Начало > Новости > Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»9-07-2014, 22:38 |
Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 8 июля 2014 года – За строфами почтения из «Украшения из постижений» и «Коренных строф о срединности» в начале третьего дня учений, предваряющих посвящение Калачакры, последовали слова об увековечивании Дхармы. «Проведя в трудах бессчетные кальпы, Будда наконец достиг пробужения. Пусть силой этого Дхарма долго остается в мире». Его Святейшество заметил, что в то время, как тело, речь и ум Будды обладают множеством достоинств, его превалирующие качества – любовь и сострадание. Поэтому буддизм можно назвать системой, основанной на сострадании. Путь бодхисаттвы, опирающийся на сострадание и мудрость, ведет к обретению пробуждения. Все благое исходит от сострадания, а все дурное – результат чрезмерного себялюбия. В целом, в мире, начиная от международных конфликтов и заканчивая семейными ссорами, все трудности возникают в основном из-за крайнего эгоизма. В «Драгоценной гирлянде» есть такие слова: «Если вы заботитесь только о себе, вы не сумеете обрести даже обыкновенного счастья, не говоря уже о пробуждении». У бодхисаттвы есть два устремления: освободить всех живых существ и достичь пробуждения ради их блага. Его Святейшество Далай-лама приветствует своих почи- тателей в начале завершающего дня предварительных учений. Фото: Мануэль Бауэр. Шантидева отмечал, что каждый хочет обрести счастье, но немногим это удается; мы склонны разрушать счастье, как будто оно – наш враг. С другой стороны, дети всегда полны радости и ведут себя друг с другом честно и открыто. Его Святейшество рассказал, как однажды наблюдал за детьми из разных сообществ в детской деревне Песталоцци в Швейцарии. Малыши беззаботно играли друг с другом, даже не подозревая о разделении на «своих» и «чужих», которое развивается с возрастом. По мнению Его Святейшества, люди, будучи социальными животными, обладают природной, естественной потребностью в любви и нежности. Если развивать эту склонность, то мы будем жить более счастливой жизнью в более мирном обществе. Опираясь на логическое обоснование и интеллект, мы можем взрастить колоссальное чувство любви и будем желать добра даже своим врагам. Стремясь к высшему благу, о котором упоминает сочинение, можно развивать бодхичитту двумя методами: практикуя семичастный метод причин и следствия и метода замены себя другими. Люди с развитыми способностями предпочитают второй метод, поскольку он подразумевает не только желание спасти других живых существ, но также и обрести понимание пустоты. Его Святейшество подчеркнул, что если не брать описание ложных воззрений, то благие деяния, о которых говорит Нагарджуна в своем сочинении, можно найти и в других духовных традициях. Размышляя о них, ученики подойдут к пониманию драгоценности человеческой жизни и того, как редка выпавшая нам возможность ее прожить. Его Святейшество сказал, что в своем сочинении «Три основы пути» Чже Цонкапа объясняет, как, преодолевая влечение к удовольствиям в этой и следующих жизнях, ученик развивает решимость освободиться и зародить бодхичитту. К концу второй главы, а также в третьей главе Нагарджуна перечисляет царю, к которому он обращает свое послание, 32 основных и 80 второстепенных признаков тела Будды и добродетели, которые привели к их появлению. Его Святейшество еще раз повторил, что бодхичитта означает стремление освободить не некоторых из живых существ, а всех живых существ во всем пространстве. Бодхичитта – это твердое намерение привести их всех к освобождению. Его Святейшество Далай-лама дарует предварительные учения перед посвящением Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр. Его Святейшество рассказал, как несколько лет назад китайские буддисты рассказывали ему о тибетских учителях, появившихся в Китае: они носили звучные титулы и привлекали преданных учеников. Однако позже ученики пришли в смятение, обнаружив, что больше всего этих так называемых лам интересовали деньги и секс. Они попросили Его Святейшество что-нибудь предпринять, но тот ответил, что мало чем может помочь, находясь в Индии. Он дал им совет: перед тем, как связывать себя обязательствами ученика, следует тщательно проверить учителя и убедиться, что он или она на самом деле обладают внутренним покоем, знаниями и состраданием. Следует связывать себя обязательствами с ламой только после того, как вы уверились в его достоинствах. Чтобы защитить учение, учитель должен быть открытым и честным. Нельзя вводить других в заблуждение. В китайском языке слово лама означает «живой Будда», а в санскрите используется слово гуру, означающее «тот, кто способен учить». Истории об отношениях Джецуна Миларепы с Марпой и Наропы с Тилопой показывают важность отношений между гуру и учеником. То, что лама предстает перед нами в виде обычного человека, делает его доступным для нас и дарит возможность учиться. Его Святейшество обратил внимание, что глава пятая трактата «Драгоценная гирлянда» включает объяснения семи видов гордыни, десяти ступеней бодхисаттвы и, начиная со строфы 465, в двадцати строфах излагается семичленная практика. Его Святейшество посоветовал регулярно повторять эти строфы. Их венчает описание бодхичитты: Да буду я приносить радость Всем живым существам, исполняя их желания. И не мешая им, подобно земле, Воде, огню, ветру, травам и диким лесам. Да буду я дорог живым существам, как их собственная жизнь, И да будут они мне дороже, чем даже моя жизнь. Да пожну я плоды их дурных деяний, А они – плоды моих заслуг. Покуда остается несвободным где бы то ни было Хоть одно живое существо, Да пребуду я [в мире] ради него, Пусть бы и обрел я уже высшее пробуждение. Более ста тысяч человек собрались на учения Калачакры, которые дарует Его Святейшество Далай-лама. Фото: Мануэль Бауэр. В конце сочинения говорится, что в сокровищнице учений Будды нет большей драгоценности, чем его объяснения взаимозависимого возникновения. Из неведения рождается карма, а из нее приходит сознание. Отсюда появляются имя и форма, из которых возникают шесть органов чувств, рождающих контакт. Вот это двенадцать звеньев цепи взаимозависимого возникновения, которым нас учил Будда. В результате контакта возникают ощущения, а из них возникает страстное желание. Страстное желание рождает цепляние, затем становление, и результатом этого становится рождение. Как только произошло рождение, приходит черед бесчисленных несчастий: болезни, старение, несбывшиеся мечты, смерть и распад; коротко говоря, огромное количество боли. Если не будет рождения, не будет и всей этой боли. Его Святейшество сказал, что этот текст указывает на то, что решением является следование восьмеричному пути, а для этого необходимы памятование, усилия и нравственное поведение. Главный совет Нагарджуны царю в том, что необходимо взращивать спокойный ум, поскольку ум – это основа Дхармы. Давая на прощание слушателям совет, Его Святейшество сказал: «Хотя у меня не было времени объяснить эти два сочинения Нагарджуны более тщательно, вы получили передачу и у вас есть книги, поэтому читайте их. Затем размышляйте о сокрытом в них смысле. Вы также можете обсуждать их между собой. Я счастлив, что в последние три дня у нас была возможность провести эту беседу о Дхарме. Будьте скромными, уважайте других и не думайте только о себе. Полностью завершенная мандала Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр. Во второй половине дня, как и во все предыдущие дни, Его Святейшество принял участие в молебне и ритуалах, относящихся к посвящению Калачакры. Сегодня завершилось сооружение песочной мандалы, и монахи монастыря Намгьял, так долго над ней трудившиеся, убрали свои инструменты. Молитвы и церемонии продолжатся завтра, среди прочего в первой половине дня монахи Намгьяла исполнят танец подношения, к ним смогут присоединиться и монахи из других монастырей, а также миряне. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |