Начало > Новости > Далай-лама начал учения в столице Индии

Далай-лама начал учения в столице Индии


21-03-2014, 20:47
Нью-Дели, Индия, 21 марта 2014 года – Сегодня в Дели начались учения Его Святейшества Далай-ламы. Раджив Мехротра от имени «Фонда всеобщей ответственности» представил тибетского духовного лидера собравшимся. Он сказал, что для фонда большая честь и счастье снова видеть у себя в гостях Его Святейшество, и призвал посвятить все заслуги, накопленные во время учений, благу всех живых существ. В ответном слове Его Святейшество поприветствовал аудиторию, сказав, что рад видеть так много старых друзей. Он попросил поднять руки тех, кто впервые приехал на учения, и оказалось, что примерно две трети собравшихся новички.

Его Святейшество сказал: «Я обычно называю себя простым буддийским монахом и человеком, одним из семи миллиардов живущих сегодня на Земле. Между нами нет различий; эмоционально, физически и ментально мы одинаковы. Мы все хотим прожить счастливую жизнь. Для этого необходим покой ума, а чтобы его обрести, нужны знания об устройстве ума и эмоций. Вот эту тему мы и будем исследовать сегодня».

Далай-лама начал учения в столице Индии
Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в Дели. Фото: Тен-
зин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество упомянул о своем обязательстве распространять идею о важности внутреннего умиротворения и способствовать внедрению в наши жизни светской этики, которая не обязательно должна опираться на религиозные учения. Однако, добавил он, вера в Бога или, как в джайнизме и буддизме, в закон причинно-следственных связей, может быть необычайно полезна для обретения покоя ума. Его Святейшество пояснил, что в буддизме палийский канон представляет собой основу, на которую опирается санскритский канон с его безграничным альтруизмом и глубинным пониманием реальности.

Перед тем, как попросить всех присоединиться к чтению «Обращения к семнадцати великим пандитам славной Наланды», Его Святейшество объяснил, что написал эту молитву, желая почтить заслуги не только первых восьми индийских учителей, которых называют «шестью украшениями и двумя наивысшими»: Нагарджуны, Арьядевы, Асанги, Васубандху, Дигнаги, Дхармакирти, Гунапрабхи и Шакьяпрабхи, но также Буддапалиты, Бхававивеки, Чандракирти, Шантидевы, Шантаракшиты, Камалашилы, Вимуктисены, Харибадры и Атиши. Он сказал, что считает этих учителей профессорами университета Наланда, чьи труды оказали колоссальное влияние на тибетскую буддийскую традицию. Нагарджуна и Чандракирти служат ярким свидетельством строгого подхода индийских наставников – они тщательно исследовали слова Будды и отметили, что там, где учение противоречит логическому обоснованию, оно не должно пониматься буквально. Его Святейшество полагает, что это и есть научный подход.

Диалог с современными учеными, который продолжается уже более 30 лет, обогатил тибетских буддистов знаниями о материальном мире, что приносит огромную пользу. Однако, в ходе общения с учеными выяснилось, что современная психология пока обладает лишь самыми базовыми представлениями об устройстве ума.

Его Святейшество заметил: «Мы должны прилагать все усилия для того, чтобы как можно больше людей осознали, что подлинный источник счастья находится внутри нас. Кроме того, ученые обнаружили, что счастье и покой ума играют весьма существенную роль в поддержании физического здоровья. Любовь и нежность наших матерей, которую мы получили в младенчестве, позволяет нам развить душевную теплоту, на которую и опирается покой ума».

Обратив внимание, что изменения климата, проблемы с экологией и глобальная экономика ясно свидетельствуют о необходимости трудиться сообща, Его Святейшество подчеркнул, что важно учитывать интересы всего человечества в целом. Вот почему в современные образовательные программы необходимо внедрять представление о нравственности. Но чтобы быть приемлемыми для всех, нравственные нормы должны опираться на светскую основу. Его Святейшество привел в пример индийскую светскую конституцию, которая равно уважает и признает взгляды всех религиозных традиций, а также убеждения неверующих. Подобный светский подход способствует религиозной гармонии и процветает в Индии на протяжении тысячелетий.

Далай-лама начал учения в столице Индии
Во время учений Его Святейшества Далай-
ламы в Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
«Все религиозные традиции взращивают любовь и сострадание, а поскольку алчность и страстное желание становятся преградами, все религии также проповедуют умение довольствоваться тем, что у нас есть. Идея о том, что люди сотворены Богом, означает, что в человеке живет искра божья. Это необыкновенно мощное учение, которое перекликается с буддийским объяснение природы Будды. Если вы спросите, зачем нам все эти разнообразные философские воззрения, ответом будет, что они все они стремятся зародить в нас любовь и сострадание».

Его Святейшество повторил, что если мы решили следовать религиозному пути, бесконечно важно делать это искренне.

После короткого перерыва на чай, Его Святейшество сказал, что собирается дать пояснения к строфе, которую иногда называют «сущностью взаимозависимого возникновения». Она содержаться в винае, и встречается как в палийском, так и в санскритском каноне. Слова ее часто высечены на стенах храмов:

Все дхармы [явления] причинно происходят;
Эти причины объяснил Татхагата,
Объяснил также и их прекращение;
Таково учение великого шрамана.

Прекращение причин здесь означает прекращение причин страдания.

«Мы стремимся к счастью, и все же сталкиваемся со страданиями, поскольку находимся во власти неведения. Следовательно, нам нужно проникновение в истинную природу вещей. Будда показал возможность избавления от страданий. Это согласуется с учением о Четырех благородных истинах и основополагающей буддийской идеей о законе причинно-следственных связей. Будут ли наши действия благотворны или разрушительны, полностью зависит от нашей мотивации. Страдания возникают из действий, в основе которых лежат разрушительные эмоции, такие как гнев, ненависть и привязанность, возникающие в основном из-за неведения».

Его Святейшество рассказал о встрече с известным американским психологом Аароном Беком, который упомянул, что когда мы злимся, то видим объект нашего гнева полностью в черных тонах, но в действительности 90 % подобного восприятия – это проекции нашего ума. Это согласуется с тем, чему учил в свое время Нагарджуна.

Его Святейшество заметил, что разрушительные эмоции называют так, потому что они разрушают покой ума и ведут к действиям, наносящим вред. В тибетском языке термин «разрушительный» означает нечто, что делает нас несчастными, что приносит неприятности нам и другим. Истинным источником страданий является неведение, или неверное представление о реальности. Однако, любому неверному представлению можно противопоставить знание, и неважно каким сильным кажется заблуждение, ведь знания опираются на реальность, а неведение не имеет твердой почвы под ногами. Все больше приближаясь к реальности, мы истончаем наше неведение до тех пор, пока оно полностью не исчезнет. Ум по природе своей чист и нейтрален, поэтому в сочетании с состраданием он становится положительным, а соединяясь с гневом или привязанностью он становится отрицательным.

Далай-лама начал учения в столице Индии
Его Святейшество Далай-лама приветствует одного из участников
учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Что касается тренировки ума, Его Святейшество объяснил, что когда вы достигаете определенного уровня, нет нужды повторять заново то, что уже пройдено, ведь поток ума непрерывен. Возможность прекращения страданий вытекает из третьей благородной истины, согласно Третьей благородной истине, это путь, включающий три вида мудрости, обретаемых в процессе слушания, размышления и медитации. Чтобы углубить понимание, необходимо практиковать однонаправленное сосредоточение, для которого важно памятование, зависящее в свою очередь от нравственного поведения. Поэтому нравственное поведение, сосредоточение и мудрость являются тремя важными факторами тренировки ума.

Согласно санскритскому канону, при втором повороте Колеса Дхармы были дарованы учения о совершенной мудрости. Они излагаются в 20 томах, в которых содержатся сутры о совершенной мудрости из 100 тысяч, 25 тысяч, 18 тысяч, 8 тысяч, 2,5 тысяч, 700, 500, 300 и 25 строф. Из них наиболее известны две последние, в 300 и 25 строф – «Алмазная сутра» и «Сутра сердца». Сутра сердца содержит дхарани: «Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха», или «иди, иди, выйди за пределы, полностью выйди за пределы, достигни пробуждения».

Его Святейшество объяснил, что эти слова кратко описывают весь путь духовного развития. Слова «гате, гате» означают «иди, иди», и указывают на пути подготовки и накопления; «парагате» означает «выйди за пределы» и может толковаться как путь видения, на котором пустота воспринимается напрямую без двойственности; «парасамгате» означает «полностью выйди за пределы» и указывает на путь медитации; а «бодхи сваха» значит «пробуждение достигнуто» и соответствует пути неучения и достижению нирваны. Под нирваной могут пониматься духовные достижения, обретенные на пути шравак и пратьекабудд или, если движущей силой на духовном пути служит альтруизм, то достижение состояния Будды.

Как в хинаяне, так и в махаяне говорится о тридцати семи факторах пробуждения, из которых четыре утверждения в памятовании, четыре правильных усилия и четыре сверхъестественные опоры относятся к пути накопления; пять способностей и пять сил соответствуют пути подготовки; семь факторов пробуждения относятся к пути видения; а благородный восьмеричный путь относится к пути медитации. Его Святейшество еще раз объяснил, что в рамках восьмеричного пути правильное получения средств к существованию, правильные действия и правильная речь относятся к парамите нравственности; правильное памятование и правильное сосредоточение относятся к парамите медитации; а правильные воззрения и правильные мысли относятся к парамите мудрости. Он заметил, что для того, чтобы вступить на путь благородных существ, нужно быть готовым с самого начала следовать этим практикам, чтобы достичь пути видения. Для этого необходимо выполнять практики с искренностью и умением довольствоваться малым.

Его Святейшество еще раз подчеркнул, что пробуждение может означать как достижение нирваны, или просто освобождения от разрушительных эмоций, так и полное пробуждение – достижение состояния Будды, в котором устранены все негативные эмоции наряду с их отпечатками.

В основе Четырех благородных истин лежит идея о взаимозависимом возникновении. Эту идею можно рассматривать как закон причинно-следственных связей, общий для всех буддийских школ, однако она может также относиться к пониманию существования как обозначения, и такие взгляды можно найти только в объяснениях мадхъямаки. Идея существования, зависящего от других факторов, и подразумевающаяся невозможность независимого существования, напоминают концепции современной квантовой физики, однако Нагарджуна описал их две тысячи лет тому назад.

Его Святейшество завершил сегодняшние учения словами: «Пришло время попить чаю, принять душ и лечь спать, ведь завтра мне снова вставать в три утра, чтобы провести аналитическую медитацию и поразмышлять о природе ума. Хотя все вещи кажутся существующими независимо, памятование о том, что это не так, помогает воспринимать иллюзорность вещей, что в свою очередь расшатывает основу, на которую опираются разрушительные эмоции».

Завтра Его Святейшество продолжит учения в Нью-Дели.

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад