Начало > Новости > Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов


7-06-2018, 19:44
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 7 июня 2018 года – Сегодня утром, как только Его Святейшество Далай-лама занял свое место на троне, преподаватели из школ Тибетских детских деревень с увлечением продемонстрировали свои навыки ведения философских диспутов. Они рассуждали о принятии прибежища и определениях Трех драгоценностей. Вслед за ними выступили ученики из тех же школ, сделавшие основной упор на научных предметах – особенно на живых организмах.

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов
Школьники из Тибетской детской деревни Гопалпура проводят показательный философский диспут в начале второго дня учений Его Святейшества Далай-ламы для тибетской молодежи. Фото: Тензин Пунцок.

«Ведущим ученым-философом Наланды был Нагарджуна, – произнес Его Святейшество, начиная учения, – его трактаты, точные и глубокие, показывают, каким величайшим учителем он был. Ученики Нагарджуны – Арьядева, Бхававивека и в конечном итоге Шантидева – подробно разъяснили наставления своего учителя. Первая строфа первой главы “Коренных строф о срединности” показывает, как с помощью логического обоснования он упрочивал учение:

Неверно, что когда-либо, где-либо
Какие-либо существования могу возникать
Из самих себя, от другого [существования],
От обоих [существований] или беспричинно.


Нагарджуна восхвалял Будду не только за обретение пробуждения, но также за учение о взаимозависимости. Как говорится в заключительных строфах почтения “Коренных строф о срединности”, Будда преподал священную Дхарму, чтобы избавить нас от искаженных воззрений.

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня учений для тибетской молодежи. Фото: Тензин Пунцок.

Искаженные представления вводят наш ум в заблуждение, и чтобы их искоренить, Будда первым делом разъяснил Четыре благородные истины, начиная с истины о страданиях и истины о причинах страданий. Подробные объяснения Четырех благородных истин включают также учение о Двенадцати звеньях цепи взаимозависимого возникновения. Их порой изображают по внешнему ободу Колеса сансары, рисунки которого нередко можно увидеть на стенах буддийских храмов. Говорят, что первое такое изображение было сделано по заказу одного из индийских царей.

Мы все хотим счастья, а не страданий. И все же, из-за неведения, мы с головой увязли в проблемах. На изображениях первое из Двенадцати звеньев цепи взаимозависимого возникновения, неведение, олицетворяется слепой, старой женщиной. Второе звено, формирующее действие (или карму), изображают в виде гончара, лепящего вазу на гончарном круге.

Переживание боли и удовольствия приходят как результат наших собственных благих и неблагих поступков. Внутренний обод Колеса сансары наполовину черный, как напоминание о неблагих деяниях, и наполовину белый – символ наших добрых дел. Многие наши поступки порождаются ментальными омрачениями – неведением, привязанностью и ненавистью – их изображают в виде свиньи, петуха и змеи соответственно.

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов
Тибетские школьники и студенты, расположившиеся на веранде главного тибетского храма, слушают учения Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Пунцок.

Неведение имеет отношение к нашим ложным представлениям о реальности, которые, как говорит Арьядева в своих “400 строфах о срединности”, насквозь пронизывают наши разрушительные эмоции:

Как осязание пронизывает все тело,
Так и неведение пронизывает все омрачения.
Преодолев неведение,
Так же преодолеешь все разрушительные эмоции.


Чтобы одолеть неведение, необходимо пытаться постигнуть взаимозависимое возникновение».

Его Святейшество заметил, что все вещи, на первый взгляд, существуют объективно и независимо. Вглядываясь в толпу перед собой, он различает школьников и тайских монахов, и кажется, будто каждый человек существует сам по себе. Такими явления нам представляются, однако буддизм учит, что на самом деле они существуют вовсе не так, как нам кажется.

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов
Вид на зал главного тибетского храма во время второго дня учений Его Святейшества Далай-ламы для тибетской молодежи. Фото: Тензин Пунцок.

Вчера Его Святейшество упомянул, что согласно воззрениям квантовой физики, ничто не наделено объективным существованием. Сегодня он рассказал об американском психиатре Аароне Беке, который долгое время работал с людьми, склонными к приступам гнева. Ученый сказал однажды, что по его наблюдениям, когда люди злятся, они видят объект своего гнева полностью в черных тонах, но на 90% эти негативные чувства лишь их собственные ментальные проекции. Его Святейшество считает это наблюдение крайне ценным.

«Во всех религиозных традициях большое значение придается покою ума. Для его развития нужна внутренняя работа. Многие религии учат своих последователей полностью полагаться на волю бога, воплощающего бесконечную любовь – для них вера становится основой развития покоя ума. Большинство индийских традиций, однако, используют практики однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозрения в суть вещей (випашьяны).

Будды искореняют неведение и ведут живых существ к освобождению, преподавая им учение о реальности. “Водою Будды не смывают скверны, страдания существ рукой не устраняют”. Будда Шакьямуни говорил, что мы сами хозяева своей судьбы. Он учил, что мы можем избавиться от страданий, если сами устраним неведение из своих умов. Никто за нас этого не сделает.

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов
Некоторые из более чем 9000 верующих, собравшихся на учения Его Святейшества Далай-ламы для тибетской молодежи. Фото: Тензин Пунцок.

Будда – наш учитель прибежища, но истинное прибежище мы находим в драгоценности Дхармы, истинном пути и истинном прекращении. Практикующие Дхарму составляют драгоценность Сангхи. Конечное намерение Будды – привести других к состоянию сознания, которого он достиг сам».

Его Святейшество возобновил чтение пятой главы «Пути бодхисаттвы». Он затронул тему о достоинствах учителя и привел слова Чже Цонкапы, который говорил, что те, кто собирается дисциплинировать умы других, должны сначала обуздать свой собственный ум.

Начав читать шестую главу под названием «Парамита терпения», Его Святейшество отметил, что для сохранения покоя ума важно практиковать терпение и помнить об изъянах гнева. «Никто не скажет, – с юмором заметил Его Святейшество, – что он счастлив сегодня, потому что хорошенько поругался с кем-то».

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе в перерыве между сессиями второго дня учений для тибетской молодежи. Фото: Тензин Пунцок.

Во время перерыва Его Святейшество ответил на вопросы студентов, а затем завершил чтение шестой, седьмой и восьмой глав «Пути бодхисаттвы». Заканчивая сессию, он поделился, что во время завтрашних учений планирует даровать разрешение на практику Белого Манджушри.

Перевод: Ольга Селезнева.
Вернуться назад