Далай-лама принял участие в международной конференции «Буддизм и наука» в Улан-Баторе

22-11-2016, 20:06  |  Напечатать

Улан-Батор, Монголия, 21 ноября 2016 года – В ослепительных лучах утреннего солнца кортеж Его Святейшества Далай-ламы пробирался сквозь плотное движение в центре Улан-Батора к одному из отелей, месту проведения сегодняшних встреч тибетского духовного лидера.

Далай-лама принял участие в международной конференции «Буддизм и наука» в Улан-Баторе
Его Святейшество Далай-лама на встрече с членами Центра
Джецун Дампы. Фото: Тензин Такла (офис ЕСДЛ)
Первым делом Его Святейшество побеседовал со 150 членами Центра Джецун Дампы. Директор центра зачитал отчет и рассказал Далай-ламе о различных направлениях общественной деятельности своей организации, которая среди прочего оказывает духовную поддержку заключенным, а также неизлечимо больным пациентам и членам их семей в одной из местных онкологических больниц.

Далай-лама от всего сердца поблагодарил за их труд и рассказал, что в Австралии один из центров Фонда поддержания махаянской традиции также открыл хоспис.

«В прошлом, – произнес Его Святейшество, – буддийские монахи не оказывали людям такую практическую поддержку. Но если они начнут это делать, польза будет колоссальная. Однажды во время моей поездки в Аруначал-Прадеш кто-то из местных жителей очень хвалил христианских братьев и сестер за их действенную помощь, посетовав, что от буддийских монастырей такой помощи не видать, а вот пожертвования они собирают охотно».

Его Святейшество рассказал о своем первом визите в Таиланд и встрече с главой тайских буддистов, сангхарадже. Его Святейшество предположил тогда, что буддийские монахи могли бы служить местному населению, как это делают христианские братья и сестры. Сангхараджа ответил, что призвание буддийского монаха – жизнь в уединении, чтобы ничто не отвлекало от сосредоточения и практики. Однако по мнению Далай-ламы, хотя он и видит всю ценность затворничества, помощь другим приносит колоссальное благо обеим сторонам.

Посоветовав членам центра придерживаться скорее академического, чем религиозного подхода к изучению философии и логики, Его Святейшество повторил слова, сказанные им однажды буддистам в Ладаке: «Многие склонны полагать, будто монастыри пригодны лишь для религиозного поклонения. Но если вы займетесь серьезным изучением буддийской науки и философии и не будете довольствоваться лишь выполнением церемоний, люди начнут осознавать, что монастыри – это скорее центры обучения, где последователь любой веры или неверующий может приобрести знания, полезные в повседневной жизни.

В прошлом некоторые западные исследователи пренебрежительно называли тибетский буддизм ламаизмом из-за ведущей роли лам в ритуалах и церемониях. Однако я не устаю повторять, что тибетский буддизм – прямой наследник традиции монастыря-университета Наланды. В наши дни все больше и больше людей начинают осознавать, что именно в тибетской традиции можно найти наиболее полную версию учения Будды. Многие китайские буддисты ценят то, что в тибетской традиции обучению придается особое значение, и считают тибетских ученых-философов прекрасными учителями, вкладывающими в своих учеников гораздо больше, чем просто знание молитв и ритуалов. Таким образом, все большее число китайских буддистов питают живой интерес к изучению тибетского буддизма. А многие западные ученые отмечают, что свойственная тибетскому буддизму строгая логика сродни научной».

Далай-лама принял участие в международной конференции «Буддизм и наука» в Улан-Баторе
Его Святейшество Далай-лама выступает на конференции «Буддизм
и наука». Фото: Игорь Янчеглов (фонд «Сохраним Тибет»)
Выступая с обращением на конференции «Буддизм и наука», организованной фондом «Тритья Дхарма Чакра» и Центром Джецун Дампы, Далай-лама сказал, что не раз бывал на подобных встречах в странах запада, в Индии и Японии, и сегодня для него большая радость и честь побеседовать с учеными Монголии.

«Порой я называю себя наполовину буддистом, наполовину ученым, – пояснил Его Святейшество. – На протяжении более 30 лет я веду диалог с западными учеными по четырем основным направлениям: нейробиология, космология, физика, и особенно квантовая физика, и психология. Буддийская литература может чрезвычайно обогатить наше понимание этих вопросов, поэтому пользу от наших обсуждений трудно переоценить. Буддийские ученые-философы и практикующие немало почерпнули из современной физики, а западные ученые открыли для себя сокровищницу буддийских знаний об устройстве ума и эмоций».

Говоря о стародавних дружеских узах, связывающих монгольский и тибетский народы, Далай-лама отметил, что даже до распространения буддизма, они жили словно братья и сестры. Со временем в обеих странах начали следовать чистой линии традиции Наланды.

Комментируя доклад Кабью Ньямсамбу из монастыря Гандан Тегченлинг об этике и нравственном образе жизни, Его Святейшество заметил, что наука привлекает его по двум причинам. Во-первых, она ведет к более ясному пониманию реальности, а во-вторых, научные изыскания могут внести важных вклад в продвижение общечеловеческих ценностей.

Хелен Ван, нейролог и клинический психолог Центра интегральной медицины Ошера при университете Калифорнии в Сан-Франциско сделала доклад под названием «Созерцательная нейронаука и общественно-полезный буддизм». В ходе научного эксперимента она выяснила, что тренировка в медитации о сострадании не только способствует развитию альтруистического поведения, но и усиливает нейронный отклик на страдания. Она объяснила, что технология распознавания образов позволяет проводить весьма точные измерения активности головного мозга и различных видов ментального поведения. Его Святейшество добавил, что хотя однонаправленное сосредоточение помогает временно ослабить гнев, аналитическая медитация также очень важна, ведь она позволяет обнаружить причины нашего гнева и увидеть, как с помощью сострадания его можно преодолеть в долгосрочной перспективе.

На обед Его Святейшество пригласили в индийское посольство.

Далай-лама принял участие в международной конференции «Буддизм и наука» в Улан-Баторе
Слушатели в зале на конференции «Буддизми наука». Фото: Игорь
Янчеглов (фонд «Сохраним Тибет»)
Открывая дневную сессию конференции, Его Святейшество наметил точки соприкосновения буддизма и современной науки: «Мне нравится выделять в буддийском учении три главных раздела: науку, философию, например идеи об относительной и абсолютной истине, и религию, положения которой касаются лишь практикующих буддизм. В наших беседах с современными учеными уже на протяжении более 30 лет мы затрагиваем идеи буддийской науки и философии».

Первый доклад послеобеденной сессии под названием «Буддизм и сопредельная наука», который сделал Б. Болдсайкхан из Института системологии при Монгольском университете науки и технологии, был посвящен медицине и логике. Затем ведущий ученый в области физики К. Намсрай рассказал об идеях, объединяющих квантовую физику и буддийскую философию. Он упомянул глубочайшую связь между абстрактной физической теорией и природой. Завершая доклад, он попросил Его Святейшество помолиться о благе кочевников и пастухов.

Доктор Фадель Зейдан, ассистент-профессор нейробиологии и анатомии и содиректор кафедры нейрологии в Центре интегральной медицины в медицинском университете Вейк Форест, а также сотрудник института «Ум и жизнь» сделал доклад «Нейрология осознанности, медитации и боли». Он сказал, что крайне важно разрабатывать немедикаментозные методы уменьшения боли, подчеркнув огромный вклад, который осознанность вносит в облегчение синдрома тревожности, депрессии, высокого давления и других проблем со здоровьем.

Последним стал доклад биолога Н. Ариуна по теме «Новейшие достижения на стыке биологии и буддизма».

Завершая конференцию, Далай-лама сказал, что данные научных исследований свидетельствуют о базовой милосердной природе человека, и это вселяет надежду. Сострадание, присущее нам от природы, мы должны развивать с опорой на образование. Его Святейшество подчеркнул необходимость продвигать идею единства всего человечества, ведь мы все одинаковые, наделенные одной и той же сострадательной природой люди. По мнению Его Святейшества, продвижение этой идеи потребует от нас дальновидности и решимости, и конференции, подобные нынешней, приближают нас к желанной цели.

Завтра Его Святейшество встретится за круглым столом с монгольской молодежью.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1140  |  Тэги: Монголия, Улан-Батор
 

Расписание встреч

2017.11.04 Индия, Дхарамсала
4 ноября 2017 г.
Участие в конференции «Наука, религия и мир во всем мире». Первая половина дня. Организатор: Институт Бхактиведанты (г. Карнал). Место проведения: Government College.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре поворота Колеса Учения» (чокьи кхорло корве до) и «Сутре о зависимом происхождении» (тендрел чи до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
2018.01.14 Индия, Бодхгая, штат Бихар
14–16 января 2018 г.
Трехдневные учения по сочинению Нагарджуны «Комментарий по бодхичитте» (джангчуп семдрел) и произведению Гьялсэ Тхокме Сангпо «37 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

В Музее Востока состоится лекция «Тибетская книга мёртвых» из цикла «Культура и искусство Тибета и Центральной Азии»
24 октября Музей Востока в Москве приглашает на лекцию «Тибетская книга мёртвых» из цикла «Культура и искусство Тибета и Центральной Азии». На протяжении всей своей истории человечество говорило о ...

Далай-лама посетил штат Манипур
Как буддийский монах я верю, что все основные религиозные традиции мира помогают людям обрести внутренний покой и мир. Они опираются на непохожие воззрения и методы, но каждая из них в силах ...

«Практика Круга времени – Калачакра». Новая книга изд-ва «Нартанг» А. Терентьева
Подготовленное издание представляет продолжение и завершение публикации комментариев учителя, переданных в России по практике Калачакры – Круга времени. Книга включает сокращенный метод осуществления ...

Основные разделы сайта