Итоги визита Далай-ламы в Туву

6-08-2010, 13:20  |  Напечатать

Вступительное слово Председателя Верховного Совета К.А. Бичелдея на пресс-конференции по итогам визита Далай-ламы, Кызыл. 23 сентября.

Ведущий. Открываю пресс-конференцию при Верховном Совете Республики Тува. Слово предоставляю Председателю Верховного Совета К. А. Бичелдею.

К. А. Бичелдей. Уважаемые товарищи журналисты! По согласованию с Президентом Республики Тува по поручению Президиума Верховного Совета Республики Тува и Правительства я уполномочен провести пресс-конференцию по итогам визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Туву. Прежде всего, хочу высказать искреннюю благодарность всем вам за ваш труд, за вашу работу по освещению визита высокого гостя. Надо сказать, что все работали, в том числе и журналисты нашей республики, и районных газет, всех изданий, радио, телевидения, на пределе своих возможностей и самое главное, я так понимаю, что все работали с желанием работать для нашего народа, населения Республики Тува. Хочу подчеркнуть, что это историческое событие в жизни тувинского народа воспринимается населением именно как таковое — историческое, незабываемое и ничем, никем незаменимое. Я думаю, значение визита Его Святейшества мы еще долго будем переживать, понимать и про себя доводить до сознания. Я думаю, что основным итогом пребывания Его Святейшества в Туве является не то, что мы его видели (кому-то удалось дотронуться). Гораздо важней последствия этого визита, что остается после Его пребывания в душах, сердцах граждан нашего народа. Я думаю, что основной ценностью, которую оставил Его Святейшество после своего визита в наших сердцах и душах, является обретение людьми духа свободолюбия в совершении своих религиозных и духовных потребностей. Это очень важно. Важно в том смысле, что после долгих лет полного запрета и гонений люди поняли, что действительно можно свободно совершать свои религиозные обряды, чувствовать себя верующими. Почему я это подчеркиваю? Потому что как бы мы ни считали себя верующими (кто буддистами, кто шаманистами, кто еще какой-то другой веры), все-таки прошедшее время запретов на религию наложило отпечаток на поведении наших граждан во время церемонии встречи с Далай-ламой, во время чтения им своего учения... Многие очень хотели совершить обряд посвящения, сесть на колени, сложить руки в поклонении Далай-ламе и многие это делали с оглядкой, неумело. Но главное, люди хотели это делать. Совершить эти обряды, преодолеть самого себя, преодолеть тот запрет, который сидит внутри и которого сегодня фактически нет. Я думаю, что это и есть преодоление самого себя, как говорил Его Святейшество Далай-лама. Для человека самое важное победить самого себя, провести внутри себя полную ревизию, если выразиться канцелярским языком. Нам в этом Далай-лама очень помог. Среди всех идей, которые он нам проповедовал, я особенно ценю его идею свободолюбия: свободы человека, свободы вероисповедания, свободы народа, свободы государства. Вот эта любовь и стремление к, истинной свободе, к свободе от условностей, которые мешают человеку жить, но, тем не менее, свобода, которая регламентируется нормальными человеческими отношениями — вот эта свобода нам позарез нужна, нам надо ее пропагандировать среди своего народа, разъяснять ему, что свобода духа не означает свободу действий. Особенно это хорошо было продемонстрировано в Бадане после встречи с ним. Когда он увидел, что в открытом поле собралось несколько десятков тысяч человек и если случится паломническое столпотворение, его последствия могли быть очень непредсказуемыми, Его Святейшество взял да и подсказал своим новоявленным чадам, что истинно верующий человек должен быть всегда сдержанным и поэтому люди остались сидеть на своих местах. А так конечно, наш разум, эмоции побуждали, чтобы побежать к нему, постараться коснуться его. Это очень поучительно.

Итоги визита Далай-ламы в Туву

Вот из таких ситуаций мы должны делать глубокие умозаключения. Особенно в плане взгляда на себя со стороны и изнутри. Внутри себя надо искать то зерно, на основе которого строятся духовность, вера в лучшее, вера в самого себя. Из его учения я хотел бы подчеркнуть очень полезную идею о том, что каждый человек сам по себе высшая ценность, которая, пройдя через ступени внутреннего самосовершенствования, может дойти до состояния Богда, до состояния Будды, если по-русски. Т. е. каждый человек по природе настолько совершенен, что он заранее обречен быть Буддой. И вся беда в том, что своими деяниями, ошибками, вожделением к тому, чему не стремится чистое сознание, мы закрываем добровольно сами себе путь, дорогу и возможность стать Буддой — человеком высшего совершенства, высшего знания, обладателем и носителем высшего сознания.

Я думаю, что эти мысли заронили очень добротное семя сочувствия в душах людей.

В целом поездка прошла на очень высоком уровне накала чувств населения. И это понятно. Впервые за историю четырнадцати Далай-лам на тувинскую землю, на землю наших предков ступила нога Его Святейшества. Мы должны отдавать себе отчет в том, что это нам судьбою было начертано.

Конкретным результатом приезда Далай-ламы и сопровождающих лиц является подписание Соглашения между Правительством Республики Тыва и Правительством Далай-ламы о культурном и религиозном сотрудничестве на период 1993 — 1995 годов. Краткосрочное соглашение, как вы видите. Но мы рассчитываем на то, что это был первый визит Далай-ламы. А когда есть цифра «1», то за ней должна последовать следующая цифра. И следующая цифра наступит, мы надеемся, не позднее чем в 1995 году. Частично мы передали некоторым редакциям тексты соглашения — опубликуйте, кто как может и желает. Я бы хотел прокомментировать ту часть, которая касается нашей стороны — обязательства Республики Тува. Они звучат очень четко и конкретно, что наша республика (имеется в виду Правительство Республики Тува) обеспечивает беспрепятственное развитие религии и культуры, содействует духовному возрождению нации. Если бы это прозвучало раньше, то я бы сказал, что это пустые слова. Сегодня, когда все силы и средства республики были направлены на достойный прием Его Святейшества Далай-ламы, эти слова перестают быть просто словами. За ними есть действия. Правительство планирует принять конкретные шаги по отношению ко всем конфессиям, в том числе по отношению к буддизму, христианству, баптистам, шаманистам и всем тем конфессиям, которые желают и хотят совершать свои религиозные обряды и в чем-то нуждаются в государственной помощи и поддержке вплоть до элементарного сочувствия. «По мере возможности помогать финансовому, материально-техническому обеспечению, строительству и реконструкции буддистских храмов». Вот это мы вынуждены специально записать. По мере возможности будем оказывать всемерное содействие строительству новых храмов, такое обязательство мы приняли перед Далай-ламой. Будут выделяться целевые деньги, материальные ресурсы, в том числе и на строительство буддийского центра в районе аэропорта (место для этого Его Святейшество освятил), а также уже ведущейся стройке буддийского храма на правом берегу. Кстати, в последний день своего пребывания Его Святейшество освятил строительство, строящийся храм, дал ему специальное название, которое звучит как «Тувдан-Чой-хорлин» (на тибетском языке), а священным хранителем является Ухама — небесная дева (буддийское понятие, женское божество). Он освятил его и таким образом материально-техническая помощь будет оказана для строительства как центра, так и того храма на правом берегу. И учитывая, что Далай-лама всегда старается во всем соблюсти равновесие и справедливость, он постарался побывать и там, и там, несмотря на то, что ему явно не хватало времени на нормальный отдых после болезни.

Кроме этого мы сейчас берем под свою опеку, конечно, не вмешиваясь во внутренние дела, атрибутику, обрядность религии, наших послушников, которые обучаются в Улан-Удэ (порядка 10 человек), 5 человек завтра выезжают в Улан-Батор (дети в основном 9 - 14 лет). Все это делается не в популистских целях. Мы считаем, что это долг и обязанность государства, перед своим народом. Хватит того, что сегодня народ делает все только для государства. Раз государство в свое время допустило разрушение буддийских храмов, допустило репрессирование его служителей, допустило упадок религии, то того же государства обязанность сегодня заключается в обратном. Мы просто задолжали перед своим народом в обеспечении его духовных потребностей. Исходя из этого, содействие такого же порядка будет оказываться Троицкому храму, который ведет строительство дополнительного храма в городе Кызыле.

И важная сторона этого соглашения это конкретные обязательства правительства Далай-ламы: направление трех религиозных слушателей для оказания содействия в подготовке послушников, а также обучения основам тибетской медицины. Приезд, содержание этих лам республика берет на себя, т. е. мы берем на себя то, что должны делать наши общины, но, к, сожалению это сегодня им не под силу. Они, собственно говоря, имеют только названия. Народ сейчас настолько обнищал, что при всем желании не может пожертвовать столько средств, чтобы хватило общинам на содержание и строительство храмов. Мы это понимаем. В 1993 году мы должны подготовить 15 молодых людей для обучения в религиозных и светских школах Индии. Проезд их туда и обратно мы обеспечиваем, обучение будет долгосрочное (минимальный срок 8 лет, максимальный 10 — 12 лет). Что означает религиозное обучение? Это значит, что они становятся монахами. Полностью принимают буддийский обет, которые они должны соблюдать в своей жизни (не жениться, не пить, не курить и т. д.). А в светских школах (соотношение будет таковым: 10 человек монахов и 5 человек для обучения в светских школах) наши ребята получат обычное образование только на тибетской основе — язык, культура и история. Причем они будут знать по окончании светской школы четыре языка: тибетский, хинди, английский и свой родной тувинский язык.

Вот такие задачи ставятся. Вот таковы конкретные результаты приезда Его Святейшества Далай-ламы XIV в Туву. Надеемся, что Правительство, Верховный Совет Республики сумеют выполнить все свои обязательства. Но в том, что сторона Далай-ламы выполнит свои обязательства, у нас нет сомнений. Я надеюсь, что в целом пребывание Далай-ламы послужило праздником не какой-то определенной кучки чиновников-руководителей, а был праздником для нашего народа. Спасибо за внимание. Готов отвечать на ваши вопросы.


Три дня в Туве
Репортажные записи корреспондента «Радио» Натпий-оол Леонида Xунай-ооловича
г. Кызыл, 1995 г.
Фотографии из архивов Верховного Хурала РТ и республиканского краеведческого музея.
Просмотров: 7907  |  Тэги: тува, визиты в Россию, 1992
 

Расписание встреч

2017.06.05 Индия, Дхарамсала
5–7 июня 2017 г.
Трехдневные учения по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2017.08.29 Индия, Дхарамсала
29 августа – 1 сентября 2017 г.
Учения по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Место проведения: главный тибетский храм.

Сохраним Тибет!

Видео. В Москве прошел вечер посвященный Панчен-ламе
25 апреля в Москве прошел вечер, посвященный дню рождения Панчен-ламы XI – второго по значимости религиозного лидера тибетского народа после Его святейшества Далай-ламы. Все пришедшие москвичи, ...

2017.05.05
5–12 мая. Санкт-Петербург. Визит геше Нгаванга Тукдже

Геше Нгаванг Тукдже дарует в Санкт-Петербурге дополнительные учения
Программа визита досточтимого геше Нгаванга Тукдже в Санкт-Петербург, запланированная ранее на период с 5 по 7 мая, расширена. Дополнительные учения состоятся 10–12 мая и будут включать объяснение ...

Основные разделы сайта