Светская этика, человеческие ценности и общество

12-05-2011, 20:44  |  Напечатать

Светская этика, человеческие ценности и общество

11 мая начался визит Его Святейшества Далай-ламы в Файетвилль, штат Арканзас. В университете Арканзаса Далай-лама посетил выставку тибетского искусства, на которой были представлены тханки, фотографии и мандала Авалокитешвары, построенная монахами монастыря Дрепунг Лоселинг.

Затем на стадионе Bud Walton Arena Его Святейшество принял участие в круглом столе: «Перековать мечи на орала: многообразие путей ненасилия». С докладами выступили также сестра Хелен Преджин, автор книги «Мертвец идет» и последовательный борец за отмену смертной казни, а также Винсент Хардинг, который в свое время был помощником Мартина Лютера Кинга. На обсуждении присутствовали около 10 тысяч человек.

Ректор университета Дэвид Гирхарт во вступительной речи приветствовал Далай-ламу, а также поблагодарил организаторов мероприятия, основанную студентами «Серию лекций известных людей».

Затем слово взял модератор круглого стола Сидней Беррис, директор Fulbright College Honors Program. Он отметил, что из обсуждения между монахом, монахиней и университетским профессором слушатели могут узнать много полезного о том, как сделать ненасилие частью своей повседневной жизни. После чего, передал слово участникам круглого стола.

Первым выступал Его Святейшество Далай-лама. В начале своей речи он подчеркнул, что люди это социальные животные, мы не можем выжить без помощи других членов сообщества. Также Далай-лама обратил внимание на то, что за исключением, пожалуй, черепах, все живые существа с рождения окружены материнской заботой. Основополагающей природой человека Его Святейшество назвал доброту. По его словам, хотя агрессия также является частью нашей природы, но она стала следствием развития нашего интеллекта и алчности. Ученые медики подтвердили, что постоянное чувство гнева и страха отрицательно сказывается на здоровье людей, что подтверждает мысль Далай-ламы о том, что в основе человеческой природы лежит доброта.

Ненасилие, по словам Его Святейшества всегда связано с действием. Ненасильственными являются те наши действия, в основе которых лежит сострадательная мотивация, в то время как действия, порожденные гневом, носят насильственный характер.

Сестра Хелен Педжин и профессор Винсент Хардинг также поделились своими мыслями о ненасилии, основанными на личном опыте. Сестра Педжин рассказала о встречах с заключенным, приговоренным к смерти, в результате которых она осознала, насколько мало люди знают о том, что связано со смертной казнью. Это привело ее к вопросу: «Куда приведет нас имитация насилия?». В результате сестра Педжин стала активным борцом за отмену смертной казни.

Профессор Хардинг вырос без отца и обстановка, окружавшая его с детства, привела его в ряды сторонников ненасилия. Он рассказал об участии в движении за сострадательное правосудие и ненасильственные перемены в обществе, о том, какие соображения заставили его отказаться от службы в армии США, и о работе с Мартином Лютером Кингом.

Оба выступавших подчеркнули, что христианская вера оказала сильное влияние на их отношение к вопросу ненасилия. Его Святейшество заметил, что эти слова подтверждают его тезис о том, что все религиозные традиции обладают равным потенциалом для пропаганды внутреннего умиротворения.

Говоря о важности умения прощать, Его Святейшество пояснил, что прощать, не значит подчиниться другому. Скорее, толерантность означает умение проводить различие между действием и тем, кто его совершает. Далай-лама привел в пример тибетский народ, сказав, что хотя тибетцы и критикуют действия Китая в отношении Тибета, однако уважают китайский народ и испытывают сострадание к сторонникам жесткой линии из числа китайских коммунистов.

По мнению Его Святейшества в природе насилия заложена непредсказуемость, а потому, если мы хотим найти долговременное решение проблемы, то не можем опираться на насилие. В 20-м веке более 200 миллионов человек лишились жизни в результате насильственных действий, а потому 21-й век должен стать веком диалога.

Все выступающие были согласны в том, что со своим противником надо вести диалог, если мы хотим найти решение проблемы. Его Святейшество рассказал о встречах, в которых принимали участие представители обеих сторон, вовлеченных в конфликт в североирландский конфликт. Поначалу атмосфера на этих встречах была напряженная, но через некоторое время во время очередного визита Далай-лама отметил, что люди стали чувствовать себя более свободно.

Его Святейшество выразил свое отрицательное отношение к смертной казни, поскольку она наказывает человека, а не действие. По его мнению, более правильно было бы предпринять что-то в отношении действия. Он рассказал, что еще в детстве, примерно в 1945-46 году, он узнал о том, что подсудимых на Нюрнбергском процессе приговорили к смертной казни, и это его очень опечалило. Далай-лама поставил свою подпись под кампанией за отмену смертной казни, которую ведет «Международная амнистия».

На официальном обеде Его Святейшество выступил с коротким обращением к гостям. Он высоко оценил американские демократические ценности. Он сказал, что пример дела об импичменте президенту Клинтону (которого она также назвал своим хорошим другом), а также процесс бывшего премьер-министра Индии Нарасимха Рао наглядно показывают, что в демократическом обществе для закона нет разницы между президентом и нищим. Говоря об экономическом кризисе и его последствиях для американских граждан, Далай-лама призвал людей не впадать в уныние перед лицом экономических трудностей. Он также поблагодарил университет за решение принять в этом году на обучение тибетскую студентку.

После обеда Его Святейшество вернулся на стадион, где перед началом лекции «Ненасилие в новом столетии: путь вперед» ректор университета и челны попечительского совета торжественно вручили ему степень почетного доктора в ознаменование его выдающейся миротворческой и просветительской деятельности.

В своей речи ректор отметил, что университет гордится своим сотрудничеством с Далай-ламой в деле пропаганды ненасилия. В университете работает проект TEXT (Тибетцы в изгнании сегодня), который занят поиском тибетцев, живущих в индийских поселениях, которые покинули свою страну в 1959, но все еще хранят живые воспоминания о традиционной тибетской культуре. Их устные рассказы записывают на пленку. Ректор также объявил о новой программе сотрудничества университета с Тибетским фондом, в рамках которой в университете будет учиться один тибетский студент ежегодно.

Его Святейшество начал свое выступление с того, что поблагодарил за оказанную ему честь и сказал, что рассматривает почетную докторскую степень как признания своего общественного вклада.

Его Святейшество сказал, что хотя некоторые люди называют его королем-богом или живым Буддой, а другие называют его демоном, и то и другое далеко от действительности. Далай-лама простой буддийский монах и помнит об этом даже во сне.

Однако, выступая перед этой огромной аудиторией, Его Святейшество думает о себе не как о буддийском монахе, а как об обычном человеке. Мы все люди и все хотим счастья, сказал он. Но счастье не сводится к одному лишь чувственному удовольствию, для счастья необходимо более глубокое удовлетворение на ментальном уровне. Чтобы достичь такого удовлетворения, надо культивировать внутренние ценности. А главная из внутренних ценностей это добросердечие.

Люди, которые в детстве были окружены добросердечием и заботой, более успешные, чем те, кто такой заботы не получил. Его Святейшество рассказал, что когда он был маленьким, его мать очень баловала его, а он этим пользовался. Он со смехом вспомнил, как мать носила его на плечах, а он держал ее за уши, и если хотел повернуть направо, тянул ее за правое ухо, налево – за левое ухо. И добавил, что если сейчас он обладает способностью к состраданию, то этому он в большой степени обязан доброте своей матери. Далай-лама также рассказал историю, которую услышал от учителя в Иерусалиме, который предлагал своим ученикам думать о том, что их недоброжелатели тоже созданы по образу божьему. Позже ученики, среди которых были и палестинцы, признались учителю, что его совет им очень помог. Проходя через израильские блокпосты, они стали меньше бояться израильских солдат.

Таким образом, люди, окруженные добротой, гораздо счастливее, сказал Его Святейшество и добавил, что постоянное чувство ненависти и страха пожирают нашу иммунную систему.

20 век ознаменовался выдающимися открытиями в области науки и технологий, но он стал также свидетелем невиданного насилия. Люди должны понять, что все мы зависим друг от друга. Уничтожая соседа, мы уничтожаем самих себя.

Сказав, что мир на планете можно построить только активными действиями, Его Святейшество уточнил, что наступление мира не означает исчезновение всех проблем. Он пошутил, что проблемы исчезнут только с исчезновением самих людей, или если людям заменят мозг.

Свое выступление Его Святейшество завершил призывом к развитию культуры диалога. Он также сказал, что учебные заведения должны больше внимания уделять тому, чтобы разъяснять людям важность добросердечия.

Затем Его Святейшество ответил на несколько вопросов, заданных Интернет-пользователями. На вопрос, что он больше всего ценит в своих поездках, Далай-лама сказал, что больше всего ему нравится свобода и неформальное общение. Говоря о событиях, охвативших арабские государства, Далай-лама выразил мнение, что это знак отчаяния людей. Мир принадлежит человечеству, а не правительствам, королям или духовным лидерам. Египет принадлежит египетскому народу, а не какому-то отдельному правителю.

Один из людей интересовался, учился ли Далай-лама водить машину? Его Святейшество со смехом рассказал историю о том, как еще в Лхасе у него было три старых машины, оставшихся в наследство от 13 Далай-ламы. Его Святейшество попросил водителей и механиков, приглашенных из Индии, отремонтироваться их, потому что они простояли без движения долгие годы. Однажды, когда Далай-ламе было 16 или 17 лет, он воспользовался отсутствием водителя, взял машину и стал на ней ездить по территории резиденции. Во дворе росло много деревьев. Проезжая под низко нависшей веткой, Далай-лама зажмурился и врезался в дерево. Одна из фар треснула, и Далай-лама залепил трещину сахарной патокой, так что водитель ничего не заметил (или сделал вид, что не заметил).

На вопрос о том, что чувствуют простые тибетцы, которые не могут увидеть Далай-ламу, Его Святейшество ответил, что конечно простые тибетцы очень хотели бы, чтобы он вернулся в Тибет. Однако, образованные тибетцы, интеллектуалы, считают, что, живя в свободном мире, Далай-лама приносит большую пользу. В Тибете за эти годы сменилось не одно поколение, но дух тибетцев только окреп.

Отвечая на вопрос о важности трех крупных рек, берущих начало в Тибете, Его Святейшество говорил о важности тибетского нагорья не только для Тибета, но и для всей планеты в целом. Природные изменения в этом регионе затрагивают очень многих людей.

Не обошлось и без вопроса об отказе Далай-ламы от политической власти. По его словам, он чувствует большую гордость и радость, что ему выпала роль завершить четырехсотлетнюю традицию совмещения Далай-ламами духовной и светской власти. Его Святейшество, который неизменно выступает за разделение религии и государства, чувствовал, что сам больше не может находиться в таком двойственном положении и должен сложить с себя полномочия светского руководителя. По его словам, коммунистической партии Китая есть чему поучиться у 150 тысяч тибетцев, живущих в эмиграции. КНР заслуженно претендует на роль сверхдержавы. Но стать таковой она должна через обретение уважения и доверия со стороны международного сообщества, сказал Далай-лама, и добавил, что демонстрация военной силы порождает лишь страх. Миллиард триста тысяч китайцев имеют право знать реальное положение вещей и самостоятельно выносить суждения без цензуры и искажения информации. Однако Далай-лама отметил, что изменения в Китае должны быть постепенными, иначе страну может охватить хаос.

На вопрос, как можно культивировать мир, когда вокруг столько проблем, Его Святейшество сказал, что людям необходимо укреплять внутреннюю силу. И привел в пример себя, отметив, что каковы бы ни были внешние трудности, в глубине души он всегда сохраняет невозмутимость, подобно океану, на поверхности которого бушуют шторма, а в глубинах царит покой.

Уже уходя со сцены, Его Святейшество обратился в зал с шутливой просьбой, поразмыслить над его идеями, если они показались интересными, и постараться применить их в повседневной жизни, и забыть о них, если слушатели сочли их недостойными внимания. Более 12 тысяч человек, присутствовавших в зале, стоя проводили Далай-ламу оглушительной овацией.

Университет Арканзаса стал шестым по счету в программе визита Далай-ламы в США. Завершится поездка в штате Нью-Джерси, где Его Святейшество примет участие в саммите «Сила ненасилия».
Просмотров: 2941  |  Тэги: Далай-лама, США, Арканзас
 

Расписание встреч

2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.14 Литва, Вильнюс
14 июня 2018 г.
Публичная лекция «Искусство счастья». Первая половина дня. Организатор: Тибетский дом в Вильнюсе. Место проведения: арена Siemens. Подробнее.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Далай-лама побеседовал с вьетнамскими предпринимателями, художниками и интеллектуалами
Его Святейшество Далай-лама принял в своей резиденции около 80 руководителей компаний, художников, представителей интеллигенции и делегатов молодежных организаций из Вьетнама. Еще 500 человек из ...

Видео. Ирина Урбанаева. Буддизм, национализм и тибетский вопрос
9−10 ноября 2016 года в Москве в Институте востоковедения РАН состоялся круглый стол "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", в работе которого приняли участие ученые из России, ...

Кьябдже Кунделинг Тацаг Ринпоче посетит Туву
С 31 мая по 6 июня 2018 года Туву по приглашению Управления Камбы-ламы Республики Тыва посетит досточтимый Кунделинг Тацак Джезун Ринпоче. Известный буддийский учитель дарует учения в Кызыле (в том ...

Основные разделы сайта