Начало > Новости > В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»

В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»


13-02-2015, 15:39
Копенгаген, Дания, 12 февраля 2015 года – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама встретился с группой парламентариев, в которую вошли представители всех восьми партий датского парламента.

В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»
Его Святейшество Далай-лама на встрече с датскими парламента-
риями. Фото: Оливье Адам.
Приветствуя их, он сказал: «В 1973 году, накануне моего первого визита в Европу, корреспондент Би-Би-Си Марк Тулли задал вопрос о целях моей поездки, и я ответил, что поскольку я беженец, то считаю себя гражданином мира. Я взял на себя обязательство по продвижению общечеловеческих ценностей, таких как любовь и сострадание, которые, в отличие от денег или власти, и являются истинными источниками покоя ума. Обращение к своим внутренним ценностям приносит силу и уверенность, что позволяет действовать прозрачно, открыто и честно».

Его Святейшество сказал, что все люди хотят прожить счастливую жизнь, и, посмотрев на парламентариев, с юмором заметил, что и они кажутся ему людьми. Как буддийский монах он считает, что общая цель всех религиозных традиций мира – помогать и служить человечеству, вот почему он трудится над взращиванием гармонии между ними. Он сказал, что в настоящее время полностью сложил с себя все политические полномочия.

«Я благодарен за вашу поддержку и защиту прав человека в Тибете и повсюду в мире».

Затронув тему происходящего в его родной стране, Его Святейшество выразил беспокойство состоянием экологии Тибетского нагорья, которое один китайский эколог назвал третьим полюсом планеты. Великие реки Азии берут истоки в ледниках Тибета и снабжают водой около одного миллиарда людей. Его Святейшество надеется, что парламент Дании поддержит идею отправить в Тибет независимых экспертов для оценки текущей экологической ситуации в регионе. Он также высказал свою озабоченность судьбой тибетской культуры, культуры мира и ненасилия, которая может принести огромную пользу всему миру, в том числе и Китаю. Он рассказал о встрече с китайскими писателями и интеллектуалами, которые пожаловались, что нравственные стандарты в Китае за последние пять тысяч лет никогда еще не были такими низкими, как сейчас. Си Цзиньпин недавно заявлял в Париже, а потом и в Нью-Дели, о важной роли, которую буддизм призван сыграть в возрождении китайской культуры.

В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»
Его Святейшество Далай-лама фотографируется с депутатами датс-
кого парламента после встречи. Фото: Оливье Адам.
В заключение Его Святейшество сказал, что Индия и Китай, две самые густонаселенные страны мира, – соседи. Пока Китай с подозрением относится к тибетцам, на границе будут сосредоточены многочисленные войска, которые вызывают опасения индийской стороны. Поэтому, урегулирование ситуации в Тибете имеет прямое отношение к миру в этом регионе.

Его Святейшество спросили, что Дания и Евросоюз могут сделать, чтобы поддержать право Тибета на самоопределение, и он ответил, что экономическое и военное влияние Китая заметно усиливаются. Нет никакого смысла изолировать Китай. Напротив, нужно устанавливать связи, становиться друзьями, преодолевать подозрительность, что, по мнению Его Святейшества, также относится и к России. Он еще раз повторил, что цензура безнравственна, китайскую судебную систему необходимо поднять до мировых стандартов, ведь сейчас права крестьян не защищает никто.

Один из парламентариев спросил, не парадоксально ли, что Его Святейшество советует смягчать подозрения Китая, но в то же время, встреча с ним их только разжигает.

Его Святейшество ответил: «Вы можете им сказать, что мы обсуждали проблемы окружающей среды, что тибетцы не ищут независимости, и мы хотим для тибетцев только тех прав, что уже гарантированы китайской конституцией. Не беспокойтесь, Тибет и Китай связывают более чем двухтысячелетние узы, и я лично имею дело с китайцами с 50-х годов прошлого века».

Войдя в зал, где проходили учения, Его Святейшество поприветствовал собравшихся: «Доброе утро всем, я надеюсь, вы хорошо выспались. Сегодня я скажу несколько слов о буддизме в целом, а во второй половине дня разъясню “Восемь строф о преобразовании ума”».

В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»
Его Святейшество Далай-лама друет учения по буддизму в Копенга-
гене. Фото: Оливье Адам.
В основном Его Святейшество говорил по-английски. Он отметил, что несмотря на различия в философских воззрениях, все религии объединяет общее послание любви, сострадания, терпимости и самодисциплины. Отвечая на вопрос: «Что такое Дхарма? В чем ее цель?», он пояснил, что Дхарма защищает нас и оберегает от страданий. Это одинаково верно и для последователей школы самкья, джайнов и буддистов, не разделяющих веры в бога-творца, и для парсов, индуистов, иудеев, христиан и мусульман, верующих в создателя. Религии проповедуют разные философские взгляды, поскольку у разных людей различные убеждения и склонности. Все религии, каждая по-своему, учат практике любви и тому, как ее укреплять.

Его Святейшество поделился, что для него один из способов выразить свое уважение к другим религиям, это совершать при случае паломничества в их священные места. С такой целью он побывал в Лурде, Иерусалиме и Фатиме.

Не следует также забывать об одном миллиарде человек, которые называют себя неверующими и не интересуются духовными материями. Они такие же люди, и тоже желают быть счастливыми, поэтому им нужны знания о внутренних ценностях, таких как любовь и сострадание. Упомянув об индийской традиции секуляризма, Его Святейшество предположил, что в современных учебных заведениях необходимо преподавать светскую этику, опираясь при этом на здравый смысл, общий для всех опыт и научные изыскания.

Рассказывая о происхождении тибетского буддизма, Его Святейшество объяснил, что великий тибетский император Сонгцен Гампо женился на непальской и китайской принцессах. Обе привезли с собой в Тибет статуи Будды, что зажгло первые искорки интереса к буддизму. Следующий император Трисонг Децен пригласил в Тибет ведущего ученого индийского монастыря-университета Наланда, и Шантаракшита, несмотря на преклонные годы, принял приглашение и приехал учить тибетцев буддизму. Он преподавал логику и философию, а также правила монашеской дисциплины.

В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»
В зале конференц-центра "Белла" во время учений Его Святейшест-
ва Далай-ламы. Фото: Оливье Адам.
Его Святейшество объяснил, что основы буддийского учения заложены в Четырех благородных истинах и в 37 факторах пробуждения, которые являются общими для палийского и санскритского канонов. 37 факторов пробуждения содержат кроме прочего четыре установления памятования, четыре правильных усилия, четыре основы обычных умений, пять способностей и благородный восьмеричный путь. Затем Его Святейшество достаточно подробно остановился на 16 характеристиках Четырех благородных истин.

Что касается Четырех благородных истин – страдания, причин страданий, прекращения и пути – Будда советовал познать страдания, преодолеть их причины, осуществить прекращение и взращивать путь. В этом контексте можно говорить о четырех характеристиках истины о страдании – это непостоянство, страдание, пустота и бессамостность; четырех характеристиках истины о причинах страданий – причины, источник, процесс порождения и условие; четырех характеристиках истины о прекращении – прекращение, покой, удовлетворенность и совершенная свобода; четырех характеристиках истины о пути – путь, правильный метод, продвижение и решающий фактор. Изучение этих характеристик способствует развитию мудрости.

Мудрости должен сопутствовать альтруизм, и Шантидева дает такой совет:

Всякое блаженство, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье другим.
Всякое страдание, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье себе.


Его Святейшество заметил, что геше Лангри Тангпа (1054-1123), автор «Восьми строф о преобразовании ума», был учеником геше Потовы, последователя школы кадам. Он добавил, что выучил эти строфы наизусть еще в молодости и размышляет о них каждый день.

В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»
Вид на сцену конференц-центра "Белла" во время учений Его Святей-
шества Далай-ламы. Фото: Оливье Адам.
В первой строфе утверждается, что все хорошее в нашей жизни – высшие рождения, освобождение и пробуждение, появляется благодаря другим живым существам. Во второй строфе советуется считать других выше себя. Его Святейшество, для примера, сравнил человека и насекомое. Насекомое мало, наш мозг по сравнению с мозгом насекомого огромен, но ведь мы порой используем свой мозг в крайне разрушительных целях, чего насекомое никогда не сделает, и поэтому мы ниже. Гнев, ненависть и другие разрушительные эмоции возникают из-за чрезмерной сосредоточенности на себе.

В третьей строфе показывается, что эгоизм вредит, а альтруизм приносит пользу и нам самим, и другим. Однако в своей повседневной жизни мы привыкли поддаваться влиянию разрушительных эмоций. Мы должны им противостоять, и когда замечаем, что гнев вот-вот разгорится, нужно осознанно гасить его вспышки. В четвертой строфе говорится, что мы должны считать себя самыми низшими, но это вовсе не значит падать духом. Для борьбы с эгоизмом нужны смелость и уверенность. Смысл строфы в том, что не следует смотреть на людей, например преступников, больных проказой или СПИДом, сверху вниз.

Пятая и шестая строфы учат, что мы должны сохранять сострадание по отношению к людям, критикующим нас. Мы берем себе поражение, а победу отдаем им. Подобным образом, когда те, кому мы помогли, оборачиваются против нас, мы должны быть им благодарны и видеть в них учителей терпения и сострадания. В седьмой строфе излагается метод, как принести пользу и радость другим. В восьмой строфе, имеющей отношение к аспекту мудрости духовного пути, говорится, что хотя нам кажется, что вещи существуют независимо, в действительности это не так. Когда мы это осознаем, мы начнем воспринимать их как мираж или иллюзию. В связи с этим Его Святейшество заметил, что люди иногда спрашивают его, с чего начать, чтобы обрести понимание пустоты, и он советует начать с изучения квантовой физики.

В Копенгагене Далай-лама даровал учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»
Переводчики на английский и датский языки во время учений Его
Святейшества Далай-ламы. Фото: Оливье Адам.
Всем, кого заинтересовали эти учения, Его Святейшество посоветовал читать и другие произведения великих буддийских учителей Индии.

«Перечитывайте их снова и снова. Читайте и размышляйте над тем, что прочли. Если вы питаете интерес к традиции Наланды, усердно учитесь и вы увидите перемены. Учитесь и размышляйте, но не ставьте перед собой нереальных целей. Доброго вам вечера».

От имени организаторов Лакха Лама Ринпоче поблагодарил Его Святейшество за визит и за учения. Он также выразил признательность переводчикам за аккуратный перевод учений на датский и английский языки, а также всем добровольным помощникам, благодаря труду которых состоялась эта встреча. Зал разразился теплыми, уважительными аплодисментами.

Завтра Его Святейшество улетает в Индию.

Перевод: Ольга Селезнева.
Вернуться назад