Начало > Новости > Его Святейшество Далай-лама посетил тибетскую мусульманскую общину Кашмира

Его Святейшество Далай-лама посетил тибетскую мусульманскую общину Кашмира


15-07-2012, 12:26
Шринагар, штат Джамму и Кашмир, Индия, 14 июля 2012г. – По прибытии в Кашмир Его Святейшество Далай-ламу приветствовали главный министр штата г-н Омар Абдулла, а также министры туризма, финансов, энергетики и др. Они сопроводили Далай-ламу в ожидавший его вертолет, который перевез Его Святейшество в гостиницу Nehru State Guest House, расположенную в тихом и укромном месте на фоне лесистых холмов с видом на знаменитое озеро Дал Лэйк.

Его Святейшество Далай-лама посетил тибетскую мусульманскую общину Кашмира
Его Святейшество Далай-лама и главный министр штата Джамму и Кашмир Омар Абудда в Шринагаре, Индия. 12 июля 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Одна из главных целей визита Далай-ламы – посещение тибетской мусульманской общины, проживающей в Шринагаре. У этого сообщества длинная история. Существуют письменные упоминания о дружественных контактах мусульман и Тибета ещё в восьмом веке нашей эры. По всей видимости, начиная с двенадцатого века, некоторые из них стали переселяться в страну для постоянного проживания. В основной своей массе это были торговцы, которым Тибет предоставил хорошие возможности для предпринимательской деятельности. Хотя существуют также предположения, что некоторых из них могли вынудить переехать трудности на родине в Кашмире и Ладаке. Многие из мусульман заключали браки с тибетскими женщинами, переходили к оседлой жизни, начинали говорить по-тибетски и перенимали тибетские обычаи. Была в Тибете также община китайских мусульман хуэй, которые вели торговлю с Китаем и странами Центральной Азии. Но они вели автономную жизнь, у них была собственная мечеть и кладбище.

Многие тибетские мусульмане вспоминают времена великого Далай-ламы V, оказавшего им уважение и признавшего их особым сообществом внутри Тибета. Он даровал им значительную автономию и соответствующие привилегии. Для ведения своих собственных дел им было позволено избирать комиссию в составе пяти человек. Они могли улаживать внутренние споры по законам шариата, открывать торговые предприятия в других тибетских городах и были освобождены от налогообложения. Во время священного буддийского месяца Сага-дава им было разрешено употреблять в пищу мясо даже тогда, когда это было запрещено другим. А во время празднования тибетского нового года Лосар, когда управление Лхасой осуществляли чиновники-монахи, тибетские мусульмане были освобождены от обязанности снимать перед ними головные уборы. Кроме того, Великий Пятый Далай-лама даровал им землю для постройки мечети (которых в конечном итоге было построено четыре и все они были выполнены в тибетском стиле) и под кладбище. Лидеров мусульманской общины обычно приглашали на все правительственные торжества.

Согласно одному из положений тибетско-ладакского мирного договора от 1684 года каждые три года Ладаку разрешалось присылать торговое представительство, с которым прибывало большое количество торговцев, часть из которых оседала в Тибете. В середине восемнадцатого столетия в Тибет перебралась большая часть кашмирских купцов, живших и трудившихся в Непале, которые были изгнаны непальским королем. Есть также сведения, что после того, как было разбито вторжение догров в Тибет в середине девятнадцатого века, часть солдат-догров не вернулась обратно и приняла ислам. Именно они принесли в Тибет культуру выращивания яблок и абрикосов.

После бегства Его Святейшества Далай-ламы в Индию в 1959 году и окончательной оккупации Тибета коммунистическим Китаем община кашмирских мусульман, проживавших в Тибете, осталась на своем прежнем месте. Однако год спустя они в срочном порядке пожелали покинуть Тибет и, ссылаясь на свое историческое происхождение, стали добиваться разрешения на переезд в Индию. Индийское правительство согласилось с их просьбой и приняло меры по их социальной адаптации. Его Святейшество уже посещал эту общину в 1975 и 1988 годах.

