Начало > Новости > Далай-лама посетил литературный фестиваль в Джайпуре

Далай-лама посетил литературный фестиваль в Джайпуре


26-01-2013, 09:26
Джайпур, Раджастан, Индия. 24 января 2013 г. – Сегодня Его Святейшество Далай-лама побывал на литературном фестивале в Джайпуре. В этом году основная тема фестиваля, который проводится с 2006 года и превратился за эти годы в событие мирового значения, «Будда в литературе».

Министр туризма правительства Раджастана Бина Как принял Его Святейшество во дворце Рамбагх в Джайпуре. Затем Далай-лама отправился к месту проведения фестиваля во дворец Дигги, где его встречали Пико Айер, с которым у них должна была состояться публичная беседа, и продюсер фестиваля Санджой Рой.

Далай-лама посетил литературный фестиваль в Джайпуре

Обменявшись приветствиями, Его Святейшество и Пико Айер направились к сцене, прокладывая себе путь через толпу людей, стремившихся поймать взгляд Его Святейшества или пожать ему руку. Среди людей было много тибетцев, приехавших в Джайпур по делам, и тоже жаждущих увидеть своего духовного лидера.

Далай-лама и Пико Айер заняли места на сцене, устроенной на лужайке дворца Дигги, вместившей около 4000 человек. Пико Айер открыл беседу вопросом, помнит ли Его Святейшество свои детские впечатления, когда он впервые услышал рассказ о Будде. Далай-лама ответил, что из детства ему помнится не столько рассказ о жизни исторического Будды, сколько джатаки, истории о его прошлых жизнях еще до того, как он достиг просветления. По его словам, рассказ о том, как движимый состраданием и заботой о других бодхисаттва раз за разом жертвовал своей жизнью и имуществом, производили на него большое впечатление.

Далай-лама рассказал так же, что с давних пор питает глубокое уважение к Индии, как стране, откуда происходит учение Будды. Он объяснил, что несмотря на то, что первый тибетский царь, решивший, что буддизм является наиболее подходящей религией для тибетцев, женился на китайской принцессе, которая была буддисткой, тем не менее, он и его преемники в поисках буддийского знания предпочли обратиться к Индии. Так случилось, что примерно в VIII веке нашей эры царь Трисонг Децен пригласил знаменитого ученого из Наланды Шантаракшиту в Тибет. Среди его работ необходимо отметить труды по логике и философии срединного пути (мадхъямака), подтверждающие его репутацию ученого и то, что философия и логический анализ с самого начала были неотъемлемой неотъемлемой частью тибетского буддизма.

Его Святейшество вкратце рассказал, как проходило его обучение, которое началось с заучивания наизусть индийских буддийских текстов на тибетском языке и изучения комментариев к ним. Он признался, что, будучи маленьким мальчиком, не отличался особым рвением к учебе, ему было интереснее разбирать и собирать различные механические игрушки. Но с одиннадцати лет он понял, что должен учиться. Позже, примерно в восемнадцать лет он развил еще больший интерес к медитации о том, что он прочитал, проанализировал и усвоил.

Далай-лама посетил литературный фестиваль в Джайпуре

Пико Айер спросил об изречении Будды: «Не принимайте мое учение только из уважения ко мне, но анализируйте и проверяйте его подобно тому, как ювелир проверяет золото, полируя, разрезая и плавя его». Его Святейшество ответил, что думает, что этот совет Будды был доступен и на пали, и на санскрите, и что великие наставники университета Наланды, как Нагарджуна и его ученик Арьяведа, очень серьезно относились к этому совету и подвергали слова Будды тщательному анализу. Здесь Его Святейшество напомнил, что примерно сорок лет назад он начал исследование науки, несмотря на совет своего друга быть осторожным, «так как наука убивает религиозную веру». Он отметил, что наука ищет реальность через исследование и анализ так же, как и буддизм – в этом их подход одинаков. Разница, конечно, в том, что наука больше ориентирована на материальную сторону, в то время как Буддизм больше внимания уделяет работе ума и эмоциям. Беседы между представителями буддизма и науки показали себя очень продуктивными, в них выявляются многие точки соприкосновения.

«Буддийская философия объясняет, что все подвержено изменениям: за очевидными или явными изменениями, которые мы называем непостоянством, лежать ежемоментные изменения. Сегодня ученые имеют инструменты, которые позволят нам удостовериться в этом».

Его Святейшество также процитировал индийского ученого, Раджу Раманну, ядерного физика, который с гордостью рассказывал ему, сказав ему гордо, что он нашел в трудах Нагарджуны двухтысячелетней давности идеи, очень близкие к положениям квантовой механики.

Его Святейшество сказал, что преклоняется перед идеалами ахимсы и межрелигиозной гармонии, неотделимыми от индийской культуры, и призвал современных индийцев в стремлении к материальному развитию сохранять и эти древние индийские ценности. В то же время он выразил неудовольствие тем, что коррупция стала до такой степени обычным явлением в такой религиозной стране, где так много семей начинает свой день с молитв и подношений, что складывается ощущение, будто духовная жизнь и мирская жизнь не соприкасаются друг с другом. Он сказал: «Мы, тибетцы, рассматриваем Индию как нашего учителя, гуру, мы же являемся учениками, чела, и потому нас беспокоит такое положение вещей [коррупция]. Но мы не просто ученики, мы надежные ученики. Мы оберегали и практиковали знание, полученное из Индии, и теперь возвращаем его обратно на землю его рождения».

Пико Айер воздал должное значению Его Святейшества как мирового духовного лидера и спросил о его новой книге «За пределами религии: Этика для всего мира». Он поинтересовался, не хочет ли Его Святейшество сказать, что нашел путь более эффективный, чем религиозный.

Далай-лама посетил литературный фестиваль в Джайпуре

«Название книги – это идея издателя, не моя, – пояснил Его Святейшество. – Меня несколько беспокоило, что может показаться, будто идея книги в том, чтобы преуменьшить важность религии, что совершенно не входило в мои намерения. Моя главная мысль заключается в том, что все религиозные традиции учат нравственности и этике. Источником такой этики может быть светская этика, не связанная с религиозной традицией».

«Семь миллиардов людей в основе своей одинаковы эмоционально, физически и ментально. Мы все стремимся к счастливой жизни, и все имеем право на достижение этой цели. Я стремлюсь донести до людей идею о том, что деньги и материальное развитие сами по себе не приносят счастья. То, что нам нужно, это внутренняя сила, уверенность и забота о благополучии других. Если вы честный, правдивый и открытый человек, люди поверят вам. Если люди верят вам, у вас нет основания для страха, подозрений или зависти. У вас появляется уверенность в себе, ваш ум приходит в умиротворенное состояние».

Из аудитории прозвучал вопрос о подходе Гоенки к медитации. Его Святейшество ответил, что он хорошо знает Гоэнку и предположил, что было бы полезно в дополнение к его медитации изучить то, что буддийская литература говорит о функционировании ума. Еще один вопрос был о том, как побороть страх, на что Его Святейшество ответил: «Конечно, если началось землетрясение, что у нас нет времени долго думать, но в других случаях, возможно, совет индийского буддийского ученого 8 века Шантидевы будет полезен. Он сказал, что если проблема может быть решена, то не имеет смысла испытывать озабоченность или тревогу, но если проблема не имеет решения, то тем более тревожиться и беспокоиться бесполезно». Это очень практичный совет, сказал Его Святейшество.

Говоря с прессой, Его Святейшество коснулся вопроса гармонии в отношениях между религиозными традициями и важности сердечной теплоты в отношениях между людьми. На вопрос о кумбха-мела, массовом паломничестве к святыням индуизма в Аллахабаде, он сказал, что собирается совершить паломничество в будущем месяце. Это будет уже четвертый раз, что Далай-лама принимает участие в этом обряде.
«С моего первого паломничества туда, я отметил, что туда приходят миллионы искренне верующих, мирных людей, все они вегетарианцы, так что ни одна жизнь не была прервана во время этого паломничества. Замечательно!»

На вопрос об отношении Его Святейшества к требованию о смертной казни для обвиняемых в групповом изнасиловании в Дели насильников, он ответил, что организация «Международная амнистия» вот уже более тридцати лет ведет кампанию за отмену смертной казни по всему миру, и что он полностью ее поддерживает. Такова его позиция, хотя принятие подобных решений – это внутреннее дело каждой страны.

И, наконец, Его Святейшеству, как известному стороннику ненасилия, задали вопрос, что может быть сделано в отношении растущей нетерпимости. Он ответил: «Я часто говорю, что 20 век был эрой насилия и кровопролития. Это как-то можно было бы оправдать, если это привело к позитивным изменениям. Но результатом стали боль, страх и колоссальные разрушения. Сегодня мы живем в 21 веке, и если мы не хотим повторить ошибки прошлого, то должны сделать его веком, в котором диалог станет основным путем решения проблем. Это все, до свидания».

Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Перевод: Елена Ондар.
Вернуться назад