Начало > Топ / Видео & Аудио / Встречи и диалоги > Далай-лама. Духовность и окружающая среда

Далай-лама. Духовность и окружающая среда


3-12-2015, 16:37


Его Святейшество Далай-лама принимает участие в межрелигиозном диалоге об отношении разных религий к окружающей среде. Встреча состоялась в Университете Портленда (Портленд, штата Орегон, США) 9 мая 2013 г. В беседе приняли участие: президент Портлендского университета отец Билл, Агнес Пилгрим, одна из духовных старейшин американских индейцев штата Орегон, имам Наджиб и раввин Майкл Кохана. Организаторы: колледж Майтрипы, университет Портленда, офис Его Святейшества Далай-ламы.

Видео: Офис ЕСДЛ
Перевод: Ольга Селезнева
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
dalailama.ru

Расшифровка видео:


Лоурел Портер: Добро пожаловать в университет Портленда, у нас впереди восхитительный день. Готовы к чему-то особенному? (Аплодисменты.) Должна сказать, вы все выглядите сегодня великолепно. Как замечательно, что вы все пришли. Нам повезло: в Орегоне, в Портленде с визитом находится Его Святейшество Далай-лама (аплодисменты). А вам посчастливилось достать билеты! (Смех.) Меня зовут Лоурел Портер (Laural Porter), я ведущая канала новостей телекомпании «Кей-Джи-Дабл Ю» (KGW). Сегодня я буду ведущей нашей встречи от имени телекомпании «Кей-Джи-Дабл Ю» (KGW). Для меня огромное удовольствие и большая честь приветствовать всех вас на встрече «Духовность и окружающая среда», на этом историческом межконфессиональнам событии с участием Его Святейшества Далай-ламы и местных религиозных лидеров. Эта особая встреча организована колледжем Майтрипы, единственным тибетским буддийским колледжем на северо-западе США и университетом Портленда. Огромное спасибо нашей пианистке Мелинде Деша, вы слышали только что ее чудесное исполнение (аплодисменты), спасибо Джерри Эллису, фотографу за чудные фотографические пейзажи, они прекрасно создают настроение. Вскоре к нам присоединятся сегодняшние гости, и поэтому я очень прошу отключить сотовые телефоны, также запрещено фотографировать со вспышками и снимать видео. Мы начнем утро с церемонии открытия. Все выступающие выйдут на сцену и вместе зажгут свечу мира, затем прозвучит песня, и дети Портленда поднесут цветы. Пожалуйста, приветствуйте молодежный хор Портленда, и детей, которые совершат подношение цветов (аплодисменты).

Встречайте Мать Агнес Бейкер Пилгрим, одну из старейшин объединения племен штата Орегон. Пожалуйста, встречайте, Его Святейшество Далай-лама, духовный лидер Тибета (аплодисменты). Его сопровождает спикер нижней палаты парламента Тина Котек и отец Бочамп из университета Портленда. Мать Агнес Бейкер Пилгрим. Встречайте, имам Муххамед Наджиб, главный имам мусульманской общины в Портленде. Встречайте, раввин Майкл Кохана, ведущий раввин конгрегации «Дом Израиля» в Портленде. И снова, приветствуйте, Его Святейшество Далай-лама, духовный лидер тибетского народа. Поприветствуем также переводчика Его Святейшества геше Туптена Джинпу, спасибо всем (аплодисменты).

Пожалуйста, встречайте спикера нижней палаты г-жу Котек, которая представит нам Его Святейшество. Спикер Тина Котек принимает участие в этой встрече, потому что университет Портленда находится в ее избирательном округе. Она спикер нижней палаты и восходящая звезда политики штата Орегон. Мой интерес привлекло и то, что г-жа Котек получила степень магистра в международных отношениях со специализацией в сравнительном религоведении. Сама она называет себя бывшей католичкой с буддийскими склонностями. Кто лучше сможет представить Его Святейшество? Спикер Котек уже четвертый срок работает в нижней палате парламента Орегона. Она уделяет особое внимание развитию мелкого бизнеса, помогает создавать рабочие места, выступает за стабильное финансирование государственных школ, колледжей и следит за тем, чтобы каждый житель Орегона имел крышу над головой. Перед тем, как она в первый раз была избрана в нижнюю палату парламента Орегона в 2006 году, она работала директором благотворительного некоммерческого фонда Орегона «Дети − наш приоритет» и была защитником общественной программы «Пищевой банк». Она живет неподалеку отсюда, в Кэнтоне, в северном Портленде, и это большая честь, что спикер Котек сегодня с нами и поприветствует Его Святейшество Далай-ламу в Портленде. Итак, встречайте, спикер Котек.

Котек: Спасибо, Лоурел. Спасибо. Доброе утро. Что за прекрасное собрание людей в этот счастливый день. Чудесно вас всех здесь видеть. Мне выпала сегодня честь от имени штата Орегон, жителей северного Портленда и портлендского университета приветствовать особого гостя (он уже поклонник университетской бейсбольной команды!). Мы признательны за высокую честь видеть здесь Четырнадцатого Далай-ламу Тибета. Совершенно очевидно, что каждый из нас может многому научиться у Его Святейшества. Я с нетерпением жду, когда утренние волнения улягутся, и мы сможем послушать, что скажет нам он и другие уважаемые духовные лидеры, собравшиеся сегодня здесь. Без сомнения, мы многое почерпнем из их учений, обогатим свои жизни, а я и свою парламентскую деятельность. Вера и чаяния отдельных людей формируют направления деятельности выборных органов: вопросы, которые мы, как выборные лидеры, ставим, и решения, которые мы в конечном итоге принимаем. Поэтому совершенно необходимо для всех нас, и особенно выборных представителей, помнить о том, с чего мы начали, что привело нас к важному разговору, будь то об окружающей среде, экономике или социальной справедливости. Готовясь к выступлению, я нашла в интернете чудесный вебсайт Его Святейшества и прочла несколько предыдущих обращений Далай-ламы. Одно из них особенно запало мне в душу, это заявление 1992 года, сделанное на парламентской встрече ООН в рамках конференции по экономическому развитию и экологии в Рио-де-Жанейро. Заявление было сделано двадцать лет назад, но оно все так же актуально, оно вне времени. Его Святейшество говорил о пропасти между Востоком и Западом, о растущем разрыве между бедными и богатыми. Это вопросы, которые и сегодня находятся в центре нашего внимания. К сожалению, пропасть между бедными и богатыми становится все шире. Далай-лама говорил о сокращении этой пропасти, о том, что людям необходимо объединяться. Он сделал одно замечание, сказав: «Объединяйтесь, никогда не забывайте, что мы все живем в одном мире, и Восток, и Запад ‒ части единого мира. Помня об этом, мы достигнем очень многого». Это урок для нас (аплодисменты). Эти простые слова − урок для нас, надеюсь, мы не забудем их в законодательных учреждениях, в Конгрессе, а также мы, орегонцы, американцы будем применять их в своей повседневной жизни. Я уверена, что узнаю сегодня много нового и внесу свой скромный вклад в дело распространения учения Его Святейшества в Орегоне и создания лучшего мира для нас всех. И я искренне и смиренно приветствую Его Святейшество Далай-ламу здесь, в Орегоне. Спасибо, что Вы с нами (аплодисменты).

Лоурел Портер:
Все с нетерпением ждут слов Его Святейшества, но сначала позволим нашим малышам преподнести цветы гостям. Вы готовы вручить цветы? (смех, аплодисменты) Спасибо, дети. Это было прекрасно (аплодисменты). И хор юных исполнителей Орегона хотел бы подарить нам песню. Вы готовы спеть свою песню для Его Святейшества?

[Хор исполняет песню “Возвращайтесь домой, мои дети” (Calling My Children Home) о родительской любви и светлой грусти по умершим детям, которые живут теперь в другом мире, и о надежде, что однажды дети вернутся в родительский дом, пускай даже на небесах] .

Ведущая: Это был молодежный хор Портленда. Спасибо, очень красивая песня. Ваше Святейшество, не скажете ли несколько вступительных слов по нашей теме «Духовность и окружающая среда»? (Далай-лама говорит по-тибетски) Вы можете говорить прямо со своего места.

Далай-лама: Думаю, я лучше встану (аплодисменты). Хочу попросить вашего разрешения надеть кепку. Здесь очень яркий свет. В прошлом году мне сделали операцию на обоих глазах, поэтому слишком яркий свет причиняет моим глазам неудобство. А во-вторых, мне очень нравится фиолетовый цвет, чудесный, очень красивый. Вот и цветы фиолетового цвета, очень красиво.

Мои старшие духовные братья и сестры, и просто братья и сестры, мы собрались в этом прекрасном городе, в этом университете, чтобы принять участие в межконфессиональной встрече и я очень этому рад. Религиозная вера существует только у людей, в животном мире нет религии. Но сострадание, любовь заложены в нас биологически, у животных они тоже имеются. А вот вера, религия существует только у людей. Почему? Предыдущий папа римский, немец, сказал: «Вера и разум должны идти рука об руку». У людей выше способность к логическим умозаключениям, и поэтому, на мой взгляд, религиозная вера зародилась именно в человеческом уме. В целом, религиозная вера, по моему мнению, − это наивысший источник надежды и умиротворения, покоя ума. Посмотрите: когда люди попадают в безнадежное положение, где события им неподвластны, вера оказывает колоссальную поддержку и не дает угаснуть надежде.

И конечно, все основные религиозные традиции несут послание любви, сострадания. Когда мы оказываемся в ситуации, провоцирующей гнев, ненависть, самое время практиковать терпение. Когда случается что-то дурное, в нашем уме долгое время могут бушевать разрушительные эмоции, и чтобы с ними справиться, утихомирить их, нужно учиться прощать. Все основные религиозные традиции учат нас этому. Все основные религии зародились, по крайней мере, три-четыре тысячелетия, а то и пять тысяч лет тому назад, как это произошло в Египте или в Китае. Основные религиозные традиции с их идеями, философскими взглядами складывались в различных местах, с разными климатическими условиями, среди людей с непохожим образом жизни и различным культурным наследием. Так, в соответствии с различиями в окружающей действительности формировались и разные философские взгляды. Все они были необходимы, ведь религия должна отвечать существующей действительности. Но цель у всех религий одна – нести людям важнейшее послание любви, сострадания, прощения, терпения. Поэтому, сравнивая философские воззрения, базовые идеи разных религий, мы наблюдаем значительные отличия. Из-за этого иногда возникает жесткое деление на «своих» и «чужих». Но если вы задумаетесь, в чем суть разных религий, разных идей, то увидите, что перед вами разные методы, нацеленные на то, чтобы придать силу основополагающему посланию любви, сострадания. Разнообразие людей, разнообразие их умственных наклонностей рождает различные подходы. Все они совершенно необходимы – это диктует нам наша действительность. Но к сожалению, не только в прошлом, но и в настоящем из-за различий в религиозной вере порой вспыхивают конфликты и возникает отчуждение. Это весьма и весьма прискорбно. Поэтому нужно проводить межконфессиональные встречи ‒ последователи различных религиозных традиций должны собираться вместе, чтобы совместно брать на себя ответственность за то, чтобы помочь человечеству воспитать в себе сострадание и умение прощать.

Чтобы помогать, служить другим людям, чтобы взращивать эти основополагающие ценности, для начала мы сами должны претворять их в жизнь искренне, серьезно, а не только выполнять ритуалы и традиционные церемонии – не это нас должно интересовать. Конечно, в них тоже есть смысл, но главное − ухватить истинную суть, истинное послание духовных традиций и воплощать его в жизнь.

Иногда я говорю (и эти слова распространяются и на буддистов), что наша вера живет только в храме и исчезает за его порогом. Христианские братья и сестры тоже порой выполняют свои бесценные практики лишь в стенах церкви, иудеи − в синагоге, а мусульмане − в мечети. А в реальной жизни отдаются на волю гнева, ненависти, ревности, и это приводит к насилию или обману других людей. Между нами говоря, я считаю, что религия подчас учит нас лицемерию. Духовные люди рассуждают о благом – о сострадании, любви, а в реальной жизни зачастую совершенно забывают об этих ценностях. Вот вам и лицемерие – говорить одно, а претворять в жизнь совсем другое. Итак, исповедовать религию или нет − личное дело каждого. Но если вы избрали для себя религию, вы должны отнестись к ней со всей серьезностью и искренностью. Духовное послание должно стать частью вашей повседневной жизни, даже ваших снов. Тогда, если возникнут обстоятельства, когда вот-вот в нас должны вспыхнуть отрицательные эмоции, вы вспомните об упомянутых мною практиках. Таким образом, мы, последователи религиозных традиций, должны для начала сами проявить искренность в собственной практике. И время от времени собираться вместе и подавать достойный пример людям. Папа римский, Иоанн Павел Второй, проводил в Ассизи встречи религиозных лидеров разных традиций, которые собирались вместе и говорили об общем для них послании мира, послании духовности. Я думаю, это очень полезно. В наше время под флагом религии все еще вспыхивают конфликты и даже проливается кровь, поэтому нам нужно активно способствовать межрелигиозному согласию. Если мы сами, [лидеры разных религий], живем в согласии, опираемся на взаимоуважение, учимся друг у друга, то приходим к истинной гармонии. Затем наши гармоничные отношения мы можем явить другим людям. Я думаю, одной из задач сегодняшней встречи и служит продвижение межрелигиозного согласия. И как я уже упоминал выше, нужно непременно донести до людей следующую мысль: если вы избрали для себя вероисповедание, то должны отнестись к нему со всей искренностью и серьезностью.

Теперь перейдем к вопросам окружающей среды. Согласно теистическим религиям вся наша планета создана Богом. Мы должны уважать творение Бога, должны защищать его. Если вы любите Бога, уважаете Бога, а вся наша планета Земля – его творение, то значит, мы должны уважительно относиться к Землю, заботиться о ней, а не просто всеми силами эксплуатировать, извлекать краткосрочную выгоду, не думая о последствиях. Я считаю, что верующие люди должны более внимательно задуматься об экологии, о разрушении окружающей среды. Пока все. Позже ведь будет еще обсуждение?

Ведущая: Да.

Далай-лама: Ну, тогда я оставлю что-нибудь про запас, чтобы было о чем поговорить во время обсуждения (аплодисменты). Спасибо.

Ведущая: Благодарим вас, Ваше Святейшество за вдохновляющие слова. И должна сказать, вам очень идет этот фиолетовый козырек. Мне бы хотелось представить остальных религиозных лидеров, и мы начнем наше обсуждение. Первым мне бы хотелось представить отца Бочампа. Преподобный Уильям Бочамп (William Beauchamp) из конгрегации Святого Распятия, отец Билл, как его обычно называют. С 2004 года Отец Билл является президентом университета Портленда. Под его руководством университет Портленда каждый год попадал в десятку лучших университетов Запада. С 2009 года университет занимает первое место в стране по количеству наград Фулбрайта, в 2011-м и 2012-м он был признан лучшим университетом на службе у страны и общества, с 2010 года лучшим университетом Орегона по возврату инвестиций. Отец Билл ‒ пионер устойчивого развития; университет стал первым учебным заведением западного побережья, который прекратил продажу воды в неперерабатываемых бутылках (аплодисменты). Отец Билл и Университет Портленда подписали План действий по полному прекращению выброса парниковых газов на кампусе к 2040 году, построил пять зданий по «зеленым» стандартам LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – Лидерство в области энергетики и ландшафтного дизайна), включая Шайни Холл, единственное в стране университетское здание, построенное по платиновым стандартам LEED. В 2012 году в партнерстве с EPA (Агентством по защите окружающей среды) университет восстановил 35 акров земли индустриального пользования на берегах реки Уилламетт. Перед этим, с 2002 года отец Билл работал бухгалтером, юристом и преподавал бизнес. Он получил сан священника в 1982-м и много лет был исполнительным вице-президентом университета «Нотр Дам». Отец Билл, пожалуйста, прочтите нам молитву и поделитесь с нами своими мыслями.

Отец Билл: Давайте помолимся. Милостивый и всемогущий Бог. Ты создал мир и все живое. Ты обязал мужчин и женщин окружить твои творения заботой и любовью. Да будем мы всегда помнить о красоте и хрупкости всего дарованного Тобою. Мы собрались здесь с молитвой о том, чтобы эта встреча помогла нам распахнуть наши умы и сердца и яснее услышать Твой призыв сохранить этот тварный мир, жить в мире и согласии со всеми сотворенными тобою вещами и существами. Мы просим ради сына твоего и Господа нашего Иисуса Христа, отныне и во веки веков. Аминь.

Спасибо, Лоурел. От имени университета Портленда мне бы хотелось поприветствовать Его Святейшество Далай-ламу, прибывшего к нам с новым визитом. Он приезжал сюда впервые несколько лет назад, когда также посещал Соединенные Штаты. Для нас на самом деле огромная честь снова видеть его в нашем университетском городке. Я также рад приветствовать спикера Котек и участников беседы, которые пришли к нам сегодня. И добро пожаловать всем собравшимся, гостям нашего города и штата. Мы необыкновенно счастливы видеть вас на территории университета в этот день ‒ чудный, как, впрочем, и все дни в Орегоне весной.

Христианское учение о том, как нам следует относиться к творениям божьим, изложено в Книге Бытия: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

С самого первого момента, с начала времен, Бог заповедал людям быть заботливыми распорядителями его творению. В силу этого христиане всегда понимали, что божественный труд на Земле должен вершиться их руками. Нам был доверен бесценный дар, который заслуживает более серьезного и ответственного отношения. Столетие за столетием мы получаем напоминания о наших обязательствах и удостаиваемся чести жить рядом с мужчинами и женщинами, чье отношение к творению безупречно. Например, Святой Франциск Ассизский. Святой Франциск жил в конце 12 ‒ начале 13-го столетий. Он почитается в большинстве христианских традиций за свою святость и любовь к господним творениям.

Я бы хотел также рассказать о двух посланиях, оставленных нам Львом 13-м и Иоанном Павлом 2-м. Этих пап разделяет столетие, но их послания очерчивают общую картину нашей ответственности, как ее сегодня понимают католики, да и большинство христиан. В 1891-м Лев 13-й написал Rerum Novarum (Рерум Новарум) [«Однажды пробуждено желание нового …»] о правах и обязанностях [владельцев капитала] и рабочих. Он говорил о справедливости при распределении ресурсов Земли. Затем, сто лет спустя, в 1990 году Иоанн Павел 2 писал об экологическом кризисе, о нашей общей ответственности. В своем письме папа римский Иоанн Павел связал служение творению с солидарностью бедным, тем, кто первым оказывается под ударом, когда ухудшается состояние окружающей среды. Иоанн Павел писал: «Христиане особенно остро сознают свою ответственность перед творением. Обязанности в отношении природы и Творца составляют неотъемлемую часть их веры». Иными словами, эта ответственность уходит корнями в осознание себя христианином. Слова Иоанна Павла вдохновили американских католических епископов и на следующий год они приняли резолюцию «Обновление Земли: приглашение к размышлениям и действиям в области экологии в свете социальных католических учений» (Renewing the Earth: An Invitation to Reflection and Action on Environment in Light of Catholic Social Teaching). Через год после этого они основали программу экологической справедливости, которая призвана обучать и мотивировать католиков. Совсем недавно Папа Римский Бенедикт 16-й высказал мнение, что забота о творении − нравственная обязанность, которая возложена на каждого человека и на правительства. В своем заявлении «Если вы хотите построить мир, защитите творение», он говорит: «Наша Земля разговаривает с нами. Мы должны слушать, если хотим выжить». А сейчас папой римским стал человек, выбравший себе имя Франциск в честь святого покровителя бедных и защитника природы. Христианская католическая традиция, без сомнения, всегда находилась в поиске верных взаимоотношений с творениями божьими. В учениях об этом есть несколько основных тем. Одно из них учит, что мы живем в священной вселенной, где всё − знаки Бога и любви Бога к нам. Мы должны постоянно ощущать уважение к жизни, к любым ее проявлениям. Должны трудиться ради общего блага. Должны чувствовать солидарность, и в особенности, солидарность с бедными. Нет никаких противоречий между заботой о бедных и заботой о Земле. Конечно, довольно сложно пробудить осознание этого среди верующих, воспитать в них чувство ответственности. Те из нас, кто преподает, часто задаются вопросом, как нам вдохновить других на заботу и уважение к творению. Здесь, в университете Портленда, мы сперва сделали попытку рассказать студентам об экологическом кризисе. Затем мы стали вовлекать их в экологические проекты, большие и малые. Конечно, между осведомленностью и действиями простирается пропасть. И воистину мост через эту пропасть − образование. Встречи, подобные нынешней, составляют важную часть такого образования. И я питаю надежду, что сегодня мы узнаем много нового, и это поможет нам выстроить верные взаимоотношения с тварным миром и с нашим Творцом. Спасибо.

Ведущая: Отец Билл, благодарю вас. Спасибо за чудесные слова. Спасибо. (аплодисменты). Для меня большая честь представить вам Мать Агнес Бейкер Пилгрим. Мать Агнес Бейкер Пилгрим (аплодисменты). Объединение племен севера-запада США называет ее живым сокровищем, она потомственный политический и духовный лидер своего племени. Кроме того, она самая пожилая женщина индейского племени Такелма, исконных обитателей южного Орегона, живших здесь на протяжении двадцати двух тысяч лет. Вот уже около сорока лет преданность Великому Духу позволяет ей быть посланницей нашей Матери-Земли, без устали исцелять духовную слепоту. Она напоминает нам о том, что все мы − люди Земли и исходя из этого нужно строить свою жизнь. Мать Агнес вдохновляет множество людей разных возрастов и разных культур в США и по всему миру, принимая участие в событиях разного рода: от фестивалей «Пау-вау» до экологических конференций, посещая школы и больницы. Она также председательствует в Международном совете Тринадцати матерей коренных племен. Это всемирный союз за молитвенную помощь, образование и исцеление ради Матери-Земли и всех ее обитателей и детей. Мать Агнес, просим вас прочитать молитву и сказать несколько вступительных слов.

Мать Агнес: Вы хотите, чтобы я сначала помолилась? Хорошо, давайте помолимся. [Сахали папа, сахали мама] Великий Дух, создатель всего. Создатель великой тайны, Господь, благослови нас, Великий Отец, будь с нами, твоими детьми, сегодня, с каждым из нас. Будь благословен, Отец, за заботу о наших стариках, тех, кто подарил жизнь нам, собравшимся здесь сегодня. Спасибо, что благополучно привел нас сюда со всех четырех сторон света, как ты всегда наставлял. Не оставляй нас, Отец, помоги нести бремя ответственности за Землю. Ты дал нам все необходимое для выживания и научил, как заботиться о жизни. Помоги нам вернуться назад к учениям о том, как сохранять умеренность и равновесие в отношении ко всем вещам, которые сокровенны. Помоги, нам, Отец, ведь мы все – дети воды. Вода – наше лучшее лекарство, мы приходим в этот мир из воды. Помоги нам, Отец, остановить загрязнения по всему земному шару, ведь ты возложил на нас, начиная с самых древних наших предков, эту ответственность за заботу обо всем здесь на Земле, что ты дал нам. Помоги нам, Отец, процветать в единстве, помоги взрастить заботу, мир, любовь и сострадание в наших сердцах, доброту, ибо это внутренний труд каждого из нас. Отец, ты знаешь, ты можешь помочь нам всем. Нам нужно лишь воззвать к тебе за помощью, и иты придешь. Спасибо, Отец, что ты есть в наших жизнях, что мы можем обращаться к тебе и днем, и ночью, это так помогает нам, Отец. Мы знаем, что вчерашний день − история, завтрашний − тайна, а день сегодняшний − дар. Спасибо за этот прекрасный день. Ведь мы только и можем, что жить день за днем. Отец, мы все здесь сегодня − одна семья, мы все связаны со всем. Помоги нам всегда помнить об этом. Только один раз мы вступаем в эту жизнь, и это твой дар нам. Отец, помоги нам лучше заботиться об этом мире. Не взрослым, Отец, принадлежит этот мир, а детям. Помоги нам сохранить воду, воздух, животных, ведь без царства животных не выжить и нам. Помоги нам позаботиться о них, быть их глашатаем. Отец, мы − голос безгласых, вынужденных молчать. Волки, койоты, косатки, все животные имеют право голоса, помоги нам сделать все возможное и остановить загрязнения в воде и в воздухе, Отец, чтобы наши дети выросли здоровыми и у них была хорошая вода и воздух. Помоги нам сделать все возможное, Отец, и спасибо тебе за возможность побыть с Его Святейшеством, и мы молимся за Китай, чтобы китайские лидеры прекратили причинять столько бед и страданий, и народ Тибета смог бы вернуться домой. Это такой позор для мира, то, что сделал Китай. Прими наши молитвы, Отец, благослови Его Святейшество и его приближенных, и Дхарамсалу, и детей-сирот, проживающих там. Отец, присматривай за ними, храни их. Мы молимся, Отец, чтобы ты помог каждому из нас в нашем странствии по Земле и научи нас помогать тем, кому нужна наша помощь. Отец, мы молим тебя, дай нам такую силу. Мы возносим тебе хвалу и воспеваем имя твое. Спасибо, спасибо. (аплодисменты)

Ведущая: У вас осталось около минуты для вступительного слова.

Мать Агнес:
Нам нужно о многом поговорить сегодня, а времени так мало. Но я молюсь, чтобы каждый из вас здесь помогал своим старикам, бабушкам и дедушкам. Они подобны клею, который не дает развалиться вашему дому и семье. Присматривайте за детьми. Я всегда говорю, что мы, женщины, обладаем невидимой пуповиной, которая связывает нас с Землей, потому что это мы дарим жизнь (аплодисменты). Мы, Тринадцать матерей, решили, когда собрались впервые 11 октября 2004 года в Фоэнисии (Phoenicia, NY), в штате Нью-Йорк, что вознесем женское начало на самую большую высоту. Сильные мира сего неуравновешены, ведь каждый мужчина обладает женским сознанием, а каждая женщина − мужским, и это нужно привести в равновесие. Нужно остановить властителей, чтобы не властвовали над нами, вселяя страх и прибегая к насилию. Мы сможем сделать это, если хотим мира (аплодисменты).

Ведущая: Мать Агнес, спасибо, спасибо большое. Спасибо, Мать Агнес. Мы предоставим слово имаму и раввину немного позже, но, пожалуйста, принимайте участие в разговоре, в обсуждении вопросов окружающей среды и духовности. И сначала я бы хотела задать вопрос Его Святейшеству. В вашем вступительном слове, Ваше Святейшество, вы говорили о надежде, о том, что нужно сотрудничать, а не делить мир на «своих» и «чужих». Вы объехали весь мир, все шесть континентов, посетили десятки стран, встречались с экологами, учеными, которые рассказывали вам об изменениях климата в результате человеческой деятельности. Надеетесь ли вы, Ваше Святейшество, что все человечество сможет сотрудничать ради спасения планеты, своевременного ее исцеления, и как нам вдохновлять других на нахождение правильных решений? (перевод для Далай-ламы).

Далай-лама: В буддийской литературе мы говорим о неисчислимых кальпах… В конечном итоге вся наша галактика исчезнет (смеется). Это часть естественного цикла; все развивается циклично (смех). Поэтому, если рассмотреть этот вопрос с определенного расстояния, то окажется, что мы живем в крошечном мире, наша планета − часть чего-то большего, вселенной, которая развивается циклично. Наша жизнь длится около ста лет, если говорить в общем, и нам совершенно необходимо всерьез заботиться о том, что будет в ближайшем столетии, а также со всей серьезностью отнестись к будущему наших детей и внуков. Конечно, сам я монах и у меня нет детей (смех), но ведь почти у всех присутствующих есть дети, внуки. Вам нужно всерьез задуматься об их будущем. Что касается глобального потепления, конечно, оно является частью естественного цикла развития, и здесь от нас зависит не так уж много. Но до определенной степени наше поведение оказывает здесь свое влияние, так утверждают специалисты в области экологии. Поэтому на нас лежит определенная ответственность. Вся наша деятельность, потребление природных ресурсов, а также воды, электричества [играют свою роль]. Так что в какой-то мере мы можем защитить наш мир. В какой-то мере. Поэтому на нас лежит ответственность. Нужно заботиться о Земле, как мы заботимся о своем доме, о своей комнате. Эта планета − наш единственный дом. С учетом современных технологий, мы, конечно, можем добраться до Луны (теперь это не сложно), можем долететь и до Марса, до других планет, но я почти уверен, что обосноваться там будет невозможно. Вот эта планета − наш единственный дом. В то же время численность населения Земли, согласно некоторым прогнозам, уже к концу этого столетия достигнет десяти миллиардов. На самом деле это очень серьезная проблема. В то же время существует огромная пропасть между бедными и богатыми ‒ и на глобальном уровне, и на уровне отдельных стран. Мы должны приложить все силы, чтобы сократить этот разрыв. Это не только вопрос нравственного характера ‒ с практической точки зрения такой разрыв чреват проблемами, которые нужно решать. А значит, уровень жизни людей, живущих за черты бедности, бедняков, должен быть существенно поднят. Некоторое время назад, это было лет двадцать тому назад, я принимал участие в конференции в Оксфорде, в Великобритании. В то время население Земли составляло около шести миллиардов человек, и один из специалистов заметил тогда, что когда уровень жизни бедного населения южных стран поднимется до стандартов северных стран, встанет вопрос, а хватит ли нам природных ресурсов. А когда население составит десять миллиардов, их, без сомнения, не хватит! Мы должны думать в долгосрочной перспективе. Нельзя действовать из одной лишь алчности, потреблять, не заботясь о последствиях. Нужно всерьез пересмотреть такой образ жизни. Забота об окружающей среде должна стать частью нашей повседневной жизни. Мой личный, возможно, незначительный, вклад (кому-то он может показаться смешным) такой: каждый раз, покидая свою комнату или номер в отеле, я всегда выключаю свет. А еще, чтобы экономить воду, я никогда не принимаю ванну. Но душ, конечно же, принимаю обязательно, два раза в день, утром и вечером. Не знаю, может быть, одна ванна приравнивается к утреннему и вечернему душу, не знаю (смех). Но в любом случае, я вношу свою лепту с помощью таких вот мелочей. Это должно стать частью и вашей повседневной жизни. Тогда, как заметила Мать Агнес, вы сможете показать другим, членам своей семьи, соседям, что вы по-настоящему заботитесь об экологии нашей планеты, чтобы и они привнесли это в свою повседневную жизнь.

Ведущая: Ваше Святейшество, спасибо. Позвольте обратиться к отцу Биллу, может быть, он добавит что-то к вашим словам. Вы говорили о заботе о бедных, о том, что Земля − наш общий дом. Отец Билл, я знаю, вы подписали клятву Святого Франциска, обещали заботиться о бедных, на которых больше всего влияет глобальное потепление, обещали заботиться о нашей планете. Что делается в этом отношении в вашем университете и как мы можем вдохновить других и распространять эти идеи?

Отец Билл: Я думаю, начинать нужно с образования, и это ключевой момент. Могу сказать о своем поколении. Когда я рос, честно говоря, до недавнего времени мы не слишком тревожились из-за экологии. Нам всегда казалось, что природных ресурсов более чем достаточно, мы не беспокоились о загрязнении воды или земли, просто не сознавали этого. Мое поколение должно в какой-то мере изменить свой образ мыслей, а это не так-то просто сделать. Люди моего возраста с трудом меняют свои взгляды. На самом деле, люди моего поколения даже не считают, что у нас есть проблемы с экологией, потому что привыкли вести определенный образ жизни. Нам кажется, что ничего не изменится. Сегодняшние ученики колледжей так не считают. С самого рождения молодое поколение слышит о проблемах с окружающей средой, они открыты, они весьма озабочены тем, что станет с природой в будущем, что ждет их самих, их детей и внуков. Здесь, в университете мы всегда пользуемся удобным случаем, воплощаем в жизнь что-то простое, например, продаем воду только в перерабатываемых бутылках.

В университете также проходят конференции, например «Страна в фокусе» − конференция государственного масштаба, в организации которой мы принимали участие. Она проходила в нашем университете несколько лет назад. Участвовало множество студентов, тысячи, со всей страны. У нас также проходила конференция по вопросам загрязнения воды, мы поддерживаем стандарты LEED. На кафедре теологии наши исследователи работают с учеными-экологами, мы вместе ищем решения. Осознание экологических проблем очень важно и для нашей религиозной традиции, ведь окружающая среда является частью творения. Кроме того, у нас есть программы социальной помощи, мы информируем студентов об их ответственности за все местное сообщество. Как сказал Его Святейшество, мы должны думать о бедных тоже, ведь они наиболее сильно подвергаются последствиям небрежного обращения с природой. Как я уже говорил, это образовательный процесс. И если честно, я очень многое узнаю от моих студентов, они прекрасно осведомлены по этому вопросу, и я очень надеюсь, что такого рода информированность, такое образование помогут нам значительно продвинуться вперед.

Ведущая: Ваше Святейшество, я знаю, у вас есть, что добавить. Раввин Кохана хочет тоже что-то сказать. Прошу.

Раввин: Лоурел, Вы подняли вопрос о надежде, и я думаю это центральный вопрос к Его Святейшеству. Когда я беседую со своими друзьями-учеными, которые занимаются проблемами изменения климата, они говорят, что потеряли уже всякую надежду. Они поднимали вопрос об изменении климата много десятилетий назад, предупреждали об опасности на протяжении нескольких поколений. И только сейчас начинает появляться глобальная озабоченность тем, о чем они били тревогу так долго. Они боятся, что уже слишком поздно. Я думаю, что религиозные общины сегодня должны говорить о надежде. Так, это как делает Его Святейшество. Мы в ответе за то, чтобы начать сотрудничество с научным сообществом, мы должны разговаривать на их языке, должны дарить людям надежду – это наша работа. Мы те, на чьи плечи возложена ответственность за то, чтобы вдохновлять других. И нам есть кого вдохновлять. Конечно, наши возможности не столь велики, как у Его Святейшества, но как он говорит, нужно делать все, что в наших силах. Мы должны стараться объяснять другим, что от них зависит бесконечно многое и они не должны сидеть, сложа руки. Если каждый из десяти миллиардов возьмет на себя ответственность, результаты превзойдут все ожидания.

Ведущая: Я знаю, что Его Святейшество... (аплодисменты). Его Святейшество много говорит о точках соприкосновения науки и веры. Не могли бы вы что-нибудь добавить по этому вопросу, Ваше Святейшество. (Перевод для Далай-ламы.)

Раввин: У меня есть ваша книга. (Смех.) Хорошая книга.

Далай-лама: Говоря в общем, как я упоминал раньше, нужно объединить веру и разум. Выше я уже вкратце касался этой темы. Под «разумом» я понимаю анализ. Развитие науки опирается на исследования, эксперименты. Ученые стараются понять реальность с помощью исследований, с опорой на логическое мышление. Здесь-то и можно усмотреть точки соприкосновения. Например, в чем польза воспитания сострадания? Не правильно было бы ограничиваться словами: так сказал Господь. Нет! Мы должны проанализировать, зачем нам практиковать сострадание, развивать заботу о благе других живых существ. Когда вы преисполнены заботы о благе живущих, у вас не появится желания эксплуатировать других, обижать других, обманывать. В результате вы можете вести более честную, открытую, прозрачную жизнь. Отсюда проистекает доверие к окружающим, а из доверия рождается дружба. Фальшивую дружбу, наверное, можно купить за деньги, можно заручиться ею силою власти, но настоящая дружба основывается только на доверии. А доверие рождается, если есть открытость. Открытым же можно быть, если искренне заботишься о благе других. Если глубоко в сердце таится эгоизм, крайний эгоцентризм, то зачастую люди начинают лицемерить, обманывать других, говорить неправду. Научные изыскания показывают, что люди, которые часто обманывают, испытывают больше стресса (смех). Поэтому, если вы говорите правду, честны, открыты, то глубоко внутри будете чувствовать больше удовлетворения, больше уверенности в себе, больше внутренней силы. А если вы лжете, то внутри окажетесь слабым, всегда будете тревожиться о чем-то. Проанализируйте эти положения и тогда придете к твердому убеждению, что практика любви приносит вам самим колоссальную пользу. Так нужно поступать. Духовные послания нужно анализировать, обдумывать, в чем их ценность, в чем польза (смех). Если бы у нас еще оставалась возможность побеседовать с великими учителями, то они объяснили бы нам что к чему. Но сейчас нам приходится доходить до всего собственным умом. Я буддист, если бы Будда был еще с нами, я бы получил от него необходимые подробные объяснения. Но Будды нет с нами, и мне самому приходится анализировать его учение (смех, аплодисменты).

Ведущая:
Имам, Его Святейшество говорил о доверии, мы с вами тоже об этом беседовали, ваша религия уделяет огромное внимание этому вопросу, так же как и ваш исламский центр. Как нам добиться такого доверия, о котором говорит Его Святейшество? Скажите об этом перед тем, как я вас представлю. Как нам всем заручиться доверием, чтобы совместно решать проблемы с окружающей средой?

Имам: Лоурел, мне бы хотелось вернуться к теме роста населения, о чем говорил Далай-лама. Есть интересная книга Майкла Клэра «В погоне за тем, что осталось». В этой книге он уделяет большое внимание росту населения Земли. Численность населения, которая в 2011 году составляла семь миллиардов, в 2050-м возрастет до девяти миллиардов. Он пишет: наши ресурсы уже на пределе, хотя зачастую они истощаются из-за безрассудного их использования, из-за расточительного образа жизни, как отмечал Далай-лама. Это попросту вошло у нас в привычку. Как сказал раввин Кохана, рассуждая с религиозной точки зрения, основная цель подобных встреч уважаемых духовных лидеров на самом высоком уровне ‒ посмотреть на проблемы глазами различных религий, чтобы затем, вернувшись к своей пастве, поделиться всей этой информацией, распространить ее дальше; чтобы все мы были вовлечены в защиту природных ресурсов, заботу о человечестве, помощь бедным ‒ во все то, что необходимо всему человечеству для движения вперед.

Ведущая: Спасибо, имам, за ваше участие в этой части обсуждения (аплодисменты). Мы продолжим обсуждение через несколько минут, а сейчас я хочу представить вам имама и раввина, немного о них рассказать. Мохамед Эй Наджиб ‒ имам центра мусульманской общины Портленда, штат Орегон. Мусульманский общественный центр Портленда ‒ старейший исламский центр на северо-западе тихоокеанского побережья. Имам Наджиб был первым координатором известной американской исламской радиовещательной программы «Ислам в фокусе». Он входит в совет директоров радио «Кей-Бу» (KBOO) и является членом комитетов по бюджету, финансам и общественным делам. Он принимает активное участие в работе межрелигиозных общественных организаций, таких как Экуменическое духовенство Орегона. Он был первым имамом, который обратился с призывом к верхней и нижней палатам орегонского парламента в Салеме. Имам Наджиб ‒ лауреат международной премии «Посол мира», которая была вручена ему в 2003 году в конгрессе. Имам Мохамед Эй Наджиб совершал паломничество (хадж) в 1978 и 2006 годах. Имам Наджиб, пожалуйста, прочитайте нам молитву и поделитесь с нами мыслями о духовности и окружающей среде.

Имам: Спасибо, Лоурел. Хвала Господу Милостивому и Милосердному! Мир вам и милость Божья и Его благословение.
Мне бы хотелось начать свое короткое выступление с семи строк, которые повторяют в современном мире чаще всего. Это сура Аль-фатиха, которую читают один миллиард шестьсот миллионов мусульман во всем мире, я прочту ее на арабском языке, а затем на английском.

[Молится на арабском]

Во имя единого Бога, Всемилостивого и Милостивейшего!
Хвала единому Богу, Господу миров
Милостивому и Милосердному
Властелину дня Воздаяния
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы просим о помощи.
Веди нас прямым путём,
путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал Твой гнев, и не заблудших.
Аминь.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить колледж Майтрипы за приглашение, благодаря которому я стал частью благородного и престижного собрания. У меня появилась возможность познакомиться с Его Святейшеством Далай-ламой и другими религиозными и духовными лидерами.
«Духовность и окружающая среда». Мы не можем говорить о духовности и нашей окружающей среде, не упомянув о необходимости диалога как способа придать силу заложенной во всех нас духовности. Именно этот процесс способствует единству. На человечество была возложена ответственность за заботу об окружающей среде и экосистемах. И, несмотря на это, из-за бездумного, излишнего потребления ресурсов, например нефти, быстрого истощения запасов, мир оказывается перед лицом невиданных доселе проблем. Потребность в естественных ресурсах продолжает расти. Наш образ жизни, массовое потребление и расточительство лишают нас духовности и причиняют серьезнейший ущерб окружающей среде. Я бы хотел привести слова из книги «Экология войны и мира» Тома Хэстингса (Tom H. Hastings), профессора портлендского государственного университета. Вот его слова: «Экосистема, в которой мы живем, продумана так, чтобы устойчиво поддерживать себя, и все, что находится внутри этой взаимозависимой матрицы, включая человечество. Исследования показывают, что антропогенное воздействие, подразумевающее несоответствующее обращение с окружающей средой и злоупотребление ею, привело к изменению экосистемы, обладающей потенциалом к устойчивому развитию. В свете этого требуется радикальное изменение нашего менталитета и методологии». Конец цитаты.

Уважая священные праве окружающей среды, мы должны действовать в соответствии с нашей внутренней духовностью и нашей связью с природой. У каждого организма есть свое место и роль в тесно переплетенной, взаимозависимой сети, каковой является экосистема. Необходим диалог с экосистемой, мы должны стать защитниками и хранителями деревьев, лесов, полей, всех живых существ и ареалов их обитания. Подобно разным человеческим народам, каждая разновидность живых организмов имеет право на существование. Мир и окружающая природа ‒ дар человечеству, который должен использоваться на благо всех. Человеку была дана не только власть, но и ответственность за то, чтобы жить в гармонии с окружающей природой. Нам оказано доверие, и оно должно побуждать нас к тому, чтобы активнее заботиться об условиях человеческого существования и целостности творения. Мы вовлечены в духовный диалог с природой, и это находит отражение не только в нашей благодарности к ней, но и в нашем отношении к творению, друг к другу и в том, как мы управляем тем, что нам было дано.

В заключение я приведу короткий аят, или строфу, из Корана, который читаю я и все мусульмане. В Коране говорится: невозможно принудить человечество следовать тем или иным путем, но показано, как отличить верный путь от ложного, и выбор остается за каждым. Помните же, что человечеству был показан путь. Спасибо.

Лоурел Портер: Имам Наджиб, спасибо. Спасибо за вдохновляющие слова (аплодисменты). А сейчас мне бы хотелось представить раввина Майкла Кохану, нашего последнего и очень терпеливого гостя. Раввин Майкл Кохана ‒ главный раввин конгрегации «Beth Israel» (Бэт Израэл) в Портленде. Как руководитель и составитель программ Майкл Кохана помогает неверующим евреям, семьям со смешанными религиями и другим людям найти новый дом в иудейской общине. Раввин Кохана увлеченно способствует созданию теплых, дружеских отношений среди членов конгрегации «Beth Israel» (Бэт Израэл), где иудейское обучение и богослужение полны радости и жизни. В академической сфере раввин Кохана интересуется точками пересечения религии и науки, о чем он упоминал ранее, делая особый упор на врачебной этике. Он член общественных и межконфессиональных советов, а также экс-президент Совета раввинов штата Орегон. В 1999-м раввин Кохана и его семья были запечатлены в получившем широкую известность документальном фильме «Последние дни». Проповедь раввина Коханы 2012 года по случаю Рош Ха-Шана (еврейского нового года) «Спутник раввина и мечты одного поколения» будет включена в новый выпуск «Американских мечтателей», сборник рассказов и эссе, написанных ‒ цитата ‒ «оптимистами, искателями приключений и бесстрашными путешественниками, каждый из которых верит, что мы можем сделать мир лучше». Раввин Кохана, пожалуйста, прочитайте нам молитву и поделитесь с нами своими мыслями.

Раввин Кохана:
Спасибо, Лоурел. Я прочту не свою личную молитву, а молитву замечательного раввина Нахмана из Брацлава (Nachman of Breslov), который жил в 18‒19 веках. Он горячо отстаивал необходимость связать иудаизм с заботой об окружающей среде. Раввин Нахман молился так: «Повелитель Вселенной, научи меня оставаться в одиночестве, пусть моим ежедневным обычаем станет бродить среди деревьев и трав, среди всего, что растет. И буду я один, когда вступаю во врата молитвы. Да смогу я выразить все, о чем мое сердце хочет сказать тебе ‒ тому, кому я принадлежу».

С этой молитвой связана короткая хасидская история. Сын одного из раввинов любил бродить по лесу. Сперва отец разрешал ему уходить в лес, но потом начал беспокоиться. В лесу таятся опасности, отец не знал, что он ищет среди деревьев. Он решил обсудить это с сыном и однажды спросил его:
‒ Я знаю, что каждый день ты бродишь по лесу. Хотел бы я знать, зачем ты туда ходишь?
И мальчик ответил отцу:
‒ Я хожу туда, чтобы найти Бога.
‒ Это очень хорошо, ‒ мягко ответил отец, ‒ я очень рад, что ты ищешь Бога. Но, дитя мое, разве ты не знаешь, что Бог одинаков повсюду?
‒ Знаю, ‒ ответил мальчик, ‒ но я-то нет (аплодисменты).

Мне необыкновенно повезло, что я выступаю последним. Я имею возможность повторить многое из того, что уже обсуждалось, но теперь с точки зрения иудаизма, немного иначе.

Ваше Святейшество, мои уважаемые коллеги, дорогие друзья, все, кто пришел сюда, чтобы обсудить вопросы, которые вызывают всеобщую озабоченность. Все мы ‒ люди, все живем на одной крошечной хрупкой планете, как сказал об этом Его Святейшество. Мы, все, кто собрался здесь сегодня, верим, что духовность и религии всегда были и должны оставаться мощной силой, творящей благо. Мы придерживаемся позиции, что распространение нигилизма, которое мы наблюдаем, противоречит нашим внутренним инстинктам. Мы не должны смотреть на мир и других людей исключительно как товары, объекты для эксплуатации. Религия и духовность учат нас противоположному: чести, уважению, смирению. Мы не попались в ловушку соперничества, которое мы видим в животном мире: убей, чтобы есть и жить, или сам будешь убит и съеден. Религия учит нас, что каждый человек напрямую связан со всеми остальными и с миром вокруг нас. Иудаизм учит, что мы были созданы Господом Элохимом, каждый из нас был создан по образу и подобию божьему. Отражение божественного присутствия есть в каждом из нас. Мы состоим не только из плоти и крови, в нас есть искра божья, которая делает нас живыми. Мы не можем подавлять или игнорировать других, потому что эта искра божья внутри нас взывает к искрам божьим в других. И когда мы встречаемся, мы зажигаем священное пламя, факел, который освещает путь в этом темном мире. Перед нами взаимосвязанная действительность, о которой Его Святейшество учил нас сегодня, исходя из буддийской мысли. Все религиозные традиции, которые представлены здесь сегодня, разделяют это представление. Такое единство берет начало в одном простом движении души ‒ благодарности. В библейских псалмах рассказывается о наших отношениях с Богом.

[Читает на иврите]

«Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Псалом Давида).

Мир принадлежит Богу. Бог ‒ творец и хозяин мира. Мы пользуемся привилегией жить в этом мире и должны быть благодарны за его изобилие. Сама жизнь ‒ это великий дар, которым нужно дорожить. И если мы ценим того, кто создал все, мы должны почитать Бога, уделяя внимание тому, что Он создал: нам самим, окружающей среде. Великое многообразие жизни, примечательное разнообразие, возникшее в результате эволюции и естественного отбора. Эти принципы не уводят нас от божественного дарителя жизни. Оба эти метода ‒ инструменты, которыми работает божественный скульптор. Благодарность за божье творение напоминает нам, что мы живем в тесной взаимосвязи со всем сотворенным. Наука говорит, что мы не можем быть отделены от природы, мы часть, но не отдельная часть, среды, в которой мы живем. Первая глава Книги Бытия преподает нам важный урок, на самом деле даже два важных урока: урок взаимосвязи и урок смирения. Отец Билл приводил слова из первой главы Книги Бытия:

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».
Сжимая историю творения до одного короткого рассказа, Тора учит нас, что все творение взаимозависимо. Мы соединены друг с другом в наших отношениях через бога. Тора также учит, что Бог любит жизнь. Жизнь для него обладает другой ценностью, чем для людей; он любит жизнь ради самой жизни. Бог видит все живущее, и говорит, что это хорошо. Бог благословил животных тем же благословением, что он дал и людям: плодитесь и размножайтесь. Может, люди немного и перестарались с этим (смех). Может, стоит позволить животным чуть активней плодиться и размножаться (аплодисменты).

Мы, люди, склонны смотреть на мир и думать, что мир может дать нам, что я могу получить от мира, от животных, от растений, от всех тварей божьих. Но иудейская традиция учит нас противоположному. Моисей Маймонид, великий раввин, философ и врач 12 века учит, что все существует для своей собственной цели, а не для нужд человека. У всего есть своя цель, даже если мы не понимаем ее полностью и не извлекаем выгоды. Мидраш, собрание наставлений раввинов древности, учит нас, что даже то, что может казаться полностью излишним для сотворения мира, например блохи, или комары, или мухи, даже они включены в план творения, и Святейший осуществлял божественную цель посредством всего, будь это даже змея или скорпион, комар или лягушка. Поэтому следует любить их всех, не так ли? Змеи, скорпионы, комары, лягушки ‒ все это части божественного творения.

Второй урок истории из Книги Бытия ‒ это смирение. Мидраш учит нас, что порядок творения, который мы видим в Книге Бытия, не случаен. Мы люди не являемся венцом творения. Мидраш учит прямо противоположному, в нем говорится: люди не были сотворены до шестого дня, поэтому если вдруг в вас появится гордость, напомните себе, что даже самая крошечная блоха была создана до вас (смех).

И последний урок, на который я бы обратил внимание, это урок ответственности. И я бы сказал, что это самая суть иудейского учения, наш основной принцип, помогающий раскрыть нашу основную обязанность: (читает на иврите) «Он сказал тебе, человек, что хорошо и что Господь требует от тебя». Тора ведет иудеев к ответу на вопрос: что Бог требует от меня? Очень похоже на то, что сказал Его Святейшество перед этим. Вот это наш главный вопрос: чего хочет от меня Бог? Тора ‒ плод своего времени... она была написана, когда возросла напряженность между сельской местностью, где зародился наш народ, и городами, за которыми стояло будущее. Мы узнали, что это хорошо жить вместе с другими людьми, мы создали столько полезного, придерживаясь городского образа мысли. Мы разработали гражданские обязанности, требование по-доброму обходиться с другими, требование заботиться о нуждающихся. Но есть нечто, что было потеряно в процессе урбанизации: любовь к земле приходит от глубокого знания земли. Тора часто говорит о родной земле так, как будто это живое существо. Нас обучили закону, который требует каждый седьмой год давать земле отдых, апогеем чему служит пятидесятый «год свободы». Наши традиционные шестьсот тринадцать заповедей могут быть исполнены только на родной земле.

Ведущая: Раввин, я должна Вас прервать…

Раввин: Конечно.

Ведущая: Извините (смех)

Раввин: Позвольте только завершить мысль об ответственности. Ответственность также подразумевает способность. На нас не возложили бы обязанность, которую мы не можем выполнить. Поэтому, когда мы говорим о надежде, это затрагивает вопрос, можем ли мы на самом деле достичь результата. Так как на нас возложена обязанность проявлять заботу о нашем мире, мы знаем, что у нас есть и соответствующая способность. Я закончу словами тысячелетней давности из Мидраша, которые так давно выразили очень актуальную сегодня идею. Когда божественный мир был благословлен творением первого человека, Бог показал Адаму все деревья райского сада и сказал: «Посмотри на мои Творения, как они прекрасны! Все это Я создал для тебя. Постарайся же не портить Мой мир, ибо если испортишь, некому будет исправить».

Ведущая: Раввин, огромное Вам спасибо за эти прекрасные слова. Спасибо (аплодисменты).

А сейчас мы продолжим наше обсуждение. Мы разговаривали об ответственности, благодарности, взаимозависимости с точки зрения различных религий. А сейчас мне бы хотелось задать вопрос Его Святейшеству. Когда вы молодым человеком жили в Тибете, каким было ваше отношение к окружающей природе? Как оно влияло на образ ваших мыслей? Что изменилось, когда вы покинули Тибет и стали гражданином мира? Что изменилось в Вашем отношении к природе? (перевод для Далай-ламы)

Далай-лама:
Я жил в Тибете, пока не достиг 24 лет. Некоторые люди называют Тибет «Крышей мира». Там было очень чисто. Это отчасти объяснялось тем, что тибетцы весьма немногочисленны и ведут очень простой образ жизни. Там очень красиво, природа прекрасна. С детства я так любил цветы, любил работать в саду. Лишь, попав в Индию, я узнал, что не всякую воду можно пить. Меня это очень удивило. В Тибете, если вы проходите мимо источника воды, реки, ручья, вы всегда можете испить воды. В Индии же я начал понимать, что обычная на вид вода, может быть сильно загрязнена. В иных водоемах даже рыбе и другим животным нелегко выжить. Помню, однажды я был в Стокгольме, через центр этого города протекает река. Один из моих друзей заметил, что в наши дни в этой реке потихоньку опять начинает появляться рыба, благодаря особым очистным сооружениям. Заводы на берегах продолжают работать, но прилагаются особые усилия, чтобы не загрязнять реку. В результате рыба мало-помалу начинает появляться. Раньше рыбы вовсе не было.

Живой интерес к проблемам экологии появлялся у меня постепенно. Я многое узнавал от ученых, осознание экологических проблем пришло ко мне путем образования. Думаю, средства массовой информации должны почаще упоминать, что в интересах каждого ‒ заботиться об окружающей среде. Если в нашем повседневном образе жизни мы совершаем действия, которые косвенным образом пагубно влияют на экологию, то следует свести их к минимуму. Например, если, как и я, вы полны неведения то чтобы уменьшить неведение, нужны знания. Единственный путь ‒ обучать людей.

В настоящее время, когда я провожу беседы, я всегда говорю о важности экологии. Мне кажется, я уже рассказывал вам о китайском экологе… Несколько лет назад я прочел статью, написанную китайским экологом. Статью эту принес мне эколог из Ирландии. В той статье говорилось, что темпы глобального потепления на общемировом уровне составляют одну десятую, а на Тибетском нагорье темпы глобального потепления ‒ три десятых. Несколько выше. Затем он упомянул, что Тибетское нагорье и Северный и Южный полюса оказывают равное воздействие на предотвращение глобального потепления. Он назвал Тибетское нагорье Третьим полюсом: Северный, Южный и Третий полюс. Мне показалось, что эколог очень серьезно изучил эту тему на месте и сделал обоснованные выводы. Поэтому, как тибетец, я считаю, что очень важно отдавать себе отчет в том, насколько уязвима окружающая среда Тибетского нагорья. Надеюсь, что китайцам, которые эксплуатируют природные ресурсы, не заботясь об экологических последствиях, нужно предоставить необходимую информацию.

Кроме того, основные реки, покрывающие практически всю Азию, берут начало на Тибетском нагорье, в снежных Гималаях. Жизнь примерно одного миллиарда человек зависит от этих рек. Это очень-очень важно. Я всегда это повторяю. Быть может, забота об экологии стала частью моих личных обязательств, хотя я никогда не учился на эколога (смех).

Ведущая: Мы любим ваш смех, Ваше Святейшество. Спасибо огромное, что упомянули об обязательствах в области экологии, спасибо, Ваше Святейшество (аплодисменты). Его Святейшество говорил об обязательствах в области экологии, мать Агнес. Я знаю, что в 1962 году вы были на пороге смерти, у вас тогда обнаружили рак, и вы пообещали, что если поправитесь, будете способствовать исцелению Матери-Земли. Какую мудрость вы вынесли из этих переживаний? Пожалуйста, подскажите нам, представителям разных религий, верующим и неверующим, как нам способствовать решению тех проблем, с которыми сталкивается сегодня наша планета?

Мать Агнес:
Если бы я многому не научилась, меня бы здесь не было (смех). Я не хожу в церковь каждый день, как на работу. Бог всегда внутри меня, всегда уже со мной. Я очень благодарна, что осталась живой. Я была на пороге смерти много раз, но я говорила, мне не нужно идти в церковь из страха перед адом, там я уже была. Я знаю, что такое боль, но я знаю также, что такое надежда, что такое любовь и сострадание. Я всегда ношу это в моем сердце, и очень благодарна за возможность снова быть с Его Святейшеством, который учит нас всему этому. Я думаю, каждый из нас, если нас правильно направить и ели мы потрудимся немного, сможет спускаться вниз на восемнадцать дюймов из нашей головы в наше сердце, хотя бы раз в день (аплодисменты).

И всегда помните, что самое дешевое лекарство ‒ это смех, но самое лучшее лекарство ‒ это вода, считайте ее своей жизненной силой, без воды нам не выжить. Я молюсь, чтобы каждый из вас встречал каждое новое утро ритуалом благодарности воде. Доктор Мотто говорит, что вода может слышать. На 75 % наше тело состоит из воды, говорите с ней, благодарите ее в своем сердце (аплодисменты). Благодарите ее, когда готовите еду, стираете одежду, моете руки, даже смываете туалет. Когда вы наедине с водой, принимаете душ ‒ поговорите с водой, она слышит, поговорите с небесным народом, поблагодарите их. Если бы они не спускались к нам, зелень не смогла бы выжить, нам нужны дожди, чтобы мы могли дышать, ведь так? Я всегда говорю, если дышит дерево, дышу и я. Я всегда возношу в молитвах благодарность Милостивому богу за то, что было нам дано. Я обязалась учить других всему, что знаю, и я продолжаю жить и делать дело Господа, я просто его слуга, и на самом деле благодарна за его присутствие в моей жизни, его помощь и защиту. Я всегда говорю, если вы одной ногой в этом мире, а другой ‒ на небесах, пора начинать молиться, а то будет поздно. Каждый шаг важен, ибо наша жизнь ‒ это надежда, заботьтесь о ней, хольте ее и лелейте, идите за своей правдой, идите за своими молитвами. Неважно, во что вы верите, я всегда говорю, Милостивый Бог один ‒ дорог много. Давайте учиться жить в ладу. Поддерживать друг друга, поощрять друг друга. Другому не поможешь, пока не очистишься сам. У каждого свой багаж, за одну минуту не измениться. Все, что вы можете сделать, ‒ это простить и отпустить.

Ведущая: Спасибо, спасибо большое. Хотелось бы услышать отца Билла тоже. Спасибо (аплодисменты). Отец Билл, столько различий в наших религиях, также много и общего, одна из общих задач, ради которой мы сегодня собрались, это сохранение планеты Земля. Что можем сделать мы как межконфессиональное сообщество? Какие усилия предпринимает в этом плане университет Портленда. Как он поддерживает эту связь с Землей?

Отец Билл:
Нелегкую вы мне задали задачу ‒ выступить после матери Агнес (смех). Основная задача этого межконфессионального диалога... Во-первых, мы не сможем сегодня поставить точку, межконфессиональный диалог важен в любое время, мы должны узнавать традиции друг друга, испытывать к ним уважение и в конце концов признать, что цель у нас одна. Цель одна ‒ мы живем все вместе, мы признаем нашего Творца и то, чем Творец наделил нас, и чувствуем себя в ответе за этот дар. Таких диалогов должно быть больше... Но очень важно не останавливаться на одних только обсуждениях, нужно действовать. Диалог должен вести к действиям. Это верно и для университета. Мы можем бесконечно долго распространяться в наших аудиториях, можем организовать клубы и тому подобное. Однако когда студенты заканчивают учебу и покидают университет, если они не забирают с собой то, чему научились здесь, не привносят это в свой мир, то считайте, мы ничего не добились. Очень важно принять то, что мы обсуждаем и исследуем, взять на вооружение то, что мы узнаем (а мы узнали так много, мы узнаем каждый день о вещах, о которых раньше не думали и не привыкли беспокоиться), и преобразовать эти знания в действия, совместными усилиями. Обсуждения ‒ это лишь один из этапов.

Ведущая: Спасибо, отец Билл (аплодисменты). Имам, вы много говорили о диалоге. Продолжая мысль отца Билла ‒ как перенести тот диалог, который мы начали сегодня, в свое сообщество и преобразовать его в действия?

Имам: Вы знаете, Лоурел, я думаю, что в каждой из наших религий есть определенные понятные для нас принципы, верования, которые мы считаем святыми. Вот, например, сегодня мы говорили об окружающей среде, о человечестве, о том, что нужно заботиться друг о друге. Я приведу пример из Корана, который я читаю и в котором черпаю свои силы. Если взглянуть на то, как описываются в нем животные, становится ясно, что Бог сотворил все как единое целое. Есть несколько глав, сами названия которых говорят за себя: «Пчела», «Муравей», «Паук» ‒ все это разные существа, на которые Бог указал нам и заповедовал последователям дорогой моему сердцу традиции, их уважать. Это часть экосистемы, о которой мы говорили сегодня. Мы, духовные лидеры, многое узнали на этом престижном собрании, и теперь все мы готовы вернуться к своей пастве и поделиться новыми идеями. Отец Билл сказал, что мы не должны останавливаться на разговорах, а перед этим Его Святейшество Далай-лама тоже упоминал об этом, и раввин, и мать Агнес… Все мы согласны с нем, что должны продолжать диалог, возрождать духовность. Мы должны стать ближе друг другу, слиться в единое целое и использовать это как отправную точку, чтобы мотивировать других к полезным переменам в области защиты окружающей среды. Мы не должны ограничиваться только рамками нашей общины, но распространять эти идеи шире, чтобы защитить все человечество. Это и будет нашей основной целью и фокусом нашего внимания.

Ведущая: Имам, спасибо (аплодисменты). Отец?

Отец Билл: Я бы хотел сделать одно замечание. Мы должны перестать наносить друг другу ущерб под знаменем религии, как это нередко случается. Вот с этого нужно начинать (аплодисменты).

Ведущая: Мать Ангес?

Мать Ангес: Хотелось бы добавить, что мы все в одном дырявом каноэ. (смех, аплодисменты)

Ведущая: Раввин?

Раввин: Важность диалога не в том, чтобы говорить, а в том, чтобы слушать. У всех нас неплохо получается говорить, а вот слушать сложнее. Я почерпнул здесь многое о наших различиях. Ведь очень легко говорить о том, в чем мы сходимся, но самое захватывающее &
Вернуться назад