Его Святейшество Далай-лама посетил тибетскую мусульманскую общину Кашмира
Ученики исполняют песню в честь визита Его Святейшества Далай-ламы в тибетскую школу Шринагара, штат Джамму и Кашмир, Индия. 14 июля 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Утром 14 июля в Тибетской общественной школе в Шринагаре Его Святейшество Далай-ламу приветствовали главный министр штата Джамму и Кашмир г-н Омар Абдулла, министр по делам туризма и культуры г-н Наванг Ригзин Джора, министр штата г-н Насир Аслам Вани, местные члены законодательного собрания, директор школы и члены тибетской кашмирской мусульманской общины. Директор школы открыл мероприятие словами приветствия в адрес Его Святейшества и восхваления его как символа мира, а также словами благодарности в адрес главного министра за его бесстрашие, решимость и оптимизм. Он пригласил к микрофону мальчика с сильным и чистым голосом для произнесения молитвенного призыва, с которого обычно начинается школьный день, а также группу учащихся, исполнивших песню на языке хинди.

Затем вперед вышла одна из учениц школы, чтобы представить Его Святейшество и объяснить три его обязательства: «Как человеческое существо Его Святейшество утверждает сострадание, добросердечие и ненасилие – общечеловеческие ценности, служащие источником счастья. Он называет их элементами светской этики. Во-вторых, как духовный лидер, он работает ради достижения межрелигиозной гармонии. И, в-третьих, как тибетец и тот, на кого тибетцы возлагают свою веру и надежду, он выступает в роли свободного представителя своего народа».

Она пригласила других учащихся Тибетской общественной школы. Они встали вместе, приложили руку к сердцу и дали обещание таким же образом трудиться ради счастья во всем мире, не приносить вред другим и содействовать гармонии между духовными традициями. Для вступления обязательства в силу представитель учащихся школы от имени всех учеников подписал свидетельство, отпечатанное на большом плакате и помещенное в рамку, а Его Святейшество скрепил этот документ своей подписью. После этого ученики исполнили кашмирские и тибетские танцы.

В своем обращении председатель Тибетской общественной школы сказал, что с момента последнего визита Его Святейшества в их общину прошло 24 года, поэтому сегодня они принимают его с огромной радостью. На протяжении тех пятидесяти лет, что они живут в прекрасной Кашмирской долине, они старались следовать его совету и жить в гармонии со своими кашмирскими братьями и сестрами. Он поблагодарил Его Святейшество за выделение начальных средства для обустройства школы и напомнил, что шейх Абдулла предоставил под неё землю, а его сын, Фарух Абдулла, делал денежные пожертвования. В настоящее время в школе обучается 515 учеников, а персонал состоит из тибетцев и кашмирцев. Здесь, в Кашмире, студенты и персонал не испытывают неудобств, поскольку исповедуют одну религию, но при этом сохраняют свои культурные традиции. Он выразил глубокую благодарность всем, кто внёс свой вклад в процветание школы, и признал, что в школе произошли большие изменения с тех пор, как Союз молодежи стал принимать участие в управлении её жизнью. Он завершил своё выступление следующим пожеланием: «Пусть поскорее наступит то время, когда нашим братьям и сестрам в Тибете выпадет возможность увидеть Ваше Святейшество, удача, которая нам улыбнулась сегодня».

Министр по делам культуры и туризма г-н Наванг Ригзин Джора, выразил своё восхищение, тем что, несмотря на потерю своей страны, Его Святейшество остается неутомимым защитником мира и ненасилия во всем мире. Он поблагодарил тех, кто пригласил Его Святейшество в Кашмир, и Его Святейшество за приезд. Главный министр штата Омар Абдулла отметил, что хотя с момента последнего приезда Его Святейшества в Кашмир прошло 24 года и он был еще очень молод, когда пришел на встречу вместе со своим отцом, о самом визите у него сохранились яркие воспоминания.

«С тех пор произошли большие изменения, мои волосы стали седыми, но вы остались прежним. Мы живем в трудные времена и столкнулись с темнотой, но темнота рассеивается, и мы сохраняем надежду. А Его Святейшество вдохновляет нас».

Он сказал, что, несмотря на название, в Тибетской общественной школе учатся и работают и тибетцы, и кашмирцы, а сама она служит образцом гармоничного сосуществования. Упомянув о том, что во время беспорядков в 2010 году был сожжен один из школьных автобусов, он объявил, что в ближайшие дни будет осуществлена его замена. Он заверил слушателей, что его правительство делало и будет делать для школы и тибетской мусульманской общины все, что в его силах.

«Ваше Святейшество не просто наш гость, вы часть нашей семьи. Мы надеемся, что у нас будет много поводов с радостью в сердце приветствовать вас здесь снова и снова».

Его Святейшество Далай-лама посетил тибетскую мусульманскую общину Кашмира
Его Святейшество Далай-лама ставит автограф на плакате, на котором записано торжественное обязательство учеников тибетской школы Шринагара, штат Джамму и Кашмир, Индия, следовать примеру Далай-ламы и способствовать распространению общечеловеческих ценностей и межрелигиозной гармонии. 14 июля 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Выступая по-тибетски, Его Святейшество сказал, что испытал счастье, которое приходит от новой встречи со своими старыми друзьями. Видя, как постарели некоторые из них, он вспомнил, каким пожилым стал и он сам. Духовный лидер остался доволен прогрессом в развитии школы и отметил роль хорошего образования в жизни людей, пользу которого можно ощутить на уровне семьи, сообщества и нации. Однако сегодня, по его словам, образование во многих местах слишком материалистично и не ведет к внутреннему миру.

«Я знаю ректоров университетов, людей, ответственных за обучение других, которые сами получили высшее образование, но при этом несчастны и полны тревог. Почему это происходит? Потому что они недооценивают роль добросердечия. В тех регионах, где образование особо ориентировано на материальное развитие, например в Америке и в Европе, люди начинают осознавать, что что-то упустили. И действительно, ученые начинают говорить о том, что беспокойство и недостаток внутренней гармонии отрицательно сказываются на здоровье».

Случаи нападения учащихся на своих товарищей и примеры широкого распространения коррупции в обществе, о которых мы слышим в новостях, происходят не по причине недостатка образования, а из-за недостаточного внимания, уделяемого общечеловеческим ценностям в образовательном процессе. Это правда, сказал Далай-лама, что наши религии имеют разные философские воззрения, но они сходятся в общей цели – помочь людям стать лучше. И поскольку наряду с теми, кто следует какой-либо религиозной традиции, есть и те, кто им не следует, необходимо укреплять светскую этику. Его Святейшество сказал, что нам следует проанализировать, как включить эти ценности в образовательную систему, чтобы наряду с упражнениями для мозга мы учились тренировать свои сердца.

«С некоторыми моими друзьями мы изучаем вопрос, как ввести в систему образования, начиная с детских садов и заканчивая университетами, нравственные принципы, основанные на здравом смысле, общечеловеческом опыте и научных изысканиях, чтобы взрастить внутренние ценности в нашем молодом поколении».

«Мы, люди, – социальные животные, а значит, должны помогать друг другу. Ссоры – это часть нашей жизни, но это плохой путь к построению счастливого общества. Когда я был маленьким, я ссорился со своим братом. Но мы быстро мирились и снова становились друзьями. Важно не питать злобу и не позволять гневу пылать долгое время».

Негативные эмоции приносят только трудности, пояснил он, но как разумные существа мы можем использовать свой интеллект, чтобы разобраться, есть ли в гневе или зависти хоть какая-нибудь польза. Если мы сделаем это, то увидим, что гнев не решает проблем, он только создает их в ещё большем количестве. В отсутствие гнева, мы можем изучать ситуации, с которыми сталкиваемся, с большей ясностью и принимать самые подходящие решения. Взвешивая все «за» и «против» негативных эмоций позволяет нам постепенно их сокращать. И мы делаем это не в угоду Будде или Богу, а ради своей пользы.

Отвечая на вопросы во время короткой пресс-конференции, Его Святейшество сказал, что не мог посетить Кашмирскую долину на протяжении последних 24 лет по причине имевших там место беспорядков.

«Но сейчас ситуация улучшилась и мир возвращается в Кашмир. Люди хотят прожить счастливую жизнь, и мир – основа такой жизни. Кашмирцам следует жить мирно, а при возникновении проблем, решать их при помощи диалога. Насилие не отвечает ничьим интересам, мирный же подход крайне необходим».

После обеда Его Святейшество рассказал делегации молодёжи тибетских мусульман, что он рад новой встрече с представителями сообщества, которое получило официальное признание и проживало в Тибете со времен Далай-ламы V. Он ценит, что из двух мусульманских сообществ Тибета, только они оказали поддержку своим тибетским братьям и сестрам. Он высказал также удовлетворение тем, что они продолжают использовать тибетский язык, в отличие от многих тибетцев, живущих в Америке, чьи дети говорят только по-английски. Он вспомнил, что в прошлом в Центральной тибетской администрации в Дхарамсале работали тибетские мусульмане, и это вело к взаимной пользе. Поскольку эта практика утрачена, Его Святейшество высказал мнение, что было бы очень хорошо, если бы кто-нибудь из них пожелал приехать и работать в Дхарамсале снова. Он также дал положительную оценку тому, что тибетским мусульманам-студентам предоставляются места для обучения в университете в Иордании.

Его Святейшество Далай-лама посетил тибетскую мусульманскую общину Кашмира
Его Святейшество Далай-лама беседует с пожилыми тибетцами-мусульманами, покинувшими Тибет в 1959-1960 гг. Шринагар, штат Джамму и Кашмир, Индия. 14 июля 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Во время общения с некоторыми пожилыми тибетцами-мусульманами Далай-лама от всего сердца поблагодарил их за то, что они продолжают использовать тибетский язык и так хорошо учат ему своих детей. Когда он осведомился, может ли кто из них читать и писать по-тибетски, две пожилые дамы, которым было далеко за восемьдесят, ответили, что могут и что они научились этому благодаря своим очень добрым, но строгим учителям.

Во время посещения местной тибетской мечети Его Святейшество напомнил, что хотя Тибет был в основном буддийской страной, его жители уважали все религии, и что Далай-лама V даровал мусульманам землю. Он сказал, что только после эмиграции узнал о конфликтах на религиозной почве, например между католиками и протестантами в Северной Ирландии и между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами в других местах. Поэтому он решил в 1975 году сделать паломничество по священным местам и святилищам других религий частью своей работы по установлению межрелигиозной гармонии и уважения. Когда в мечети началась молитва, он молча к ней присоединился.

Позднее днем Его Святейшество нанес визит вежливости губернатору штата Джамму и Кашмир Его Превосходительству Н.Н. Вохра и его жене, и они побеседовали за чашкой чая. Губернатор напомнил Его Святейшеству, что их первая встреча состоялась вскоре после прибытия Далай-ламы из Тибета в 1959 году, когда нынешний губернатор проходил стажировку в качестве служащего Индийской административной службы (IAS) в Массури. Годом позже, когда он был назначен уполномоченным округа Кангра в Дхарамсале, они увиделись снова.

Завтра его Святейшество встретится с группой студентов и государственных служащих из Ладака. А в последующие дни, перед тем как 18 июля отправиться в Лех, он, планирует совершить паломничество по мусульманским, индуистским и сикхским святилищам.

Перевод: Юрий Пучко
Вернуться назад