Диалог со студентами из Сиккима

25-12-2010, 01:28  |  Напечатать




Его Святейшество Далай-лама общается со студентами из Сиккима.
Гангток, Сикким, Индия
21 декабря 2010
Продолжительность: 1 час 17 мин.

Дорогие мои юные братья и сестры! Я чрезвычайно рад встрече с молодежью. Всякий раз, когда я встречаюсь с молодыми людьми, я всегда говорю им: «Мы живем в 21-м веке. Мое поколение относится к веку 20-му, который уже прошел. Мое поколение готово сказать вам: «До свидания».

Минуло 10 лет 21-го века, впереди еще 90. Если вернуться к веку 20-му, то это было самое важное столетие в истории человечества, но одновременно в этом столетии было больше всего насилия. Согласно некоторым историкам, в войнах насильственной смертью погибло свыше 200 миллионов человек. Ладно бы, если бы это безмерное насилие помогло человечеству избавиться от проблем, тогда ему можно было бы найти хоть какое-то оправдание. Но и этого не случилось.

И в начале 21-го века мы опять столкнулись с кризисом ― в Ираке, в Афганистане, со множеством, проблем, вызванных террористами. Все это отголоски тех ошибок, которые были допущены в веке 20-м, а также проявленной небрежности. Нам нужно смотреть вперед, вооружившись новыми идеями, новым перспективным мышлением, новыми методами. Ваше поколение способно придать миру новую форму. Разумеется, Сикким ― штат маленький, но вы ― часть почти семимиллиардного населения планеты. Когда мы говорим «общество», «человечество», то они составлены из отдельных людей, которые и формируют отдельное сообщество или человечество в целом. Вы тоже входите в это число, вы тоже способны внести свой вклад. Но для этого вам, прежде всего, необходима более целостная картина. Если в остальных частях мира, в остальных частях Индии ситуация складывается не слишком мирно и благополучно, то и Сиккиму не избежать трудностей. Если во всем мире проблемы, то и Индии их не избежать. Таковы реалии современного мира. В древние времена мы, тибетцы, жили за грядой снежных гор, занимались своими делами, ни на что не обращая внимания. Ну, и ничего страшного. А вы, жители Сиккима попивали чанг и радовались жизни. Не слишком волновались о том, что творится в других частях света. Такой образ мыслей остался в прошлом! Теперь мы должны считать весь мир частью единого целого. Будущее каждого сообщества зависит от того, что происходит во всем мире! Нужно мыслить шире, видеть перспективу.

Я всегда говорю, что век 20-й был веком войн, веком насилия. Что же до века нынешнего, если мы хотим, чтобы он был мирным, то концепция диалога должна стать частью нашей жизни. Потому что «мирный век» не означает полного отсутствия войн. Проблемы будут, от них не уйти. Но всякий раз, когда мы сталкиваемся с проблемами, мы должны встречать их, решать их без применения насилия. С помощью диалога. Поскольку на всей земле интересы каждого сообщества, каждого человека целиком и полностью зависят от остального мира, поэтому складывавшееся веками разделение на «мы» и «они», очень жесткое разделение, устарело. Мы должны считать весь мир частью большого «мы». Если, при таком отношении, внутри этого «мы» будут возникать какие-либо проблемы, то решать их нужно путем диалога, переговоров, взаимного уважения, взаимопонимания. Мы должны сделать этот век веком диалога! И тогда он вполне может стать мирным веком. Чтобы это произошло, нам, во-первых, необходимо образование. Это очень важно! Однако профессии, которые дает нам образование, ― не более чем инструменты. Будут ли эти инструменты использованы для созидания или для разрушения, зависит от того, есть ли у нас доброе сердце. Если есть, то любое наше знание может быть использовано во благо. А если сердце исполнено страха, недоверия, гнева, то любая наша профессия может стать разрушительной силой.

Возьмем разработчиков, стоявших за крупными террористическими актами. Если говорить об их умственных способностях, то это были блестящие люди! Каждое действие, шаг за шагом, они просчитали с удивительной точностью. Блестящие умы! Однако их намерения были пронизаны ненавистью, а потому их замечательный, острый ум превратился в силу, несущую разрушения. Вот почему вы должны уделять равное внимание развитию добросердечия. Не нужно относить добросердечие и сострадание к сфере исключительно религиозной. Не думайте так! Это общечеловеческие ценности. Раз уж мы ― люди, а люди ― общественные животные, то сотрудничество и единство для нас ― ключевые факторы. А чтобы возникло сотрудничество и единство, крайне необходимы доверие и дружба. Вот почему мы должны быть открытыми и уважать права других. Это очень важно. Это первое, что вам нужно знать, для того чтобы направить свои знания на созидательные цели.

Далее, вам также необходимо широкое мышление: думать не только о своей семье, о своем маленьком сообществе, но мыслить глобально. Ведь, в действительности, всё взаимозависимо, как я упоминал выше. Нужно мыслить в перспективе: во второй части нынешнего столетия мы должны установить на земле подлинный мир. Важно помнить, что в наших силах прийти к полному разоружению на всей планете.

Один мой друг, которого я считаю своим учителем в области квантовой физики, профессор из Германии фон Вайцзеккер, как-то сказал: «В новых условиях нам не понадобятся ни министерства иностранных дел, ни министерства обороны. Отношения между странами должны выстраиваться так же, как ведутся внутренние дела». Коста-Рика в прошлом смогла прийти к полному разоружению. Два-три раз мне довелось там побывать: небольшая полиция, несколько машин и немного оружия и, кажется, два-три вертолета. Никаких вооруженных сил. В сравнении со странами-соседями в Центральной Америке и Южной Америке, экономическое положение этой маленькой страны были гораздо лучше, уровень образования намного выше. Ведь все свои ресурсы эта страна направляла на мирные цели. Другие подобные страны тратили огромные деньги на оборону. Взгляните на африканские страны: люди порой на грани голодной смерти, а деньги тратятся на оружие, на гражданские войны, бесконечные гражданские войны… Поэтому мы должны задуматься о том, что в конечном итоге нам нужно построить без оружия. Об этом я думаю, когда призываю вас мыслить в перспективе. Это то, что я хотел вам рассказать. Теперь ваши вопросы. Или предложения. Или критика. Вы можете критиковать меня, как критикуете друг друга. Мы равны. Наши эмоции, ментальные состояния, устройство телa ― все это одинаково. Вы должны понимать, что мы равны. А потому нет нужды в соблюдении формальностей. Мы можем обсуждать все вопросы в неформальном ключе. Жду ваших вопросов.

Поднимите руки, если у вас есть вопросы.

― Ваше Святейшество, мы будем признательны вам, если вы просветите нас в отношении медитации випассана.


А что скажет остальная аудитория, вам это интересно или нет?

Випассана ― это обширная тема. Если говорить в целом, один из ее аспектов встречается как в буддизме, так и в индуизме. Другой ― исключительно в буддизме. Он, в свою очередь, делится на две категории: первая относится к Сутраяне, вторая ― к Тантаряне, в особенности к маха-аннуттара-йога-тантре. Таким образом, здесь есть много различных плоскостей. Но если говорить в целом, то випассана означает «исследование». Самадхи ― это медитация, где мы не проводим исследования, а лишь сохраняем однонаправленное сосредоточение. Это самадхи. В випассане же вы отталкиваетесь от самадхи. В процессе тренировки ваш ум научается удерживать концентрацию на одном объекте, и затем, без каких бы то ни было отвлечений, вы проводите исследование только этого, отдельно взятого объекта. Это випассана.
Достаточно? Если начать вдаваться в подробности, то понадобится несколько недель. Это трудно. Следующий вопрос.
Но я очень ценю то, что первый вопрос был посвящен важной теме.

― Ваше Святейшество, намаскар. Говорят, что у вас мистическая улыбка и какая-то особая аура. Можно ли это научно доказать?

Вряд ли. Я и сам не знаю, что такое аура. Иногда приходится слышать: у таких-то людей такая-то аура. Не знаю!

― Ваше Святейшество, я тибетец, но буду говорить по-английски, чтобы всем было понятно. Прежде чем задать вопрос, хочу сказать, что вы для меня ― бог. Когда говорю с вами, меня дрожь пробирает. Пожалуйста, простите меня за то, что я дрожу и нервничаю. В своей книге «Искусство быть счастливым», написанной вами в соавторстве, вы рассказываете о медитации о сострадании. Я преподаю в университете и на своих занятиях пытался донести важность сострадания до своих студентов. Но как-то так получается, что они не настроены на эту волну сострадания. Не могли бы вы сейчас пояснить нам эту медитацию о сострадании. Это было бы очень полезно как для всех студентов, так и для присутствующего здесь преподавательского состава. Спасибо!


Буквально вчера я встречался с учеными, с замечательными, широко известными учеными. Один из них два года тому назад был включен в сотню самых влиятельных людей мира… [Его Святейшество говорит о Ричарде Дэвидсоне - прим. пер.] Кажется, по опросу журнала «Тайм» или «Ньюсвик». «Журнала «Тайм». Я знаю его уже много лет. Настоящий ученый! Очень открытый. Любой предмет он рассматривает с высокой степенью объективности. Очень хороший человек. Вчера он прочитал доклад на тему: какую пользу может принести взращивание сострадания. Разговор шел не о следующей жизни, не о Нирване и не об аде, но о результатах тренировки ума и, прежде всего, воспитания сострадания. Даже трехнедельный курс обучения учеников состраданию давал существенные положительные результаты. Об этом говорилось в его вчерашнем докладе.

Я также упомянул вчера, что нам необходим некий практический подход для пропаганды сострадания секулярными методами, без использования религии. Обычно, когда мы говорим «сострадание», люди порой думают: «Это всё религия. Я уж как-нибудь проживу без сострадания». Эти представления, на мой взгляд, возникают в силу отсутствия соответствующего образования. Система современного образования, которая существует в этой стране, на самом деле введена британцами. То есть эта система образования пришла с Запада. На Западе у отдельных образовательных учреждений, некоторых европейских университетов, например Болонского университета, тысячелетняя история. Когда основывались эти университеты и институты, вопросы нравственной этики целиком и полностью находились в ведении Церкви. Вот почему вновь образованные учебные заведения не брали на себя никакой ответственности за прививание нравственной этики. Они лишь давали знания, пищу для мозга. Таким было развитие системы образования.

А тем временем, в последние 300 лет развитие научно-технической мысли повлекло за собой поистине разительные перемены. Люди высоко оценили новые технологии, ведь они смогли тотчас же получить то, к чему они давно стремились. Уровень бедности существенно снизился, неведения стало меньше. Жить стало значительно легче. Поэтому технологии превратились в тему чрезвычайной важности, и в том же направлении пошло и развитие образования. Современное образование в первую очередь связано с материальным развитием, а не с духовным. Поэтому существующая в Индии система образования вызывает вопросы. Отвечает она нашим потребностям, или нет?

Во времена Индиры Ганди джи, я обсуждал с нею существующую систему образования, в особенности, в гималайском регионе, где традиционно была распространена буддийская культура. Когда я впервые приехал в Спитти, утром у меня состоялась встреча с руководством местных учебных заведений, и мы провели вместе полчаса. День был солнечный, и все радовались солнцу. И они мне рассказали мне, что у местного населения прежде не наблюдалось преступности, это был очень миролюбивый народ. Но теперь местные жители стали больше контактировать с людьми из лежащих ниже долин, и возникли опасения, что покой этого в высшей степени миролюбивого сообщества, где никогда не было преступности, может быть нарушен. Так они говорили. И потому, впоследствии, на одной из своих встреч с Индирой Ганди джи, я упомянул о том, что Индии в целом, и в особенности тем ее регионам, где буддийское культурное наследие получило существенное развитие, нужно обратить внимание на систему образования. Индира Ганди джи была полностью с этим согласна. Она назвала мне имена нескольких профессоров, в том числе и из Делийского университета. Мы планировали создать небольшую группу и провести дальнейшие исследования, но вскоре после этого Индиру Ганди убили.

Образованные люди Индии потом неоднократно делись со мной своей обеспокоенностью на этот счет. Я, как правило, предлагаю людям в этом вопросе опереться на здравый смысл, на жизненный опыт, а также на научные открытия. Эти три метода помогут нам осознать важность добросердечия. Сострадание, добросердечие, любовь играют очень и очень важную роль. Я обычно говорю: до какой-то степени во мне присутствует сострадание. Во-первых, я научился ему от матери. Все вы родились из чрева матери. Когда ребенок появляется на свет, он не знает, что за человек перед ним. Но, в силу действия биологических факторов, он полностью полагается на свою мать. И мать также, несмотря на то, что младенец не такой уж чистый, готова тотчас же окружить его любовью, питать его своим молоком. Те дети, которые в этот ранний период были окружены любовью, став взрослыми, на глубоком внутреннем уровне оказываются гораздо счастливее. А те люди ― я в этом почти уверен! ― те нарушители спокойствия, в том числе и террористы, если мы проведем соответствующее исследование, то выясним, что им в детстве недоставало материнской любви или любви как таковой. Они росли в страхе. В одиночестве. Поэтому, если мы хотим воспитать человека нравственного, то мы должны отдавать себе отчет в чрезвычайной важности материнской любви на ранних этапах развития. Это мы можем понять, исходя из своего жизненного опыта.

Теперь, что касается здравого смысла. Посмотрите на своих соседей, на одноклассников. Те ваши друзья, те ученики, в чьих семьях царит любовь, гораздо счастливее. Когда они приходят в класс, они излучают радость, веселье. А те ученики, с которыми в семье обращаются холодно, а порой даже обижают, когда они приходят в класс, то по их лицу сразу видно, что творится у них дома. Такое обращение очень мешает правильному внутреннему развитию личности. Да и физическое развитие от такого обращения затрудняется. Такой ребенок всю жизнь будет холоден с другими, а это с легкостью ведет к разочарованию, к гневу, подозрительности, страху, ненависти и, в конечном итоге, к насилию. В худшем случае человек впадает в депрессию и затем совершает самоубийство. Это мы увидим, оперевшись на здравый смысл, понаблюдав за людьми.

Многие китайцы подмечают, что тибетцы гораздо миролюбивее, гораздо дружелюбнее и сострадательнее, чем ханьские китайцы. Многие китайцы вам это скажут. А ведь мы ― одинаковые человеческие существа, как я уже говорил выше. У нас одинаковые эмоции, одинаковый ум. Но такова уж роль культурного наследия: если в культуре делается упор на развитие сострадания, то люди оказываются гораздо милосерднее и спокойнее.

Китай ― великая страна; цивилизация, чья история насчитывает пять тысячелетий. Но в последние 60 лет, да и прежде, эта страна перенесла столько страданий: гражданская война, эксплуатация, репрессии. С определенной точки зрения, коммунистическая революция, думаю, может быть оправданна, ведь в стране было столько жестокости. Но потом и сами коммунисты стали жестокими. Так что, на долю китайцев выпало много страданий! А потому люди, которые появляются на свет в таком обществе, ― это люди очень холодные и несчастные. Вот факты, с которыми вы можете познакомить учеников!

И еще, те доклады, которые вчера зачитывали ученые, они очень полезны! Вы можете получить тексты этих выступлений. Позволю себе еще несколько слов о результатах моего общения с учеными. Некоторые ученые утверждают, что постоянный страх, постоянная ненависть буквально пожирает нашу иммунную систему. А спокойный ум, в основе которого сострадание, очень полезен для нашего телесного здоровья. Одна из наших последних встреч с учеными проходила под девизом: «Здоровый ум ― здоровое тело». Здоровый ум ― это ум, в котором больше сострадания, потому что такой ум спокойнее и способен к более объективному восприятию вещей. Если у вас слишком много омрачающих эмоций, таких как страх и гнев, то вы не сможете объективно воспринимать реальную действительность.
Итак, и для проведения исследований, и для получения образования в целом крайне важен спокойный ум. Он также необходим для телесного здоровья. Иногда я говорю женщинам, особенно молодым девушкам… Похоже, среди вас никто не пользуется косметикой, никто вот это не использует. Но некоторые дамы наносят много косметики и только для того, чтобы внешне казаться красивыми. А самое главное ― это внутренняя красота. Те пары, что поженились только из-за внешней красоты, уже через несколько дней начинают ругаться. Самое плохое, если после нескольких удовольствий на свет появляется ребенок, а они, в конце концов, расстаются. На долю ребенка выпадают огромные страдания! И всё из-за отсутствия внутренней красоты.

Расскажу вам одну историю. Дело было в начале 60-х. Один монах-администратор в конце концов снял монашеские обеты. Как-то я в шутку сказал ему: «Жена у тебя что-то не слишком привлекательная». Хотел над ним подшутить. Но он ответил мне: «Да внешне она не очень, но какой замечательный человек!». Тут все мои аргументы закончились.

Внутренняя красота… говорим мы о женщинах или мужчинах, и для тех, и для других внутренняя красота ― самое важное. А мы тратим столько денег на косметику, на внешнюю красоту. Никто не задумывается о красоте внутренней! Это неправильно! Приведите своим студентам эти доводы.

Или возьмем политиков. Если политик в своей работе придерживается прозрачности, то прозрачность в значительной степени связана с честностью, правдивостью… так вот, если политик или религиозный лидер выполняет свою работу искренне, правдиво, честно, тогда ему нечего скрывать. Он может позволить себе вести дела прозрачно и тем самым он завоюет доверие народа. Если говорить о самом политике, то на выборах ему это принесет дополнительные голоса. Так ведь? А если политик или религиозный лидер лицемерят… Подчас такие религиозные лидеры, как я, могут притворяться святыми. А глубоко внутри ― ничего святого. Лицемерие! Такие вещи наносят большой ущерб доверию.

А если в сердце больше сострадания. Если вы руководствуетесь уважением к другим, если больше заботитесь об их благополучии, то не остается места для обмана, для притеснений. Потому что вы их уважаете! Вы по-настоящему заботитесь об их благе!
Если мы хотим построить здоровое общество, то нам нужны высоконравственные политики и религиозные лидеры. Это главное!
Ну как, вы согласны?

― Даже очень.

Замечательно. Следующий вопрос.

― Таши делек! Я тибетец, родившийся здесь, в Сиккиме. Здесь мои друзья, Ринчен и Самдуп. Мы хотели сказать вам, Кундун, что все мы, многие молодые люди, такие же как и мы, полностью поддерживаем вашу политику Срединного пути, достижение значимой автономии для Тибета. У меня к вам следующий вопрос, Ваше Святейшество. Оставем в стороне вопрос времени, можно ли вообще положить конец самсаре, включая мир форм, мир желаний и мир без форм?

Если говорить об ученых-философах, то Лама Цонкапа принадлежал к той их группе, которая полагала, что у самсары не может быть конца. Для индивидуума всегда есть возможность положить конец самсаре, но что касается всех живых существ, то, поскольку их число бесконечно, трудно представить себе окончание самсары.

Представители другой группы ученых утверждали, что, если индивидуум может положить конец самсаре, то, раз живые существа ― это совокупность индивидуумов, то, теоретически, должно быть возможно и достижение окончания всей самсары. Но это вопрос гипотетический и не столь актуальный.

Но я очень счастлив, что вы выразили поддержку нашей политике Срединного пути. И я хочу дать вам базовую информацию о политике Срединного пути. Исторически Тибет был отдельным государством. В своих публичных выступлениях я неоднократно заявлял: когда речь заходит об истории, есть много разных ее изложений: китайская версия, версии отдельных представителей Китая, версия правительства, версия коммунистического правительства, тибетская версия и версия западных ученых или специалистов в области правоведения. Все они разнятся. Но мир меняется, и мы должны смотреть вперед.

В целом, как говорила покойная королева-мать Великобритании ― я встречался с ней, кажется в 1996 году, в то время ей тоже было 96, она родилась в 1901-м… Поскольку перед ее глазами прошло все столетие, я спросил ее, меняется ли мир к лучшему, или остается тем же, или становится хуже. Без колебаний она ответила ― меняется к лучшему! Она обосновала свое утверждение. Когда она была молодой, практически никто не говорил о правах человека или праве на самоопределение. А сейчас об этом говорят повсюду, сказала она. Справедливое замечание! Многие колониальные страны обрели независимость, некоторые ― стали независимыми, воспользовавшись своим правом на самоопределение, в других ― вспыхнула революция.

Так что, перемены налицо. Возьмем Европейский союз: прежде граждане этих страны жертвовали жизнью, лишь бы отстоять свой суверенитет. Сейчас же они достигли большей зрелости, их мироощущение стало более целостным, и они пришли к выводу, что общие интересы важнее суверенитета каждой из отдельно взятых стран. Так был создан Европейский союз. Аденауэр, де Голь и ряд других деятелей смогли положить начало новым реалиям, создать Европейский союз. Сейчас, правда, есть некоторые проблемы с евро, но, в целом, они стояли на идее объединения…

Возьмем Индию. Покойный Аджая Виноба Бхаве джи как-то выступил с идей создания «АБЦ»: союза А – Афганистана, Б – Бирмы и Ц – Цейлона (в то время Шри-Ланка называлась Цейлоном), а также Индии и Пакистана. Некоей федерации. Это предложение свидетельствовало о его дальновидности. Оно меня очень привлекло.

Теперь рассмотрим Тибет. Маленькая страна без выхода к морю. С точки зрения материальной, экономической, весьма отсталая. Каждый тибетец стремится к модернизации. Я публично заявляю: тибетцы ― народ высоко духовный, и при этом тибетцы любят деньги. Нелегальная иммиграция в Соединенные Штаты, в Канаду, в Европу вызвана не духовными исканиями, но поиском денег. Это факт! Если мы будем говорить: «Мы такие святые», то это лицемерие! Нам нужны деньги! А значит, модернизированный Тибет отвечает нашим интересам. Если мы хотим модернизации Тибета, его материального развития, то в наших интересах оставаться в составе КНР.

Независимый Тибет не смог бы построить железную дорогу, осуществить другие строительные работы. Но проблема в том, что мы любим свою культуру, любим свой язык. Если говорить о языке и культуре, то наш язык и культура впереди китайского языка и китайской культуры! Это ясно!

Тибетский язык ― единственный язык, который может в точности передать все понятия буддийской философии. Китайский язык на это не способен. Я уверенно это говорю, потому что много общаюсь с китайскими, японскими, корейскими и вьетнамскими буддистами. Мне совершенно ясно, что тибетский язык содержит наиболее полную и точную терминологию для понимания Учения Будды. Вы, жители Сиккима, тоже должны изучать язык, который вы называете «бхутия». Язык, на котором написан Кагьюр и Тенгьюр, вы должны изучить! Если у вас нет никакого интереса к изучению тибетского языка, тогда лучше выбросить Кагьюр и Тенгьюр! А это вы сделать не сможете (смеется), так ведь? Не захотите.

А раз вы хотите сохранить Кагьюр и Тенгьюр… ― и здесь не о цене нужно думать; не о том, что он стоит несколько тысяч; не о том, что это ваше имущество, а о том, что это священные книги. Значит, нужно учить тибетский, только тогда Кагьюр и Тенгьюр станут нашими текстами, нашей Библией. Христианские братья и сестры постоянно перечитывают Библию, а буддийская Библия ― это Кагьюр, около 100 томов, и комментарии к ним, около 200 томов. Вот они, наши тексты!

Итак, у нас есть свой язык, богатая культура, миролюбивая культура, сострадательная культура. Сохранение тибетской культуры отвечает интересам не только шести миллионов тибетцев, но миллионам жителей Центральной Азии. Несомненно! Нынешние недальновидные лидеры предпринимают попытки искоренить тибетскую культуру, включая и тибетский язык. Вот почему мы боремся! Мы ведем борьбу за значимую автономию! У нас должны быть все возможности сохранять свою культуру, свое духовное наследие, и мы должны полностью распоряжаться своей окружающей средой!

Китай очень хочет, чтобы Тибет остался в составе Китайской народной республики, а значит, он должен предоставить нам значимую автономию. Тогда мы добровольно останемся в составе КНР! Удерживать Тибет в составе КНР под дулом автомата ― недальновидный метод. Последние 60 лет они опираются исключительно на силу оружия, и сегодня 99 процентов тибетцев, включая неверующих, включая коммунистов, настроены против китайского правления. И это результат их беспощадной политики! Некоторые руководители и представители китайской интеллигенции знают, что политика, которая проводилась до настоящего времени, ошибочна.

В последние два года стали выходить статьи на китайском языке, написанные китайскими авторам. Свыше 2.000 статей, авторы которых выражают полную поддержку нашей политике Срединного пути и выступают с жесткой критикой в адрес политики руководства своей страны!

Лидеры верхнего звена в последние годы публично заявляли о необходимости пересмотра политики в отношении национальных меньшинств. Даже коммунистические лидеры делали такие заявления. Так что, всё меняется. И поддержку китайского народа можно отнести к числу наших достижений. Если мы будем настаивать на независимости, то тогда китайцам эмоционально будет сложно нас поддерживать. Это ясно?

В конечном итоге решение будут принимать тибетский и китайский народы, и никто иной! Даже ООН мало что тут может поделать.
Как-то, в 1951-м году, пандит Неру, Джавахарлал Неру, сказал мне: тибетский вопрос в конечном итоге должен решать тибетский народ. 1950-м он сказал мне это в парламенте. Это отвечает демократическим принципам ― так что, его замечание вполне отражало истинное положение дел.

Китай меняется. Сейчас каждый знает, что китайская компартия ― поистине уникальная компартия. Коммунистическая партия без коммунистической идеологии. Замечательно, да? Коммунисты-капиталисты. Это же целиком вразрез с изначальной идеологией! Так ведь? Очень интересно. Большие перемены. Так что, изменения налицо.

Наша сторона, тибетская сторона, на протяжении всех последних 60-ти лет сохраняла приверженность одной и той же позиции. По сути, одной и той же. Потому что на нашей стороне истина. Мы можем позволить себе прозрачную политику. Встречаемся мы с китайцами или с нашими сторонниками в западных странах, мы всем говорим одно и то же, используем одни и те же обороты. Встречаюсь с тибетцами ― говорю то же самое. А китайские коммунисты… Взять даже их собственные новости, опубликованные в журналах: на китайском языке пишется одно, на английском ― другое, на тибетском ― третье. Почему? Потому что в словах нет правды. Они все время лгут, дают искаженную информацию. А это подлинный признак слабости.

У нас же налицо признаки силы, полной уверенности в себе. Нам ни к чему лицемерить! Коммунисты там полны лицемерия. Высшее руководство (как военное, так и гражданское) официально критикует меня, называя демоном, а в мобильных телефонах они хранят мою фотографию. Лицемерие! Так что, это вопрос времени, все изменится. А нам нужно сохранять твердость духа, силу воли. Это очень важно! Следующий вопрос.

― Недавно, когда вы беседовали с Баркхой Дутт (NDTV), вы упомянули, что, согласно предсказанию, проживете 113 лет. В тот вечер у нас сестрой разгорелся спор. Она говорила, это плохо ― знать, сколько ты проживешь…


С кем вы поспорили?

― С сестрой…

Понятно.

― Моя сестра говорила, что знать, сколько ты проживешь, ― вредно, потому что тогда до конца своих дней будешь спешить выполнять свои желания: это хочу и то, и так и не найдешь покоя. А мне вот казалось, это знать полезно, ведь ты будешь понимать, сколько у тебя времени на выполнение своих желаний и совершение дел. А вы что думаете, полезно это знать или вредно?

Я ответил так потому ― кажется, я там упомянул об этом ― что было одно предсказание лет 200 тому назад. В нем говорилось об одном человеке ― и многие духовные лидеры тибетского буддизма считают, что этот человек я. Так вот, там было сказано, что «срок жизни этого человека составит 113 лет».

А в начале 1960-х в одном из моих снов также было указание на то, что я проживу 113 лет. Как я уже говорил, я прозрачен, поэтому я и упомянул об этом предсказании.

Теперь отвечу ваш вопрос: все зависит от человека. Таким людям, как вы, лучше знать отпущенный им срок и придерживаться упомянутого вами образа мыслей. А если ваша сестра не хочет этого знать, то пусть живет, как жила. Ничего страшного. Не за чем спорить.

Вообще-то, Будда преподавал разные философские воззрения разным людям. Эти воззрения, если понимать их буквально, противоречат друг другу. Я всегда говорю людям, аудитории, со всем уважением к Будде: все противоречащие друг другу философские воззрения преподаны Буддой, одним и тем же человеком. Он преподал их не по причине своей запутанности ― Будда был просветленным, в его уме не могло быть запутанности. У него также не могло быть намерения умышленно внести запутанность в умы своих учеников. Нет! Ведь он исполнен сострадания. Тогда ответ следующий: он давал эти учения, потому что среди его учеников были люди с разными ментальными наклонностями. Именно поэтому он считал необходимым излагать, преподавать и разъяснять разные воззрения, соответствующие разным ментальным наклонностям учеников. Из этого следует, что Будда питал уважение к правам и образу мыслей каждой отдельной личности.

Вы, две сестрички, рождены от одной матери. Но тела у вас разные, и умы тоже, разные взгляды. Это понятно. Ничего страшного!

― Ваше Святейшество, таши делек! У меня очень маленький вопрос. Но, быть может, этот вопрос всем здесь покажется интересным. Если спросить человека, в чем цель твоей жизни, кто-то скажет ― стать инженером, или доктором, или кем-то еще. Но, наверное, это материальные цели. А я хотел бы спросить вас, Ваша Святейшества, а какова истинная цель любого человека в контексте современного мира.

Как я говорил выше, приобретение различных профессий с высоким заработком не может быть целью жизни. Мы стремимся получить профессию, добиться высокого уровня жизни, потому что хотим быть счастливыми. Но истинным источником счастья является отнюдь не материя, не деньги, не слава, вообще не материальный, но ментальный аспект бытия.

Возьмем меня: я потерял страну. Колоссальные проблемы на протяжении последних 50 с лишним лет. В 16-летнем возрасте я утратил свободу. Ни жизненного опыта, ни современного образования. Ничего! А пришлось взять на себя заботу о тибетском народе. К тому времени уже началось китайское вторжение. Трудные времена. Вот почему я говорю ― потерял свободу. Потом, в 24-летнем возрасте я потерял страну. Вот уже 51 год, всякий раз, когда мы получаем новости из Тибета, эти новости разбивают мне сердце. Конечно, порой приходят и благие вести, свидетельствующие о том, что тибетцы сильны духом! Очень сильны! Это обнадеживает. А так очень грустно.
Кратко я описываю это так: тибетцы, древняя нация с древним культурным наследием, умирают. Это очень грустно. Однако на уровне эмоциональном я сохраняю покой, счастье.

Поскольку я буддист, и в особенности последователь Нагарджуны, то должен быть реалистом. Когда встречаешься с трудностями, прими это. Как говорил Шантидева: когда сталкиваешься с проблемой, исследуй природу этой проблемы. Если, приложив усилия, ее можно решить, то не за чем беспокоиться. А если ее никак не решить, то опять не за чем беспокоиться. Трезвая мысль! Задействуйте свой интеллект в должной мере! Проявляйте мудрость, чтобы эмоции не вырывались из-под контроля. Тогда, как бы ни сложилась ситуация, вы будете счастливым человеком, полезным для других людей. Такой должна быть наша цель. А если к тому же станете богатым, замечательно! Сможете принести больше помощи другим существам. Останетесь бедны, ну и ладно ― меньше работы, меньше тревог. Но пока есть две руки, старайтесь оказывать посильную помощь другим. Делитесь с теми, кто страдает. Тогда ваша жизнь будет исполнена смысла. Верующий вы человек, или нет, пока вы живы, следуйте этим принципам. Тогда в свой последний час, вы будете очень счастливы. Сможете с гордостью сказать другим: «До свидания!».

А иначе, если слишком много денег на банковских счетах, то будешь терзаться сомнениями: кому же достанутся мои денежки после моей кончины? Так ведь? Согласны?

Уже три часа. Хорошо, последние три вопроса.

― В 21-м веке буддизм стремительно распространился по свету, особенно в Латинской Америке, в Германии и в Китае. Китайское правительство не очень жалует буддизм, в других местах буддизм распространяется там, где его прежде не было. Как объяснить это широкое распространение буддизма в Китае и в мире в целом?

Да, вы правы… В Австралии мои друзья, многие мои друзья, выражали ту же точку зрения. Австралия, в целом, христианская страна, но самой быстрорастущей религией оказывается буддизм. Я всегда подчеркиваю, что людям из разных стран лучше придерживаться своей традиции, своей традиционной религиозной веры. Когда я читаю лекции о буддизме на Западе, то всегда говорю это очень четко: вам лучше не терять своих иудейско-христианских корней, своей религии. Менять веру непросто. Это неблагоприятно.

На этот случай у меня есть еще одна история. В начале 1960-х сообщество тибетских беженцев в Индии переживало очень тяжелые времена. Многие тибетцы были заняты на строительстве дорог. В том числе в Сиккиме, в районе Камдо, а также в Куллу, в Джанпаде ― повсюду тибетцы строили дороги. Трудные были времена. Один тибетский чиновник, мирянин, занимал пост в западной части Тибета, и ему не составило труда пересечь границу и уйти в Индию вместе с женой и с двумя-тремя детьми. Впоследствии этот чиновник скончался, оставив жену и детишек. Их ждала очень тяжелая жизнь. В то время одна христианская организация оказала им огромную помощь. Если не ошибаюсь, христиане снабжали едой все тибетское сообщество. Конечно, правительство Индии тоже помогало, но и христианские организации, католические и другие, очень нам помогали. Этой женщине они тоже помогли, миссионеры взяли на себя заботу об образовании для ее детей. Так вот, в начале 1960-х, может быть, 64-м, или в 63-м, или 65-м… кажется, в 63-м она как-то пришла повидаться со мной. Рассказала мне свою историю, а потом добавила: «В этой жизни я стала христианкой, но в следующей ― непременно буду буддисткой». Как это понимать? Явные признаки запутанности! Глубоко внутри она продолжала любить буддизм. Но, с другой стороны, она также ценила и христианство. Вот и стала христианкой!

Поэтому я и повторяю: гораздо лучше, безопаснее сохранять верность своей традиции. Я всегда говорю жителям гималайского пояса: традиционно вы были буддистами, так что лучше вам сохранять приверженность буддийской вере. Это гораздо безопаснее, эта вера больше вам подходит.

Буддизм, в особенности санскритский канон, во многом основан на логическом анализе, на исследовании. С этой точки зрения, его не назовешь слепой верой, в сравнительной степени. Я не утверждаю, что другие традиции стоят на слепой вере. Я никогда этого говорил. Они приносят огромную пользу людям! Однако, если мы проведем сравнение, то санскритский канон ― буддизм в целом, но в особенности санскритский канон ― целиком и полностью основан на исследовании. Я часто привожу одно высказывание Будды: «О мои ученики, бхикшу и остальные, не следует принимать мои слова на веру из одной только преданности и веры, но лишь проведя исследование, эксперименты». Весьма научное утверждение. Нагарджуна и все остальные великие учителя Наланды следовали этому наставлению ― подвергали анализу даже положения, выдвинутые самим Буддой. И если в процессе исследования выяснялось, что эти концепции противоречат логике, то у них было полное право их отвергнуть. Ведь, как я говорил выше, некоторые учения Будда давал с определенными целями, но они не являлись описанием реальной действительности. В этом, на мой взгляд, уникальная черта буддизма.
Буддизм, как и все крупные религиозные традиции, такие как индуизм, джайнизм делают большой упор на принципе ахимсы, непричинении зла. Это верно и для христианства, и для ислама, и для иудаизма ― для всех крупных религиозных традиций. Их основное послание ― это послание о любви, сострадании, терпимости, умении прощать и довольствоваться малым, самодисциплине, служении людям.

Я думаю, что, в действительности, христиане в наибольшей степени способствовали образованию на всем земном шаре. Другим религиозным традициям в этом с ними не сравниться. В последнее время миссионеры из общества Рамакришны стали способствовать образованию… А так никто, и буддисты тоже не участвовали в служении обществу посредством образования и здравоохранения. Их участие ограничено. Поэтому христиане, действительно, внесли наибольший вклад в улучшение образования и здравоохранения.
Однако большинство этих религий основаны на вере. С буддизмом все обстоит иначе, особенно с санскритским каноном. Это привлекает к нему все больше людей, в том числе ученых. Буддийский образ мысли, особенно присущий санскритскому канону, традиции Наланды ― во многом можно назвать «научным». Поэтому все больше и больше образованных людей проявляют к нему интерес.

Китай ― это отдельный случай. Исторически Китай был буддийской страной. В Китае тысячи монастырей и храмов. Когда я посещал Китай в 1954-55 годах, там было очень много храмов. Возьмем, например, председателя Мао. Его мать была буддисткой. Чан Кайши, лидер Гоминьдана, его мать тоже была буддисткой.

Сын одной буддистки, в конце концов, стал коммунистом, а сын другой буддистки ― христианином по причине женитьбы. Но исторически Китай был буддийской страной. Однако потом, в начале 1950-х, многое изменилось. Когда я посещал Китай, меня очень привлекали марксизм и коммунистическая партия. Они вызывали у меня подлинное восхищение. Когда я был в Пекине, естественно, я изучал марксизм ―до некоторой степени ― и встречался со многими лидерами компартии (это были люди очень преданные своему делу!).
Даже в Индии, в начале правления коммунистической партии в Западной Бенгалии, госслужащие того времени говорили мне, что у их лидеров твердые принципы, и они поступают в соответствии с этими принципами. Но потом и их поглотила коррупция.

Итак, в то время меня очень привлекала коммунистическая партия, и я даже выступил с предложением включить меня в состав коммунистической партии. Но мне ответили: «С этим лучше обождать». Скорее всего, они знали, что китайскую компартию ждет упадок нравственности. Никчемная будет партия. От нее останется одно название. Но, что касается общественно-экономической теории, я считаю себя марксистом. Буддистом-марксистом.

В Китае затем стало очень неспокойно, особенно в годы Культурной революции. Предпринимались попытки полностью превратить Китай в атеистическое государство. Это повлекло за собой большие страдания. А с либерализацией экономики пришла вопиющая коррупция и несправедливость. Бедняки стали испытывать разочарование. А у богатых деньги есть, но глубоко внутри чего-то не хватает, какая-то пустота…

Недавно один китайский университет провел исследование с целью установить, сколько в Китае буддистов. Согласно их данным, буддистов в Китае почти 300 миллионов. Другой институт, американский, также проводил подобное исследование. Они приводят цифру: 168 миллионов или около того. Как бы то ни было, число буддистов в Китае стремительно растет. Это факт. И буддистами становятся молодые образованные люди, интеллигенция. Эти слои проявляют все больший интерес к буддизму и желание следовать этому Учению.
Еще один, последний вопрос.

― Ваше Святейшество! Вопрос от моего колледжа. Вы говорили о внутренней и внешней красоте. Что же такое, на самом деле, внутренняя красота. Как бы вы определили внутреннюю красоту? Что это ― сила воли, решимость, доблесть?


Сердце, исполненное любви ― вот что такое подлинная внутренняя красота. Настоящая.

Если люди женятся из-за одной только внешней привлекательности, вступают в брак, не зная, что на самом деле за человек их будущий муж или жена, то в большинстве случаев такому браку долго не продержаться.

Постарайтесь узнать истинную природу своего партнера. Если вы найдете в нем отзывчивость, чувство ответственности, сострадание, то тогда у вашей семьи есть будущее. В целом, это и есть внутренняя красота.

Те эмоции, что влекут за собой покой, облегчение страданий, стабильность, избавление от страхов, относятся к позитивным. Они и дарят нам внутреннюю красоту.

Спасибо!



Видео: Тензин Чойджор
Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
Просмотров: 3587  |  Тэги: студенты, молодежь, сикким
 

Расписание встреч

2017.12.10 Индия, Мумбаи, штат Махараштра
10 декабря 2017 г.
Публичная лекция «Возрождение древней индийской мудрости в современной Индии». Первая половина дня. Организаторы: фонд «Видьялока» совместно с образовательной организацией «Сомая Видьявихар». «Видьялока» – фонд, учрежденный организацией «Вана», который выступает за сохранение культурно-философского наследия Индии. Место проведения: Somaiya Vidyavihar. Для посещения лекции необходимо направить заявку на электронный адрес talks@vidyaloke.in. Подробнее: www.vidyaloke.in.
2017.12.14 Индия, Мундгод, штат Карнатака
14 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия научно-медитационного центра монастыря Дрепунг Лоселинг. Первая половина дня.
2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.

Сохраним Тибет!

Андрей Запорожец (5'NIZZA, SUNSAY) поддержал буддийское кино «Шафрановое сердце»
Песня ждала своего часа более пяти лет. Мы записали первую версию во Франции с Джоном Форте. Когда режиссер Павел Маклай показал мне отрывки из фильма «Шафрановое сердце», снятого в тибетском ...

2017.11.26
26 ноября – 12 декабря. Москва. Рабтен Тулку Ринпоче. Учения по тантре и ритуалы

Рабтен Тулку Ринпоче дарует учения и проведет ритуалы в Москве
Фонд «Дрепунг Гоманг Центр» с радостью приглашает вас на встречи с Рабтеном Тулку Тензин Тегчогом Ринпоче. В ходе своего визита в Москву Ринпоче прочитает цикл лекций по Дхарме и проведет несколько ...

Основные разделы сайта