Начало > Новости > Второй день учений Далай-ламы в Салугаре

Второй день учений Далай-ламы в Салугаре


29-03-2013, 22:29
Салугара, Западная Бенгалия, Индия, 28 марта 2013 года - Сегодня утром в назначенное время Его Святейшество прибыл в Салугара Калачакра Пходранг, чтобы продолжить учения. В этом здании обыкновенно работает школа Ассоциации буддийской культуры Гималаев, которая предлагает обучение с первого до восьмого класса на языках хинди и бхотия, а также на английском. Ученики приходят в школу со всего Гималайского региона. По примерным оценкам сегодня здесь, чтобы послушать Его Святейшество, собралось около двадцати пяти тысяч человек из Салугары, Дарджилинга, Калимпонга, других городов штата Сикким, а также из соседнего Бутана. Погода стояла знойная и душная, но людей спасал от безжалостного солнца навес, укрывавший почти всю площадку.

Второй день учений Далай-ламы в Салугаре
Его Святейшество Далай-лама приветствует людей, собравшихся
на его учения. Салугара, штат Западная Бенгалия, Индия.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Первое наставление Его Святейшества касалось молитв, с которых начиналась сегодняшняя сессия: «Мы прочтем молитву, которая объединяет принятие прибежища и зарождение бодхичитты. Если бы нашей целью было развернутое исследование этой короткой строфы, с ее помощью мы могли бы подвести итог всему, о чем говорится в собрании Кангьюр, итог полному учению Будды. В первых двух строках говорится о том, что мы обращаемся за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе. В колеснице бодхисаттв мы обращаемся за прибежищем до тех пор, пока не устранены все загрязнения ума, а также их отпечатки, и пока мы не обрели Дхармакаю. Другими словами, пока мы не достигли пробуждения».

Его Святейшество объяснил, что до достижения пробуждения мы обращаемся за прибежищем к трем объектам: Будде, его учению (Дхарме) и сообществу практикующих (Сангхе). Это причинное прибежище. Также, существует результативное прибежище, то есть Будда, Дхарма и Сангха, после достижения пробуждения порожденные в потоке нашего ума посредством опоры на причинное прибежище. Нам посчастливилось жить в эпоху Будды Шакьямуни. Рожденный в царской семье, он отрекся от высокого сана и практиковал аскетизм в течение шести лет; достиг состояния Будды под деревом Бодхи и повернул колесо Учения в первый раз в Сарнатхе для первых пяти учеников. Повернув колесо Учения во второй раз, он даровал наставления о совершенной мудрости, а после третьего поворота колеса Учения ученики начали взращивать Дхарму внутри себя.

Поскольку все мы обладаем природой Будды, мы способны избавить поток своего ума от загрязнений. Природа Будды, заключенная в нас, пустотная природа нашего ума, и есть то, что преобразуется в дхармакаю. Когда мы достигаем состояния Будды, наши тело, речь и ум становятся «одного вкуса». Когда врожденная светоносная природа нашего ума полностью свободна от загрязнений, замутняющих ее, мы достигаем пробуждения. На этом этапе мы проявляем просветленные качества и совершаем просветленные деяния.

«В двух следующих строках говорится: пусть силой заслуг, что я накопил, взращивая щедрость и другие запредельные совершенства, я приведу всех живущих к пробуждению. Иногда мы думаем, что можно стремиться лишь к накоплению заслуг и не уделять внимания мудрости, но на самом деле необходимо накапливать и заслуги, и мудрость. Когда Будда даровал учение о Четырех благородных истинах, он говорил о причинах, из-за которых мы вовлекаемся в колесо перерождений, но также и о причинах, которые помогут нам освободиться из сансары. Это, как я объясню позже, иллюстрируют двенадцатью звеньев цепи взаимозависимого возникновения».

Второй день учений Далай-ламы в Салугаре
На учения Его Святейшества Далай-ламы собрались более двадцати
пяти тысяч человек. Салугара, штат Западная Бенгалия, Индия.
Фото:Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В этой молитве «я» упоминается в качестве действующего фактора. Мы склонны видеть в «я» повелителя нашего тела и ума, но в буддийском воззрении нет места для подобных вещей. Нет никакого независимого повелителя тела и ума. Даже Будда является только обозначением, наложенным на совокупность просветленных тела, речи и ума. Мы тоже только обозначения, наложенные на пять психофизических совокупностей (скандх).

Его Святейшество добавил: «Когда мы говорим: “Да достигну я состояния Будды на благо всех живущих”, мы зарождаем или возобновляем бодхичитту. Мы делаем это в контексте высказанного прежде устремления: “Пусть силой заслуг, что я накопил, взращивая щедрость и другие запредельные совершенства, я приведу всех живущих к пробуждению ”. Поразмышляйте о значении этих строк».

«Когда речь идет об учениях, подобных нынешнему, ‒ добавил Его Святейшество, ‒ и у учителя, и у его слушателей должна быть надлежащая мотивация, иначе учение может оказаться бесплодным. Ученик должен отказаться от предубеждений; как говорил Арьядева: если вы полны предубеждений, то никогда не найдете покоя. Если вы пристрастны, то никогда не сможете увидеть реальность со всей ясностью».

Его Святейшество заметил, что обычно он говорит о существовании двух аспектов Учения Будды: философское воззрение о взаимозависимом возникновении и отказ от насилия. Оба аспекта прекрасно согласуются с законом причинно-следственной связи, который признают все школы буддизма. Очень важно не причинять вреда другим; и не только ради их благополучия, но и потому, что это приносит мир собственной душе. Согласно воззрению мадхьямаки все вещи пусты, то есть не существуют независимо, поскольку они обусловлены другими факторами.

Его Святейшество разделил буддийскую литературу на труды, посвященные буддийской науке и философии с одной стороны, и буддийской религии ‒ с другой. Науку и философию можно изучать как академические дисциплины. Чрезвычайно много можно узнать из буддийских представлений об уме. Функционирование и преобразование эмоций не обязательно должны рассматриваться в религиозном контексте, их нужно изучать, что принесет непосредственную практическую пользу.

Второй день учений Далай-ламы в Салугаре
Монахи раздают слушателям хлеб во время учений
Его Святейшества Далай-ламы в Салугаре, штат Западная
Бенгалия, Индия. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что всегда поощряет людей к учебе, и не обязательно в рамках академического образования. Он упомянул, что в Ладаке организованы группы по изучению буддизма, в которых люди знакомятся с учениями и обсуждают их. Он подчеркнул, что для понимания буддийского учения нужно использовать свои умственные способности.

Завершив вступительную часть и пояснения, Его Святейшество раскрыл труд Лонгчен Рабжампы «О покое ума». В соответствии с традицией текст начинается с объяснения преимуществ рождения в человеческом теле, в нем рассказывается о том, что обрести такое рождение непросто, и о том, как важно использовать это рождение со смыслом. Далее в тексте говорится, что смерть неизбежна, но время ее прихода неизвестно, и что практика Дхармы – это единственное, что способно помочь в момент смерти. Этим подчеркивается, что практику Дхармы нужно начинать прямо сейчас, без промедления. Будда говорил, что мы – хозяева своей судьбы. Однако, пошутил Его Святейшество, многие буддисты так усердно молятся, как будто счастье даруется внешним богом, а ведь Будда ясно указал: чтобы найти счастье, мы должны действовать сами.

Продолжая эту тему после обеда, Его Святейшество заметил, что страдания возникают в силу кармы и заблуждений, и подобно тому, как выключается электроприбор, если выдернуть шнур из розетки, мы можем прекратить страдания, если остановим поток кармы и заблуждений. Его Святейшество сослался на изображение Колеса Бытия, которое часто рисуют при входе в храмы. Внешний круг Колеса образуют двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения, а в центре изображаются свинья, петух и змея, преследующие друг друга. Животные символизируют разрушительные эмоции – привязанность и гнев, которые коренятся в неведении. Неведение, представленное в виде слепого человека в первом из двенадцати звеньев, порождает карму; карма изображена в виде гончара, который оставляет отпечатки на сознании, которое представлено в образе обезьяны, и так далее, пока не наступят старость и смерть. Несмотря на это, взращивая метод и мудрость, мы достигнем освобождения.

Пятая глава текста «О покое ума» посвящена отношениям с духовным учителем, которого автор уподобляет врачу, а его учение лекарству, исцеляющему от болезни – от разрушительных эмоций. В конце восьмой главы, в которой говорится о зарождении бодхичитты, Его Святейшество обратился к «Краткому руководству к этапам пути пробуждения» Чже Цонкапы; там тоже упоминается, что бодхичитта является центральной опорой пути махаяны. Вернувшись к тексту Лонгчен Рабжампы, Его Святейшество продолжил чтение, стремясь прочесть большую часть до окончания сегодняшних учений.

Завтра утром Его Святейшество дарует обеты мирянина и обеты бодхисаттвы в рамках посвящения Авалокитешвары; все эти ритуалы предполагают полное доверие и преданность ламе. В свете этого Его Святейшество пояснил, что, возможно некоторые из присутствующих вопреки его советам, которые он ясно высказал уже давно, все еще не отказались от поклонения злому духу Шугдену, или Долгьялу. Его Святейшество попросил этих людей не приходить завтра. С другой стороны, если они решат отказаться от поклонения злому духу, то могут не бояться последствий такого решения. В этом случае Его Святейшество будет очень рад видеть их на завтрашней церемонии.

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад