Начало > Новости > Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет»

Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет»


20-12-2016, 19:06
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 19 декабря 2016 года – Около восьми утра воздух все еще достаточно прохладный, чтобы с удовольствием прогуляться, поэтому сегодня утром Его Святейшество Далай-лама прошел пешком от Дрепунг-Лачи до Дрепунг-Лоселинга. По дороге он приветствовал тибетцев и индийцев, местных жителей, паломников и нищих и пожал руки многих людей к их нескрываемому удовольствию и удивлению.

Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет»
Его Святейшество Далай-лама дает отвечает на вопросы
Санджея Гупты. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Придя в монастырь Дрепунг-Лоселинг, Его Святейшество дал интервью врачу и телеведущему Санджею Гупте. Интервью было записано для Си-Эн-Эн, телекомпании, штаб-квартира которой, как и университет Эмори, находится в Атланте в штате Джорджия в США. Гупта, приехавший сюда, чтобы освещать симпозиум «Эмори–Тибет», первым делом спросил, почему так важна искренняя улыбка.

«Возможно, есть и другие животные, умеющие выражать теплые чувства друг к другу, – ответил Его Святейшество, – но способность улыбаться присуща одному только человеку. Мы общественные животные, поэтому нам нужны друзья. Дружба рождается из доверия, а доверие – из искренней заботы друг о друге. Если мы честны, правдивы и помогаем другим, вопреки трудностям в нашей собственной жизни, мы не утратим уверенности в своих силах».

На вопрос, почему, если по природе своей человек склонен к состраданию, наш мир так безжалостен, Его Святейшество ответил, что сердце пяти-шестилетнего ребенка чисто и открыто. Детям нет дела до национальности, веры и расы своих товарищей по играм. Однако, получив воспитание в материалистическом обществе, они теряют и предают забвению основополагающие человеческие ценности, такие как сострадание и забота о других. Постепенно они учатся обманывать и запугивать других, а порой дело доходит и до убийства.

«В США, – продолжил Его Святейшество, – все больше городов провозглашают себя “городами сострадания” и “городами доброты” и разрабатывают программы для развития этих достоинств в детях.

В Индии и США мы также трудимся над созданием учебной программы для преподавания внутренних ценностей в светских учебных учреждениях. Мы планируем запустить пилотные программы в нескольких школах и если увидим благотворные результаты, сделаем их более широкодоступными».

Гупта полюбопытствовал, что Его Святейшество хотел бы, чтобы люди знали о Далай-ламе, и что им еще неизвестно. Он ответил, что считает себя простым буддийским монахом и одним из семи миллиардов жителей Земли. Его положение нисколько его не гнетет. Его Святейшество добавил, что на протяжении долгих лет практикует аналитическую медитацию, исследуя негативные последствия гнева и привязанности, и то, как подобные разрушительные эмоции порождаются нашим неверным представлением о самобытии вещей.

Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет»
Крис Импи делает доклад во время второго дня конфе-
ренции «Эмори-Тибет». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество объяснил, что в буддизме отрицается идея бога-творца и назвал учителей Наланды Нагарджуну и Шантидеву, а также тибетского ученого-философа и наставника Цонкапу важными авторитетами в своей жизни. В заключение он предположил, что современная наука может почерпнуть из буддизма знания об устройстве ума и эмоций, особенно в том, что касается методов обуздания разрушительных эмоций.

Затем в конференц-зале Лоселинга возобновился симпозиум «Эмори-Тибет», тема которого «Сближение буддизма и науки». Третья сессия, ведущим которой стал Цондю Сампхел, была посвящена физике – докладчики пытались найти ответ на вопрос, что является фундаментальными образующими частицами вселенной и каково их происхождение. Начав с наглядной иллюстрации размера Земли, Луны и Солнца по отношению друг к другу, а также расстояний между ними, астроном Крис Импи продемонстрировал, что преподаватель может увлекательно рассказывать о сложных понятиях. Ученый заметил также, что если бы Млечный путь был размером с тарелку, видимая вселенная была бы размером с Индию.

Объяснив, что вселенная и составляющие ее частицы возникли 13,8 миллиардов лет тому назад в результате Большого взрыва, Импи добавил, что все нынешние образующие вселенную частицы уже были представлены в тот момент. Только 5% вселенной составляет видимая материя – протоны, нейроны и электроны, еще 23% – это темная материя. Она ответственна за массу, которая удерживает галактики вместе. Оставшиеся 72% составляет темная энергия, весьма загадочный для науки объект, хотя ученые предполагают, что именно благодаря ей происходит ускоряющееся расширение вселенной.

Досточтимый Тхабкхе в своем докладе рассмотрел факторы, послужившие причиной рождения вселенной с буддийской точки зрения. Он пояснил, что буддизм не принимает идеи о существовании бога-творца, и продолжил объяснения, заметив, что из двух главных факторов появления вселенной, первый был материальным – это возникновение различных частиц, а второй условным, как проявление коллективной кармы живых существ, инициировавшей процесс образования. Он рассказал о четырех стадиях жизни вселенной: возникновение, существование, разрушение и пустота.

Его Святейшество внес свою лепту в последующее экспертное обсуждение, пояснив роль кармы и тонкого ума и энергии в формировании вселенной. Он также посоветовал рассматривать так называемые элементы – землю, воду, огонь и воздух ,– которые в последнее время называют «источниками частиц», скорее в терминах твердого, жидкого, горячего и подвижного. Он также заметил, что существует не только движение в пространстве, но и движение во времени.

Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет»
Геше Нгаванг Норбу говорит о буддийских воззрениях на
происхождение жизни на Земле. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
После обеда ведущий Эйр Айзен, один из биологов, приехавших на конференцию, открыл четвертую сессию, прошедшую под знаком биологии. Он представил собравшимся биолога Скотта Гилберта, которого назвал великим ученым, по чьим учебникам он учился сам, будучи студентом, а потом учил других, став преподавателем. Показав иллюстрации зародыша птенца и человеческой зиготы, Гилберт описал зависимое возникновение в процессе оплодотворения, формирования и интегрирования. Он объяснил, как две группы клеток встречаются, и каждая обретает способность к жизнедеятельности только благодаря взаимодействию с другой. Очевидный пример тому развитие глаза, когда хрусталик и сетчатка содействуют формированию друг друга.

Геше Нгаванг Норбу, рассказывая о буддийских воззрениях на происхождение жизни на Земле, задался вопросом, что такое жизнь, как появился человек на Земле и каковы стадии эмбрионального развития. Он описал несколько признаков, которые характеризуют жизнь, среди них способность к репродукции, способность отвечать на стимулы, способность усваивать питательные вещества и выделять отходы, и так далее.

В ходе последующего обсуждения, в котором принял участие и Его Святейшество, Скотт Гилберт заметил, что жизнь в большинстве случаев характеризуется совместным существованием. Принято считать, будто эволюцию движет вперед борьба за выживание, но, по его мнению, жизнь распространилась по миру не благодаря конкуренции, а благодаря сотрудничеству.

К концу дня, отвечая на вопрос Его Святейшества, Кристоф Кох сделал пугающее признание, что на западе, и среди его коллег тоже, очень немногие всерьез полагают, что животные, птицы и насекомые наделены сознанием. Он приписал это, возможно имеющей религиозные корни, теории об особенном положении человека в творении и еще раз подтвердил, что идея о существовании разума у других живых существ – нечто совершенно новое.

Перевод: Ольга Селезнева


Вернуться назад