Далай-лама встретился с молодыми специалистами и студентами по просьбе общества «Видьялоке»

11-08-2018, 22:09  |  Напечатать

Бангалор, Индия, 11 августа 2018 года – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама по просьбе общества «Видьялоке», чье название означает «свет мудрости», а деятельность направлена на возрождение древних индийских духовных традиций, среди которых и буддизм, побеседовал с молодыми специалистами и студентами. В зале Его Святейшество встречали традиционным индийским приветствием с цветами, благовониями и музыкой. Затем он принял участие в зажжении светильника в ознаменование начала встречи. Вир Сингх произнес короткое вступительное слово и поблагодарил всех сторонников общества.

Далай-лама встретился с молодыми специалистами и студентами по просьбе общества «Видьялоке»
Его Святейшество Далай-лама зажигает традиционный светильник в начале встречи с молодыми специалистами и студентами, организованной по просьбе общества «Видьялоке». Фото: Тензин Чойджор.

Лишь Его Святейшество начал говорить, зал погрузился в благоговейную тишину.

«Братья и сестры! Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что всегда называю так своих слушателей, поскольку твердо верю в единство всех семи миллиардов людей Земли. Если мы хотим построить более спокойный мир, в котором живут миролюбивые люди, нам нужно проявлять больше заботы о других, больше альтруизма. Тогда мы обретем внутреннюю силу, уверенность в себе. Если мы не заботимся о других и считаем себя центром мироздания, нас на каждом шагу будет одолевать подозрительность. Неважно, насколько человек богат или образован, если его ум лишен покоя, он никогда не станет счастливым.

Я практикую буддийскую Дхарму и следую традиции Наланды, и наша главная практика – забота о благополучии всех живых существ, взращивание бодхичитты. Мы молимся о благе всех живых существ, но не в наших силах помочь существам в далеких галактиках. Даже на нашей планете не счесть насекомых, птиц и животных, но едва ли мы можем поделиться с ними знаниями. С практической точки зрения, единственные, кому мы на самом деле можем протянуть руку помощи – это другие люди, с которыми мы можем разговаривать, общаться и делиться своим опытом.

Помимо стихийных бедствий, многие из которых вызваны изменениями климата, мы сталкиваемся с множеством проблем, сотворенных нашими собственными руками. Мы общественные животные и наше выживание зависит от других людей. Все религиозные традиции помогают обрести покой ума и проповедуют любовь, доброту и самодисциплину. Именно поэтому немыслимо, что во имя религии, подчас одной и той же религии, люди не просто конфликтуют, а убивают друг друга.

Далай-лама встретился с молодыми специалистами и студентами по просьбе общества «Видьялоке»
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления молодым специалистам и студентам по просьбе общества «Видьялоке». Фото: Тензин Чойджор.

Когда на первый план выходят второстепенные различия между нами, такие как раса, вероисповедание, национальность, благосостояние, полезно взглянуть глубже и осознать, что как люди мы все, по сути, одинаковые. У нас похожие тела, эмоции и сознание, вот почему первое главное обязательство моей жизни – продвижение идеи о единстве всего человечества».

Его Святейшество объяснил, что он также считает своим долгом способствовать межрелигиозной гармонии и его очень вдохновляет, что в Индии все религиозные традиции живут бок о бок в ладу и согласии.

Как тибетец он чувствует ответственность перед тибетским народом, ведь большинство его соотечественников возлагают на него свои надежды. В 2011 году он полностью сложил с себя политические полномочия, передав их в руки выборного руководства. Его Святейшество рассказал, что еще в детстве понял, что тибетские правительственные институты нуждались в реформах – слишком уж много власти было сосредоточено в руках небольшой группы людей. В 1952 или 1953 году он учредил комитет по реформам, но сделать удалось мало, так как у китайцев были свои планы по реформированию Тибета. Оказавшись в изгнании, уже в 1960 году тибетцы начали процесс демократизации своего сообщества.

Далай-лама встретился с молодыми специалистами и студентами по просьбе общества «Видьялоке»
Слушатели во время встречи с Его Святейшеством Далай-ламой, организованной по просьбе общества «Видьялоке». Фото: Тензин Чойджор.

«Сегодня я считаю своим долгом делать все возможное для сохранения тибетской культуры, в том числе тибетского языка. В традиции Наланды, которую мы сберегли в целости и сохранности, упор делается на исследовании и анализе, построенных на строгом логическом обосновании. Сам Будда советовал своим ученикам не принимать его слов за чистую монету только из уважения к нему, но исследовать их и проверять. Позже такие учителя, как Нагарджуна и его последователи, пришли к выводу, что некоторые учения Будды нельзя понимать буквально и они нуждаются в толковании».

Его Святейшество объяснил, что Шантаракшита, великий наставник Наланды, учредивший буддизм в Тибете, и его главный ученик Камалашила оба были выдающимися философами и логиками. Таким образом, использование логики и обоснования было характерной чертой тибетского буддизма с самого начала. Более того, под руководством Шантаракшиты тибетцы начали перевод буддийской литературы с санскрита на тибетский язык. Благодаря этому тибетский язык обновился, став несравнимо богаче и точнее. На сегодняшний день тибетский язык самый аккуратный посредник для изложения буддийской мысли.

Далай-лама добавил, что его также очень беспокоит состояние окружающей среды Тибета. Не стоит забывать, что большинство крупных азиатских рек берут истоки в ледниках Гималаев. Если ситуация не изменится, то в горах с каждым годом будет выпадать все меньше снега, что приведет к серьезной нехватке пресной воды.

Далай-лама встретился с молодыми специалистами и студентами по просьбе общества «Видьялоке»
Вид на банкетный зал отеля Конрад, в котором организована встреча Его Святейшества Далай-ламы с молодыми специалистами и студентами. Фото: Тензин Чойджор.

«Мое четвертое обязательство, которое я принял на себя недавно, – продолжил Его Святейшество, – это возрождение интереса к древнему индийскому наследию, особенно к пониманию устройства ума и эмоций. Современные индийцы почти не уделяют ему внимания, однако каждому пригодятся знания об обуздании разрушительных эмоций. Соблюдая правила физической гигиены, мы поддерживаем здоровье тела, однако если мы примем на вооружение правила эмоциональной гигиены, укрощая разрушительные эмоции и устраняя ментальные омрачения, мы обеспечим себе здоровье сознания.

Современное образование направлено на решение материальных задач, что в свою очередь ведет к материалистичному образу жизни. Люди, воспитанные в сегодняшнем обществе, не знают, как усмирять беспокоящие эмоции. Если мы сумеем сочетать древние индийские знания с современным образованием, это придаст многим людям смелости, уверенности в своих силах и поможет соблюдать прозрачность в своей работе».

Отвечая на вопросы из зала, Его Святейшество сказал, что учителю, для того чтобы добиться успеха в своей работе, нужно думать о долговременном благополучии своих учеников. Такой учитель должен сам служить примером добросердечия. Другой преподавательнице, которая спросила, какую мантру лучше всего передать ученикам, Его Святейшество посоветовал «Ом ара паца на дхи», мантру бодхисаттвы Манджушри, воплощения мудрости. Он также сказал, что отношения Индии и Тибета замечательно описал один тибетский наставник 15-го века: «В Стране снегов снег ослепительно белый, но все же Тибет был окутан тьмой, пока в него не пришел свет из Индии».

Далай-лама встретился с молодыми специалистами и студентами по просьбе общества «Видьялоке»
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы во время встречи, организованной по просьбе общества «Видьялоке». Фото: Тензин Чойджор.

Другой слушатель спросил, построен ли буддизм на отрицании идей индуизма. Его Святейшество объяснил, что в обеих традициях большой упор делается на Трех тренировках – в нравственности, сосредоточении и мудрости (шила, шаматха и випашьяна). Однажды он беседовал с одним свами здесь в Бангалоре, и они пришли к выводу, что где их традиции действительно расходятся, так это в позиции по вопросу атмана или анатмана. Однако Его Святейшество сказал свами: «Вы верите в атман, я верю в анатман, но это наше личное дело».

Задали несколько вопросов об обуздании гнева. Его Святейшество заметил, что когда мы злимся, трудно найти выход из ситуации. Также в гневе сложнее рассудить, где правда, а где ложь. Он посоветовал прочесть поэму Шантидевы «Путь бодхисаттвы», которую уже перевели на многие языки мира. В шестой и восьмой главах поэмы объясняется, как усмирять гнев и избавляться от эгоистичного сосредоточения только на себе.

Его Святейшество сказал молодому человеку, обеспокоенному состоянием окружающей среды, что как житель 21-го века он в ответе за будущее мира. И добавил, что если сегодня мы примем меры для защиты экологии, то через 30 или 40 лет, возможно, увидим перемены к лучшему. По мнению Его Святейшества, разоружение, в том числе полное устранение ядерного оружия, тоже должно стать нашей целью, однако для ее достижения нам сначала нужно сложить внутреннее оружие.

Далай-лама встретился с молодыми специалистами и студентами по просьбе общества «Видьялоке»
Один из юных слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи, организованной по просьбе общества «Видьялоке». Фото: Тензин Чойджор.

В Бангалоре многие работают в сфере информационных технологий, и Его Святейшество заметил, что источник подобных технологий – человеческое сознание. Важно помнить: чтобы технологии служили на благо, они должны находиться под контролем человека.

В заключение утренней встречи спросили о смысле жизни. Его Святейшество ответил, что смысл жизни в обретении счастья и радости. Мы не знаем, что готовит нам будущее, однако живем надеждой. Если погас последний лучик надежды, у нас больше ничего не остается и могут даже появиться мысли о самоубийстве. Из этого напрашивается очевидный вывод, что цель нашей жизни в счастье и радости. С этими словами Его Святейшество заметил, что пришла пора обедать, а зрители разразились теплыми рукоплесканиями.

Завтра Его Святейшество прочтет лекцию для широкой публики по просьбе общества «Видьялоке».

Перевод: Ольга Селезнева.
Просмотров: 157  |  Тэги: Индия, Карнатака, Бангалор
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.12 Швеция, Мальмё
12 сентября 2018 г.
Публичная лекция «Искусство счастья и мира». Первая половина дня. Организатор: Individuell Människohjälp (IM). Место проведения: Malmö Live. Подробнее: malmolive.se/program/dalai-lama.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Видео. Далай-лама. Возрождение древней мудрости в современной Индии
Публичная лекция Его Святейшества Далай-ламы о возрождении древней мудрости в современной Индии на стадионе Талкатора в Нью-Дели. Ответы на вопросы. 5 февраля 2017 г. Организатор беседы: Видьялоке, ...

Монахи монастыря Таши Лхунпо посетят Сочи
С 26 августа по 28 августа Сочи посетит официальная делегация буддийского монастыря Таши Лхунпо. Визит состоится в рамках программы буддийской культуры «Спасибо, Россия – 2018». Группа из восьми ...

Далай-лама принял участие в празднике «Спасибо, Карнатака!»
Когда журналистка полюбопытствовала, грустит ли когда-нибудь Его Святейшество и как справляется с печалью, он ответил, что не далее как сегодня утром смотрел в окно на занимающихся спортом молодых ...

Основные разделы сайта