Начало > Новости > Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже


28-12-2013, 19:22
Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 26 декабря 2013 года – Его Святейшество Далай-лама начал второй день учений по этапам на пути к пробуждению, заметив, что когда он сам получал эти учения от Куну Ламы Ринпоче, каждый новый день учений Ринпоче начинал с новой строфы восхваления Будды. В свою очередь, Его Святейшество прочел сегодня утром чудесную строфу Нагарджуны, в которой выражается благодарностью Будде за учение о взаимозависимом возникновении.

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Его Святейшество Далай-лама прибыл в монастырь Сера Чже
в начале второго дня учений. Фото: Рио Хельми
«Сострадание – это основа пробуждения, – продолжил Его Святейшество, – и различные религиозные традиции делают упор на важности сострадания, но в буддизме речь идет о великом сострадании, которое сочетается с постижением пустоты. Поскольку мы испытываем страдания различной интенсивности, совершенно необходимо осознать их причины и понять, каким образом их можно преодолеть. Вот в этом контексте мы взращиваем великое сострадание с намерением освободить всех живых существ и избавить их от страданий».

Его Святейшество посоветовал развивать понимание с помощью изучения, размышлений и медитации. Бодхисаттвы, обладающие острым умом, взращивают практику обмена себя на других, и величайшее сочинение на эту тему, без сомнений, поэма Шантидевы «Путь бодхисаттвы».

Среди буддийских традиций только в тибетском буддизме изучается логика и теория познания. Особенно много внимания этим предметам уделяют в школах сакья и гелуг. В них усердно изучают сочинения семнадцати наставников Наланды, сохраняя и распространяя таким образом знания Наланды. Главным образом традиция поддерживается в трех главных монастырях гелуг – Сера, Дрепунг и Ганден.

«Я помню те далекие дни, когда вы жили в бамбуковых хижинах, по которым гуляли холодные сквозняки. В те времена Гьен Пема Гьялцен, Кенсур Лобсанг Вангчук из Сера и Шарго Кхен и Гьен Ньима трудились не жалея сил, чтобы обеспечить сохранение монастырского образования. Они были великими учителями, и их ученики тоже стали выдающимися людьми. Ситуация была такой сложной, что я и сам хотел присоединиться к вам, но, увы, у меня совсем не было времени. Затем наступил период, когда множество монахов добиралось до вас из Тибета и укрепили учебные классы. Некоторые из тех монахов вернулись в родные места в Тибете и трудились ради распространения знаний там, и это стало великим вкладом в Дхарму. Сегодня, когда встречается меньше сведущих учителей, чем прежде, каждый из вас должен работать не покладая рук. Я хочу выразить вам свою глубокую признательность».

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня учений в
монастыре Сера Чже. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество добавил, что путешествуя по миру, он всегда ощущает уверенность в том, что изучение классических буддийских сочинений идет своим чередом в трех главных монастырях гелуг.

Заметив, что тибетский вопрос – это борьба между силой правды и силой оружия, Его Святейшество сказал: «Мы находимся в изгнании уже около шестидесяти лет, а c притеснениями сталкиваемся и того дольше. И все же тибетский дух остается непреклонным. Мы привлекли на свою сторону многих китайских писателей и интеллектуалов, и они высказали свое мнение более чем в двухстах статьях, опубликованных в Китае, и в восьмистах статьях, вышедших в других странах мира. Они поддерживают наш подход Срединного пути, ведь мы не желаем поражения одной из сторон и победы другой. Мы хотим взаимовыгодного решения. Тибетский дух остается сильным и твердым. Однажды над Тибетом снова взойдет солнце!»

Тибет начал распадаться на отдельные царства еще в IX веке, но сегодня тибетцев и Тибет объединяет буддизм – религия, а не политика. Письменные источники можно разделить на три основные категории: буддийскую науку, буддийскую философию и буддийскую религию. Если религиозные знания представляют интерес только для буддистов, то буддийские наука и философия могут принести огромную пользу всему миру в целом. Его Святейшество добавил, что уже составлен учебник по основам буддийской науки, и он будет опубликован в новом году.

«Когда Тринадцатый Далай-лама отправил нескольких тибетцев в Англию получать образование, это начинание не увенчалось успехом, потому что ему противились настоятели монастырей. Они говорили, что люди Запада наши враги, и все же, посмотрите, те, у кого есть возможность, сегодня бегут на Запад. Мы совершили много ошибок».

Говоря о важности обучения и практики, Его Святейшество привел слова Дромтонпы, говорившего, что он обучался во время практики и практиковал во время обучения. Он не разделял практику и обучение. Его Святейшество добавил, что настоятели должны строже следить за дисциплиной в монастырях, и ему бы очень хотелось, чтобы Ганден Трипа приобрел большую власть и активнее участвовал в духовных делах. Он добавил, что в программу обучения в монастырях было введено изучение естественных наук и он с нетерпением ждет, когда великие монастыри превратятся в центры обучения, такие, каким был университет-монастырь Наланда. Его Святейшество предположил, что если логика служит тому, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, она также должна применяться для устранения ошибок в наших собственных взглядах, например в буддийских объяснениях космологии; ведь всем уже очевидно, что существование горы Меру не подтверждается современными научными данными.

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня учений в
монастыре Сера Чже. Фото: Екатерина Суржок.
Его Святейшество возобновил чтение сочинения Третьего Далай-ламы «Очищенное золото». Заметив, что буддизм учит отличать верное от ложного, он добавил, что необходимо признать изъяны эгоцентризма, о котором говорится в «Лама Чопа»:

Хроническая болезнь себялюбия – причина всех нежеланных страданий;
Благословите меня, осознав это,
Обвинить во всём, подавить и уничтожить
Чудовищного демона себялюбия.


Нам следует обучаться практике обмена себя на других, и применять практику дарения и принятия. В связи с этим, очень полезно регулярно размышлять о сочинении «Восемь строф о тренировке ума»; Его Святейшество сам делает это ежедневно.

После обеда Его Святейшество рассказал о сосредоточении, которое практикуется по всему Тибету. В прошлом в монастыре Самье были отделения для медитации. Именно там некоторые китайские практикующие сбились с верного пути и решили, что медитация полностью удаляет из ума все концепции. Ученик Шанатракшиты Камалашила написал три тома «Этапов медитации», чтобы оспорить подобные воззрения.

Его Святейшество упомянул о своем друге из Ладакха, уверявшем, что после трех лет уединенного сосредоточения, его умственные способности начали угасать. Другие тоже рассказывали о похожих переживаниях, и Его Святейшество хотел бы знать, правильно ли они распознают вялость и возбуждение ума на тонких уровнях. Повторив слова Чже Ринпоче: «Если вы не можете обуздать собственный ум, как можете вы помочь другим укротить их умы?», Его Святейшество сообщил, что в Ченгду появилось множество так называемых лам, готовых продать Дхарму за деньги и секс.

Второй день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Молодые монахи слушают учения Его Святейшества Далай-ламы в
монастыре Сера Чже. Фото: Екатерина Суржко
Такие ламы есть не только в Азии; Его Святейшество рассказал о конференции западных буддийских учителей, которая проходила в 90-е годы в Дхарамсале, на которой были оглашены жалобы на недостойное поведение некоторых тибетских и дзен учителей. Тогда Далай-ламу спросили, может ли он чем-то помочь, и он ответил: «Будда дал им ясные наставления, если они не послушали Будду, станут ли они слушать меня?»

Его Святейшество сказал, что если прямые взыскания не возымели силы, то нужно оглашать их поведение в средствах массовой информации. Неправедное поведение того или иного ламы должно оказаться на виду. Если необходимо, дело должно быть рассмотрено в суде. Он рассказал о деле, которое рассматривал американский суд; тогда один из учеников обвиняемого ламы заявил, что если лама будет наказан или отправлен в тюрьму, Дхарме будет нанесен урон. Но Его Святейшество твердо убежден, что судебное наказание никоим образом не нанесет вреда Дхарме, а напротив, только очистит ее. Он еще раз подчеркнул, что необходимо широко оглашать подобное ошибочное поведение. Он также указал, что в тибетском сообществе люди принимают за данность, что ламы и тулку обладают мудростью и постижением. Однако сочинения по этапам на пути к пробуждению содержат четкое указание: всегда следует проверять и исследовать достоинства учителей.

Когда Его Святейшество завершил чтение «Очищенного золота», сочинения, которое является комментариями на «Малое руководство к этапам пути к пробуждению» Чже Цонкапы, он начал текст «Сущность красноречия» (Гомчен ламрим), написанный Нгавангом Дракпой; это краткое изложение сочинения Чже Цонкапы «Среднее руководство к этапам пути к пробуждению».

Снова обратившись к духу традиции Наланды, в которой важную роль играют логика и обоснование, Его Святейшество привел в пример Харибадру, чьи «Ясное толкование» является объяснением сочинения Майтрейи «Украшение ясных постижений» (Абхисамая-аламкара). Харибхадра принадлежал к линии передач, восходящей к Асанге и Васубандху, однако без малейших колебаний смог разъяснить «Украшение ясного постижения» с точки зрения мадъхьямаки, несмотря на то, что Васубандху придерживался позиции читтаматры. Атиша также учился в течение многих лет у Серлингпы, величайшего живого бодхисаттвы, жившего на Суматре. И все же он продолжал придерживаться толкования мадъхьямаки, несмотря на то, что его учитель склонялся к объяснениям школы читтаматра.

В заключение сегодняшних учений Его Святейшество заметил, что в этот день празднуется годовщина ухода Ламы Цонкапы в паринирвану.

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад