Начало > Новости > В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”

В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”


17-06-2013, 12:00
Сидней, Австралия, 16 июня 2013 года – Сегодня утром, перед тем, как покинуть свой отель, Его Святейшество Далай-лама побеседовал с группой людей, занимающихся благотворительностью. На вопрос, в чем секрет его неизменного оптимизма, он ответил:

“По природе своей мы социальные животные. Мы не похожи на черепах, которые откладывают яйца и уползают, не интересуясь дальнейшей судьбой собственного потомства. Само наше выживание зависит от заботы и любви наших матерей, и в человеке, которого любили и оберегали в детстве, заложена способность проявлять любовь и нежность к другим”.

В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
Его Святейшество Далай-лама перед началом церемонии
дарования обетов бодхисаттвы. Сидней, Австралия.
16 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013
Затем Его Святейшество вновь отправился в сиднейский Центр развлечений для проведения последней, пятой сессии буддийских учений. Готовясь к дарованию обетов бодхистаттвы, тибетский духовный лидер провел несколько безмолвных минут в тишине, освежая собственные обеты. Затем он занял место на троне, и прозвучала Сутра сердца на вьетнамском и английском языках.

Его Святейшество начал сегодняшние наставления со строки из текста Чандакирти “Введение в мадхьямаку”: “Этот самый ум порождает весь внешний мир относительной реальности”. Седьмой Далай-лама, Калсанг Гьяцо, говорил: “Весь круговорот самсары и покой нирваны – всего лишь наименования, порожденные внутренним миром ума”.

Его Святейшество еще раз повторил, что вещи существуют лишь как обозначения. Они существуют только номинально, как некие ярлыки. Круговорот бытия и покой освобождения, сансара и нирвана, создаются нашим умом; без ума нет кармы. Нагарджуна говорил, что круговорот бытия и покой освобождения в конечном итоге не могут быть найдены; они должны быть поняты в терминах нашего ума.

“Это хоть немного понятно? – спросил Его Святейшество. – Текст, который мы читали, посвящен восхвалению сострадания, а не мудрости, поэтому мне хотелось немного уравновесить его. Я не хочу сказать, что развил в себе бодхичитту или достиг понимания пустоты, но я заинтересовался этими материями будучи еще подростком. В изгнании, когда я возобновил обучение, меня больше всего интересовала пустота. И только ближе к сорока годам я набрался смелости и начал всерьез размышлять об альтруизме”.

Указывая на изображение статуи постящегося Будды на экране позади его трона, Его Святейшество сказал, что в юности в его комнате во дворце Потала висела такая же фотография, а рядом с ней фотографии Бодхгаи и Сарнатха, принадлежавшие еще Тринадцатому Далай-ламе. После 1959 года он стал искать, где находится эта статую, и выяснил, что она хранится в музее города Лахор в Пакистане. Его Святейшество очень хотел бы там побывать и увидеть статую своими глазами, но пока это невозможно. Его Святейшество сказал, что для буддистов этот образ бесконечно важен, ведь он напоминает о трудностях, которые преодолел их учитель на пути к пробуждению.

Поскольку Атиша писал, что принимающий обеты бодхисаттвы должен выполнять по меньшей мере некоторые из обетов индивидуального освобождения, или пратимокши, Его Святейшество начал с дарования обетов буддистов-мирян. Чтобы подготовиться к церемонии зарождения бодхичитты, он попросил всех собравшихся прочесть строфы, посвященные семичленной практике, из второй и третьей глав поэмы Шантидевы “Вступление на путь бодхисаттвы”. Затем последовала церемония дарования обетов бодхисаттвы.

“Итак, учения завершены, – сказал Его Святейшество, – во второй половине дня я проведу беседу о светской этике. Буддизм подходит только буддистам, а вот светская этика по природе своей универсальна, и ее могут применять все семь миллиардов людей, живущих сегодня на нашей планете”.

В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
Встреча Его Святейшества Далай-ламы с парламентариями.
Сидней, Австралия. 16 июня 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
После обеда тибетский духовный лидер встретился с членами парламентской группы в поддержку Тибета и членами австралийского совета по вопросам Тибета. Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество сказал: “Политика Китая в отношении Тибета не изменится, пока не начнутся перемены в целом по стране. Бывший премьер-министр Вэнь Цзябао выступал за проведение реформ. Правозащитник Лю Сяобо также высказался о необходимости двигаться в сторону более открытого общества. Свободные страны должны оказывать поддержку таким людям, как Лю Сяобо”.

По мнению Далай-ламы, нельзя недооценивать величия цивилизации Древнего Китая, но сегодняшнему Китаю необходимо вливаться в общемировой поток. В то же время, нужно спешно искать пути спасения тибетского языка, религии, культуры и экологии. Его Святейшество поблагодарил всех за поддержку дела Тибета.

Затем Его Святейшество вернулся на сцену, где его представила собравшимся одиннадцати тысячам зрителям известная актриса, живущая в Сиднее, Кейт Бланшетт, сказав много теплых, душевных слов. Его Святейшество решил выступать стоя.

“Я очень признателен за возможность беседовать сегодня с вами. Самой важной частью моих визитов в разные страны мира я считаю именно возможность говорить с людьми. Каждый человек хочет прожить счастливую жизнь без трудностей и страданий. Но мы собственными руками создаем множество проблем, с которыми сталкиваемся. Конечно никто не создает себе проблемы нарочно, но мы склонны становиться рабами таких эмоций, как гнев, ненависть и привязанность. Эти эмоции по сути своей появляются в силу того, что мы проецируем на людей и на вещи собственные представления о них.

Эти эмоции бывают очень мощными, и необходимо учиться их ослаблять, преодолевая неведение и применяя противодействующие силы. Если мы не выучили буквы алфавита, то пребываем в неведении относительно этих букв. Устранить такое неведение можно только выучив алфавит. Точно так же дело обстоит с нашими эмоциями”.

В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
Его Святейшество Далай-лама и актриса Кейт Бланшет. Сидней,
Австралия. 16 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013
Его Святейшество сказал, что некоторые специалисты полагают, что всем социальным животным присуще чувство альтруизма, пусть и в ограниченной мере. Мы не способны выжить без других; все остальное общество обеспечивает наше будущее. Его Святейшество попросил представить, что у слушателей есть кусочек земли, который их кормит. Но для этого о земле необходимо заботиться. Подобным образом, в человеческом сообществе мы должны заботиться о других. Несмотря на поверхностные различия между нами, нужно понимать, что все семь миллиардов людей – члены одной человеческой семьи, от которой зависит наше будущее. Например, когда мы приходим в больницу, то там ко всем пациентам одинаковое отношение. Нам не приходит в голову, что наша раса, национальность, вероисповедание или образование помешают врачу лечить нас должным образом. Глобальные изменения климата, экологический кризис не замечают государственных границ. Из космоса никаких границ не видно. Все, что вы оттуда видите, это маленькая голубая планета.

Его Святейшество поделился своей мечтой о том, что люди начнут использовать потенциал больших пустынь для получения солнечной энергии, которую можно направить на опреснение соленой воды, с помощью которой, в свою очередь, можно превратить пустыни в цветущие сады.

Размышляя о человечестве в целом, Его Святейшество обратил внимание слушателей на то, что мы все рождены нашими матерями и большинство из нас выжили и выросли благодаря материнской заботе. Любовь и нежность, подаренные в детстве матерью, заложили в нас способность любить и заботиться о других.

“В новостях регулярно сообщают об убийствах, насилии, эксплуатации и скандалах, но не уделяют внимания тому, что тысячи детей каждый день получают тепло и любовь своих матерей, ведь мы считаем это само собой разумеющимся. Мы попадаем в сети разрушительных эмоций, не зная, что эти эмоции можно контролировать. Нам нужно вырабатывать чувство эмоциональной гигиены, опирающейся на общечеловеческие ценности, корень которых лежит в любви и нежности. Вот это я называю светской этикой”.

Мики Робинс задавал Его Святейшеству вопросы, полученные из аудитории, и для начала спросил, каково это – быть Буддой? Ответ Его Святейшества не заставил себя ждать: “Я – Будда? Чепуха! Я такой же человек, как любой из вас”.

На вопрос, что может сделать для мира отдельный человек, Его Святейшество ответил, что как показывает опыт ООН, наличие большого офиса и огромное количество документов сами по себе не приносят мира. Мир во всем мире должен вырасти из внутреннего спокойствия и мира каждого отдельного человека. На вопрос “Зачем я живу?” христиане и буддисты отвечают по-разному, но самый простой ответ такой: не беспокоиться о смысле жизни и попробовать стать счастливым. На вопрос, как избежать страха и сожалений перед смертью, Его Святейшество посоветовал вести более осмысленную жизнь, не создавать проблем, помогать другим и воздерживаться от причинения им вреда. О прощении он сказал, что когда вы забыли [о нанесенной обиде], то и прощать нечего, но если вы злитесь и обижены на других, то становитесь звеном в цепной реакции. Прощение помогает остановить гнев, злой умысел и желание отомстить.

В заключение Его Святейшество спросили, обещает ли он приехать еще? Он ответил: “Конечно, мне нравится сюда приезжать. Надеюсь, что смогу приезжать раз в два года в течение ближайших пяти-десяти лет. Да”.

В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
Более одиннадцати тысяч человек собрались на лекцию
Далай-ламы о светской этике. Сидней, Австралия.
16 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013
“Обдумайте то, о чем мы говорили. Если это покажется вам значимым, поразмышляйте об этом еще. Поговорите с друзьями и близкими. Если все это кажется вам лишенным смысла, что ж, просто оставьте все здесь, в этом зале и возвращайтесь домой”. Последний совет был встречен теплыми аплодисментами.

Затем Его Святейшество посетил митинг в поддержку Тибета в парке Тумбалонг, расположенном в районе Дарлинг-Харбор. Он поднялся на сцену вместе со спикером тибетского парламента в изгнании Пенпой Церингом, китайским интеллектуалом Фэном Чун И и своим давним другом преподобным Биллом Крусом. Его Святейшество говорил о хрупкой природе Тибета, и о том, что Тибет является бесценным источником питьевой воды для большинства азиатских стран, за что его даже называют третьим полюсом. Он упомянул, что в 1974 году Центральная тибетская администрация признала, что оставаться частью Китайской народной республики для Тибета может быть полезным в части, касающейся материального развития, и приняла решение не искать полной независимости Тибета. Но китайское правительство должно предоставить тибетцам истинную автономию и воплотить в жизнь права и положения, закрепленные в китайской конституции.

“У нас есть свои неповторимый язык, культура и образ жизни, и мы хотим сохранить все это. Наши связи с китайским народом потихоньку налаживаются, но властвующая в стране цензура приводит к тому, что китайцы очень плохо осведомлены о реальном положении вещей. В последнее время я советую тибетцам больше общаться с китайцами. Мне говорили, что если бы простые китайцы больше знали о нашем подходе Срединного пути, большинство из них поддержало бы этот подход. Лучший способ решить проблему, это придерживаться реалистичного взгляда на нее. Я бесконечно признателен за вашу поддержку. Пожалуйста, когда вам представится случай, рассказывайте китайцам о реальном положении дел”.

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад