Начало > Топ / Видео & Аудио / Обращения > Выступление Далай-ламы в школе для детей из неблагополучных семей Шикша Кендра (Дели, Индия)

Выступление Далай-ламы в школе для детей из неблагополучных семей Шикша Кендра (Дели, Индия)


31-12-2011, 07:41


Скачать

Всем доброе утро!

Я очень рад, что побывал в вашей школе. Она произвела на меня большое впечатление. Во-первых, мне сказали, что среди учеников большинство детей из неблагополучных семей. А здесь по отношению к вам проявляют особую заботу, и это прекрасно! И в этом я вижу не просто проявление сострадания, но и способ содействовать развитию общества в целом.

Я думаю, что огромный разрыв между богатыми и бедными, который мы видим повсюду на планете, это очень серьезная проблема. Не так давно я побывал в Мексике, в Аргентине и в Бразилии. И выступая перед людьми, я попросил присутствующих показать мне, какова пропасть между богатыми и бедными – маленькая или большая? В ответ люди развели руки широко-широко. Во всех трех странах. Затем я спросил, а что насчет коррупции – ее мало или много? И снова в ответ люди показывали, что уровень коррупции очень велик. Вот и в Индии также есть эти две проблемы. Разрыв между бедными и богатыми, и коррупция. Я считаю, что для того, чтобы сократить этот разрыв, самое важное – это образование. Благодаря образованию малоимущие люди обретут чувство уверенности в себе. Благодаря уверенности в своих силах, они смогут действовать решительнее, и тогда сократиться разрыв между богатыми и бедными.

Мне приходилось бывать в Африке. Там у одних людей есть все, а другие лишены даже самых элементарных предметов первой необходимости. Разрыв огромный. И чтобы сократить этот разрыв, богатая часть общества должна предоставить бедным образование, возможность работать и получать профессиональную подготовку. А бедные люди, должны поверить в свои силы и упорно трудиться. То же самое и в Индии. Для того чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными, необходимы усилия с обеих сторон – со стороны богатых и со стороны бедных тоже. В вашей школе оказывают помощь и поддержку детям из беднейших семей, и это замечательно!

Я хотел бы сделать небольшое пожертвование для школы в размере 500 тысяч рупий. Пожалуйста, продолжайте работать и дальше. Я надеюсь, что в будущем смогу внести еще большую сумму. Вы знаете, я пишу книги, и мне, как автору, выплачивают гонорары. Часть этих гонораров я буду жертвовать вам наравне с другими проектами. Ведь ответственностью лежит на каждом из нас. Вы делаете большое дело, и другие должны вас поддерживать. Я очень ценю вашу работу.

Еще я хочу сказать, тут дети показывали представление, в котором изображали буддийского монаха. Вот головной убор у вас был неправильный. Будда или Нагарджуна, другие великие святые, они не носили такие головные уборы. Но ваше представление мне очень понравилось, вы играли очень хорошо.

Правильная речь, правильный образ жизни, правильные действия и настрой ума, это ведь не только часть буддийской практики, это нужно каждому человеку. Если вы будете следовать этим принципам, то сможете сохранять покой ума. Чрезмерная привязанность, алчность, в конечном счете, приводят к тому, что у вас появляется чувство соперничества. Оно порождает подозрительность, недоверие. И в итоге ведет к одиночеству. Более правильным будет развивать в себе такое важное свойство, как сердечная теплота. Ведь все мы в первую очередь люди. Политические границы, религиозные верования, разделяющие нас, вторичны. Важно, что мы все одинаковы в своей принадлежности к людскому роду. Когда я разговариваю с людьми, я всегда обращаюсь к ним, как один из них.

Приведу пример. Если бы я, выступая перед вами, особо подчеркивал, что я – буддист, я – тибетец, то между нами сразу же возник бы барьер. Но когда я встречаюсь с вами, я говорю как один из вас. Ведь мы одинаковы. И так я поступаю независимо от того, где я и с кем разговариваю. Мы все люди, и устроены похоже – ментально, эмоционально, физически. Мы похожи, и у каждого из нас есть равные права на счастливую жизнь, на успех. И еще одна простая вещь – когда я улыбаюсь вам, искренне, не саркастически, вы непроизвольно улыбаетесь мне в ответ, правда ведь? Это при условии, что мы чувствуем общую принадлежность к человечеству. Если же мы будем думать о себе, что чем-то отличаемся от других, то в ответ на искреннюю улыбку, получим какую-то другую реакцию, но не улыбку. Так что не будем забывать, что мы – люди. И, прежде всего мы – общественные существа. Жизнь отдельного человека, его успех и счастье, сильно зависит от остального человечества. И для прогресса нам также необходимо сотрудничество. Никого нельзя принудить к сотрудничеству силой – такие попытки всегда обречены на провал. Сотрудничество должно быть основано на сердечной теплоте, на доброй воле. Тогда оно будет по-настоящему эффективным и долговременным. Мы видим, что сотрудничество во многом зависит от дружбы. А дружба зависит от доверия. Доверие возникает, когда есть прозрачность. А прозрачность невозможна без честности. Когда вы ведете себя честно, говорите правду, то к вам будут испытывать доверие. А за доверием придет и подлинная дружба. И подлинное сотрудничество. Вот так устроена эта цепочка. Вот вы говорили о сотрудничестве, о том, как важно подчеркивать то, что нас объединяет, а не наши отличия, которые вторичны. Я полностью поддерживаю эту мысль. Это прекрасно.

Раньше, говоря о себе, я всегда подчеркивал, что у меня есть три обязательства в жизни. Теперь из них осталось только два. Мое первое обязательство – способствовать тому, чтобы люди были счастливы, чтобы их жизнь была счастливее, успешнее. Для этого необходимо приложить особые усилия. Ведь сегодня многие люди уверены, что счастье полностью зависит от денег и других материальных ценностей. Но если посмотреть на миллионеров и миллиардеров, то денег у них очень много. Но как люди они зачастую очень несчастливы.

Однажды я был в Америке, крупный университет пригласил меня выступить с лекцией. От гостиницы, где я остановился, до университета было довольно далеко. Так что ректор заехал за мной в гостиницу на машине и повез меня в университет. Дорога заняла у нас около тридцати – сорока минут. В машине мы разговорились, и выяснилось, что глубоко внутри он очень несчастный человек. Он испытывал большую тревогу, неуверенность, сталкивался с самыми разными трудностями. Он сказал, что ему очень трудно встречаться с людьми, даже со своими коллегами, так что он предпочитает проводить время в одиночестве. Наш разговор получился очень откровенным, и я спросил его, а какой у него доход? Он назвал что-то около миллиона долларов. Кроме того, он ректор и пользуется уважением. Но чего-то ему не хватало. Как человек он был несчастлив. Тогда я взял его за руку, и, поглаживая ее вот так, начал говорить ему о трудностях, с которыми сталкиваюсь я. Но я сказал ему также, что большую часть проблем создаем мы сами. Так что, в конечном счете, все зависит от нашего настроя ума. Если мы создаем правильный настрой ума, то уже не важно, какие трудности встают перед нами. Мы все равно сохраняем покой ума. И это источник счастья. Так я ему сказал. Наш разговор длился минут 20 или 30, и я видел, что выражение его лица немного менялось. А позже его коллеги рассказали мне, что ректор очень оживился, стал больше встречаться с людьми, больше разговаривать с ними. Они сказали, что после нашей встречи ректор стал гораздо более счастливым человеком, более жизнерадостным.

Вот такой пример – у человека много денег, уважаемое имя, но внутри чего-то не хватало. Мы видим, что в правительстве и на всех других уровнях только и говорят, что о деньгах, об экономике и больше ни о чем. И наша система образования тоже больше ориентируется на материальные ценности. В Индии систему образования создавали по британскому образцу. Я считаю, что британцы принесли в эту страну хорошее образование, и это хорошо. Но есть и некоторые вопросы. Недавно я как раз обсуждал эту тему. Насколько существующая в Индии система образования подходит для этой страны? Ведь у вас есть собственное богатейшее, тысячелетнее культурное наследие. Вы накопили огромные знания о том, как функционирует ум, об эмоциях, и о том, как управлять эмоциями с помощью шаматхи и випассаны. Я думаю, эти практики не следует рассматривать как чисто религиозные. Их нужно применять в качестве метода для достижения внутренней силы, умиротворения. Необходимо исследование, чтобы установить, как совместить современное образование и древние индийские традиции изучения ума и эмоций, чтобы они дополняли друг друга. Это, что касается моего первого обязательства.

Итак, мое первое обязательство, рассказывать людям о важности внутреннего умиротворения. О том, что нужно больше внимания уделять внутренним ценностям. Внутренние ценности не обязательно должны опираться на религиозную веру, о них надо говорить со светской точки зрения. Это мое первое обязательство.

Я бы хотел добавить, что мое первое обязательство тесно связано с древней тысячелетней индийской традицией ахимсы. Ахимса подразумевает сострадательную мотивацию. Если вами движет сострадание, то каждое действие становится ахимсой. Если же вы испытываете отрицательные эмоции – привязанность, алчность или ненависть, то даже если слова ваши будут приятными, по сути, за ними будет стоять насилие. Я чуть раньше вам говорил о саркастической улыбке. Человек вроде бы улыбается, но намерения у него не добрые. И это тоже разновидность насилия. А искренняя мотивация подразумевает уважение. Я вижу в вас своих младших братьев и сестер и улыбаюсь вам искренне. И это настоящее ненасилие. Таким образом, провести грань между насилием и ненасилием можно, оценивая мотивацию.

Теперь поговорим о втором моем обязательстве. Содействовать межрелигиозной гармонии. И вот здесь я уже говорю как буддийский монах. Это тоже индийская традиция. Здесь, на протяжении тысячи лет современной истории, и трех тысяч лет, если брать более древние времена, мирно сосуществовали разные религии. Со временем кроме религий, возникших в самой Индии, сюда пришли и другие основные мировые религии. И сегодня Индия – это уникальная страна, где все религиозные традиции мирно существуют бок о бок. Конечно, временами возникают проблемы, это понятно. Среди огромного количества людей всегда найдутся несколько злонамеренных личностей. Это нормально. Но в целом, я думаю, что Индия – это идеальный пример для всех остальных, того, как разные религиозные традиции могут мирно сосуществовать в одной стране. Итак, второе обязательство – содействовать гармонии между религиями.

Я искренне уважаю все религии. Я всегда провожу различие между верой и уважением. Вы верите в свою религию, но с уважением относитесь ко всем остальным. Что касается идеи «одна религия – одна истина» или «много религий – много истин»... На первый взгляд, тут есть противоречие. Но в реальности, с точки зрения отдельно взятого человека совершенно естественно считать, что его религия единственно истинная. Если же взять все человечество в целом, то более естественно говорить о множестве религий и множестве истин. Так что никакого противоречия нет. Как я уже сказал, человек верит в свою религию, но уважает все остальные. Будда учил разным философским взглядам. Я часто спрашиваю людей, почему Будда давал такие разные учения? Разве у него не было ясности, и потому он говорил то одно, то другое? Нет, конечно, нет. Тогда может быть, он хотел таким образом ввести в заблуждение своих учеников? Снова – нет. А ответ такой. Среди слушателей Будды были самые разные люди с разными умственными способностями и наклонностями. Так что какие-то философские взгляды могли оказаться неподходящими для части его учеников. Это пример того, как Будда уважал разные взгляды, способности и наклонности своих учеников. Из этого примера мы видим, что с учетом огромного количества людей с разными наклонностями, человечество нуждается в большом разнообразии верований. Я полагаю, что одна религия не может удовлетворить потребности всех людей.

Так что мое второе обязательство – содействие межрелигиозной гармонии. Все это плод моего ума, этому я научился у Индии. И потому я всегда называю себя посланником Индии.

Вы, школьники, принадлежите к поколению XXI века. Всего десять лет прошло с начала нового столетия, и большая его часть еще впереди. Именно вашему поколению предстоит сделать мир лучше, чем он был в двадцатом веке. Вы можете изменить мир к лучшему. Сделать его более мирным. Если люди станут более сострадательными, то мир наступит сам собой. Ненависть, гнев, подозрительность – все это препятствия на пути установления мира. Развивайте в себе основные человеческие качества – сердечную теплоту, чувство всеобщей ответственности, заботу о благополучии других. Вот так вы сможете построить новый мир, который будет счастливее.

Как я уже говорил, границы не имеют значения. Мы все принадлежим к одному человечеству. Все семь миллиардов людей в основе своей одинаковы. И вы можете построить новый мир. Это то, на что я надеюсь, и к чему призываю вас. Помните, для того, чтобы на планете был настоящий порядок, необходимо образование. Очень важно умение смотреть в будущее и строить планы. Для реализации ваших планов понадобится мудрость, которую можно обрести в силу образования и в силу жизненного опыта. Мудрость заключается во всестороннем понимании истинного положения вещей. Это я называю мудростью. В мире все относительно, каждый объект обладает разными аспектами. Чтобы познать реальность, мы должны рассмотреть объект с четырех сторон, или даже с шести. Глядя лишь с одной стороны, нельзя увидеть истинное положение вещей. Так что смотрите со всех сторон. И еще, важно, чтобы, когда вы изучаете, анализируете объект, ваш ум сохранял покой. Иначе, ваш анализ не будет объективным. Действуя таким образом, вы приобретаете больше знаний, ваши знания становятся более целостными. Анализ, подкрепленный опытом, я называю мудростью. С другой стороны вам понадобится решимость, сила воли. Здесь очень важна сердечная теплота. Если у вас есть сердечная теплота, чувство заботы о благе других, тогда вы можете действовать открыто. Вам будет нечего скрывать. Если же вы испытываете эгоизм, то иногда он заставляет вас действовать лицемерно. Ваши действия зависят от мотивации. Если у вас доброе сердце, вы искренни и правдивы, то можете действовать открыто. Это придает вам решимости. Это придает вам силы воли. Так что для успеха нужны мудрость, умение смотреть в будущее и решимость.

Мы, тибетцы говорим: девять раз упал, сумей девять раз подняться. Сейчас вы учитесь. Но когда вы закончите учебу, и начнется ваша взрослая жизнь, она не будет простой. Вы встретитесь со многими препятствиями. Если, встретив препятствие, вы упадете духом, опустите руки – это будет неправильно. Прежде всего, надо подумать, возможно ли осуществить задуманное? Если через размышления и анализ вы решили, что задуманное можно осуществить с вероятностью, например 50 процентов, или 60 процентов, пусть даже и 50, тогда приложите усилия. Встретили препятствие, потерпели неудачу один раз, все равно сделайте еще одну попытку. И продолжайте в таком же духе. Тогда в вашей жизни будет успех. Вы согласны со мной? Что скажете? Согласны? Хорошо. Вот то, что я хотел вам сказать. Мы, поколение, которое принадлежит двадцатому веку, возлагаем свои надежды на вас, на поколение двадцать первого века. Пожалуйста, мыслите более всеобъемлюще, хорошенько все анализируйте и неустанно прикладывайте усилия.

Я уже говорил, что считаю себя посланником Индии. И я горжусь этим. Но еще я называю себя сыном Индии. Почему? Однажды, китайский журналист задал мне этот вопрос: почему вы сказали, что вы – сын Индии? И я ответил ему: каждая клеточка моего мозга, каждая моя мысль проникнута учениями древнего буддийского университета Наланда. Мне было шесть лет, когда я приступил к изучению этих важных трудов, которые мы заучивали наизусть. Все это были труды учителей из Наланды. Так что каждая клеточка моего мозга проникнута мыслями, почерпнутыми у учителей Наланды. А тело мое на протяжении вот уже более пятидесяти лет питается иднийским далом, индийским рисом и чипати. И потому я считаю, что я – сын Индии. Тут нет никакой политической подоплеки. Это простой факт. Я горжусь тем, что могу называть себя посланником и сыном Индии. Но когда я слышу о масштабах коррупции, о бедственном положении неимущих, как сын Индии я испытываю стыд. Вы прикладываете усилия для того, чтобы устранить причину, заставляющую меня испытывать стыд. И я очень вам признателен за это. Большое спасибо!

Перевод и озвучание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский

Вернуться назад