В Страсбурге Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и прочел публичную лекцию

19-09-2016, 12:37  |  Напечатать

Страсбург, Франция, 18 сентября 2016 года – Когда Его Святейшество Далай-лама вышел из отеля и отправился на крытую арену «Зенит», было еще темно и моросил дождь. Рассвет застал его в пути, а по прибытии его тепло встречали собравшиеся в зале люди. Заняв свое место напротив павильона с мандалой, Его Святейшество начал подготовительные церемонии для запланированного на сегодня посвящения Авалокитешвары. Примерно через час он обратился к собравшимся.

В Страсбурге Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и прочел публичную лекцию
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные
церемонии для посвящения Авалокитешвары.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
«Как я говорил вчера, буддийские учения могут быть общими или же говорить о каком-то конкретном сочинении. Нынешние учения относятся ко второй категории. Сегодня я дарую посвящение Авалокитешвары, бодхисаттвы бесконечного сострадания. В традиции ньингма существуют три линии передачи: дальняя, ближняя и глубоких наставлений, полученных в видении. Нынешнее посвящение относится к последней. Оно берет истоки в “Тайных видениях” великого Пятого Далай-ламы.

Первый Далай-лама основал монастырь Ташилунпо; Второй, придерживавшийся несектантского подхода, переехал в Дрепунг, который стал резиденцией Далай-лам. Там же жили Третий и Четвертый Далай-ламы. У Пятого Далай-ламы была особая связь с традицией пути и плода школы сакья, он написал сочинение, на которое последователи этой школы опираются и по сей день. Шестой и Седьмой Далай-ламы были выдающимися учителями, а Восьмой обладал исключительным опытом необыкновенных переживаний. Тринадцатый Далай-лама был тесно связан со школой ньингма через тертона Согьяла (Лераба Лингпу), создателя ритуала Ваджракилаи, который последователи ньингмы выполняют и сегодня.

Что касается несектантских практик, то поначалу я не следовал этому пути, поскольку выполнял ритуалы, связанные с Долгьялом (Шугденом). Пятый Далай-лама называл Шугдена “вероломным духом”, чинящим вред учению и живым существам, порождением искаженных молитв. Когда я полностью прекратил практики поклонения Долгьялу, я смог получить передачи практик ньингмы, в том числе “Тайных видений” от Дилго Кхьенце Ринпоче, что принесло мне огромную пользу. Я обнаружил, что объяснения природы ума очень способствуют пониманию стадии завершения Гухьясамаджи.

Я получил полную передачу “Тайных видений” еще в детстве от Тагдрага Ринпоче. В то время я не уделял этому пристального внимания, но помню, что у меня тогда были некоторые сновидения. Уже в изгнании мне выпал случай провести затворничество по полному циклу наставлений, содержащихся в “Тайных видениях”.

В Страсбурге Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и прочел публичную лекцию
Верующие слушают Его Святейшество Далай-ламу во время
посвящения Авалокитешвары, надев ритуальные повязки.
Фото: Оливье Адам
Некоторые говорят, будто я запрещаю поклоняться Долгьялу. Но это не так. Практики поклонения Долгьялу создают препятствия, я знаю это по личному опыту, именно поэтому я советую от них отказываться. Однако каждый свободен поступать так, как ему заблагорассудится. Немало монахов в монастырях, расположенных близ Гандена и Сера, выполняют эти ритуалы.

Я утверждаю только, что Долгьял разорвал связь с Пятым Далай-ламой, и с тех пор вопрос о поклонении ему стал весьма неоднозначным. Я призываю людей отказываться от этих практик, но я вовсе не запрещаю их».

Его Святейшество объяснил, что в традиции ньингма представлено девять ян или колесниц. Среди них три внешних колесницы – шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв; три внешних тантры – крия, чарья и йога; а также три внутренних тантры – маха-йога, ану-йога и атья-йога. Понимание пустоты необходимо во всех девяти янах, однако Кункхьен Джамьянг Шепа говорил, что хотя и сутры, и тантры учат о пустоте, в тантрах есть учение о субъективном уме ясного света. Его Святейшество сказал, что сегодняшнее посвящение принадлежит к категории маха-йоги, а внутри нее – к линии падма.

Заметив, что тантрические практики требуют использования ваджры и колокольчика, Его Святейшество объяснил, что ваджра символизирует аспект метода пути, а колокольчик – аспект мудрости. В высших тантрах ваджра олицетворяет тонкий ум ясного света, ум блаженства, а колокольчик представляет мудрость постижения пустоты. Важен не материал, из которого сделаны ваджра и колокольчик, а смысл, который они олицетворяют. Аспекты метода и мудрости пути называют причинами для обретения пробуждения. Ручной барабан дамару символизирует зажжение внутреннего огня.

Затем Его Святейшество приступил к посвящению Авалокитешвары, в ходе которого он даровал обеты мирян, провел церемонию зарождения бодхичитты и даровал обеты бодхисаттв. В завершение он призвал всех, принявших посвящение, активно претворять полученные знания в повседневную жизнь.

После обеда, во время публичной лекции, Далай-лама еще раз подчеркнул, что встречаясь с другими, он всегда помнит, что мы все люди, одинаковые физически, ментально и эмоционально. Он заметил, что смысл нашей жизни в обретении счастья, и надежда – краеугольный камень нашего выживания. Его Святейшество рассказал о своем первом визите в Европу в 1973 году. Он ожидал, что люди в развитых странах живут более счастливо. Но напротив, оказалось, что многие жители запада подвержены сильному стрессу и полны тревог. В США он познакомился со сказочно богатыми, но очень несчастными людьми. Его Святейшество пришел к выводу, что материальное развитие само по себе не помогает обрести внутренний покой и мир.

В Страсбурге Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и прочел публичную лекцию
Вид на сцену спортивно-концертного комплекса «Зенит» во время
публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы «Больше, чем
религиозная этика». Фото: Оливье Адам
«Вопреки тому, что по природе своей человек склонен к милосердию, – сказал Его Святейшество, – и все семь миллиардов людей наделены равным потенциалом для развития сострадания, существующая система образования ставит перед собой только материалистические цели. В ней нет места взращиванию внутренних ценностей и покоя ума. На протяжении веков эти вопросы были прерогативой религии, но сегодня один миллиард жителей Земли открыто называют себя неверующими, а многие религиозные последователи не слишком искренны и серьезны в своей практике. Работники сферы образования, ученые и многие другие мои друзья приходят к единодушному выводу – нам необходим новый подход к продвижению общечеловеческих ценностей, и опираться нужно на здравый смысл, общий для всех опыт и научные изыскания».

Его Святейшество упомянул также обязательства, которые считает важными в своей жизни: продвижение человеческого счастья и межрелигиозной гармонии. Он добавил, что хотя и сложил с себя все политические полномочия в 2011 году, но как тибетец он делает все возможное для сохранения тибетской культуры и языка, а также для защиты хрупкой природы Тибета. Его Святейшество попросил всех, у кого есть возможность, самим побывать в Тибете и своими глазами посмотреть, что там происходит. После, при удобном случае, они могли бы поделиться своими наблюдениями с китайцами.

Один из зрителей спросил, как восстановить чувство безопасности, ведь наше общество один за другим сотрясают террористические акты. Его Святейшество посоветовал не сосредоточивать внимание на том или ином случае, а постараться взглянуть происходящее в более широком контексте. Кто-то спросил о роли скромности, и Его Святейшество ответил, что скромность не равнозначна робости или застенчивости, а напротив подразумевает большую внутреннюю силу и уверенность.

На вопрос о его отношении к животным, Далай-лама ответил, что буддисты молятся о благе всех живых существ, ведь все хотят жить счастливо и у всех есть на это полное право. Он рассказал, что когда в Южной Индии были основаны тибетские фермерские поселения, было решено не заниматься производством мяса в промышленных масштабах. Он также поделился, что в 15-летнем возрасте запретил подавать мясные блюда во время официальных застолий. В изгнании на кухнях всех главных тибетских монастырей сегодня готовят только вегетарианские блюда.

В Страсбурге Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и прочел публичную лекцию
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе
во время публичной лекции «Больше, чем религиозная этика».
Фото: Оливье Адам
«Однако хотя я призываю других становиться вегетарианцами, сам я ем мясо – признался Его Святейшество. – Вот такое противоречие. Я был строгим вегетарианцем на протяжении 20 месяцев в 60-х годах, после чего слег с гепатитом. Врачи настоятельно рекомендовали вернуться к мясной диете, привычной для моего тела».

Что касается вопроса о том, как сделать наше общество более мирным, Его Святейшество заметил, что главный фактор здесь – образование.

Он сказал: «Мир не сберечь при помощи денег или власти; еще меньше для его защиты делает оружие. Мир по сути зависит от того, взращивает ли каждый из нас душевную теплоту в своем сердце».

Зрители разразились бурей продолжительных рукоплесканий, а Его Святейшество попросил их поразмышлять над его словами. Если они найдут их не лишенными смысла, то могут применять в своей повседневной жизни и делиться с другими. В противном случае они вправе их просто забыть.

Завтра Его Святейшество уезжает в Польшу во Вроцлав.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 754
 

Расписание встреч

2017.09.23 Латвия, Рига
23–24 сентября 2017 г.
Двухдневные учения по сочинению Камалашилы «Ступени созерцания» (гомрим барпа) и произведению Чже Цонкапы «Краткий ламрим» (ламрим дудон). Место проведения: зал Сконто. Подробнее: lv.dalailama.ru.
2017.09.25 Латвия, Рига
25 сентября 2017 г.
Публичная лекция «Гармония мира не знает границ». Вторая половина дня. Место проведения: зал Сконто. Подробнее: lv.dalailama.ru.
2017.10.03 Индия, Дхарамсала
3–6 октября 2017 г.
Учения по сочинению Лопона Давы Дакпы «Вступление на срединный путь» (ума джукпа) по просьбе тайваньских буддистов.

Сохраним Тибет!

Буддизм несравненно более открыт науке, чем аврамические религии
«Наука отрицает бессмертие души в религиозном смысле. Но есть научные концепции, где допускаются возможности такого развития анторопотехнологической эволюции, когда человек обретет бессмертие», - ...

Видео. Далай-лама прибыл в Ригу
22 сентября 2017 года в Ригу прибыл Его Святейшество Далай-лама, духовный лидер буддистов и всемирно известный общественный деятель. У гостиницы, где он должен проживать в течение ближайших ...

Прямая трансляция. Учения Его Святейшества Далай-ламы в Риге
Учения Его Святейшества Далай-ламы XIV для стран Балтии и России 23-25 сентября в Риге будут сопровождаться прямой трансляцией в интернете c переводом на русский язык.

Основные разделы сайта