Начало > Новости > Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе


8-08-2012, 12:06
Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе
Школьники ведут диспут, а местные женщины украшают сцену
свежими цветами перед началом учений Его Святейшества в Лехе,
Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа 2012 г.
Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа 2012 г. – На место учений Его Святейшество прибыл еще до 6 утра, чтобы провести подготовительные ритуалы к посвящению Локешвары, даруемому им в этот день. Пока Далай-лама проводил ритуалы, а прибывавшие люди занимали свои места, местные школьники, как мальчики, так и девочки, демонстрировали владение традиционным искусством ведения философского диспута, во время которого несколько участников, стоя, задают вопросы своему оппоненту, который сидит на земле. Его Святейшество в последнее время особо подчеркивает пользу обучения школьников этому искусству. Все это время местные жители непрерывным потоком несли гирлянды и букеты из свежих цветов из своих садов, чтобы украсить сцену. Цветы использовались для подношения во время церемоний зарождения бодхичитты и принятия обетов бодхисаттвы.

Его Святейшество начал учения словами:

«Будда говорил: “Не совершай дурных деяний, практикуй только добродетель”. Если наша мотивация негативна, то и действие, произведенное под влиянием такой мотивации, также будет негативным. Будда учил нас избегать негативных деяний, потому что это в наших же собственных интересах. Помогать бедным и нуждающимся, снабжая их едой и лекарствами, – это очень хорошо, но еще важнее развивать альтруистический настрой. Для этого нам необходимо усмирить ум, преодолеть нашу эгоистичную мотивацию и посвятить себя благополучию других».

Нагарджуна говорил, что если мы хотим достичь просветления во благо себя и других, нам необходимо взрастить в себе сострадание и мудрость, постигающую пустоту. Для достижения состояния будды необходим альтруистический настрой. Бодхичитта, устремление к просветлению ради счастья всех живых существ, – это подход, несущий благо всем. Бодхичитта, подразумевает сострадание и исключительную решимость помогать другим».

Его Святейшество также отметил:

«Хотя сам я не развил в себе бодхичитту в полной мере, я глубоко восхищаюсь ей. С 14 лет я посвящал все свои силы изучению пустоты. Я думал, что бодхичитта – это конечно очень хорошо, однако ее сложно достичь. С другой стороны, я полагал, что пустоту постичь возможно, это в моих силах. Помню, я думал, что можно достигнуть освобождения и после этого передохнуть. А потом я получил комментарий на текст Шантидевы «Путь Бодхисаттвы» от Куну Ламы Ринпоче, и тогда-то начал понимать, что при наличии времени и возможности для практики, развить бодхичитту возможно».

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе
Его Святейшество Далай-лама возносит молитву перед началом
учений в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа
2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что в нас всех есть семя сострадания, и это биологически обусловлено тем, что о нас с любовью заботились наши матери. Эта естественная способность проявлять добросердечие зачастую смешана с привязанностью, но мы можем изменить и преодолеть это, занимаясь такими практиками, как «замена себя на других». Один из лучших способов наполнить смыслом эту драгоценную человеческую жизнь – понять, что ничто не избавляет нас от страданий так, как развитие бодхичитты.

Во время церемонии порождения бодхичитты и принятия обетов бодхисаттвы Его Святейшество сказал, что он также дарует обеты мирянам. Эти обеты состоят из пяти основных обязательств: отказ от убийства человека; отказ от присвоения того, что не дано; отказ от сексуальной распущенности; отказ от лжи, здесь Его Святейшество привел в пример ложь относительно своих духовных реализаций, об этом должны помнить люди, сидящие, как он, на троне; отказ от принятия одурманивающих веществ. Во время церемонии Его Святейшество давал наставления принимающим обеты. Он также сказал, что по окончании третьего повтора, когда он щелкнет пальцами, они должны представить, что получили от него эти обеты.

Затем Далай-лама провел обряд порождения бодхичитты устремления, посоветовав собравшимся визуализировать перед собой в качестве свидетелей самого Будду, окруженного бодхисаттвами, своими основными учениками и великими мастерами Индии, Тибета и Ладака. Порождение бодхичитты устремления означает, что у человека появляется сильная устремленность к просветлению ради блага всех живущих, которую нужно стараться сохранить и не дать ей померкнуть.

Зачитывая остальные строфы двух текстов, Его Святейшество остановился на качествах духовного учителя, упомянув, что в своем "Украшении сутр" Майтрея перечисляет десять качеств, таких как обладание знаниями и проявление сострадания к другим. Самым важным соображением здесь является то, что невозможно помочь другим усмирить ум, не достигнув прогресса в усмирении собственного ума.

Говоря о практике развития сосредоточенного ума, одной из шести парамит, практик бодхисаттвы, Его Святейшество объяснил, как выбирать объект медитации, как его визуально изучить и умственно построить его четкий образ. Этот ментальный объект является объектом по отношению к которому развивается однонаправленный ум. Однонаправленное сосредоточение порождается не с помощью органов чувств, но с помощью ума. Далай-лама также пояснил, что ментальный образ, на который мы будем медитировать, можно строить на основе как внешнего объекта, так и внутреннего, такого, например, как внутренние каналы или буквы в них. Также в качестве объекта медитации можно использовать собственный ум. В тибетской буддийской традиции распространено развитие однонаправленного ума с помощью йогических медитаций на божеств.

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе
Его Святейшество Далай-лама во время третьего дня учений
в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа 2012 г.
Фото: Namgyal AV Archive
Говоря о мудрости, Его Святейшество отметил, что следует помнить о том, что внешние проявления не всегда отображают истинное положение вещей. Вещи не всегда существуют в том виде, в котором они нам являются, и даже обозначенное умом отличается от видимого нами. Здесь очень важен анализ. Для устранения неведения и неправильного понимания необходимо использовать противоположные меры, подобно тому, как огонь изгоняет холод, и свет вытесняет тьму. В «Трех основах пути» Цонкапа объясняет, что необходимо понять пустоту, т.е. отсутствие самобытия, и взаимозависимое возникновение, а также, как они соотносятся друг с другом. В завершение текста Цонкапа дает Нгавангу Дракпе, а следовательно, и нам следующий совет:

Когда ты правильно уяснил
Важнейшие моменты трех основ пути,
(решимость достигнуть освобождения, бодхичитта и мудрость)
Сын мой, отправляйся в уединение, породи радостное усердие
И быстро приди к высшей духовной цели.

Его Святейшество пояснил, что с просьбой дать посвящение Махакаруники Локешвары к нему обратился Ганден Три Ринпоче (103-й преемник Чже Цонкапы, духовного лидера традиции гелук). Он отметил, что это имеет особое значение, потому что Ладак соседствует с Тибетом и между ними существует особенная связь, и точно также существует особенная связь между Его Святейшеством и Ризонгом Ринпоче, нынешним держателем трона Ганден. Эта практика возникла в связи с видением Пятого Далай-ламы, когда тому было 40 лет. Он находился в медитационном ретрите на Авалокитешвару, когда ему было видение, в котором Сонгцен Гампо появился из сердца одного из изображений Авалокитешвары в комнате и дал ему это посвящение. Тринадцатый Далай-лама выполнял ритуалы, связанные с этой практикой 10-го числа месяца по тибетскому календарю, и ритуалы, связанные с Хаягривой 25-го числа каждого месяца; эту практику перенял и Четырнадцатый Далай-лама.

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе
Слушатели во время учений Далай-ламы в Лехе, Ладак,
штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа 2012 г.
Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
В ходе ритуала Его Святейшество даровал собравшимся обеты бодхисаттвы, отметив, что он берет их заново каждый день и посвящает заслуги благополучию всех живых существ. Он отметил: «Самое главное – это воздержаться от причинения другим вреда и делать все возможное, чтобы помочь другим. Если вы будете этому следовать, вы не станете совершать деяния, которые можно считать нарушением этих обетов».

В заключение Его Святейшество упомянул, что используемый текст на основе видения Пятого Далай-ламы был составлен Джамьянгом Кьенце Вангпо, учителя, который, как и Пятый Далай-лама, придерживался экуменического подхода, которому следуют его ученики и преемники такие как Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро, Дилго Кьенце Ринпоче и Трулщик Ринпоче.

Его Святейшество объявил, что даст посвящение Белой Тары для долгой жизни на следующий день, затем будет проведен молебен, посвященный долголетию Далай-ламы. Далай-лама сказал: «Ламы будут молиться за мою долгую жизнь, и я буду молиться вместе с ними. Кроме того, Ганден Три Ринпоче находится в преклонном возрасте, и нам всем следует помолиться о его долголетии. И еще мы будем молиться за жертв разрушительного наводнения, которое произошло в этом регионе ровно два года назад».

Перевод: Дарима Дарибазарон
Вернуться назад