пути к пробуждению»
Верующие во время второго дня учений Его Святейшества
Далай-ламы в Тикси. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество даровал посвящение долгой жизни Белой Тары – Колеса, исполняющего желания. Он заметил, что с практической точки зрения долголетию способствуют соблюдение правил гигиены и хорошее здоровье. С точки зрения духовности, однако, бодхичитта и мудрость понимания пустоты устраняют препятствия и создают благоприятные условия для духовного прогресса.

«Если вы хотите, чтобы у вас было больше друзей, – сказал Его Святейшество, – вам следует взращивать бодхичитту. Друзья в вашей жизни начнут появляться как по волшебству, безо всяких усилий с вашей стороны. Если же вы предпочитаете делать людей своими врагами, лелейте злобные мысли о них, и между вами не замедлит разгореться вражда.

Самое главное – преисполниться решимости преобразовать свой ум. Именно этой цели были посвящены нынешние двухдневные учения».

В завершение встречи монахи, монахини и миряне Ладака во главе с Тикси Ринпоче произнесли молитвы о долголетии Его Святейшества с опорой на ритуалы 16 архатов.

Завтра Его Святейшество посетит женский монастырь, мечеть и школу Ламдон, расположенные в окрестностях монастыря Тикси.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 969
 

Расписание встреч

2018.04.24 Индия, Нью-Дели
24 апреля 2018 г.
Публичная лекция о необходимости возрождения утраченного духовного и культурного наследия. Первая половина дня. Организатор: агентство Velocity 48. Место проведения: Индийский технологический институт Дели (IIT Delhi Auditorium).
2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

2018.05.11
11–13 мая. Санкт-Петербург. Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче. Учения и посвящение Хаягривы

Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче дарует учения в Санкт-Петербурге
Центр линии рипа школы ньингма Рипа Гесар Гацел Линг сообщает, что Дюнгсей Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче, сын держателя линии рипа тертона Кьябдже Намка Дриме Рабджама Ринпоче, во второй раз посетит ...

Далай-лама 13-14 июня посетит Литву
Литву в середине июня посетит духовный лидер Тибета далай-лама, сообщила в четверг агентству BNS представитель общественного учреждения "Дом Тибета" Рута Норкуте, сообщает Интерфакс. По словам Руты ...

Основные разделы сайта