Начало > В ожидании Далай-ламы > Почему Далай-лама не может приехать в Россию?

Почему Далай-лама не может приехать в Россию?


14-07-2011, 12:46
Почему Далай-лама не может приехать в Россию?
В Бурятии монахиня Тензин Чойдрон молится у портрета Далай-ламы.
Фото: Japhet Weeks
В храмах Бурятии, центра российского буддизма, одна цветная фотография неизменно висит на почетном месте, нередко в обрамлении цветочных гирлянд. Это фотография Далай-ламы, лидера тибетских буддистов с 1950 года.

Огромное большинство российских буддистов, число которых, по некоторым оценкам составляет 1,3 миллиона человек, исповедуют тибетский буддизм. Если не считать перерыва на период советской эпохи, буддийская традиция в этих краях длится уже четыре столетия, с тех времен, когда в Бурятию и Туву впервые пришли тибетские и монгольские миссионеры.

Сегодня последователи тибетского буддизма, от Непала до Монголии и Колорадо, почитают Далай-ламу как величайшую реинкарнацию в длинной цепочке духовных лидеров, которые избрали повторное рождение, чтобы просвещать других.

В 1979 году нынешний Далай-лама совершил свою первую поездку в Советский Союз. В 1990 году, через год после того, как Нобелевский комитет присудил ему премию мира, Советский Союз наградил Далай-ламу одной из высших наград – Орденом Дружбы народов. В эпоху, когда экономические связи с Китаем были минимальными, этот жест был не слишком затратным способом попытаться поддержать иллюзию религиозной свободы в Советском Союзе.

Теплые отношения продолжались и после распада Советского Союза. В 1994 году Далай-лама обратился с обращением в российский парламент, Думу. В последующие годы во время своих визитов в три республики России, где буддизм пользуется особой популярностью: Бурятию, Калмыкию и Туву, он встречал там восторженный прием. Здесь, на южной окраине России, он участвовал в торжественном открытии храмов и монастырей.

Но по мере того, как росла значимость российской торговли с Китаем, выдача российских виз застопорилась, а после 2004 года и вовсе прекратилась. Возражения Китая против Далай-ламы преимущественно определяются его ролью главы тибетского «правительства в изгнании» - группы, отстаивающей независимость Тибета, ныне автономного района в составе Китая.

Однако численность населения России, исповедующего буддизм, неуклонно растет. И требования выдачи визы Далай-ламе продолжаются.

В мае 2010 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в своей речи российским юристам: «Россия готова помочь в урегулировании конфликта между Китаем и тибетский духовным лидером, Далай-ламой. Мы знаем, что китайское руководство непреклонно настроено на то, чтобы Далай-лама отмежевался от любого рода политической активности и сепаратистских тенденций в отношении той или иной территории в составе Китая».

Российское предложение посредничества, похоже, растаяло, как дым. Два месяца назад, перед своим 76-летием, Далай-лама официально отказался от своего политического поста главы тибетского «правительства в изгнании».

Сегодня он официально исполняет только религиозную роль как духовный лидер тибетских буддистов во всем мире. Во время пятидневного визита в Бурятию в начале июля я неоднократно слышал от буддистов одно и то же настойчивое пожелание: мы хотим, чтобы Далай-лама приехал к нам.

Буддийская монахиня Тензин Чойдрон в одном из храмов в Бурятии говорит, что трудно переоценить роль Далай-ламы в возрождении буддизма в России. Его визит, по ее словам, был бы как глоток воды, в котором нуждается пересохшая, выжженная солнцем земля.

Сейчас, когда ситуация спокойная, был бы удачный момент для России проявить в отношении Китая политическую волю и пойти навстречу желаниям своих граждан буддистов.

Достаточно взглянуть на напряженные отношения России с ее мусульманским меньшинством, чтобы увидеть, как безразличие может привести к отчуждению, радикализации и сепаратизму. Только в эту субботу во время последней кровавой бойни в ходе вялотекущей культурной войны исламские боевики в Дагестане застрелили директора школы, отказавшегося разрешить ученицам носить хиджаб.

Здесь, на буддийской окраине России, монгольский сепаратизм после вспышки в 1990-х годах отошел на задний план.

Кремлю очень не хочется раздражать Пекин. Население Китая в десять раз превышает численность российского населения. К концу этого десятилетия экономика Китая должна в десять раз превысить объем экономики России.

Но может быть, Москве пора перейти к активной роли в дипломатических отношениях?

Джеймс Брук (Голос Америки)
ИноСми.ru
Оригинал статьи: Why Can’t the Dalai Lama visit Russia?
Вернуться назад