Начало > Топ, Видео & Аудио, Публичные лекции, Встречи и диалоги > Далай лама XIV. Встреча с молодежью и студентами в Улан-Баторе (2016)

Далай лама XIV. Встреча с молодежью и студентами в Улан-Баторе (2016)


5-02-2017, 11:32






Перевод с английского: Юлия Жиронкина
Перевод с монгольского: Ж. Оюунчимэг
Видео: Игорь Янчёглов, Роман Сухоставский
Озвучивание: Наталья Иноземцева
savetibet.ru


22 ноября 2016 года в Улан-Баторе прошла встреча Его Святейшество Далай-ламы XIV с монгольской молодежью и студентами, в ходе которой духовный лидер выступил с речью и ответил на вопросы о буддизме и светской этике, образовании и развитии общества в 21 веке. Визит Далай-ламы XIV в Монголию состоялся по приглашению духовенства главного буддийского монастыря страны Гандан Тегченлинг.

Расшифровка видео:


Ведущий: Пока мы ожидаем зрителей, которые еще остаются на улице, давайте начнем с сессии вопросов и ответов.

Мы приветствуем всех собравшихся в этом дворце гостей, студентов! Союз студенческой молодежи, монастырь Гандантэгченлин, центр Джебцзундамбы подготовили эту встречу с Его Святейшеством Далай-ламой. Во встерче встрече участвуют хамбо-лама монастыря Гандантэгченлин Чойжамц, переводчик Монгольского государственного университета Давагдамчиг, хамбо-лама монастыря Чойджолин-хийд Дзун-хурэ Дамбажав и я, председатель Союза студенческой молодежи, Уданжаргал.

Начало сегодняшней встречи немного задержалось, и поскольку не все еще смогли попасть в зал, а на улице очень холодно, Его Святейшество Далай-лама перед началом лекции пожелал ответить на вопросы, которые к нам поступили. Организаторы заранее получили несколько вопросов. Я озвучу самые интересные из них.

– Что вы думаете о фейсбуке – он разделяет людей или сближает? Есть ли у вас страничка в фейсбуке?


С появлением новых технологий физические расстояния перестают иметь значение. Так что это очень полезно.

– Вопрос от студента, изучающего религиоведение. В чем различие между религиозной и светской этикой?


У меня есть три обязательства. Первое – способствовать миру на Земле. Мир на Земле наступит, если у нас мир в душе. О мире в душе можно рассуждать и с точки зрения физического здоровья. Здоровый, спокойный ум – очень важный фактор для здоровья нашего тела.

Если в семье родители очень часто ссорятся, выплескивают друг на друга свой гнев, то такая семья никогда не будет счастливой. Чем больше в семье сострадания и любви, тем счастливее она становится. Это не имеет никакого отношения к религии – так устроена наша повседневная жизнь.

Если мы хотим, чтобы на Земле царили мир и счастье, нужно уделять самое серьезное внимание миру в нашей душе. Внутренние умиротворение достигается не только религиозными практиками. Призовите на помощь здравый смысл, общечеловеческий опыт. Наравне с этим, важное значение имеют и данные научных открытий. Вот почему в последние 30 с лишним лет я провожу самые серьезные обсуждения с представителями современной науки. Ученые говорят нам сегодня, что покой ума чрезвычайно важен.

Итак, продвигать в обществе сострадание или покой ума нужно не с опорой на религиозную веру, но с опорой на секулярный подход. Согласно древнеиндийскому пониманию, секулярный подход подразумевает уважение ко всем религиям, а также к взглядам неверующих. Современные реалии таковы, что среди семимиллиардного населения планеты один миллиард – это люди неверующие. Мы должны найти средства и способы, чтобы рассказать неверующим о важности внутренних ценностей.

Слово «светский», или «секулярный», можно интерпретировать по-разному. В странах Запада некоторые усматривают в светском подходе неуважение к религии. Кто-то даже ставит знак равенства между секуляризмом и атеизмом. Я обычно пользуюсь формулировкой «всеобщие ценности».


– Вопрос касается планирования семьи особенно в студенческом возрасте. Стоит ли студентам обзаводиться семьей? Что вы думаете о воспитании детей в студенческом возрасте?


Семья имеет большое значение. Самый важный период, когда ребенок должен быть окружен теплом и заботой, – это первые несколько лет после его рождения. Если в это время друзья и особенно родители уделяют ребенку недостаточно внимания, то это сказывается на нем самым пагубным образом. Это пройдет красной нитью через всю его жизнь. Поэтому ребенка нужно окружить самой нежной любовью. Некоторые ученые утверждают, что очень важно вскармливать ребенка материнским молоком. Для правильного формирования тела ребенка ему каждую неделю необходимы определенные химические элементы, материнское молоко естественным образом содержит в себе эти элементы. В коровьем и ином молоке нет этих веществ.

Создавать студентам семью или нет – это их личное дело. Если вам по силам обе задачи, содержать детей, семью и одновременно учиться, что ж, пожалуйста! Если же семья и дети могут стать помехой для получения образования, тогда нужно всерьез задуматься. В молодые годы образование – это самое важное.

– Вопрос от студента медицинского института. Что вы думаете о западной медицине, а также о возможности сочетания восточной и западной медицины? Что вы думаете о перспективах такого сотрудничества?


Для лечения определенных болезней весьма полезна аллопатическая медицина. А для лечения некоторых хронических заболеваний больше подойдет древняя медицина: аюрведическая, а также китайская и тибетская – система, которая также распространена и в Монголии. С некоторыми хроническими болезнями древняя медицина справится лучше. Можем сказать это, исходя из собственного опыта, накопленного преимущественно в Индии. Некоторые индийские врачи в больницах сами принимают тибетские лекарства. Так что сочетать эти системы полезно.

Сейчас я начну свое выступление, потому что большинство людей уже собрались.

Время неуклонно летит вперед. Прошлое осталось позади. Никому его не изменить. Изменить будущее нам по силам. Будущее зависит от настоящего. Век двадцатый остался в прошлом, события этого столетия изменить уже невозможно. А век двадцать первый только начинается, и у нас есть все возможности что-то менять. Но для чего нам нужны перемены? Посмотрите, сегодня, пока мы наслаждаемся миром, на этой самой планете, в странах арабского региона, в Сирии, Ираке и некоторых странах Африки в этот самый миг люди убивают друг друга. Когда человека убивает тигр, или лев, или слон, мы подчас застываем в изумлении. Погиб человек! Сегодня же человека убивает человек, и это практически норма! Это весьма и весьма печально.

Согласно некоторым историкам, в двадцатом веке было убито свыше 200 миллионов человек! Столько людей умерли насильственной смертью. Если бы в результате мир принял новые формы, стал более мирным, то мы могли бы как-то оправдать такое насилие. Но этого не случилось. Насилие, которое мы наблюдаем в начале 21-го века, на мой взгляд, есть результат допущенной прежде халатности. В прошлом веке у людей был такой менталитет – стоило возникнуть малейшему разногласию, и они сразу начинали думать, как решить проблему с применением силы. Это отжившее мышление!

Сейчас, в начале 21-го века, у иных людей все еще сохраняется подобное мышление. Но реалии таковы, что современный мир – не чета миру древнему. В прошлом вы, монголы, были самодостаточны – со своими овцами, стадами вы особенно ни в ком не нуждались. А сегодня и монголы предпочитают видеть на столе побольше овощей или риса.

Таковы реалии современного мира, он тесно взаимосвязан, взаимозависим. И плюс к тому глобальное потепление, проблемы с окружающей средой. Это выходит за рамки государственных границ, но затрагивает все человечество! Даже экономика стала глобальной. И мы должны действовать сообразно этим новым реалиям!

В 21-м веке положение дел существенно изменилось. Мы же в своих делах продолжаем руководствоваться отжившими представлениями. И тогда наши действия идут в разрез с реальностью. А любое действие, идущее в разрез с реальностью, влечет за собой пагубные последствия. Поэтому пришло время начать думать обо всем человечестве. Обо всех семи миллиардах. Мы часть семимиллиардного населения нашей планеты. Мы общественные животные. Будущее и счастье отдельной личности во много зависит от остального человечества. Поэтому забота о человечестве – это в конечном итоге забота и о самом себе.

В современных условиях чрезмерный эгоцентризм – «я», «я», «я» – идет в разрез с реальностью. Нужно думать обо всем мире, о других! Век 21-й должен стать столетием сострадания, где есть место осознанию единства всего человечества.

Пока мы только в начале 21-го века – особенно это касается подрастающего поколения. Я обычно делю людей на поколение 20-го века и поколение 21-го века. У поколения 21-го века есть все возможности для того, чтобы приложить необходимые усилия, и тогда в поздние годы жизни вы увидите мир, где люди живут счастливее. Мое поколение, поколение века 20-го, этого не увидит. Мы, поколение 20-го века, лет через тридцать, по представлениям теистических религий, отправится либо в рай, либо в ад.

Итак, продвигать всеобщие ценности лучше всего, отталкиваясь от понимания единства всего человечества, с помощью образования. Я часто заявляю это публично: существующая, так называемая современная, система образования не может быть признана неадекватной. В современном образовании, сложившимся в последние 200 лет, делается слишком большой упор на материальные ценности. Когда оно формировалось, духовные или внутренние ценности были прерогативой церкви. Поэтому светское образование затрагивает только области, связанные с материальным развитием и новыми технологиями. Сегодня в Америке и европейских странах, а также в Японии и даже в Китае люди понимают, что существующая система образования с упором на материальную сторону жизни не гарантирует счастья человеку и человеческому сообществу.

Когда мы говорим о материальных ценностях, на первый план выходят деньги. У денег же нет связи с состраданием. При содействии ученых, сотрудников сферы образования, мыслителей, социальных работников в последние годы мы серьезно размышляем над созданием проекта учебной программы, где бы, с опорой исключительно на данные научных открытий, здравый смысл и общечеловеческий опыт, упор делался бы на важность внутренних ценностей. В течение года мы, скорее всего, сможем опубликовать такую программу. Школы Индии, а также некоторые школы Америки выражают большую заинтересованность в преподавании всеобщих ценностей, секулярной этики. Когда мы завершим работу над этой программой, мы с большим удовольствием направим ее в Монголию, чтобы она сначала стала предметом обсуждения ученых, работающих в сфере образования. Затем можно было бы опробовать ее в паре школ и посмотреть, какие результаты это принесет через несколько лет – через четыре-пять лет. В Америке некоторые города уже именуют себя «городом сострадания» или «городом доброты». Назвав себя так, эти города проводят больше программ, посвященных состраданию и доброте. В результате в ряде школ ученики становятся более миролюбивыми, сострадательными, готовыми прийти на помощь другим, служить другим. Это большие перемены, которые мы уже наблюдаем. В западной части Канады, в Британской Колумбии, уроки нравственного воспитания даже приобрели обязательный характер. Итак, мы должны всерьез задуматься о том, что существующая система образования должна включать уроки, где бы преподавались внутренние ценности. И поскольку система образования – светская, то и говорить о внутренних ценностях мы должны в светском ключе, на языке, понятном для всех, а следовательно, мы не можем отталкиваться от религии.

В буддизме большой упор делается на сострадании, как и в других религиозных традициях. Все мы знаем нашу ежедневную молитву: «Пусть все существа будут счастливы, пусть все существа будут избавлены от страданий…» Мы всегда читаем ее ради блага всех живых существ. Если мы принимаем всерьез собственные молитвы, если мы искренни, то должны подтверждать их делами.

Для существ других бессчетных галактик мы можем мало что сделать, разве что молиться. Мы можем действовать только в этой солнечной системе, только на этой планете. На этой планете обитает бесчисленное множество животных – птиц, рыб... Но и для них мы не в силах ничего предпринять. Ведь они не обладают необходимыми умственными способностями, и у них нет языка. Только для семи миллиардов людей, живущих на Земле, мы можем что-то сделать – прямо или косвенно. Среди них есть неверующие и люди, придерживающиеся иных вероисповеданий. Это факт. Мы никогда не возносим молитвы и не думаем о том, чтобы все 7 миллиардов людей стали буддистами. Нет! Это нереально. В каждой стране, на каждом континенте есть собственные традиционные ценности, в том числе и религиозная вера, которые должны сохраняться.

Но есть также и общечеловеческие, всеобщие ценности, и их распространение – единственный способ помочь всему семимиллиардному населению планеты. Если бы Будда пришел сегодня в этот мир, вне всякого сомнения, он бы полностью поддержал светскую этику, всеобщую этику, потому что он с уважением относился к ментальным наклонностям разных людей. Среди его последователей были люди с разными предрасположенностями, и потому он преподал им разные философские воззрения. Эти воззрения сами по себе противоречат друг другу. Один и тот же учитель, Будда, преподал противоречащие друг другу философские взгляды. Почему? Иногда я говорю, что это произошло не от того, что он сам был не уверен в своих убеждениях или был запутан. Сегодня преподал одно, а на завтра – совсем другое. Нет! Не было у него и намерения запутать своих учеников. Нет! Просто среди его последователей были люди с разными ментальными наклонностями, и потому было необходимо объяснить им разные философские воззрения. И если бы Будда сегодня пришел в наш мир, он бы, вне сомнения, поддержал светскую этику, или этику всеобщую.

Какой вклад в распространение светской этики, всеобщей этики, можем внести мы? Знания об устройстве ума и эмоций, содержащиеся в древнеиндийской традиции, чрезвычайно обширны. На сегодняшний день, к сожалению, только мы, тибетцы, остаемся хранителями этих знаний. В Индии им уже не уделяют большого внимания. Так же обстоит дело и в Монголии. Прежде ваши знания об этих предметах были куда полнее. Это знания об уме, о том, что я называю «наукой об устройстве ума». Сюда же относятся и философские воззрения, которые очень близки к квантовой физике.

Имея в нашем распоряжении буддийскую традицию, в особенности традицию университета Наланда, мы обладаем большими возможностями содействовать распространению светской или всеобщей этики. Уже сейчас многие ученые, преимущественно в Америке и Европе, проявляют неподдельный интерес к буддийскому знанию об уме и эмоциях. Их особенно интересует, как справляться с эмоциями. У многих это вызывает интерес. Мы не обсуждаем с учеными будущие рождения или нирвану, но лишь то, как сделать счастливыми человека, семью и, в конечном итоге, общество и все человечество. Так что у нас большие возможности помочь распространению всеобщих ценностей.

Распространять их надо не молитвами, но c опорой на образование, повышение знаний. Монгольские монахи должны сами уделять большое внимание учебе. Никто ведь не придет и не попросит: «Пожалуйста, помолитесь о распространении всеобщей этики», никто не попросит: проведите такой ритуал.
Это было мое выступление, а теперь вопросы.

Я предпочитаю вопросы из зала.

– Я выражаю вам глубокую благодарность. Сейчас, в такое тяжелое для Монголии время, когда стоят холода, вы посетили Монголию и встретились с верующими. Я также выражаю признательность организаторам – монастырю Гандантэгченлин, Союзу студентов. Я хочу задать очень важный вопрос. Раньше, когда вы приезжали в Монголию, вы дали насущное наставление монгольскому народу: не нужно пить водку, нужно пить кумыс. Сейчас вы встречаетесь с молодежью, и мне хотелось бы, чтобы вы дали молодежи еще одно наставление и чтобы она ему последовала. Я составил и отредактировал сборник 1100 афоризмов выдающихся людей мира, от Аристотеля и Сократа. Я хочу подарить вам свою книгу. Монголы – народ кочевой, поэтому свои мысли выражают коротко. Их мудрые пословицы и мудрые высказывания я тоже включил в свою книгу. Хочу эту книгу вам подарить. Спасибо.

Спасибо. В последнее время я говорю, что у Монголии есть все возможности для объединения современности (в том числе современного образования, технологий, науки) и традиции – традиции Наланды. У вас есть возможность и способность объединить эти две составляющие. И тогда, как бы ни было трудно, вы сможете сделать свою страну счастливой и служить хорошим примером для остального мира. У вас будет материальное развитие, которое создает комфортные условия для нашего тела, а опираясь на традицию Наланды, вы сможете добиться покоя ума не с помощью молитв и веры, но в процессе тренировки ума и логического мышления.

– Я руководитель молодежной организации Очиртманлайзалуус", меня зовут Тумэнзул. Мой вопрос о монгольской молодежи. На встречу в основном, как я вижу, пришли пожилые люди. Должно быть, их привела сюда религия, а встреча называется «встречей с молодежью». Современная монгольская молодежь забывает о буддийских и национальных традициях. Власть не уделяет должного внимания молодежи, и религиозные организации тоже обращают на нее мало внимания. Мы этим недовольны. Как нам быть?


Да. Во многих случаях, например в Индии, правительство в основном придерживается секулярных принципов. Что касается религиозных вопросов, то ими занимаются отдельные люди, монастыри и неправительственные организации. Вам нужно взять на себя больший груз ответственности. Что касается монастырей, то они не должны оставаться исключительно местами для поклонения, монастыри должны стать центрами обучения. А для этого монахам нужно уделять больше внимания учебе. Это очень важно. Я всегда призываю не только тибетцев, но и жителей гималайского региона: «Учитесь, учитесь…». Одних молитв и ритуалов недостаточно, этого мало.

В некоторых странах люди теряют уважение к храмам и монастырям, потому что в монастырях занимаются исключительно выполнением ритуалов. Священнослужители в монастырях сами мало что знают, но ритуалы, пуджи совершают и получают за это деньги, и люди постепенно утрачивают к ним уважение. Такое может случиться и в Монголии.

Как я уже говорил, времена меняются. В целом, у человечества теперь выше уровень образования, люди лучше разбираются в научных дисциплинах и больше интересуются вопросами практического характера. Если предлагать им только ритуалы и мистику, они могут к вам не прислушаться. И потому чрезвычайно важно, чтобы люди в монастырях и в особенности монахи не позволяли себе думать: «Мы хранители такой-то традиции и впредь будем продолжать в том же духе». Такое мышление ошибочно. Мы должны идти в ногу с новыми реалиями, следовать духу времени.

В Индии я предпринимаю множество новых инициатив, чтобы следовать духу времени, сообразовываться с новым положением дел, в том числе и в области образования. Поэтому, если вы питаете ко мне любовь, следуйте моему примеру. Я наполовину монах, наполовину ученый. Спасибо!

– Здравствуйте, вы как солнце для всего мира, я очень рада, что вы посетили Монголию. Не могу выразить словами, сердце вырывается из груди от радости. У каждого человека есть гнев, страсть и неведение – что надо делать, чтобы хотя бы на короткое время избавиться от этого? У молодежи эти чувства особенно часто встречаются.


Это не просто, но есть и метод, эффективный метод. И это медитация о шуньяте, пустоте. Мой опыт свидетельствует о том, что это весьма эффективный метод.

Когда я впервые приехал в Монголию, это была все еще коммунистическая страна. Когда пожилые монахи читали молитвы, они проливали слезы, и я тоже плакал. Я размышлял о наших многовековых узах и чувствовал восхищение: в самые трудные времена вы были полны решимости сохранить свою традицию, свою веру.

– Все мы благодарны вам за то, что вы приехали в Монголию. Меня зовут Наранбаяр, я директор новой монгольской школы. Наша школа считает вас своим учителем, и ваши учения мы изучаем в школе. В ваших наставлениях всегда звучит учение о сострадании, и мы в школе среди учителей тоже распространяем ваши идеи. Пожалуйста, поясните, как нам учить детей состраданию. Жавзандорж, который сидит за вами, много раз приходил в нашу школу, он дает уроки. Я хочу поднести вам брошюру о нашей школе.

Вы уже ведете эту работу, и это замечательно! Как я уже говорил, в следующем году мы опубликуем учебную программу по преподаванию светской этики. Вы должны сначала обсудить ее, а затем внедрить. Спасибо!

О! Вопрос от самых маленьких.

– Я верю, что вы – живое воплощение Авалокитешвары. Мама говорит: всегда веруй в Учителя Далай-ламу. Я написала Вам письмо.

Я никогда не заявлял, что я воплощение Авалокитешвары. Но могу сказать, что у меня особая связь с Авалокитешварой, опираясь на свои сны и другие знаки. И не только с Авалокитешварой, но также и с Манджушри. Позволю себе сказать, что острота моего ума – результат особого благословения, полученного от Манджушри, а мое сострадание – результат особого благословения, полученного от Авалокитешвары.

Если ты сама хочешь стать человеком с сострадательным сердцем и острым умом, начитывай мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и ОМ АРА ПАЦА НАДИ.

Сейчас у нас остается мало времени, хотя мне очень хотелось бы ответить и на другие ваши вопросы, но время истекло…

– Как нам сочетать буддийскую практику бодхичитты, а также практику Чакрасамвары, Ямантаки с нашей повседневной учебой и работой, ведь у нас есть и профессиональные обязанности. Среди нас есть юристы, спортсмены, врачи, ученые… Мы приехали из Бурятии.


Мы тибетцы тоже зачастую довольствуемся начитыванием различных мантр, а также выполнением визуализаций различных божеств. Исходя из собственного опыта, скажу: задействуйте свой ум, выполняя аналитические медитации. Это оказывает существенное влияние на мои эмоции. Но заниматься этим нужно не неделю, не месяц и даже не год. Но десятилетия! Сам я 50-60 лет посвятил серьезным медитациям, в основном аналитическим, и теперь я действительно убежден в том, что можно достичь истинного прекращения страданий. Думайте, анализируйте. Аналитическая медитация важнее. Здесь есть две составляющие: постижение шуньяты и практика бодхичитты. Сам я ежедневно посвящаю практике 5 часов: провожу целый ряд визуализаций, начитываю тексты и мантры, но главное -- уделяю время этим двум составляющим: постижению шуньяты и практике бодхичитты.

– Я живу в Бурятии в Закаменском аймаке, в дальней местности. Практикую буддизм и занимаюсь силовыми видами спорта – кикбоксингом, дзюдо, самбо. Как сочетать практики Ямантаки, Чакрасамвары, Гухьясамджи со спортом?

Без переживания бодхичитты и постижения шуньяты эти тантрические практики – всего лишь слова. Я действительно так считаю.
Два заключительных вопроса. Больше нет времени.

– Приветствую вас, я очень рада, что у меня появилась возможность задать вам вопрос. О чем следует размышлять в XXI веке, чтобы развить сострадание и постижение пустотности? Спасибо. Пусть сбудутся ваши пожелания.

Изучайте книгу Шантидевы «Бодхичарья-аватара» для развития бодхичитты. А для развития шуньяты, если возможно, изучайте «Мадхьямака-аватару» и «Муламадхьямака-карику». Если заниматься так год от года, то постепенно получите значительные результаты.

– Здравствуйте, я хочу задать вопрос вам – такому знаменитому человеку. Когда вы в прошлый раз приезжали в Монголию, вы наставляли, что следует отстаивать свою независимость. Вы приехали в очень непростое время для Монголии. Что вы можете посоветовать монгольской молодежи, как сохранить независимость нашей страны?

Во-первых, у вас уникальное культурное наследие. Это самое важное.

Во-вторых, позволю себе заметить, что ваш президент, а я знаю его давно, твердо верен своим принципам, а это очень важно.

Однажды, когда я приезжал в Монголию, вы праздновали 800-летие [империи] Чингисхана. Тогда я сказал, что вам следует сохранить дух Чингисхана. В древние времена дух Чингисхана несли воины верхом на лошадях, с мечом в руках. Сегодня же дух Чингисхана следует нести с опорой на современное образование. Поэтом молодежь сегодня должна получать современное образование и вместе с тем изучать философию буддизма. Тогда вы будете «настоящими монголами». Современное образование с уклоном в материализм, само по себе, не сделает вас настоящими монголами. Религиозное образование, взятое отдельно, не сделает вас современными монголами.

Спасибо! Несмотря на оказанное давление, президент все же организовал мой визит. В последние несколько дней дни у меня была возможность встретиться со многими монгольскими братьями и сестрами. Я увидел, с какой верой и любовью вы ко мне относитесь. Я глубоко вам признателен и с нетерпением жду следующего визита.

– Союз студенческой молодежи выражает вам благодарность за ваш визит, за то, что вы нашли время встретиться с нами, студентами, монгольскими верующими, дали нам наставления. Большое спасибо! Мы хотим преподнести вам почетную грамоту. За большой вклад в развитие образования монгольской молодежи Союз студенческой молодежи награждает Далай-ламу орденом «Соёнгэгээрлуулэгч» («Просветитель культуры»).


Спасибо! Я искренне вам признателен. Мы, тибетцы и монголы, действительно близнецы-братья.

Этот дух в вас очень силен. Спасибо.

Вернуться назад