Далай-лама завершил учения по произведению Арьядевы «400 строф о срединности»

7-10-2016, 09:56  |  Напечатать

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 6 октября 2016 года – Сегодня утром, открывая заключительный день учений, Его Святейшество Далай-лама заметил, что бодхисаттв называют детьми Победителей. Он сказал, что Будда обрел пробуждение благодаря тому, что бесчисленное множество раз в своих предыдущих жизнях взращивал бодхичитту, альтруистическое устремление достичь пробуждения ради блага других. Когда Будда даровал учения по сутрам совершенной мудрости, его главными учениками были бодхисаттвы: те, кто ценят других превыше себя. Его Святейшество ненадолго умолк, казалось, задумавшись над этим их достоинством.

«И хотя нам далеко до истинных бодхисаттв, мы следуем их примеру и выполняем практики бодхисаттв. В сочинении “400 строф о срединности” говорится:

Сначала преодолей недобродетельное,
Затем преодолей грубые представления о самости,
После преодолей любые воззрения.
Так поступают мудрецы.


Заслуживающее порицания – это неблагие деяния; деяния, которые влекут страдания. Было бы лицемерием заявлять, что мы выполняем практики бодхисаттв, и вести себя при этом недостойно. Поэтому первый шаг на пути – это отказ от совершения неблагих поступков; затем нужно избавиться от ложных представлений о “я”, а после – от всех видов ошибочных воззрений.

Далай-лама завершил учения по произведению Арьядевы «400 строф о срединности»
Его Святейшество Далай-лама в заключительный день
учений в Дхарамсале. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Все основные религиозные традиции мира в равной мере учат своих последователей избегать недобродетельных деяний. Все они проповедуют любовь и сострадание. Совершенно очевидно, что дурное поведение вызывает враждебность, а помогая другим, мы обретаем друзей».

Его Святейшество объяснил, что в буддизме корнем всех страданий считается ложное представление о независимом, отдельно существующем «я», а также известны пути преодоления этого заблуждения. В «400 строфах о срединности» Арьядева советует обуздывать высокомерие и ощущение собственной важности и видеть в других живых существах равных нам. Большая ошибка полагать, будто наше «я» существует отдельно от психофизических совокупностей (скандх) и является их владельцем или начальником. Нам нужно учиться преодолевать это заблуждение. В санскритском каноне есть подробные объяснения о том, как бороться с ошибочным восприятием «я», как укрощать порождаемые этим представлением разрушительные эмоции и как искоренять их отпечатки, препятствующие знанию.

Его Святейшество заметил, что все вещи лишены самобытия, и наш ум способен это осознать, тем самым ослабляя беспокоящие эмоции. Однако обыденный ум склонен все свое внимание направлять на переживания, получаемые с помощью органов чувств. Некоторые люди достигают более тонких уровней ума во время осознанных сновидений, состояния, когда сновидящий знает, что находится во сне. Его Святейшество сказал, что если мы медитируем о бодхичитте и пустоте в состоянии осознанного сновидения, это может принести колоссальную пользу.

Его Святейшество пояснил, что наставлений о подобном использовании более тонких уровней ума не найти в колеснице сутр, это практика из тантраяны. Он добавил, что еще более тонкие уровни ума проявляются, как он упоминал позавчера, во время умирания. В дополнение к грубым, тонким и тончайшим уровням ума, существуют различные уровни энергии, которые их поддерживают. Заметив, что в каждом из нас присутствует тончайший ум ясного света, Его Святейшество сказал, что тончайший ум и тончайшая энергия становятся причинами для обретения тела и ума Будды. Он повторил, что объяснения пустоты мы находим в сутрах, а тончайший ум, который ее постигает, описывается в тантрах. В заключение Его Святейшество заметил, что, выполняя практики, очень полезно помнить о конечной цели нашего пути.

Далай-лама завершил учения по произведению Арьядевы «400 строф о срединности»
В главном тибетском храме в Дхарамсале в заключитель-
ный день учений Его Святейшества Далай-ламы.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество объявил, что проведет церемонию зарождения бодхичитты, а перед ней все желающие могут принять на себя обеты мирян, которые закладывают прекрасную основу для бодхичитты. Завершив церемонию зарождения бодхичитты, он даровал передачу мантр Будды, Авалокитешвары, Манджушри и Тары.

Снова обратившись к трактату Арьядевы «400 строф о срединности», Его Святейшество дочитал до конца оставшуюся часть произведения: девятую главу – «Об опровержении постоянного сущего»; десятую – «О медитативном освоении отрицания "я", самости»; одиннадцатую – «Об освоении-созерцании опровержения времени»; двенадцатую – «Объяснение, как медитативно осваивать опровержение предметов воззрений»; тринадцатую – «Объяснение, как медитативно осваивать опровержение воспринимающих способностей и [их] предметов»; четырнадцатую – «Объяснение, как медитативно осваивать опровержение схватывания крайних [представлений]»; пятнадцатую – «Созерцательное освоение продемонстрированного опровержения составного-обусловленного»; и заключительную шестнадцатую главу – «Объяснение, как медитативно осваивать [взаимодействия] Наставника и учеников [относительно данного учения], представленные в систематизированном виде».

Его Святейшество прочел также колофон, в котором говорится, что трактат перевели на тибетский язык в кашмирском городе Анупамапура индийский настоятель Суксмаджана и тибетский переводчик Бацап Ньимадрак. Затем Его Святейшество прочел несколько строк из комментария Чандракирти, с которого он начал нынешние учения.

Его Святейшество упомянул, что ранее он проводил учения по «Письму к другу» и «Коренным строфам о срединности» Нагарджуны по просьбе той же самой группы буддистов из Тайваня, и поблагодарил их, ведь чтобы послушать его учения в Дхарамсале, они проделали далекий путь. Он добавил, что самое главное практиковать, преобразовывать себя изнутри. Рассмеявшись, Его Святейшество заметил, что его работа окончена – он даровал учения, теперь пришел черед слушателей потрудиться и претворить полученные знания в жизнь.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 652
 

Расписание встреч

2017.07.06 Индия, Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир
6 июля 2017 г.
Подношение молебна о долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы. Первая половина дня. Организатор: тибетское сообщество Ладака. Место проведения: площадка учений Шивацель.
2017.07.10 Индия, Дискет, Нубра, штат Джамму и Кашмир
10 июля 2017 г.
Церемония закрытия Большого летнего религиозного совета (ярчо ченмо). Вторая половина дня. Место проведения: монастырь Дискет.
2017.07.11 Индия, Дискет, Нубра, штат Джамму и Кашмир
11–13 июля 2017 г.
11 и 12 июля в первой половине дня – учения по произведению Камалашилы «Срединные ступени медитации» (гомрим барпа) и сочинению Гьялсэ Тогме Сангпо «З7 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Место проведения: монастырь Дискет.
13 июля в первой половине дня – посвящение долгой жизни и подношение молебна о долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы. Место проведения: Дискет Пходранг.

Сохраним Тибет!

2017.06.30
30 июня-8 июля. Москва. Монахи монастыря Дрепунг Гоманг построят в Москве мандалу Зеленой Тары

Монахи монастыря Дрепунг Гоманг построят в Москве мандалу Зеленой Тары
В рамках Дней тибетской культуры с 30 июня по 8 июля в Москве пройдет построение песочной мандалы Зеленой Тары монахами VIII официальной делегации монастыря Дрепунг Гоманг во главе с досточтимым ...

2017.07.14
14–16 июля. Санкт-Петербург. Геше Нгаванг Тукдже. Учения и совместные практики

Основные разделы сайта