Начало > Новости > В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
В Сиднее Его Святейшество Далай-лама завершил учения по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”17-06-2013, 12:00 |
Сидней, Австралия, 16 июня 2013 года – Сегодня утром, перед тем, как покинуть свой отель, Его Святейшество Далай-лама побеседовал с группой людей, занимающихся благотворительностью. На вопрос, в чем секрет его неизменного оптимизма, он ответил: “По природе своей мы социальные животные. Мы не похожи на черепах, которые откладывают яйца и уползают, не интересуясь дальнейшей судьбой собственного потомства. Само наше выживание зависит от заботы и любви наших матерей, и в человеке, которого любили и оберегали в детстве, заложена способность проявлять любовь и нежность к другим”. Его Святейшество Далай-лама перед началом церемонии дарования обетов бодхисаттвы. Сидней, Австралия. 16 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013 Его Святейшество начал сегодняшние наставления со строки из текста Чандакирти “Введение в мадхьямаку”: “Этот самый ум порождает весь внешний мир относительной реальности”. Седьмой Далай-лама, Калсанг Гьяцо, говорил: “Весь круговорот самсары и покой нирваны – всего лишь наименования, порожденные внутренним миром ума”. Его Святейшество еще раз повторил, что вещи существуют лишь как обозначения. Они существуют только номинально, как некие ярлыки. Круговорот бытия и покой освобождения, сансара и нирвана, создаются нашим умом; без ума нет кармы. Нагарджуна говорил, что круговорот бытия и покой освобождения в конечном итоге не могут быть найдены; они должны быть поняты в терминах нашего ума. “Это хоть немного понятно? – спросил Его Святейшество. – Текст, который мы читали, посвящен восхвалению сострадания, а не мудрости, поэтому мне хотелось немного уравновесить его. Я не хочу сказать, что развил в себе бодхичитту или достиг понимания пустоты, но я заинтересовался этими материями будучи еще подростком. В изгнании, когда я возобновил обучение, меня больше всего интересовала пустота. И только ближе к сорока годам я набрался смелости и начал всерьез размышлять об альтруизме”. Указывая на изображение статуи постящегося Будды на экране позади его трона, Его Святейшество сказал, что в юности в его комнате во дворце Потала висела такая же фотография, а рядом с ней фотографии Бодхгаи и Сарнатха, принадлежавшие еще Тринадцатому Далай-ламе. После 1959 года он стал искать, где находится эта статую, и выяснил, что она хранится в музее города Лахор в Пакистане. Его Святейшество очень хотел бы там побывать и увидеть статую своими глазами, но пока это невозможно. Его Святейшество сказал, что для буддистов этот образ бесконечно важен, ведь он напоминает о трудностях, которые преодолел их учитель на пути к пробуждению. Поскольку Атиша писал, что принимающий обеты бодхисаттвы должен выполнять по меньшей мере некоторые из обетов индивидуального освобождения, или пратимокши, Его Святейшество начал с дарования обетов буддистов-мирян. Чтобы подготовиться к церемонии зарождения бодхичитты, он попросил всех собравшихся прочесть строфы, посвященные семичленной практике, из второй и третьей глав поэмы Шантидевы “Вступление на путь бодхисаттвы”. Затем последовала церемония дарования обетов бодхисаттвы. “Итак, учения завершены, – сказал Его Святейшество, – во второй половине дня я проведу беседу о светской этике. Буддизм подходит только буддистам, а вот светская этика по природе своей универсальна, и ее могут применять все семь миллиардов людей, живущих сегодня на нашей планете”. Встреча Его Святейшества Далай-ламы с парламентариями. Сидней, Австралия. 16 июня 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) По мнению Далай-ламы, нельзя недооценивать величия цивилизации Древнего Китая, но сегодняшнему Китаю необходимо вливаться в общемировой поток. В то же время, нужно спешно искать пути спасения тибетского языка, религии, культуры и экологии. Его Святейшество поблагодарил всех за поддержку дела Тибета. Затем Его Святейшество вернулся на сцену, где его представила собравшимся одиннадцати тысячам зрителям известная актриса, живущая в Сиднее, Кейт Бланшетт, сказав много теплых, душевных слов. Его Святейшество решил выступать стоя. “Я очень признателен за возможность беседовать сегодня с вами. Самой важной частью моих визитов в разные страны мира я считаю именно возможность говорить с людьми. Каждый человек хочет прожить счастливую жизнь без трудностей и страданий. Но мы собственными руками создаем множество проблем, с которыми сталкиваемся. Конечно никто не создает себе проблемы нарочно, но мы склонны становиться рабами таких эмоций, как гнев, ненависть и привязанность. Эти эмоции по сути своей появляются в силу того, что мы проецируем на людей и на вещи собственные представления о них. Эти эмоции бывают очень мощными, и необходимо учиться их ослаблять, преодолевая неведение и применяя противодействующие силы. Если мы не выучили буквы алфавита, то пребываем в неведении относительно этих букв. Устранить такое неведение можно только выучив алфавит. Точно так же дело обстоит с нашими эмоциями”. Его Святейшество Далай-лама и актриса Кейт Бланшет. Сидней, Австралия. 16 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013 Его Святейшество поделился своей мечтой о том, что люди начнут использовать потенциал больших пустынь для получения солнечной энергии, которую можно направить на опреснение соленой воды, с помощью которой, в свою очередь, можно превратить пустыни в цветущие сады. Размышляя о человечестве в целом, Его Святейшество обратил внимание слушателей на то, что мы все рождены нашими матерями и большинство из нас выжили и выросли благодаря материнской заботе. Любовь и нежность, подаренные в детстве матерью, заложили в нас способность любить и заботиться о других. “В новостях регулярно сообщают об убийствах, насилии, эксплуатации и скандалах, но не уделяют внимания тому, что тысячи детей каждый день получают тепло и любовь своих матерей, ведь мы считаем это само собой разумеющимся. Мы попадаем в сети разрушительных эмоций, не зная, что эти эмоции можно контролировать. Нам нужно вырабатывать чувство эмоциональной гигиены, опирающейся на общечеловеческие ценности, корень которых лежит в любви и нежности. Вот это я называю светской этикой”. Мики Робинс задавал Его Святейшеству вопросы, полученные из аудитории, и для начала спросил, каково это – быть Буддой? Ответ Его Святейшества не заставил себя ждать: “Я – Будда? Чепуха! Я такой же человек, как любой из вас”. На вопрос, что может сделать для мира отдельный человек, Его Святейшество ответил, что как показывает опыт ООН, наличие большого офиса и огромное количество документов сами по себе не приносят мира. Мир во всем мире должен вырасти из внутреннего спокойствия и мира каждого отдельного человека. На вопрос “Зачем я живу?” христиане и буддисты отвечают по-разному, но самый простой ответ такой: не беспокоиться о смысле жизни и попробовать стать счастливым. На вопрос, как избежать страха и сожалений перед смертью, Его Святейшество посоветовал вести более осмысленную жизнь, не создавать проблем, помогать другим и воздерживаться от причинения им вреда. О прощении он сказал, что когда вы забыли [о нанесенной обиде], то и прощать нечего, но если вы злитесь и обижены на других, то становитесь звеном в цепной реакции. Прощение помогает остановить гнев, злой умысел и желание отомстить. В заключение Его Святейшество спросили, обещает ли он приехать еще? Он ответил: “Конечно, мне нравится сюда приезжать. Надеюсь, что смогу приезжать раз в два года в течение ближайших пяти-десяти лет. Да”. Более одиннадцати тысяч человек собрались на лекцию Далай-ламы о светской этике. Сидней, Австралия. 16 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013 Затем Его Святейшество посетил митинг в поддержку Тибета в парке Тумбалонг, расположенном в районе Дарлинг-Харбор. Он поднялся на сцену вместе со спикером тибетского парламента в изгнании Пенпой Церингом, китайским интеллектуалом Фэном Чун И и своим давним другом преподобным Биллом Крусом. Его Святейшество говорил о хрупкой природе Тибета, и о том, что Тибет является бесценным источником питьевой воды для большинства азиатских стран, за что его даже называют третьим полюсом. Он упомянул, что в 1974 году Центральная тибетская администрация признала, что оставаться частью Китайской народной республики для Тибета может быть полезным в части, касающейся материального развития, и приняла решение не искать полной независимости Тибета. Но китайское правительство должно предоставить тибетцам истинную автономию и воплотить в жизнь права и положения, закрепленные в китайской конституции. “У нас есть свои неповторимый язык, культура и образ жизни, и мы хотим сохранить все это. Наши связи с китайским народом потихоньку налаживаются, но властвующая в стране цензура приводит к тому, что китайцы очень плохо осведомлены о реальном положении вещей. В последнее время я советую тибетцам больше общаться с китайцами. Мне говорили, что если бы простые китайцы больше знали о нашем подходе Срединного пути, большинство из них поддержало бы этот подход. Лучший способ решить проблему, это придерживаться реалистичного взгляда на нее. Я бесконечно признателен за вашу поддержку. Пожалуйста, когда вам представится случай, рассказывайте китайцам о реальном положении дел”. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |