Начало > 1992 год. Калмыкия > О визите Его Святейшества

О визите Его Святейшества


10-05-2010, 20:56
О визите Его Святейшества

Завершился визит в Кал­мыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Для всех верующих республики, для всех мирян приезд главы буддийской церкви явился большим событием. В эти дни Его Святейшество про­водил богослужение: читал молитвы, произносил про­поведи, наставлял верующих на истинный путь.

Надолго запомнят люди дни, проведенные рядом с Далай-ламой XIV. Помолить­ся воплощению живого бога приходили тысячи и тысячи людей, от стара до млад, было очень много молоде­жи, представителей различ­ных конфессий. Этот факт говорит о том, что встречи с главой тибетского народа очистили душу каждого из нас, независимо от нацио­нальности и вероисповеда­ния.

За время пребывания в Калмыкии Его Святейшест­во побывал в Каспийском, Яшкульском и Кетченеровском районах. Верующие получили в дар изображе­ния Будды с отпечатком его ладони, символический бе­лый шарф, тексты молитв. Все это люди будут хранить как святыню. Но само его присутствие на калмыцкой земле самый большой пода­рок для каждого из нас.

Освященные им хурулы в Лагани и Джалыково, встре­чи с верующими, проповеди и прочитанные молитвы — большой вклад в националь­ное возрождение нашей рес­публики,

Конечно, все встречи в ходе визита Далай-ламы XIV достойны детального осве­щения в газете, но, прини­мая во внимание то, что “молодежка” выходит один раз в неделю и теряет опера­тивность в подаче новостей, остановимся лишь на пресс-конференции, которая сос­тоялась вчера утром в сту­дии Калмыцкого телевиде­ния.

На вопрос от редакции газеты “МК” о впечатлении Его Святейшества насколь­ко наша молодежь интере­суется, насколько она про­являет углубленный интерес к своей родной, но позабы­той религии Далай-лама XIV ответил следующее:

— У меня была одна встре­ча со студентами Калмыцко­го университета, где моло­дежь не была активна, мало задавали вопросы, поэтому мне трудно судить об этом. Но их лица светились энту­зиазмом и общее впечатле­ние положительное.

Обычно на встречах я под­черкиваю, что постигаемые познания не должны отры­ваться от индивидуальности личности, знания полезны, когда они гармонично раз­виваются в сочетании с индивидуальностью. Учите­ля (буддийские) всег­да заботятся о том, чтобы знания не были пустыми. Для молодежи характерна энергия, она инициативна, ищет приключений, ей не хватает терпения. Я желаю ей быть терпеливой. Молодежь дол­жна понимать, что она — сила будущего, и поэтому на ней лежит колоссальная ответственность. Специально для молоде­жи Калмыкии хочу пожелать, осознания своего националь­ного тождества, быть частью своей калмыцкой культуры, которая в свою очередь основывается на буддийс­кой религии.

Мне сказали, у вас есть проблема среди молодежи алкоголизма и, наверное, наркомании. Им я хочу ска­зать — этот путь ведет к саморазрушению,

Далай-ламе были зада­ны также и другие вопросы. Сразу после пресс-кон­ференции состоялась встре­ча в зале Президиума Сове­та Министров правительст­ва с Его Святейшеством. Здесь присутствующих проинформировали о договорен­ностях по обучению в Ин­дии и Тибете 10 монахов и 5 мальчиков на 10-12 лет, о введении е общеобразова­тельных школах предмета по истории буддизма, об ока­зании помощи в строитель­стве культовых сооружений.

После окончания встречи в Совете Министров Далай - лама XIV отбыл в Москву.

газета «Молодежь Калмыкии»,
1992, сентябрь



О визите Его Святейшества

Незримый след в душе


Второй визит Его Святошества Далай-ламы XIV в Калмыкию

В середине сентября ны­нешнего года Калмыкию вторич­но посетил Его Святейшество Далай-лама. Со времени его пер­вого посещения произошли боль­шие изменения в религиозной жизни Калмыкии.

Проповеди и молитвы, прочитанные Его Святейшест­вом во время его пребывания в Элисте в 1991 г., дали свои всхо­ды. В душах людей, особенно ве­рующих, произошли положитель­ные перемены. Они оказали влия­ние на отношение общества к буддизму и религии вообще. В этом нетрудно убедиться и по чисто внешним признакам, кото­рые имеют место в Калмыкии. В продаже появились изделия — раз­личного рода буддийские амуле­ты и статуэтки божеств буддийского пантеона. Издаются и продаются восточные календа­ри, книги по буддизму. Например, книга “Старокалмыцкое искусст­во”, изданная Калмыцким книж­ным издательством по материа­лам архива Калмыцкого инсти­тута общественных наук РАН, картинной галереи.

Широкий интерес читате­лей Калмыкии вызывали и издан­ные в последнее время также под влиянием проповеди Его Святей­шества книги по буддизму, кото­рые большими тиражами выпу­щены в Москве, Санкт-Петер­бурге и других городах, и расп­ространяются в Калмыкии.

Проводились выставки буддийских картин. В районах республики возникли буддийские общины, в ряде населенных пунктов стали строиться хурулы. В Элисте организовано общество друзей Тибета.

Республиканские газеты “Хальмг унн”, “Известия Калмы­кии”, “Советская Калмыкия”, “Элистинские новости” регуляр­но публиковали на своих страни­цах материалы на религиозную тему. Программы республиканс­кого телевидения и радиовеща­ния также не обходили эту тему. Большое впечатление на телез­рителей произвели серии теле­передач о пребывании в Калмы­кии в 1991 г. Его Святейшества. И перед самым прибытием Да­лай-ламы впервые в Калмыкии вышел в свет первый номер уч­режденного Калмыцким институ­том общественных наук РАН ре­лигиозного журнала “Мандала”.

Таким образом, население нашей республики было в значи­тельной мере подготовлено для активного восприятия в 1992 г. проповедей и молитв Его Святей­шества.

Программа пребывания Его Святейшества (14 - 18 сентября 1992 г.) была насыщенной. Сос­тоялись встречи с верующими и общественностью Элисты, Яшкульского, Кетченеровского, Кас­пийского районов, а также с ру­ководством Калмыкии в Верхов­ном Совете и Совете Министров республики.

Далай-лама посетил Калмыц­кий институт общественных наук РАН, где состоялась официаль­ная презентация журнала “Мандала”, открытие научно-практи­ческой конференции по буддиз­му, посетил Калмыцкий госуни­верситет, где ему было присвое­но почетное звание профессора. Перед отъездом Его Святейшес­тво дал пресс-конференцию жур­налистам.

Выступая перед верующи­ми и широкой общественностью, Далай-лама говорил, что Его дея­тельность и сегодняшний визит направлены на установление гар­монии в отношениях между людь­ми в обществе, семье, гармонии человека с природой и самим собой, гармонии между религия­ми.

Процесс принятия другой веры — не простой вопрос для человека, но свобода выбора остается за ним, — подчеркивал Далай-лама. Теплотой уважитель­ного отношения к другим религи­ям была проникнута встреча Его Святейшества с настоятелем Крестовоздвиженского храма русской православной церкви отцом Зосимой.

На встречах с обществен­ностью Далай-лама уделял вни­мание и вопросам Тибета. Он отметил, что наиболее опасными являются: нарушение прав чело­века в Тибете, систематически проводимый геноцид в отношении культуры, разрушение окру­жающей среды.

— Я рассматриваю тибетс­кий вопрос, — добавил Он, — и как духовную проблему, ибо полное учение буддизма сейчас доступ­но исключительно в тибетской традиции. Сложившаяся в Тибете критическая ситуация, постигшие тибетцев неисчислимые беды и лишения представляют собой острейшую политическую проб­лему, которую надо решать поли­тическими методами.

Подчеркнув исторические связи тибетской и калмыцкой культуры, Он выразил надежду, что со временем удастся создать в Калмыкии буддийские центры медицины, философии, живопи­си.

Собравшимся на площадях перед строящимися хурулами верующим Его Святейшество читал молитвы и проповеди о буддизме, сути и значении буд­дийской религии. Он читал веру­ющим стихи, в которых восхва­ляются достоинства, тело, речи Будды. Читал сутры Пражняпарамиты, т.е. достижения высшей мудрости; подношение “Мандалы” — высшему сакральному символу буддизма. Его Святей­шество остановился и на учении дхармы, которое имеет большое значение для устремленности к просветлению.

— В мире существует много религий, — сказал Его Святей­шество, — все они учат быть добр­ыми. Буддийское учение основано исключительно на сострада­нии к другим. В буддизме находят науку о сознании. На рубеже XXI века мы воскрешаем буддий­скую религию, которая сущест­вует уже два с половиной тыся­челетия.

Далай-лама подчеркнул, что в буддизме акцентируется внима­ние не на слепой вере, а на разу­ме. В подтверждение привел одно из высказываний Будды: “Не принимайте мои слова на веру из уважения ко мне”.

Объяснение буддийского учения давалось и на основе того текста на тибетском языке, кото­рый был роздан верующим.

— Можно избежать страда­ния, если знаешь причины, — говорил Его Святейшество. — Нам иногда кажется, что страдания возникают по независящим от нас причинам. На деле все причинно обусловлено (в этом смысле они пустотны, а не самосущи). Наше счастье, несчастье имеют свои причины и условия. Путем позна­ния причин мы можем устранить страдание.

Далай-лама, освящая мес­та, где строятся хурулы, дарил буддийские иконы. Так, для бу­дущего храма в Элисте подарил танку — красочно расшитое шел­ком полотно с изображением Будды с отпечатком руки Его Святейшества на обратной сто­роне иконы.

Буддийские иконы он пода­рил также строящимся хурулам в Яшкуле, Лагани, Джалыкове и Кетченерах. На обратной сторо­не икон отпечатки руки Его Свя­тейшества.

Затем он даровал верую­щим аршан (таблетки—нектар долгой жизни), “бу” (повязки на шею), освященные ста миллиона­ми прочитанных молитв, тексты мантры, содержание молитвы.

Таким образом, благодаря буддийской практике метода, практике мудрости (пустотности), даровал еще две мантры.

Особое внимание уделял Его Святейшество необходимости очищения сознания, для чего нужно избавиться от своих нрав­ственных недостатков.

Необходимо добиваться морального очищения, моральной концентрации. Основой нравст­венного очищения является воз­держание от десяти дурных дея­ний. Это прежде всего три дур­ных деяния тела — убийство, разврат, воровство; затем четыре дурных деяния речи: ложь, злос­ловие во вред другим, сквернос­ловие, пустословие (болтовня), наконец, три дурных деяния мысли — зависть, желание другим пло­хого, ложное воззрение.

Отказ от десяти дурных деяний и практика десяти добрых деяний принесут мир, благополу­чие и добрые отношения между людьми.

Чтобы люди могли занимать­ся буддийской практикой, Его Святейшество даровал четыре молитвы.

1. Люди должны практико­вать сострадание ко всем живым существам, для чего необходимо обращаться к Авалокитешваре и читать молитву ОМ МАНИ ПАД МЭ ХУМ.

2. Чтобы заниматься рели­гиозной практикой, люди долж­ны обладать хорошим здоровьем и долгой жизнью, поэтому они должны обращаться к Белой Таре, чтобы она даровала здоровье, долгую жизнь и устраняла все препятствия на пути к правиль­ной жизни, должны читать мо­литву ОМ ДАРИ ДУ ДАРИ ДУРИ СУУХА.

З. Для реального сострада­ния необходимы практика выс­шей мудрости, обращение к МАНДЗУШРИ и чтение молитвы ОМ АРА ВАЗА НА ДИ.

4. Каждый человек должен взращивать в себе просветление всех живых существ, взывая к Будде - ШАКЬЯМУНИ, читать молитву ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СУУХА.

Далай-лама обращал внима­ние верующих и на такие детали, например, как держать сложен­ные ладони при молитве.

— Конечно, большой ошиб­ки нет в том, что сложенные ладони держат иногда наклонно, — говорил Он, — но лучше делать все с самого начала правильно, а это значит — сложенные ладони надо держать вертикально вверх.

П.Биткеев,
журнал «Мандала», 1993, № 2

Вернуться назад