Начало > Новости > Вхождение учеников в песочную мандалу во время 33-го посвящения Калачакры

Вхождение учеников в песочную мандалу во время 33-го посвящения Калачакры


11-07-2014, 22:48
Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 11 июля 2014 года – В павильоне Калачакры для Его Святейшества Далай-ламы подготовлены два места. Одно из них его главный трон, расположенный в центре, лицом к аудитории, с которого он даровал учения на протяжении последних нескольких дней. Другое – низкое кресло, находясь в котором, он смотрит в противоположную сторону, обратившись лицом к песочной мандале Калачакры. Сегодня утром в течение четырех с половиной часов он сидел именно в нем, проводя различные церемонии и предварительное самопосвящение, готовясь к основному посвящению Калачакры, запланированному на вторую половину дня. После короткого перерыва на обед все было готово. Еще раз Его Святейшество подошел к краю сцены, прошелся от одного его конца до другого, улыбаясь и приветствуя толпу взмахами руки.

Вхождение учеников в песочную мандалу во время 33-го посвящения Калачакры
Его Святейшество Далай-лама на 33-м посвящении Кала-
чакры. Фото: Мануэль Бауэр.
После того, как он занял свое место на троне для учений и были прочитаны различные строфы восхваления, Его Святейшество обратил внимание присутствующих на божеств и полубогов, которые также присутствуют на учениях. Он рассказал, что в Тибете в прошлом веке Серконг Дордже Чанг даровал посвящение Калачакры: в самом конце он провозгласил, что каждый, находящийся в границах монастыря Ганден, получил его.

«Я мысленно представил, что все те, кто хотел быть здесь, но не смог, получат это посвящение, – сказал Его Святейшество. – В Тибете и Китае есть люди, которые хотели принять участие в нынешних церемониях, но в силу разных причин им это не удалось. Я хочу, чтобы все они знали – каждый из них присутствует в моем уме, пока мы проводим церемонию посвящения.

Сегодня мы проведем ритуал вхождения учеников в песочную мандалу, сооруженную с опорой на взращивание бодхичитты и понимание пустоты. Конечно, лама с великими знаниями мог бы даровать благословение, достигающее самых отдаленных мест на благо не только живых существ, но даже камней и не только, но если говорить о нас с вами, то основой посвящения для нас должно стать некоторое понимание пустоты и переживание бодхичитты. Опираясь на них, мы сможем совершить внутреннее преобразование».

Его Святейшество объяснил, что мы не можем говорить о неблагих деяниях, как если бы они были чем-то прочным и однородным, поскольку они стали результатом нескольких факторов: присутствие другого живого существа, мотивация и действие, причинившее вред. Мы все хотим жить счастливо, и, будь то мысль, слово или дело, если это деяние приносит боль и вред, оно считается неблагим. Если понаблюдать за животными, например за собаками, мы увидим, что если одна из них отличается миролюбием и спокойствием, ее сородичи также будут склонны к спокойствию. Воздержание от неблагих деяний приводит к похожему результату. Самое важное – это тренировка ума. Если вы действуете, опираясь на недисциплинированный ум, результат как правило будет отрицательным.

Вхождение учеников в песочную мандалу во время 33-го посвящения Калачакры
Некоторые из более 140 тысяч человек, присутствующих
на 33-м посвящении Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
Ум невозможно тренировать только с помощью молитв или повторения мантр. Человек с недисциплинированным умом, легко поддающийся гневу и ненависти, склонен относиться к другим с отвращением. Чтобы этому противодействовать, необходимо взращивать любящую доброту. Когда случается наводнение, мы расследуем его причины и предпринимаем шаги для устранения опасности наводнения в будущем. Именно так мы должны поступать и в отношении нашего внутреннего мира: нужно исследовать причины и учиться использовать противодействующие силы. Поскольку различные объекты возбуждают в нас привязанность или гнев, необходимо соблюдать бдительность и вовремя исправлять свое поведение, избегая причинения вреда другим.

Начав церемонию посвящения, Его Святейшество объяснил, что он совершил подношение ритуального угощения (торма), чтобы умиротворить духов и защитить процесс введения учеников в мандалу Калачакры от возможных помех. Он рассказал о внешней, внутренней и тайной Калачакре; о мирах, в которых живут существа; теле и уме живых существ и процессе Калачакры, с помощью которого они могут обрести пробуждение.

