Что было сделано в Бурятии для организации визита Его Святейшества Далай-ламы XIV

29-04-2010, 20:58  |  Напечатать

Гецулма Тензин Чойдрон (д.филос.наук Ирина Урбанаева), председатель Буддийской общины «Ногоон Дара Эхэ» («Зеленая Тара»)

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН выступил весной 2009 года инициатором научной конференции «Наука и буддизм: диалог и взаимодействие в современном мире» и пригласил Его Святейшество Далай-ламу XIV принять в ней участие, чтобы он поделился с российскими учеными уникальным опытом своего тесного сотрудничества с западными учеными. Его Святейшество дал согласие на участие в ней, и были назначены сроки проведения этого важного научного мероприятия на сентябрь 2009 г.. Институт оформил официальное визовое приглашение (по линии «научно-технических связей») для Его Святейшества и сопровождающих его лиц и направил официальное письмо-ходатайство в МИД о визе.

Однако непреодолимым препятствием для положительного решения МИД России вопроса о визе Его Святейшества на этом этапе стала готовящаяся тогда «Программа сотрудничества на 2009-2018 годы между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР", утвержденная в начале ноября 2009 г. президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао. Обсуждаемая, но не публикуемая, эта программа стала известна как «российско-китайская сделка» (см.: http://gidepark.ru/news/Detail/id/18752). Её катастрофические для России последствия были проанализированы Александром Храмчихиным и другими независимыми аналитиками: эта сделка означает, по мнению некоторых участников обсуждения, как минимум, продажу нашим "китайским друзьям" оптом сырьевых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а как максимум - запуск постепенного (растянутого, возможно, на десятилетия) процесса передачи этих территорий Китаю.

Очевидно, учитывая эти важные государственные обстоятельства, чиновники МИДа стали побуждать директора Института к принятию «правильного решения», и оргкомитет решил перенести конференцию с участием Его Святейшества Далай-ламы на 2010 год. Это было оправданно тем, что при оформлении визового приглашения была допущена досадная бюрократическая ошибка: в графе “nationality” в анкете Его Святейшества ошибочно было проставлено «India», тогда как он является лицом без гражданства. На этом основании российское консульство в Нью-Дели отклонило обращение за визой для Его Святейшества Далай-ламы, сделанное его представителем в Нью-Дели. И хотя срочно было оформлено новое визовое приглашение для Его Святейшества, в назначенные сроки конференция с участием Его Святейшества уже не могла состояться. После согласования с московским представителем Его Святейшества д-ром Навангом Рабгьялом и Офисом Его Святейшества конференция была перенесена на апрель 2010 года. Офис Его Святейшества Далай-ламы оставил в расписании Его Святейшества «окно» для посещения России в апреле 2010 года, а Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН направил в январе 2010 г. новое, уже третье по счету, официальное визовое приглашение для Его Святейшества и сопровождающих его лиц. И сразу же было направлено новое письмо-ходатайство в МИД России с просьбой о выдаче визы Его Святейшеству Далай-ламе для участия в очень важном для российской науки мероприятии, посвященном диалогу науки и буддизма.

На этом этапе Институт в лице его директора, члена-корреспондента РАН Б.В. Базарова действовал в координации с Шааджин-ламой Калмыкии досточтимым Тэло Ринпоче, который со стороны Калмыкии также направил в феврале 2010г. визовое приглашение Его Святейшеству Далай-ламе, и с досточтимым Камбы-ламой Республики Тыва Сат Аныш-оол Шууракайовичем. Фактически возник объединенный оргкомитет визита Его Святейшества Далай-ламы, в который входили буддийские лидеры и ведущие ученые Республик Бурятия, Калмыкия и Тыва. Это был первый важный шаг в направлении преодоления препятствий к визиту Его Святейшества Далай-ламы, как надеялись организаторы, представляющие все три буддийских региона России.

Вторым важным шагом в этом направлении стало проведение в Совете Федерации Федерального Собрания России совещания сенаторов от 4 субъектов РФ, на территории которых распространен буддизм, с участием депутатов Государственной Думы РФ. Оно было созвано по инициативе бурятских организаторов визита, поддержанной сенатором от Бурятии И.Н. Егоровым и экс-сенатором от Бурятии В.К. Агаловым, являющимся ныне советником спикера Совета Федерации, который и организовал само совещание. Личное участие в этом совещании приняли: сенатор от Бурятии И.Н. Егоров, сенатор от Забайкальского края Б.-Ж. Жамбалнимбуев, сенаторы от Калмыкии М.М. Капура и Л.Б. Нарусова, советник председателя Совета Федерации РФ В.К. Агалов, депутат Государственной Думы РФ М.А. Мукабенова, заместитель полномочного представителя Республики Тыва в Москве С.А. Намчак, глава Полномочного представительства Республики Бурятия в Москве А.А. Лехотинов, заместитель главы Полномочного Представительства Республики Бурятия М.Н. Гармаева, помощник сенатора от Бурятии В.Б. Малкина И.Х. Бальхаева. Оргкомитет визита Его Святейшества Далай-ламы был представлен досточтимым Тэло Ринпоче, досточтимым Сат Аныш-оол Шууракайовичем, помощником Тэло Ринпоче Ю. Жиронкиной, заместителем директора Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН С.Ю. Лепеховым, главным научным сотрудником Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и председателем Буддийской общины «Ногоон Дара Эхэ» («Зеленая Тара») И.С. Урбанаевой.

В результате совещания сенаторы от четырех субъектов РФ приняли Обращение к министру иностранных дел РФ С.В. Лаврову с ходатайством о выдаче визы Его Святейшеству Далай-ламе для визита в Россию в 2010 году. Сенаторы заверили министра, что визит будет сугубо приватным, научным и пасторским. Обращение сенаторов в тот же день, 27 февраля, было передано курьерской почтой в МИД.

После этого организаторы из всех трех республик, местные буддийские организации из разных регионов (Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, Буддийская община «НогоонДара Эхэ» («Зеленая Тара», Улан-Удэ) и др.), а также рядовые граждане, верующие буддисты направили аргументированные письма-ходатайства на имя Президента Д.А. Медведева с просьбой разрешить выдачу визы Его Святейшеству Далай-ламе. Эти письма были переадресованы Администрацией Президента РФ в МИД России с тем, чтобы МИД дал ответ.

В тревожном ожидании тянулось время. В марте все мы получили из МИД России письма одинакового содержания, датированные 3 марта 2010 г., которые извещали, что вопрос о возможности визита в Россию в 2010 году Его Святейшества Далай-ламы рассматривается. Ответ давал смутную надежду, хотя и было похоже на то, что МИД просто «тянет» время.

Вот уже миновал и второй срок, назначенный для проведения конференции «Наука и буддизм» в Улан-Удэ. Наконец, несколько дней назад мы в Бурятии (в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии и в «Зеленой Таре») получили одинакового содержания письма с отрицательным ответом из МИДа России. Эти письма на имя директора ИМБТ СО РАН Б.В. Базарова и председателя «Зеленой Тары» И.С. Урбанаевой, как и письмо в адрес Главы Объединения Буддистов Калмыкии Тэло Ринпоче, подписаны заместителем первого департамента Азии МИД России А. Куликом. Несколько более обширное, но совпадающее по основному содержанию письмо-ответ на обращение сенаторов подписано, как нам стало известно, заместителем министра иностранных дел России А. Бородавкиным.

Итак, суть ответа, поступившего из МИДа, состоит в том, что визит невозможен, ибо «посещение Далай-ламой России было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне».

Руки опускаются от такого ответа, в котором за протокольной корректностью и озабоченностью делом «обеспечения всей совокупности российских интересов» скрывается полное пренебрежение к Его Святейшеству Далай-ламе и к буддистам России, а также проглядывает оскорбительная почти вассальная зависимость России от КНР, установившаяся в последнее десятилетие. Пренебрежительное отношение к нашему Учителю Его Святейшеству Далай-ламе XIV и к нам, заинтересованным в визите лицам, проглядывает в том, как высокопоставленные дипломаты – заместитель министра иностранных дел и заместитель директора Первого Департамента Азии – именуют уважаемого во всем мире религиозного лидера, почитаемого буддистами в качестве живого воплощения Будды, просто «Далай-ламой XIV» и «Далай-ламой», не считая нужным добавлять уважительный эпитет «Его Святейшество», общепринятый в отношении духовных персон, являющихся высшими иерархами религий мира.

Я не говорю уже о том, что дипломаты в своей озабоченности реакцией Пекина не дают себе труда задуматься, а что же чувствуют люди в России, чьи интересы и права они приносят в жертву сомнительному «стратегическому партнерству» с КНР.

В письмах, подписанных заместителем министра иностранных дел А. Бородавкиным и замдиректора Первого Департамента Азии А. Куликом, приводятся ввергающие нас в недоумение аргументы и выражения, например, когда говорится о «нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне». В письме А. Бородавкина этот аргумент поясняется: «КНР солидарно с нами выступает против попыток фальсифицировать историю этой войны, в полной мере признает решающую роль нашей страны в победе над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом». В действительности позиция МИД России допускает фальсификацию истории: общеизвестны наши союзники во Второй мировой войне, с которыми была достигнута победа над гитлеровской Германией и милитаристской Японией, и это однозначно не была КНР, возникшая в результате захвата коммунистами власти в Китае, а он произошел уже после окончания Второй мировой войны.

В особенности большое недоумение вызывает зависимая от Пекина позиция МИД России, когда Россия поставлена перед необходимостью оглядываться на Пекин – а не воспримет ли он «болезненно» тот или иной наш шаг. Эта непонятная зависимость от Китая обнаруживается помимо прочего даже в том, что российская дипломатия некритически использует терминологию китайской пропаганды, когда в письмах А. Кулика и А. Бородавкина говорится об «акциях тибетских сепаратистов в ряде государств, направленных на то, чтобы помешать успешному проведению летней Олимпиады 2008 г. в Пекине». Едва ли термин «сепаратизм» применим в отношении тибетцев, чья страна до китайской оккупации никогда не была провинцией Китая, и в настоящее время является незаконно оккупированной китайцами территорией. Его употребление российскими дипломатами говорит о том, что они вольно или невольно следуют штампам китайской пропаганды, а не фактам, когда упоминают известные всем трагические события 2008 года, имевшие место в ТАР и других регионах проживания тибетцев в КНР. Акции протеста тибетцев имели массовый характер и были вызваны политикой КНР, которая, по сути, направлена на уничтожение самобытной тибетской цивилизации. В ответ власти КНР в очередной раз применили жесткие методы подавления попыток тибетцев заявить о своих попранных правах. Акции тибетских эмигрантов и друзей Тибета по всему миру были призваны привлечь внимание мировой общественности к тибетскому вопросу, а не были направлены на срыв Олимпиады, как это было преподнесено Пекином, а вслед за ним – нашими СМИ.

Удивляет не только странная несамостоятельность России в своей внешней политике, но также и зависимость внутренней политики России от КНР и курс на установление еще большей зависимости от КНР – в результате реализации вышеупомянутой «российско-китайской сделки».

Я отнюдь не сторонница антикитайских настроений. Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я уважаю китайский народ и великую китайскую цивилизацию. Но я также за российский патриотизм и суверенитет России, в том числе – за самостоятельность России при решении вопроса о визите в нашу страну всемирно уважаемой персоны, являющейся духовным лидером российских буддистов, Его Святейшества Далай-ламы XIV, который не является никаким «сепаратистом» и давно отказался от роли политического главы тибетской эмиграции. В 2000-е гг. Его Святейшество Далай-лама выступает, как все знают, исключительно в роли духовной персоны.

К тому же это в принципе неправильно - приносить в жертву якобы экономическому развитию, на деле означающему превращение России к сырьевой придаток КНР, интересы духовного развития народов России. Поэтому позиция МИДа России в вопросе о визите в Россию Его Святейшества Далай-ламы, принятая, очевидно, при согласовании с высшим руководством страны, не может встретить у нас понимания и одобрения.

Движение за приезд Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию будет все более набирать силу. Мы не оставим своих усилий и не будем сидеть в ожидании милости от МИД России. Но, конечно же, нужно всем заинтересованным организациям и лицам действовать согласованно. Для того чтобы убедить руководство страны и МИД в необходимости изменения их позиции, недостаточно, очевидно, ходатайств и скромных прошений. Нужны и более серьезные шаги, в том числе, серьезные аналитические работы, доказывающие неправильность их позиции, а также поддержка международной общественности.

Директор ИМБТ СО РАН член-корр. РАН, д.и.н., проф. Б.В. Базаров тоже не оставляет надежд на положительное решение вопроса о визите в Россию Его Святейшества Далай-ламы и будет принимать научно-организационные меры по развитию диалога науки и буддизма, по изучению вклада Его Святейшества Далай-ламы в современную философию и науку. В ИМБТ будет учреждена конференция «Наука и буддизм» как периодическое научное мероприятие, на которое всегда будет приглашаться Его Святейшество Далай-лама. Первая конференция по этой теме переносится на 2011 год. А 6 июля в Улан-Удэ в рамках ставшего уже традиционным празднования дня рождения Его Святейшества Далай-ламы, состоится Круглый стол по теме «Наука и буддизм».
Просмотров: 3111  |  Тэги: бурятия, политика
 

Расписание встреч

2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре Колеса Учения» (чо-кхор-гьи до) и «Сутре рисового ростка» (салу джанг-пе до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
Всем желающим слушать перевод учений необходимо привезти с собой радиоприемник FM-диапазона и наушники. Информация о регистрации на учения в Бодхгае на сайте www.dalailamateaching.com.

Сохраним Тибет!

Далай-лама прибыл в Мундгод
Утром Его Святейшество Далай-лама вылетел из Мумбаи в Хубли-Дхарвад. По прибытии в аэропорт его встречали Шарпа Чодже Ринпоче, настоятели монастырей Дрепунг Лачи и Дрепунг Лоселинг, а также ...

В Монголии прошла конференция об институции Богдо-гэгэна
В Монголии с давних времен особым почитанием пользуется линия перерождений Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухты – духовного лидера буддистов этой страны. В 1911 г. Богдо-гэгэн VIII был интронизован как ...

Далай-лама прочел публичную лекцию в студенческом городке «Сомайя Видьявихар»
Его Святейшество объяснил, что его понимание того, как обуздывать разрушительные эмоции, восходит к древним индийским знаниям, особенно к буддийской традиции, которую великий учитель ...

Основные разделы сайта