Начало > Новости > В Осаке Далай-лама даровал разрешение на практику Манджушри и провел несколько встреч

В Осаке Далай-лама даровал разрешение на практику Манджушри и провел несколько встреч


15-05-2016, 14:18
Осака, Япония, 13 мая 2016 года – Сегодня, в последний день учений в Осаке, Его Святейшество Далай-лама провел встречи с некоторыми из 2 700 учеников, приехавших его послушать. Первым делом он встретился с группой из Тайваня, насчитывающей почти тысячу человек, в основном женщин.

В Осаке Далай-лама даровал разрешение на практику Манджушри и провел несколько встреч
На встрече Его Святейшества Далай-ламы с группой паломников из
Тайваня. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество в очередной раз подчеркнул важность обучения и использования наших умственных способностей в полной мере. Самый надежный способ гарантировать, что наше образование и разум служат во благо – это развивать душевную теплоту. Появились научные свидетельства, показывающие, что по природе своей человек добр и милосерден, и Его Святейшество заметил, что если мы научимся плодотворно взращивать эти достоинства, мы сумеем построить более мирное и спокойное сообщество.

«Будучи последователями Будды и наследниками монастыря-университета Наланды, мы должны направлять наши знания на развитие покоя ума и внутреннего мира.

Вы все приехали из Тайваня, – продолжил Далай-лама. – Я посещал вашу страну несколько раз и на меня произвело огромное впечатление, какой удивительный порядок царит у вас на родине. Вы унаследовали древнюю китайскую культуру и питаете живой интерес к буддизму, это замечательно. В силу политических причин в последнее время я приезжать не мог. Ма Инцзю, пока был мэром Тайбэя, относился ко мне с большей теплотой, чем сейчас, когда стал председателем Гоминьдана. Это вполне объяснимо, и я не желаю создавать никому неудобств. Однако со своей стороны повторяю, что готов приехать в любое время, когда будет удобно вашему правительству».

Слова Его Святейшество утонули в волне теплых аплодисментов, и многие участники встречи протянули ему навстречу руки, будто желая его коснуться.

Вернувшись в практически пустой зал учений, Его Святейшество посвятил 40 минут подготовке к церемонии дарования разрешения на практику Манджушри, запланированной на сегодня. Постепенно зал наполнялся людьми, и как только Его Святейшество завершил подготовительные церемонии, группа сидящих перед ним японских монахов пропела «Сутру сердца» на японском языке. За ними китайские монахи и монахини прочли «Сутру сердца» снова, уже на северокитайском.

Его Святейшество повторил слова сутры о том, что все Будды прошлого обрели понимание пустоты, и все Будды и бодхисаттвы будущего должны постичь пустоту. Кроме того Его Святейшество подчеркнул важность слова «так же» в утверждении: «...должны исследовать так же и эти пять скандх и следовательно видеть их пустыми от самобытия...» Его Святейшество объяснил, что при первом повороте колеса Дхармы Будда даровал учения только о бессамостности личности, однако во время второго поворота колеса он учил и о бессамостности явлений. Он добавил, что слова: «форма есть пустота; пустота есть форма» подтверждают, что на относительном уровне форма существует, хотя и не обладает самобытием.

Его Святейшество пояснил, что мантра «Сутры сердца»: «тадьята ом гате гате парагате парасамгате бодхи сваха – иди, иди, выйди за пределы, полностью выйди за пределы, достигни пробуждения» – описывает путь духовного развития и воодушевляет учеников пройти через пять его ступеней: первое гате – путь накопления; второе гате – путь подготовки; парагате – путь видения; парасамгате указывает на путь медитации, и бодхи сваха соответствует пути неучения больше.

В Осаке Далай-лама даровал разрешение на практику Манджушри и провел несколько встреч
Его Святейшество Далай-лама вместе монахами и монахинями
читает «Сутру сердца» в начале заключительного дня учений.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Сегодня мы сможем принять на себя обеты бодхисаттв», – продолжил Его Святейшество и прочел строки из трактата Атиши «Светоч на пути к пробуждению», которые объясняют, почему перед дарованием обетов бодхисаттв необходимо даровать обеты мирян:

Только соблюдающие любые из семи видов
Обетов личного освобождения
Исполнили необходимое условие для
Принятия обетов бодхисаттв, но не остальные.

Затем Его Святейшество рассказал об обетах мирян – запретах на убийство, кражу, ложь, прелюбодеяние и употребление одурманивающих веществ. Что касается пьянства, Его Святейшество поведал историю, произошедшую с Лингом Ринпоче, когда тот даровал однажды обеты мирян. К нему пришел пожилой тибетец и сказал, что не пить он просто не может, и добрейший Линг Ринпоче посоветовал ему хотя бы не напиваться до беспамятства. Его Святейшество также обратил внимание, что есть похожий обет, который принимают на себя всего лишь на день, однако в данном случае клятва дается на всю жизнь.

После обетов мирян Его Святейшество даровал обеты бодхисаттв, а за ними последовали разрешение на практику Манджушри, а также молитва и мантра Манджушри. Его Святейшество поделился, что сам получал их от Кхуну Ламы Ринпоче, Тагдага Ринпоче, Линга Ринпоче и Триджанга Ринпоче. От Кхуну Ламы Ринпоче Его Святейшество узнал легенду о написании этой молитвы: прославленных пандит Индии попросили составить молитву Манджушри, и когда каждый из них представил свою версию, оказалось, что все они совпадали слово в слово.

В Осаке Далай-лама даровал разрешение на практику Манджушри и провел несколько встреч
Заключительный день учений Его Святейшества Далай-ламы
в Осаке. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
После обеда состоялась часовая сессия вопросов и ответов. Его Святейшество объяснил, что нет ничего плохого, если христиане будут изучать некоторые аспекты буддизма, поскольку все религиозные традиции несут одно и то же послание. Все они проповедуют любовь, прощение, терпимость, умение довольствоваться малым и самодисциплину, и практики одной традиции могут принести большую пользу последователям другой.

Его Святейшество попросили дать совет жителям Тайваня, где вскоре состоится инаугурация нового президента, и он ответил, что не очень хорошо информирован о положении дел в их стране и поэтому не берется дать никаких конкретных рекомендаций. Однако он подчеркнул, как важно использовать наш интеллект во благо и решать конфликты с опорой на диалог, а не грубое насилие.

Задали вопрос о том, не будет ли лучше следовать только одной какой-то школе буддийской мысли, поскольку интерес ко многим создает путаницу в голове. Его Святейшество ответил, что изучение воззрений других философских школ идет на пользу, обратив внимание, что все направления тибетского буддизма берут истоки в традиции монастыря-университета Наланда. Он добавил, что сам получал наставления от учителей школы ньингма Дилго Кхьенце Ринпоче и Трулшика Ринпоче, а также от учителей традиции сакья. Его Святейшество также изучает труды всех школ буддизма. А вот сторонники поклонения духу Шугдену утверждают, что последователям школы гелуг нельзя даже притрагиваться к трактатам ньингмы, и намеренно разжигают сектантские настроения. Его Святейшество добавил, что хотя сам тоже поклонялся этому духу одно время, он полностью прекратил свои практики, как только осознал весь их вред.

Отвечая на вопрос студентки из Монголии, спросившей, стоит ли получать высшее образование, если буддизм дарит такие глубокие знания, Его Святейшество ответил, что учителя Наланды не знали о компьютерах и современных технологиях, без которых сегодняшняя жизнь немыслима. Он посоветовал ни в коем случае не бросать университет. В заключение Его Святейшество заметил, что забота о других вовсе не означает, будто нужно пренебрегать собственными нуждами, однако, помогая другим, мы приносим пользу и себе.

В Осаке Далай-лама даровал разрешение на практику Манджушри и провел несколько встреч
Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Обращаясь к группе тибетцев на отдельной аудиенции, Его Святейшество поблагодарил своих соотечественников за стойкость и веру. Он рассказал, что как только они поселились в Индии, была учреждена тибетская администрация в изгнании, опирающаяся на демократические принципы. Постепенное развитие в демократическом направлении позволило Далай-ламе наполовину удалиться от политических дел в 2001 году и полностью передать все свои политические полномочия выборному руководству в 2011 году. Его Святейшество особо подчеркнул, что сложение политических полномочий вовсе не говорит об упадке его духа, и сегодня он не жалеет сил ради сохранения тибетского языка и культуры, а также хрупкой природы Тибета.

Его Святейшество заметил, что пока Далай-лама жил в Тибете, его почти никто не знал, а сегодня он путешествует по всему миру и повсюду у него друзья.

«Без ложной скромности скажу, – продолжил Его Святейшество, – что мы, тибетцы, отличаемся острым умом. Я сам из провинции Амдо, как и Чже Цонкапа, и мой ум тоже отличается остротой. И хотя в детстве я не выказывал рвения к учебе, образование и тренировка, которые я получил в Тибете, позволяют мне на протяжении уже более 30 лет вести плодотворный диалог с современными учеными.

Люди порой свысока смотрят на тибетский буддизм, называя его ламаизмом и не признавая в нем истинного учения Будды. Однако тибетцы – наследники знаний монастыря-университета Наланды, наиболее полной и чистой традиции буддизма, дошедшей до наших дней. Кроме изучения классических трактатов, таких как сочинения Нагарджуны “Коренные строфы о срединности” и Майтреи “Украшение из постижений”, на тибетском языке сохранились переводы всех семи трудов Дхармакирти по логике и теории познания. Мы не только сберегли переводы этих книг, мы овладеваем этими знаниями на личном опыте.

Недавно, когда я лечился в США, я слышал, что многие тибетцы собирались вместе, чтобы помолиться о моем здоровье. Я хотел бы поблагодарить вас от всего сердца и сказать, что прекрасно себя чувствую. Не тревожьтесь обо мне. Правда всегда восторжествует. В Китае идут перемены. Однажды мы снова будем вместе. А сейчас учитесь при каждой возможности. Получайте образование и смотрите на мир проще».

Затем Его Святейшество побеседовал с группой китайских буддистов, сказав, что в какой бы стране мира они ни жили, китайцы неизменно сохраняют преданность своей культуре и усердно трудятся. Последние 40 лет в Китае идут перемены, и одной из примет этих преобразований стало то, что все больше китайцев интересуются духовными материями. Сегодня в Китае проживает самая многочисленная буддийская община в мире. Поскольку меняются интересы людей, будет меняться и система. Его Святейшество напомнил, что два года назад президент Си Цзиньпин в Париже во всеуслышание заявил, что буддизм призван сыграть важную роль в возрождении китайской культуры. Он повторил свои слова в Дели – весьма неожиданное заявление для лидера коммунистической партии.

«Большую часть своей жизни я провел в изгнании, – сказал Его Святейшество китайским буддистам, – но я здоров и полон сил. Мне почти 81 год. Если я доживу до 90 или 100, я надеюсь сослужить добрую службу Китаю и китайскому народу. Пожалуйста, не забывайте об этом.

В Осаке Далай-лама даровал разрешение на практику Манджушри и провел несколько встреч
Его Святейшество Далай-лама встречается с паломниками из Китая.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

В настоящее время я вижу не так уж много китайцев. Несколько лет назад на одну из встреч пришел бедный китайский крестьянин. Я начал расспрашивать его о жизни в деревне. Он ответил, что живется им тяжело, бедных и богатых разделяет гигантская пропасть. Если вы живете в достатке, попытайтесь помочь своим соотечественникам в нужде. Например, меня довольно сильно беспокоит положение дел с образованием в глухих уголках страны. В то же самое время Си Цзиньпин прикладывает усилия для борьбы с коррупцией, но задача эта не из легких».

Отвечая на вопросы китайских буддистов, Его Святейшество подчеркнул важный вклад монастырского сообщества, повторив совет Будды: там, где соблюдают правила винаи, будет процветать и Дхарма. Он упомянул о буддийской науке и философии, скрывающих богатейшие знания об устройстве ума и эмоций, а также бесценные философские воззрения о взаимозависимом возникновении, что может принести огромную пользу всем изучающим буддизм.

Задали непростой вопрос об отношении тибетских буддистов к мясоедению. Он ответил, что по этому вопросу существуют ясные указания, но поскольку буддийские монахи традиционно питаются подаяниями, они должны есть все, что им жертвуют. Он рассказал, как сам пытался стать чистым вегетарианцем, после чего тяжело заболел желтухой. Врачи посоветовали ему есть немного мяса, и он делает это пару раз в неделю. Тем не менее, еще будучи в Тибете, он положил конец массовому потреблению мяса на официальных праздниках и просит кухни всех монастырей в изгнании готовить лишь вегетарианские блюда. Со смехом Его Святейшество добавил, что других он, конечно, призывает отказаться от мяса, но сам его ест.

Его Святейшество еще раз подчеркнул важность образования, и поскольку он часто повторяет тибетцам, что только лишь начитывания мантр мало, он и китайцам хочет сказать – одних молитв Амитабхе недостаточно. В завершение встречи Далай-лама поделился, что в своих личных практиках делает упор на постижении пустоты и осознании бодхичитты, это бесконечно важно.

Завтра Его Святейшество возвращается из Осаки в Нариту, откуда улетит домой в Индию.

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад