Почему Далай-лама не может приехать в Россию?

14-07-2011, 12:46  |  Напечатать

Почему Далай-лама не может приехать в Россию?
В Бурятии монахиня Тензин Чойдрон молится у портрета Далай-ламы.
Фото: Japhet Weeks
В храмах Бурятии, центра российского буддизма, одна цветная фотография неизменно висит на почетном месте, нередко в обрамлении цветочных гирлянд. Это фотография Далай-ламы, лидера тибетских буддистов с 1950 года.

Огромное большинство российских буддистов, число которых, по некоторым оценкам составляет 1,3 миллиона человек, исповедуют тибетский буддизм. Если не считать перерыва на период советской эпохи, буддийская традиция в этих краях длится уже четыре столетия, с тех времен, когда в Бурятию и Туву впервые пришли тибетские и монгольские миссионеры.

Сегодня последователи тибетского буддизма, от Непала до Монголии и Колорадо, почитают Далай-ламу как величайшую реинкарнацию в длинной цепочке духовных лидеров, которые избрали повторное рождение, чтобы просвещать других.

В 1979 году нынешний Далай-лама совершил свою первую поездку в Советский Союз. В 1990 году, через год после того, как Нобелевский комитет присудил ему премию мира, Советский Союз наградил Далай-ламу одной из высших наград – Орденом Дружбы народов. В эпоху, когда экономические связи с Китаем были минимальными, этот жест был не слишком затратным способом попытаться поддержать иллюзию религиозной свободы в Советском Союзе.

Теплые отношения продолжались и после распада Советского Союза. В 1994 году Далай-лама обратился с обращением в российский парламент, Думу. В последующие годы во время своих визитов в три республики России, где буддизм пользуется особой популярностью: Бурятию, Калмыкию и Туву, он встречал там восторженный прием. Здесь, на южной окраине России, он участвовал в торжественном открытии храмов и монастырей.

Но по мере того, как росла значимость российской торговли с Китаем, выдача российских виз застопорилась, а после 2004 года и вовсе прекратилась. Возражения Китая против Далай-ламы преимущественно определяются его ролью главы тибетского «правительства в изгнании» - группы, отстаивающей независимость Тибета, ныне автономного района в составе Китая.

Однако численность населения России, исповедующего буддизм, неуклонно растет. И требования выдачи визы Далай-ламе продолжаются.

В мае 2010 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в своей речи российским юристам: «Россия готова помочь в урегулировании конфликта между Китаем и тибетский духовным лидером, Далай-ламой. Мы знаем, что китайское руководство непреклонно настроено на то, чтобы Далай-лама отмежевался от любого рода политической активности и сепаратистских тенденций в отношении той или иной территории в составе Китая».

Российское предложение посредничества, похоже, растаяло, как дым. Два месяца назад, перед своим 76-летием, Далай-лама официально отказался от своего политического поста главы тибетского «правительства в изгнании».

Сегодня он официально исполняет только религиозную роль как духовный лидер тибетских буддистов во всем мире. Во время пятидневного визита в Бурятию в начале июля я неоднократно слышал от буддистов одно и то же настойчивое пожелание: мы хотим, чтобы Далай-лама приехал к нам.

Буддийская монахиня Тензин Чойдрон в одном из храмов в Бурятии говорит, что трудно переоценить роль Далай-ламы в возрождении буддизма в России. Его визит, по ее словам, был бы как глоток воды, в котором нуждается пересохшая, выжженная солнцем земля.

Сейчас, когда ситуация спокойная, был бы удачный момент для России проявить в отношении Китая политическую волю и пойти навстречу желаниям своих граждан буддистов.

Достаточно взглянуть на напряженные отношения России с ее мусульманским меньшинством, чтобы увидеть, как безразличие может привести к отчуждению, радикализации и сепаратизму. Только в эту субботу во время последней кровавой бойни в ходе вялотекущей культурной войны исламские боевики в Дагестане застрелили директора школы, отказавшегося разрешить ученицам носить хиджаб.

Здесь, на буддийской окраине России, монгольский сепаратизм после вспышки в 1990-х годах отошел на задний план.

Кремлю очень не хочется раздражать Пекин. Население Китая в десять раз превышает численность российского населения. К концу этого десятилетия экономика Китая должна в десять раз превысить объем экономики России.

Но может быть, Москве пора перейти к активной роли в дипломатических отношениях?

Джеймс Брук (Голос Америки)
ИноСми.ru
Оригинал статьи: Why Can’t the Dalai Lama visit Russia?
Просмотров: 4171  |  Тэги: Далай-лама, Россия
 

Расписание встреч

2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.14 Литва, Вильнюс
14 июня 2018 г.
Публичная лекция «Искусство счастья». Первая половина дня. Организатор: Тибетский дом в Вильнюсе. Место проведения: арена Siemens. Подробнее.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Видео. Ирина Урбанаева. Буддизм, национализм и тибетский вопрос
9−10 ноября 2016 года в Москве в Институте востоковедения РАН состоялся круглый стол "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", в работе которого приняли участие ученые из России, ...

Кьябдже Кунделинг Тацаг Ринпоче посетит Туву
С 31 мая по 6 июня 2018 года Туву по приглашению Управления Камбы-ламы Республики Тыва посетит досточтимый Кунделинг Тацак Джезун Ринпоче. Известный буддийский учитель дарует учения в Кызыле (в том ...

2018.06.01
1 июня. Москва. Презентация книги Александра Пятигорского «Избранные статьи по индологии и буддологии (1960-70-е гг.)»

Основные разделы сайта