Его Святейшество Далай-лама обратился к членам тибетской общины и побеседовал с китайскими студентами и учеными

8-05-2011, 23:02  |  Напечатать

Его Святейшество Далай-лама обратился к членам тибетской общины и побеседовал с китайскими студентами и учеными

Утром 7 мая Его Святейшество Далай-лама провел пресс-конференцию, а затем обратился с речью к членам тибетской общины Миннесоты. Во второй половине дня он принял участие в обсуждении современного положения в тибетском буддизме, в котором также участвовали китайские студенты и ученые.

Программа пребывания Его Святейшества Далай-ламы в Миннеаполисе началась с короткой утренней пресс-конференции. Далай-лама рассказал о своих основных обязательствах, которые заключаются в содействии распространению человеческих ценностей, установлению межрелигиозной гармонии и решению тибетского вопроса. Он сказал, что люди от природы обладают способностью проявлять любовь и сострадание, которую можно укреплять, развивая внутреннюю силу и уверенность. Что касается межрелигиозной гармонии, Его Святейшество уточнил, что потребность в существовании различных религий обусловлена разнообразием человеческих наклонностей. Однако нет препятствий к тому, чтобы все эти религии сообща помогали людям в достижении общей цели.

Говоря о третьем обязательстве, связанном с решением тибетского вопроса, Его Святейшество напомнил, что в марте этого года он сообщил об окончательном решении положить конец 400-летней традиции, согласно которой институт Далай-лам обладал политической властью. Далай-лама пояснил, что если бы он продолжил совмещать духовную и политическую власть, это было бы лицемерием с его стороны, ведь он публично выступает за разделение религии и политики. По его словам, тибетское сообщество в эмиграции уже достаточно далеко продвинулось по пути демократизации, и настало время передать всю полноту политической ответственности избираемому тибетскому руководству.

Его Святейшество попросил журналистов по мере возможности доносить до широкой общественности информацию о важности человеческих ценностей и межрелигиозной гармонии, а также повторил, что представителям средств массовой информации нужно уподобиться слону, который своим длинным хоботом исследует все вокруг.

Затем Его Святейшество ответил на вопросы журналистов.

Первый вопрос относился к взаимодействию Его Святейшества с другими религиозными традициями, в частности с еврейской общиной, и к тому, какие уроки он извлекает для себя из такого общения. Далай-лама ответил, что евреи на протяжении многих столетий сохраняли свою культуру и самобытность, порой в самых неблагоприятных условиях. Он рассказал, что иудейская традиция опирается на семью, в то время как в тибетской традиции буддизма большую роль играют институты.

11-летний мальчик, получивший в школе задание сделать репортаж, спросил Далай-ламу, что он мог бы посоветовать молодому поколению. Его Святейшество ответил на этот вопрос очень подробно. Обращаясь к задавшему вопрос школьнику, он сказал, что тот является частью 21 века, в то время как сам Далай-лама принадлежит к веку двадцатому. Прошлое столетие было столетием кровопролития, и мы должны сделать 21 век веком мира. Его Святейшество уверен, что люди по-прежнему будут испытывать трудности, но уверен, что они смогут найти возможность для разрешения противоречий при помощи диалога и примирения. Для этого нужно культивировать внутреннее разоружение, которое постепенно перейдет в разоружение на внешнем уровне. Вначале следует отказаться от ядерных вооружений, а затем превратить весь мир в зону, свободную от оружия.

Его Святейшество похвалил мальчика за его упорство и сказал, что когда он был в этом возрасте, то не проявлял большого интереса к учебе, о чем теперь сильно сожалеет.

Один из журналистов поинтересовался отношением Его Святейшества к терроризму в свете недавнего убийства Бен Ладена.

Отвечая на этот вопрос, Его Святейшество сказал, что считает себя посланником индийской традиции ахимсы, а потому всегда подчеркивает важность ненасилия и диалога, как единственного пути устранения разногласий. Его Святейшество пояснил, что когда кто-то прибегает к насилию, пусть даже у него справедливая цель и хорошие намерения, природа насильственных действий такова, что последствия их могут быть самыми непредсказуемыми. Насилие легко выходит из-под контроля. А потому с практической точки зрения применение насилия неоправданно и морально недопустимо.

Его Святейшество далее отметил, что терроризм это наихудший из всех видов насилия. Атака террористов 11 сентября стала огромной трагедией, поскольку унесла жизни тысяч людей. Его Святейшество напомнил, что 12 сентября 2001 года, на следующей день после трагедии, написал письмо с соболезнованиями президенту Бушу. В том же письме он выражал надежду, что ответные меры не будут насильственными. Его святейшество сказал, что с тех пор часто высказывал мнение, что если с самого начала пойти неверным путем, то через 5-10 лет вместо одного Бен Ладена будет 10, а потом и 100 Бен Ладенов. Ведь если дать созреть человеческой ненависти и возмущению, побороть их будет уже очень трудно.

Его Святейшество сказал, что слышал, что в Америке люди празднуют уничтожение Бен Ладена. С одной стороны радостные чувства людей можно понять. Но с другой стороны, Далай-лама напомнил собственные слова, которые произнес несколько дней назад, о том, что в каком-то смысле наш враг это наш лучший учитель. Так что людям лучше не радоваться, а молиться.

Его Святейшество также сказал, что даже когда он был еще очень молод, в 1945-46, сразу после окончания Второй мировой войны, во время Нюрнбергского процесса, когда многие военные преступники были приговорены к смертной казни, он относился к этому очень отрицательно. Они совершили преступления, но с человеческой точки зрения было бы лучше оставить их в живых, чтобы они смогли осознать ошибки своего прошлого. Ведь тот, кто сегодня жесток и кровожаден, благодаря доброте и любви завтра может стать милосердным. Его Святейшество добавил, что поддерживает движение за отмену смертной казни и потому подписал соответствующее воззвание «Международной амнистии».

Когда приговорили к смерти Саддама Хуссейна, Далай-лама был огорчен. Саддам Хуссейн, по его словам, был не только побежден, он уже сидел в тюрьме и, судя по фотографии, превратился в полностью деморализованного старика. Бен Ладен тоже был более менее побежден.

Его Святейшество подчеркнул необходимость рассматривать вопрос о смертной казни в более широком контексте, поскольку последствия могут быть очень обширными.

После пресс-конференции Его Святейшество отправился в университет Св. Томаса в Сент-Поле, где его уже ждали члены тибетской общины Миннесоты, всего более 2000 человек. В честь Далай-ламы были исполнены традиционные тибетские танцы.

После исполнения тибетского государственного гимна, председатель тибетской общины Цеванг Нгодуп вручил Его Святейшеству подробный отчет о деятельности общины и зачитал его краткую версию собравшимся. Он проинформировал Его Святейшество о деятельности Тибетско-американского фонда Миннесоты и о сотрудничестве между университетом Миннесоты, Институтом тибетской медицины и астрологии, Тибетским институтом исполнительских искусств и организацией «TigerLion Arts».

Затем последовали концертные номера, один из которых был специально сочинен в честь Его Святейшества Далай-ламы.

Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество напомнил тибетцам, что долг каждого из них внести свой вклад в дело Тибета. Он попросил их гордиться принадлежностью к тибетскому народу и выразил удовлетворение тем, что из поколения в поколение тибетцам удается сохранять сильное чувство национальной самобытности.

Тибетцы, живущие в Тибете, не имеют возможности выражать свои чувства, а потому тибетцы в эмиграции должны пользоваться каждой возможностью, чтобы представлять интересы своих соотечественников. Далай-лама напомнил, что в Тибете люди рискуют жизнью, чтобы сохранить свою религию и культуру, и тем, кто живет в эмиграции, следует с большей ответственностью относиться к сохранению и распространению культурных и религиозных традиций. Недостаточно только уметь читать и писать по-тибетски, нужно углублять понимание своего наследия. Буддистские писания Кагьюр и Тенгьюр нужно изучать, а не просто помещать алтарь.

Его Святейшество говорил и о важной роли Тибетской администрации в эмиграции. Он отметил активное участие тибетцев, живущих в Миннесоте, в прошедших недавно выборах главы Тибетской администрации. Он также дал разъяснения по поводу своего решения о передаче политической власти выборному руководству.

Его Святейшество также рассказал собравшимся, что недавно прошел ежегодное медицинское обследование в клинике Майо в Рочестере, и что врачи признали его состояние очень хорошим. Тибетцы встретили аплодисментами слова о том, что врачи даже сказали, что здоровье Его Святейшества лучше, чем во время прошлогоднего обследования.

После встречи с тибетцами Его Святейшество вернулся в гостиницу, где принял участие в обсуждении современного состояния тибетского буддизма. На круглом столе выступили: Энн Уолтнер, университет Миннесоты, с докладом о буддизме в китайской империи; писатель Ли Цзянлинь с докладом о возрождении буддизма в Китае и его последствиях; Чжэнь Ван, кандидат наук, с докладом о состоянии буддизма в современном Китае; Роджер Джексон, колледж Карлтон, с докладом о глобализации и будущем буддизма; Марк Умбрейт, университет Миннесоты, с докладом о буддийском взгляде на прощение, миротворчество и примирение; Кристин Мэрран, университет Миннесоты, с докладом о буддизме и движении за охрану окружающей среды.

Большинство из 200 человек, присутствовавших на обсуждении, были китайские студенты и ученые.

Участники дискуссии обсуждали растущий интерес к тибетскому буддизму в Китае, повышение интереса к буддизму со стороны молодых людей. Также говорили о взаимоотношениях между учителем и учеником и о проблеме упадка монастырской традиции.

Его Святейшество Далай-лама начал свое выступление с обзора исторического развития отношения к общечеловеческим ценностям. Сперва люди полагались на религию в решении всех своих проблем, затем возложили все свои надежды на науку и технологии. Но сегодня отношение к науке и духовности меняется, люди уже не считают, что между ними лежит пропасть, многие ученые очень интересуются буддийской наукой. Так, ученые находят большое сходство между буддийской концепцией взаимозависимости и положениями квантовой физики. Далай-лама считает, что интерес ученых к буддийской науке в дальнейшем будет расти. По его словам, наставление Будды, который просил учеников ничего не принимать на веру и тщательно исследовать все, включая его собственное учение, продолжает быть актуальным во всех обществах, включая и китайское.

Во время сессии вопросов и ответов Далай-ламу спросили, чему он научился, как политический лидер, встречаясь с такими политиками, как президенты Франции и Америки, например. Его Святейшество ответил, что он простой буддийский монах, не имеющий никакого специального политического образования. Однако из встреч с политиками он вынес понимание важности быть честным, правдивым и открытым, поскольку лицемерие разрушает доверие между людьми.

Его Святейшество рассказал о своей встрече в начале 1970-х с британским писателем Феликсом Грином, другом китайского лидера Чжу Энлая, который изначально придерживался официальной китайской точки зрения на Тибет, но потом понял, что черпал информацию из одного источника, и впоследствии переменил свой взгляд.

Его Святейшество охарактеризовал себя как марксиста и добавил, что многие буддисты в Индии и на Шри-Ланке тоже придерживаются марксистских взглядов.

Далай-лама высказал мнение, что в свои ранние годы Мао Цзэдун был истинным революционером, но в 1950-е утратил чистоту взглядов. Он также добавил, что довольно многие тибетцы присоединились к коммунистической партии в 1930-е годы, но их энтузиазм не выдержал столкновения с китайской реальностью 1950-х.

Другой вопрос касался того, как Далай-лама отреагировал на новости о насильственных действиях и акциях неповиновения в Тибете в 2008. Его Святейшество вспомнил, что ему сообщили о демонстрации в Лхасе во второй половине дня 10 марта 2008. В следующие несколько дней тоже были демонстрации, однако китайское правительство говорит только о 14 марта, когда действия протестующих вылились в насилие. Его Святейшество также рассказал, что есть свидетельства, о том, что многие из участников насильственных действия не были местными людьми. Поэтому необходимо провести тщательное и независимое расследование, чтобы во всем разобраться.

Его Святейшество ответил также и на вопрос о том, как развиваются контакты с китайским правительством, начавшиеся в Пекине в 1978 году, возобновившиеся затем в 2002. Он рассказал, что по опыту прошлого можно сказать, что многое зависит от личности китайского лидера. Например, Ху Яобан был очень открытым человеком, и если бы он был все еще жив, то тибетский вопрос был бы уже разрешен.

Его Святейшество в целом выделяет четыре периода в новейшей истории Китая: время Мао Цзэдуна, когда идеология играла большую роль; время Дэн Сяопина, когда на первый план вышло стремление заработать деньги; время Цзян Цзэминя, когда компартия стала представлять интересы не только рабочего класса, но также среднего класса и других слоев общества; время Ху Цзиньтао, когда девизом стало построение гармоничного общества.

Наблюдение за развитием от одного периода к другому показывает, что хотя коммунистическая партия остается прежней, в ее рядах развивается новое мышление в соответствии с меняющимися реалиями. Говоря о предстоящей в будущем году смене китайского руководства, Его Святейшество сказал, что хорошо знал отца Си Цзиньпина.

В завершение Его Святейшество выразил удовлетворение тем, что на обсуждении присутствовало так много китайских студентов и ученых. Он призвал их хорошо учиться и не забывать свою родину.

8 мая Его Святейшество даст посвящение Будды Медицины, а также прочитает лекцию «Обретение мира на Земле через внутреннее умиротворение».
Просмотров: 2435  |  Тэги: Далай-лама, США, Миннесота
 

Расписание встреч

2017.09.20 Италия, Пиза, Тоскана
20–21 сентября 2017 г.
Двухдневный симпозиум «Буддийская наука и современная наука», посвященный отношению между философией буддизма и современной наукой: нейронауками, квантовой физикой, а также западной философией. Организаторы: Пизанский университет и Институт ламы Цонкапы. Место проведения: Pisa Congress Hall. Подробнее: www.dalailama.it.
2017.09.23 Латвия, Рига
23–24 сентября 2017 г.
Двухдневные учения по сочинению Камалашилы «Ступени созерцания» (гомрим барпа) и произведению Чже Цонкапы «Краткий ламрим» (ламрим дудон). Место проведения: зал Сконто. Подробнее: lv.dalailama.ru.
2017.09.25 Латвия, Рига
25 сентября 2017 г.
Публичная лекция «Гармония мира не знает границ». Вторая половина дня. Место проведения: зал Сконто. Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Прямая трансляция. Учения Его Святейшества Далай-ламы в Риге
Учения Его Святейшества Далай-ламы XIV для стран Балтии и России 23-25 сентября в Риге будут сопровождаться прямой трансляцией в интернете c переводом на русский язык.

Далай-лама обратился к Аун Сан Су Чжи с призывом постараться восстановить мир и доверие в Мьянме
Сразу после того, как из Мьянмы стали поступать сообщения, касающиеся жестокого насилия, совершенного силами безопасности против мирного населения в штате Ракхайн, Далай-лама направил лауреату ...

В Риге представят выставку швейцарского фотографа Манюэля Бауэра «Далай-лама — путь к миру»
Далай-лама однажды так отозвался о своем фотографе из Швейцарии: «Манюэль Бауэр больше, чем просто профессионал: он мой близкий друг. Он многое знает о Тибете, о тибетском сообществе и потратил годы ...

Основные разделы сайта