Его Святейшество упомянул о требованиях к ламе, дарующему посвящение. Лама должен сам к этому моменту получить посвящение, провести некоторое время в уединенных медитациях, и только после этого он может даровать посвящение другим. Он также отметил, что более всего к посвящению восприимчивы монахи-бхикшу. Его Святейшество уверил, что он совершил все, что требуется от ламы, а его ученики в свою очередь выполнили все требования, предъявляемые к ним.

«Вчера я попросил вас обратить внимание на сны, которые вы увидели этой ночью. Если вам приснились цветущие луга, это замечательно, но если цветы были в основном красные, это считается недобрым знаком. Подобные сны возникают из причин и условий, но нет никакой нужды чувствовать себя подавленным или восторженным в связи с тем, что вы увидели во сне».

Вхождение учеников в песочную мандалу во время 33-го посвящения Калачакры
Его Святейшество Далай-лама в девятый день 33-его по-
священия Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество рассказал о различных состояниях ума, упомянув, что во время бодрствования наши пять чувств активны и без устали работают. В состоянии сна они выключаются и открывают доступ к более тонким состояниям ума. По наблюдениям Его Святейшества есть люди, которые благодаря прошлым склонностям способны разделять ум и тело, хотя они не обязательно способны реализовать тело сновидений. Он рассказал один случай из жизни матери своего друга, которую не считали практикующей. Однажды она объявила, что проспит целую неделю; во время этого сна, казалось, ее ум покинул тело и путешествовал по разным местам. Позже она рассказывала подробности о местах и событиях этого путешествия, которые в точности подтвердились, однако узнать их она могла только лишь путешествуя во сне.

Кроме состояния сна со сновидениями, по словам Его Святейшества, существуют еще более тонкие уровни сознания, когда сновидения уже отсутствуют. Когда мы падаем в обморок, это также позволяет нам приблизиться к более тонким состояниям ума. Он также упомянул о растворении элементов, составляющих тело и ум, которое ведет к более тонким уровням сознания. Когда проявляется ум ясного света, восемьдесят неверных представлений прекращаются. Его Святейшество сказал, что основополагающий ясный свет никогда не исчезает, он также не подвержен омрачениям. Когда проявляется ум ясного света, большинство людей этого просто не замечают, но практикующий, которому знакомо это состояние, может его уловить. Они могут использовать ум ясного света для постижения пустоты. Цель йоги божеств состоит в том, чтобы научить ум достигать этой изначальной мудрости.

Его Святейшество даровал обеты бодхисаттв всем, кто пожелал их принять, заметив, что принятие обета бодхисаттв – первый шаг на пути к счастью, ведь бодхичитта помогает нам продвигаться вперед по духовному пути. В заключительной части церемонии Его Святейшество сказал, что возможность принять обеты бодхисаттв большая удача для каждого, а для него большая удача даровать эти обеты.

Вхождение учеников в песочную мандалу во время 33-го посвящения Калачакры
Участники посвящения Калачакры с ритуальными повяз-
ками на головах. Фото: Мануэль Бауэр.
Затем Его Святейшество даровал тантрические обеты, за ними последовало взращивание всеобъемлющей йоги. Говоря о развитии бодхичитты, Его Святейшество заметил, что живые существа – источник всего хорошего, что есть в наших текущих жизнях, а также источник блага в наших будущих жизнях. Его Святейшество сказал, что например, если бы нас никто не провоцировал, было бы невозможно развить терпение. Если мы не будем относиться к другим с состраданием и заботой, останемся эгоистичными, то не достигнем даже наших личных целей. Его Святейшество привел строку из поэмы Арьядевы «400 строф»: «Что возникает зависимо, не имеет автономного существования» и посоветовал использовать ее для размышлений о пустоте. В заключение, ученики смогли войти и увидеть мандалу.

Перед завершением дневной сессии Его Святейшество даровал устную передачу шестиразовой гуру-йоги Калачакры, составленной по его просьбе его старшим наставником Лингом Ринпоче. По мнению Далай-ламы, очень полезно повторять ее каждый день, как это делает и он сам.

Затем последовали завершающие церемонии и молитвы, после которых Его Святейшество спустился с трона и снова подошел к краю сцены, чтобы увидеть грандиозное, овеянное миром и спокойствием собрание людей. Потом Его Святейшество удалился в свою резиденцию.

Завтра, в день полнолуния, будут проведены семь посвящений вхождения, подобно ребенку.

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад