В Бодхгае завершилось посвящение Калачакры

15-01-2017, 15:31  |  Напечатать

Бодхгая, штат Бихар, Индия, 14 января 2017 года – Сегодня утром люди в несколько рядов выстроились вдоль дороги, по которой Его Святейшество Далай-лама проезжал из монастыря Намгьял в храм Калачакры, желая хоть краешком глаза снова увидеть тибетского духовного лидера. Сикьонг, спикер парламента и председатель Верховного суда, представляющие Центральную тибетскую администрацию, а также представитель меценатов учений сопровождали Его Святейшество от машины до сцены. И сегодня, уже в который раз, Далай-лама снова поприветствовал учеников, высоких лам на сцене и осмотрел песочную мандалу Калачакры, после чего занял свое место на троне.

В Бодхгае завершилось посвящение Калачакры
Его Святейшество Далай-лама прибывает на площадку учений, где
он даровал 34-е посвящение Калачакры. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
«Обычно в конце серии учений, подобных нынешним, я дарую посвящение долгой жизни, связанное с Белой Тарой, – сказал Его Святейшество собравшимся, – но на этот раз я решил даровать разрешение на практику Ченрезига из учений Тагпху Ринпоче, полученных в чистом видении (Авалокитешвара Сарвадугати Паришодана). Говорится, что каждый раз, получая это разрешениена практику, мы избавляемся от одного перерождения в низших мирах. Я получил его от моих наставников, сначала от Тагдага Ринпоче, а потом снова, после того, как мне приснился один сон, от Триджанга Ринпоче. Пока я буду выполнять подготовительные церемонии, вы можете начитывать мантру “Ом-мани-падме-хум”.

Существуют различные объяснения этой мантры, но в целом “ом” – это начальный слог, “мани” означает “драгоценность” и олицетворяет бодхичитту. Точно так же, как драгоценность исполняет людские желания, бодхичитта приносит благо существам. “Падме” значит “лотос” и указывает на мудрость, способность отличать благое от пагубного и видеть истинное положение вещей в широком смысле – их непостоянство, природу страдания и так далее. “Падме” также указывает на способность постигать пустоту. Если говорить о результате, “мани” дает начало телу формы. Мудрость Будды всегда сосредоточена на пустоте, позволяя воспринимать разнообразие вещей и осознавать их таковость. Лотос, символизирующий мудрость, дает начало телу истины. Мудрость и бодхичитта, лотос и драгоценность, вместе ведут к пробуждению».

Его Святейшество начал дарование разрешения с церемонии умиротворения препятствующих сил. Сикьонг Лобсанг Сенге вместе с дочерью совершили подношение мандалы.

Его Святейшество воспользовался случаем и даровал устную передачу шестиразовой гуру-йоги Калачакры, записанной по его просьбе Кьябдже Лингом Ринпоче, наставником, посвятившим Далай-ламу в монашеский сан. Экземпляры этого текста на тибетском и английском языках раздавали в начале дня. Его Святейшество посоветовал навести порядок в комнате перед тем, как читать эти строфы, и добавил, что если у вас есть изображения пробужденных существ, можно их расставить на алтаре, но не стоит придавать изображениям слишком большого значения. Он напомнил, что у Миларепы в пещере не было никаких священных образов, на самом деле у него вообще ничего не было, тем не менее он обрел пробуждение в той жизни.

«В последние несколько дней вы слушали учения, – заметил Его Святейшество. – Проверьте свою мотивацию. Не уделяйте чрезмерного внимания заботам этой жизни или даже следующей. Не старайтесь обрести покой ума только ради себя. Размышляйте о том, как сложно обрести человеческое рождение, о непостоянстве вещей и о том, что природа круговорота бытия – страдание. Принимайте прибежище в Трех драгоценностях, развивайте решимость освободиться из круговорота бытия, зарождайте бодхичитту и размышляйте об одолевающих нас ошибочных воззрениях, которые мы можем преодолеть».

В Бодхгае завершилось посвящение Калачакры
Монах монастыря Намгьял дарует благословение верующим,
получающим разрешение на практику Авалокитешвары от Его
Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Когда пришло время произнести мантру имени Далай-ламы, Его Святейшество сказал, что получил ее от Кьябдже Линга Ринпоче, а теперь и собравшиеся услышали ее от него.

Вернувшись к дарованию разрешения, Его Святейшество объяснил, что оно имеет отношение к Авалокитешваре Кхасарпани, слева от которого изображается Зеленая Тара, а справа Экаджати.

Его Святейшество заметил, что люди – общественные животные, но хотя гораздо разумнее помогать друг другу, мы склонны вместо этого гнаться лишь за собственной выгодой. В наши дни, однако, мы все крайне взаимозависимы. Бодхичитта означает принятие на себя ответственности за благополучие друг друга. Он подчеркнул, что хотя все религиозные традиции мира учат любви и состраданию, забота о других – это не просто религиозная идея, а весьма практичный подход.

«В Тибет придут перемены, – сказал Его Святейшество. – Тибетцы, приехавшие сюда на посвящение Калачакры, должны вернуться домой. Некоторые китайские официальные лица в Тибете называют посвящение нелегальным – какие же законы оно нарушает, хотел бы я знать? Эти всего лишь пустые слова. Тем не менее, тибетцев предупредили, что если они не вернутся в назначенный срок, их ждут большие неприятности и будут наказаны их родственники. Подобные действия не способствуют гармонии в обществе и весьма вредоносны.

Я очень рад, что тибетцы остаются все такими же теплыми и щедрыми людьми. Китайцы и жители других стран часто говорят, что они восхищаются этими качествами тибетцев. Мы можем по праву этим гордиться.

Что касается межрелигиозной гармонии, вместо того, чтобы подчеркивать свою принадлежность к школам ньингма, сакья, кагью или гелуг, нам лучше вспомнить, что все мы следуем за одним учителем, Буддой Шакьямуни, и наши традиции восходят к учениям семнадцати пандит славной Наланды.

Мы молимся, чтобы Авалокитешвара Кхасарпани даровал благословение всем живым существам. Было бы хорошо принять на себя обязательство начитывать “Ом-мани-падме-хум” десять тысяч, тысячу или хотя бы сто раз в день.

На этом мой труд завершен. Пришла пора Сакья Дагтри возглавить подношение пуджи долгой жизни».

После недолгого молчания, Его Святейшество продолжил: «Обычно в ходе церемонии наступает момент, когда лама принимает молитвы о долголетии, которые ему подносят. На самом деле, каждый день я повторяю следующие строки:

Покуда длится пространство,
Пока живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать тьму.


В этой жизни маленький мальчик, рожденный в уединенном, глухом уголке провинции Амдо, дожил до 81 или 82 лет. Я ясно вижу, какую пользу могу принести другим. Вас, тибетцев, связывают узы с Ченрезигом и со мной – я и дальше буду делать все от меня зависящее ради вашего блага.

В Бодхгае завершилось посвящение Калачакры
Сакья Тризин Ринпоче совершает ритуальные подношения Его Свя-
тейшеству Далай-ламе во время молебна о долгой жизни. Фото: Тен-
зин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Меня очень тронула история, случившаяся с Первым Далай-ламой Гендуном Друпом, великим ученым-философом и практикующим. Он дожил до преклонных лет, и когда его ученики заметили, что он без сомнений обретет новое рождение в Чистой Земле, Первый Далай-лама ответил, что вовсе этого не желает. Он сказал, что хочет быть там, где живым существам нужна защита, где он сможет приносить им пользу и дальше. Я тоже должен буду снова переродиться и хотел бы оказаться там, где смогу служить другим.

Вы уже готовы поднести мне молебен о долголетии и пожелать мне по обычаю десять тысяч лет жизни, но все мы знаем, что это невозможно. Однако согласно моим снам и другим знакам, я думаю, что смогу прожить до 113 лет. Точно никто не ведает, но думаю, можно рассчитывать, что я доживу до ста лет. Поэтому не волнуйтесь и будьте счастливы».

Последовало великолепное подношение пуджи долгой жизни, начавшееся с чтения «Восхваления семнадцати пандитам славной Наланды», за которым прозвучало долгое восхваление гирлянды жизней Далай-лам, сочиненное Триджангом Ринпоче, восходящее к ранним царям Тибета и буддийским учителям из Индии. Исполнили церемонию, связанную с Белой Тарой. Вышел оракул Нечунга, находящийся в трансе, а за ним последовала кажущаяся бесконечной череда людей, несущих подношения.

Последним событием утра стала завершающая церемония в рамках посвящения Калачакры 2017 года. Председатель организационного комитета, калон религии и культуры досточтимый Карма Гелек Юток зачитал краткий финансовый отчет, добавив, что полный отчет будет размещен на сайте посвящения Калачакры–2017, чтобы с ним могли ознакомиться все желающие.

Затем к микрофону пригласили актера Ричарда Гира, стародавнего ученика Его Святейшества, преданного друга тибетцев и председателя Международной кампании за защиту Тибета. Он сказал: «Я думаю, что среди нас нет ни одного человека, который не понимал бы, какая редкая возможность нам выпала – приехать в Бодхгаю, услышать учения Его Святейшества, быть рядом с ним, провести с ним так много времени, впитать его доброту, любовь и прощение. Я надеюсь, мы все унесем отсюда чуть больше любви, чуть больше доброты, чуть больше тепла в наших сердцах, чуть больше мудрости, чуть больше решимости усердно трудиться над преобразованием своих умов и сердец.

Великий Миларепа однажды сказал, что истинный монастырь находится в нашем сердце, и истинный Далай-лама тоже в нашем сердце. Чем больше времени мы с ним проводим, тем глубже проникают в нас его мудрость и его сострадание, его любовь к нам». Последние слова утонули в море рукоплесканий.

В Бодхгае завершилось посвящение Калачакры
Его Святейшество Далай-лама, Ричард Гир, главный министр штата
Бихар Нитиш Кумар и сикьонг Лобсанг Сенге во время церемонии
закрытия 34-го посвящения Калачакры. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
«Не так-то просто добраться до Бодхгаи, но те из нас, кто сюда приехал, должны помнить о тибетцах в Тибете. Они – средоточие нашей любви и сострадания, и это важнее всего остального. Все, что мы делаем, мы делаем для них».

Сикьонг Лобсанг Сенге сказал, что нынешнее посвящение увенчалось успехом благодаря руководству и примеру Его Святейшества. Он призвал всех, и особенно тибетцев, обратить пристальное внимание на совет Его Святейшества, сказав: «В наши времена, когда насилие правит миром, Его Святейшество не только призывает к ненасилию, но и претворяет его в жизнь. Мы должны следовать его примеру. Пусть Его Святейшество скорее вернется в Тибет, пусть в Тибете снова воцарится свобода. Давайте горячо молиться, чтобы все мы снова смогли получить посвящение Калачакры перед дворцом Потала в Лхасе».

Главный министр штата Бихар Нитиш Кумар приехал в Бодхгаю специально по случаю окончания посвящения Калачакры. Он упомянул о других празднованиях, которые прошли в штате за последний месяц, в том числе об очередной годовщине со дня рождения 10-го сикхского гуру Гобинда Сингха.

Господин Кумар сказал, что для жителей Бихара большая честь и радость помочь в организации 34-го посвящения Калачакры в Бодхгае. Посвящение даруется здесь уже в пятый раз. По его словам, учения Его Святейшества объединяют людей самых разных культур и национальностей, а посвящение Калачакры укрепляет любовь и сострадание в мире. Он молится, чтобы Его Святейшество дожил до 113 лет и с нетерпением ждет будущих посвящений Калачакры здесь, в Бодхгае. Он также поблагодарил Его Святейшество за поддержку его инициативы по запрету спиртного в Бихаре.

В своей ответной речи Его Святейшество сказал, что после слов главного министра не сомневается в возрождении интереса к буддизму. Он считает, что жители Бихара могут много сделать для восстановления традиции Наланды в родном штате, хотя многие мыслители прошлого и были родом из Южной Индии. Что касается просьбы главного министра провести посвящение Калачакры в Бодхгае в будущем, он пошутил, что сперва министр должен убедить его, что он снова не подхватит здесь простуду.

Его Святейшество отдал должное организационному комитету за превосходную подготовку учений и своевременное обеспечение всего необходимого. По его мнению, все прошло как нельзя более гладко.

«Но самое главное, чтобы каждый из нас развивал душевную теплоту, посвящал свою жизнь взращиванию бодхичитты и мудрости понимания пустоты.

В заключение мне хотелось бы поблагодарить индийскую полицию и службы безопасности за работу по обеспечению моей безопасности во время посвящения. Особую радость мне доставило, что многие из вас с теплотой улыбались мне в ответ».

В завершение калон Чокьонг Вангчук, вице-председатель организационного комитета Калачакры, произнес благодарственную речь на языке хинди.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1144  |  Тэги: Индия, Бодхгая, Калачакра
 

Расписание встреч

2017.09.23 Латвия, Рига
23–24 сентября 2017 г.
Двухдневные учения по сочинению Камалашилы «Ступени созерцания» (гомрим барпа) и произведению Чже Цонкапы «Краткий ламрим» (ламрим дудон). Место проведения: зал Сконто. Подробнее: lv.dalailama.ru.
2017.09.25 Латвия, Рига
25 сентября 2017 г.
Публичная лекция «Гармония мира не знает границ». Вторая половина дня. Место проведения: зал Сконто. Подробнее: lv.dalailama.ru.
2017.10.03 Индия, Дхарамсала
3–6 октября 2017 г.
Учения по сочинению Лопона Давы Дакпы «Вступление на срединный путь» (ума джукпа) по просьбе тайваньских буддистов.

Сохраним Тибет!

Буддизм несравненно более открыт науке, чем аврамические религии
«Наука отрицает бессмертие души в религиозном смысле. Но есть научные концепции, где допускаются возможности такого развития анторопотехнологической эволюции, когда человек обретет бессмертие», - ...

Видео. Далай-лама прибыл в Ригу
22 сентября 2017 года в Ригу прибыл Его Святейшество Далай-лама, духовный лидер буддистов и всемирно известный общественный деятель. У гостиницы, где он должен проживать в течение ближайших ...

Прямая трансляция. Учения Его Святейшества Далай-ламы в Риге
Учения Его Святейшества Далай-ламы XIV для стран Балтии и России 23-25 сентября в Риге будут сопровождаться прямой трансляцией в интернете c переводом на русский язык.

Основные разделы сайта